Принципиальные предпосылки изучения ребенка.
Принципиальные предпосылки изучения ребенка. Советская педология, опирающаяся на диалектический материализм, к настоящему времени достаточно основательно проработала методологическую сторону вопроса изучения ребенка. Мы имеем в этом отношении целый ряд основных понятий, как, например, целостность формирования личности и активности ребенка, принцип взаимосвязи социальных и биологических условий поведения при превалировании первых, диалектическая природа развития ребенка, общий динамичный подход к личности ребенка и тому подобные положения, разработанные нашей наукой, поскольку она стоит на марксистской точке зрения. Однако не столь благополучно обстоит дело со стороны методики. Мы до сих пор не имеем конкретных и достаточно обоснованных приемов изучения личности ребенка в динамике ее развития, например не выработана пока соответствующая задачам марксистской педологии система тестовых испытаний живого и растущего под определяющим влиянием социальной среды ребенка. Наши тесты, изучающие как общую, так и специальную одаренность, как практический, так и теоретический интеллект, доселе имеют в виду личность ребенка в ее статическом разрезе. Немногим лучше обстоит и с методом наблюдения естественного эксперимента, поскольку для них еще недоступно подлинно целостное изучение поведения. Если обратиться к нашим возможностям изучения коллектива как такового, то они до чрезвычайности ограничены. По существу, за исключением лишь нескольких работ, мы и сейчас выдаем за изучение коллектива лишь массовые испытания индивидов. Коллектив как система все еще не находит соответствующих приемов его изучения. Мы могли бы не ограничиваться только этими примерами, но и указанных довольно, чтобы читателю была ясна наша мысль о крайне недостаточном состоянии методического обеспечения педологического исследования.
Необходимость выработки специальной программы изучения ребенка. Впредь до окончательного разрешения этого вопроса нам кажется некоторым его продвижением вперед создание специальных программ изучения ребенка. Как показывает наша практика, такого рода программы позволяют более целостно и всесторонне подойти к изучению личности ребенка, они дают возможность изучать определяющее влияние социально-экономических условий, учесть биологический момент поведения, проследить динамику развития ребенка (СНОСКА: Одной из основных задач нашей исследовательской работы было стремление учесть динамику развития поведения ребенка, а также качественные стороны этих процессов. Поэтому представляется чрезвычайно странным брошенный в мой адрес упрек в якобы «статической (количественной) точке зрения» (см.; Умственно-отсталые дети и их воспитание, —М., 1928, —С, 7—8) путем многократных повторений отдельных исследований. Наконец, поскольку такая программа обычно связывается с педагогическим изучением ребенка, она носит не только теоретический, но и практический характер. На ее основе возможна рациональная организация воспитания и обучения ребенка. Наша многолетняя практика в области детской исключительности подтвердила пригодность излагаемой ниже программы изучения ребенка. Здесь не следует упускать из виду, что отдельные части этой программы или разработаны в руководимых мною учреждениях, или же изменены согласно конкретным задачам. Программа изучения личности ребенка. Она в общем содержит пять основных разделов. I. Социальные и биологические условия поведения. 1. Социальный профиль. 2. Лист обследования ребенка, пункт III.
