Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррекция страхов. Метод игнорирования.. Метод культуры здорового смеха.




Коррекция страхов.

При коррекции страхов не следует рассказывать страшных историй не только на ночь, но и Днем и читать газетную хронику происшествий; нужно ребенку предоставить возможность откровенно делиться своими переживаниями, связанными со страхом, и устранить все внешние его поводы. В некоторых же случаях простейшим средством является произвольное вызывание припадков страха (внезапный резкий шум и т. п. ) до тех пор, пока ребенок не привыкнет к нему.

Известный детский врач и педагог, автор получившей у нас доброжелательный прием книги «Нервные болезни и воспитание» (СПб., 1908) Гуго Оппенгейм (Oppenheim) предлагает применять рекомендованную немецким психиатром Теодором Цигеном (Ziehen) (СНОСКА: Это имя встречается в нашей литературе и в другой транскрипции: Цийен, —Ред. ) аффективную гимнастику (Affektgymnastik), т. е. заставлять ребенка делать методические упражнения для того, чтобы постепенно отучить его от наклонности к страху. Юноше, боящемуся огня, следует привязать спичку и лишь спустя несколько дней разрешить ему ее снять. Далее зажженную спичку надо взять из рук больного и объяснить ему: теперь вы снимаете с него ответственность, ответственность принимается вами на себя. Позже этот подросток должен уже сам потушить спичку и еще позже сам научиться ее бросать. Таким путем исподволь приучают к борьбе со страхом. При первых пробах должен непременно присутствовать врач-специалист, а лишь позднее его приучают самостоятельно подавлять свой страх. Само собой разумеется, что в этом случае важно иметь полнейшее доверие к врачу. Авторитетное уверение последнего: «Я беру на себя ответственность за все последствия» — необыкновенно облегчает состояние больного, говорит Циген.

Короче говоря, страх есть аффект, и, как при всяком аффекте, задачей коррекции является развитие в ребенке искусства самообладания. Это приносит ему пользу на всю жизнь. Понятно, что при практическом применении этого метода неизбежны рецидивы, в этом случае следует вновь с неиссякаемым терпением начинать тот же путь.

В общем надо сказать, что, кроме терпеливого старания отучить ребенка от его беспричинных страхов, лучше всего действует спокойное убеждение, уговор. Строгостью тут ничего не сделаешь.

Метод игнорирования.

Исключительным по характеру детям никоим образом нельзя показывать, что в них -видят исключительность. Все они, кроме истерических детей, совершенно не могут выносить того, чтобы быть центром внимания. Лишь кажущееся невнимание к их резким дефектам характера ведет к тому, что они постепенно подавляют некоторые свои психопатические проявления. Еще менее того должны они знать, что их считают ненормальными, так как это неизбежно ведет к тому, что одни из них преувеличивают свои психические аномалии, другие же совсем не желают быть ответственными за свои поступки.

В коррекции недостатков характера истеричных детей метод игнорирования дает особенно хорошие результаты— их рисовка, театральность, болезненное стремление всячески обратить на себя внимание при дружном проведении всем персоналом этого метода очень быстро поддаются сначала смягчению, а в дальнейшем и исчезновению, что в свою очередь, совоспитывает, сокорригирует и другие недочеты характера.

Метод культуры здорового смеха.

Научными исследованиями последних лет, в частности, американского физиолога и психолога Джорджа Дирборна (Dearborn) (СНОСКА: См.: Dearborn D, The Emotion of Joy, — N. -Y.; London: Ma-cmillan, 1989. — 70 p. ), установлено громадное ежечасное и ежеминутное значение в жизни человека вообще и в частности ребенка здорового смеха, радости, веселого настроения. Чувство радости заставляет расширяться все мельчайшие кровеносные сосуды, ускоряет оживляющее все органы кровообращение, повышает жизненную энергию организма. Далее те же физиологические и психологические объективные данные говорят нам о том, какое большое и неоценимое действие оказывает радость на наши мускулы и нервы, а также на питание, на умственную и физическую работу.