II. Изучение форм поведения. А. Индивидуальные. 1. Тесты. 2. Лабораторный эксперимент. 3. Лист обследования ребенка, пункты 11—62. Б. Коллективные. 1. Программа изучения коллектива. 2. Лист обследования ребенка, пункты 57—60. III. Изучение личности в целом. 1. Лист обследования ребенка. 2. Наблюдение. 3. Естественный эксперимент. IV. Школьная успешность. 1. Тесты школьной успешности. 2. Анализ трудовой и творческой продукции ребенка. V. План медико-педагогической коррекции на основе программы изучения ребенка: а) в отношении социально-экономических условий, б) в отношении биологических условий, в) в отношении отдельных форм поведения, как индивидуальных, так и г) коллективных, д) в отношении личности в целом, е) в отношении школьной успешности и ж) социальной пригодности. Социальный профиль. В первый раздел программы изучения ребенка входит социальный профиль. Задача его состоит в учете тех социально-экономических и биологических условий, которые создают, развивают, даже, так сказать, культивируют детскую исключительность в случаях их неблагоприятного состояния и одновременно указывают на пути предупреждения и устранения дефектов личности ребенка. Наш многолетний опыт убедительно говорит о том, что не все социально-экономические условия имеют одинаковое значение в причинных моментах различных н. е-нормальностей у детей. Некоторые из них оказываются в этом отношении более действующими по сравнению с другими; социально-классовая, скажем, принадлежность ребенка оказывается более сильной, чем гигиенические условия жизни ребенка, и т. п. Мы делим социально-экономические условия на две категории: прямые и биологически отраженные. В целях предоставления возможности нахождения общих законов в соотношениях между социально-экономическими условиями и типами психофизических конституций детей учет должен быть не только качественным, но и количественным, в силу чего вводятся 4 ступени: 1) ступень абсолютного неблагоприятствования социально-экономических условий, 2) ступень относительного неблагоприятствования, 3) ступень относительного благоприятствования, 4) ступень полного благоприятствования.
Ступени эти условные, и к их заполнению даются специальные указания. Так, например, по параграфу «Бюджет» единицей обозначается отсутствие средств, двойкой — малая обеспеченность, тройкой—нормальный бюджет (по экономическому состоянию года исследования), четверкой — бюджет выше нормального; по параграфу «Гигиенические условия» к единице, т. е. к самой худшей ступени, относится отсутствие гигиенического минимума, ко второй ступени—гигиенический минимум, к третьей—нормальные гигиенические условия, к четвертой — особенно благоприятные гигиенические условия. Возьмем еще один пример градуирования на 4 ступени по параграфу «Психическая индукция среды» (отрицательное, вредное или положительное влияние со стороны родителей, товарищей улицы и т. п. ). К максимально неблагоприятной ступени мы должны отнести многочисленность или злокачественность индуцирующих факторов, ко второй ступени — немногочисленность или относительную безвредность влияющих условий, к третьей—отсутствие отрицательной индукции, к четвертой — наличность положительной индукции (статья В. П. Кащенко «Проблема изучения и воспитания ребенка». —М., 1926. —С. 47—90). К ней приложены «Инструкция и Специальные замечания в отношении каждого отдельного раздела и пункта профиля», которые детально указывают на конкретных примерах, как, в каком случае следует производить градуирования по ступеням. Некоторые из социально-экономических условий уже по своему характеру не могут не иметь разных ступеней. Сюда относятся социально-классовое положение родителей, социально-экономический характер района детства ребенка, профессия родителей или лиц, их заменяющих, национально-культурная среда. Все прямые факторы 1-й категории подвергаются распределению по вышеуказанным четырем ступеням. Условия жизни ребенка в семье или детском учреждении: родители, культурный уровень, бюджет, условия воспитания, перемена места жительства или школ, гигиенические условия, питание, социальные болезни, психическая индукция среды.
Биологически отраженные факторы. Условия зачатия (состояние родителей, кровное родство, разница в возрасте). Условия беременности (состояние матери): психофизическое состояние, употребление наркотиков, гигиенический минимум, питание, умственная работа, мускульная работа. Условия рождения и первых дней детства: роды, доно-шенность, питание, психофизическое состояние матери или кормилиц, уход в первые дни. Собранные от родителей или других лиц, хорошо знающих ребенка, сведения в целях демонстративной наглядности наносятся на графическую таблицу и затем из них выводится средняя высота социальных условий, а все это, в свою очередь, дает ясную картину социального анализа данного ребенка, выявить же недостатки социальной среды, в которой формировалась личность ребенка, имеет существенное значение в деятельности педолога, врача, педагога и тем более дефектолога, поскольку эти условия являются фундаментом развития личности в прошлом и ее состояния в настоящем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|