Профессор Е. К. Сепп (СНОСКА: См.: Сепп Е. К. Клинический анализ нервных болезней. — М.; Л., 1927. — Ч. L— 428с. ) придает смеху значительное психофизическое значение в жизни человека ввиду того, что смех действует освежающим образом на утомленный, усталый мозг. Оригинально анализируя механизм этого влияния на механизм внешних выразительных движений— улыбки и смеха как переживаемых нами эмоций удовольствия, он отмечает, что «при смехе давление в грудной клетке и черепной полости в общем понижено; но на этом общем фоне понижения кровяного давления протекают вибрации, сказывающиеся толчкообразными повышениями, Если мы перенесем в своем воображении этот процесс на венозную систему мозга, то можем сказать, что при облегченном кровообращении мозг испытывает обратные в отношении течения жидкости толчки, мозг подвергается своеобразному массажу. Накопившиеся при однообразной работе продукты утомления при помощи толчков скорее диффундируют в различные стороны. Таким образом, смех, как бы массируя мозг, усиленно снабжая его кровью и тем самым более интенсивно удаляя продукты утомления, создает особенно благоприятные условия для отдыха нашего мозга.

Ту же мысль по-своему передавал Горький, заявляя, что хороший смех, сотрясая грудь, оздоровляет душу. Кратко резюмируя, мы скажем, что радость и смех вызывают так нужное для организма ощущение свежести, бодрости и активности. «Если бы в детдомах дети больше играли—жизнь детей была бы много радостнее... Конечно, надо научить ребят играть»(СНОСКА: Крупская Н. К. К вопросу о детдомах//Крупская Н. К. Педагогические сочинения: В 6 т. —М., 1978. —Т. 2. —С. 261. —Ред. )

Влияние радости особенно усиливается по отношению к исключительным детям. Для примера можно сослаться на детей, склонных к уединению, замыканию в себе, аутизму. Здесь и врач, и педагог, наряду с другими мероприятиями, должны использовать и метод создания вокруг ребенка радостной атмосферы. Радость для них столь же необходима, как солнечный свет, как свежий воздух, и ейтак мало нужно места. Она отлично уживается и под низкой крышей. Здоровое веселье, здоровый смех для них является, добавим мы, крайне необходимым лекарством, которое нельзя упускать из виду и которое, наоборот, следует постоянно употреблять в интересах детей.

С этой целью мы можем рекомендовать следующее. Во-первых, необходим специальный подбор книг для чтения, надо устранить из них те, которые насыщены скептицизмом и пессимизмом. Здоровым чтением может служить лишь та литература, которая в состоянии привить детям бодрость, отвагу, желание побеждать природу. Наряду с этим следует предлагать детям чтение веселых, комических книг.

Крайне желательно иметь среди педагогов хотя бы одного живого, энергичного, смеющегося и своим поведением заражающего детей.

Среди детей нередко встречаются весельчаки, склонные к юмору, балагуры. Медико-педагогическое учреждение обязано выявить и затем всячески культивировать эти склонности и затеи. Помня неуравновешенность, необузданность, импульсивность исключительных детей, педагогическому персоналу необходимо следить за тем, чтобы это было в определенных границах, чтобы шутки не переходили в постоянное поддразнивание одного и того же ребенка, не превращались в извод, травлю, истязание его.

Дети часто из ничего создают свой цирк: Петрушку, инсценировки, шарады в лицах и примитивных костюмах, простенькие спектакли; особенно это процветает в тех случаях, когда среди них имеются артистически одаренные.

Шутки, прибаутки, загадки также веселы и забавны и потому весьма полезны в деле коррекции ребенка, отклоняющегося от нормы.

Хороший воспитатель систематически пользуется описанным методом культуры здорового смеха.

Действия при сильном возбуждении ребенка. Здесь прежде всего надо действовать хорошим примером, помня, что «слово лишь карлик, а пример — великан»; разумно налаженным режимом; спокойным течением жизни учреждения. Необходимо постепенно закаливать воспитанников по отношению к физическим лишениям и неприятным психическим переживаниям. Не следует устранять и удалять все то, что может неблагоприятно влиять на их настроение и аффекты. Можно даже давать им повод к проявлению аффекта, чтобы благодаря этому систематически вырабатывать у них самообладание (Циген—Ziehen). Этому способствует строгий распорядок дня. Если сюда присоединится еще дозированное участие в игре и спорте, то этим будет вызвано усиление волевых импульсов, повышение настроения и психической стойкости.

Важнее всего при сильном возбуждении ребенка психическое влияние на него окружающих взрослых. Всякий воспитатель, умеющий влиять на детей силой своей личности, справится с грозным проявлением аффекта.

В худших случаях надо укладывать ребенка в кровать или сделать обертывание или ванну. Ни в коем случае недопустимо при сильном возбуждении воспитанника применять наказание, так как во время резких эксцессов (например, бросание в людей чем попало, неистовые крики с плачем и без него и т. п. ) ребенок находится в полубессознательном, а потому и безответственном состоянии—человек в аффекте невменяем. Разыгравшийся аффект уже не дает возможности собой овладеть, поэтому следует оградить самого возбужденного и окружающих от него. Один какой-нибудь момент может иметь решающее значение для всей будущей жизни ребенка или юноши.

С длительным приступом возбуждения борются изоляцией (но без запирания на замок) с постельным режимом на несколько часов или дней. Само собой разумеется, что при этом не должно быть недостатка в наблюдении. Сделайте вид, что вы смотрите на него как на больного, — ставьте градусник, давайте индифферентное лекарство и т. п.

Детей-истериков в момент сильного возбуждения гораздо действеннее не замечать, игнорировать, но ни в коем случае не оставлять без надзора, так как некоторые из них с таким болезненным стремлением обращать на себя внимание склонны к попыткам самоубийства. Наказывать их также небезопасно, потому что это может повести за собой значительные неприятные осложнения — появление у них психической немоты, параличей и т. п.

Профессор Н. Н. Тарасевич, руководитель одесского врачебно-педагогического кабинета, со своей стороны, весьма рекомендует ко всем описанным приемам добавлять метод бесед. После того как ребенок уже успокоился, благодаря его изоляции и принятым лечебным процедурам, он становится более доступным для контакта с педагогом, для которого раскрываются новые возможности влияния на нервнобольного или психопатичного ребенка. В этих условиях педагогу путем простой и доброжелательной беседы легче и проще интимно подойти к ребенку и глубже понять его поведение. Для метода этих бесед, по мнению Тарасовича, нельзя указать определенные рецепты, здесь необходим большой опыт и такт со стороны педагога. Метод бесед достигает цели тогда, когда ребенок начинает видеть в лице педагога своего наиболее близкого друга и защитника во всех трудных вопросах жизни.

Для полноты изложения этого метода нельзя умолчать о том, что бывают моменты выражения сильного аффекта со стороны не только того или другого ребенка или юноши, но также целой группы и, наконец, в редких случаях это возбуждение перебрасывается на весь коллектив данного учреждения. В подобных случаях причинами оказываются: а) недостаточное питание, хроническое недоедание; б) систематическое проявление грубого, вызывающего поведения кого-либо из нелюбимых педагогов; в) режим учреждения — недостаток движения, недостаточное пребывание на воздухе; г) однообразное, скучное, нудное провождение свободного времени, нерациональный отдых; д) дети-вожаки, терроризирующие остальных, подстрекают, разжигают своих товарищей — в результате происходит взрыв аффекта с насильственным протестом против кого-либо из педагогов, врача или члена администрации.

К этим причинам буйного выражения аффекта, гнева, недовольства, злобы и т. п. надо присоединить еще одну, исходящую из злого умысла кого-либо из педагогического персонала. Эту причину в большинстве случаев бывает нелегко и нескоро выявить.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...