Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа целостного наблюдения поведения ребенка




Программа целостного наблюдения поведения ребенка

I, Врожденные формы поведения

Гастрический инстинкт. Отношение к еде. Разборчивость или неразборчивость в пище. Консерватизм, боязнь нового в пище. Любовь к еде. Лакомство. Обжорство. Отношение к спиртным напиткам, к наркотикам, кофе, чаю, кокаину, морфию и т. п. Отношение к курению.

Идиосинкразия в отношении отдельных видов пищи.

Извращения гастрического инстинкта. Употребление испорченной пиши, отбросов, содержимого помойных ям, кала, мочи и т. п.

Общий характер предпочитаемого питания (мясного, вегетарианского, сладости и т. п. ).

Сексуальный инстинкт. Высота развития половой впечатлительности. Отношение к непристойным рисункам, письмам, неприличным анекдотам, сальностям вообще. Отношение к картинам (музеи, кино) сексуального содержания. Отношение к представителям другого и своего Пола. Онанизм личный и взаимный. Проявление сексуальных интересов ребенка в его творчестве. Недостаточное развитие сексуального инстинкта.

Социальный инстинкт, как положительный, так и отрицательный. Отношение и участие в общественных мероприятиях коллектива, священных с самообслуживанием, самодисциплиной, товарищеским судом Я т. п. Отношение в таких случаях к отдельным товарищам и к коллективу в целом.

Участие в общественно-политических праздниках, митингах, коллективных выступлениях и прочих товарищеских организацияхвременного порядка.

Положительные или отрицательные проявления социального инстинкта в играх, на занятиях в мастерских, в групповых общеобразовательных занятиях, в повседневной жизни.

Отношение к родителям, родственникам, воспитателям, общественным деятелям и вождям.

II. Рецепторы (анализаторы)

Следует указать на количественную сторону, интенсивность (силу), точность, временную продолжительность и специфические особенности следующих анализаторов (органов чувствительности).

Зрение. Отметить также нормальное развитие, близорукость, дальнозоркость, дальтонизм, психическую слепоту на буквы, цифры.

Слух. Указать также на возможность различения тонов, тембра, Шумов.

Осязание. Тактильное (прикосновение), барическое (осязание веса), термическое (температурное), болевое. Рецептор равновесия тела. Индивидуальные отличия и направленности.

Обоняние.

Вкус. Следует также указать специфические особенности и аномалии вкуса — идиосинкразия и т. п.

III. Эмоциональные реакции

А. Механизм эмоциональных реакций.

Везде следует указывать на три степени эмоциональных реакций:

низкую (слабую), среднюю и высокую (сильную).

Возбудимость (общая). Как быстро раздражитель вызывает эмоциональную реакцию. Соответствует или не соответствует эмоциональная реакция раздражителю, т. е. может ли она быть признана в этом Отношении нормальной, повышенной или пониженной.

Интенсивность. Следует отметить три ступени обычной для ребенка интенсивности его эмоциональных реакций: слабую, среднюю и сильную. Переходит или не переходит эмоциональное поведение ребенка и аффект и как часто. Если переходит, то его преобладающий тип по механизму, а не по содержанию—непродолжительный и бурный, длительный с ритмично повторяющимися приступами и т. п.

Устойчивость. Следует указать на обычную продолжительность раз возникшего эмоционального поведения ребенка, поставив ее в связь (сопоставив) с интенсивностью этого поведения. В случае наличия хореи необходимо указать на присущие ребенку болезненно частые смены эмоциональных реакций — по их интенсивности и содержанию.

Отражение эмоциональных реакций на соматическом поведении ребенка.

Побледнение. Покраснение. Смех. Перемена голоса. Плач. Сердцебиение. Изменение дыхания. Потение. Дрожание конечностей (мурашки по телу). Характер пантомимы, мимики и жестикуляции в смысле их оживленности и наоборот.

Влияние эмоциональных реакций на общее поведение ребенка. Следует отметить перемену под влиянием эмоциональных реакций в работе анализаторов, в процессах суждения, совершении тех или иных поступков и т. п. Также следует указать на длительное и устойчивое изменение поведения под определенным воздействием эмоциональных переживаний. Сексуальное поведение, асоциальное поведение и т. п.

Б. Содержание эмоциональных реакций.

Преобладающий тип эмоционального поведения по содержанию. Всегда весел, доволен, настроен радостно, с хорошим самочувствием. Или: угнетенное, вялое, пониженное раздражительное самочувствие.

Болезненная веселость или апатия, депрессия. Восторженное настроение, грустное, тоскливое, озлобленное. Труслив или храбр. Если указанные формы эмоционального поведения переходят в аффекты, то следует дать им наименование по содержанию.

Фобии: воды, пространства, темноты, привидений, мышей, покраснения, боли, крови, боязнь за жизнь, за будущее, за имущество, боязнь общества, толпы, движения, новых людей, новых книг, занятий и т. п.

Филонеизм (любовь к новому) и мизонеизм — нелюбовь, боязнь нового.

Эмоциональные реакции эгоистического и эгоцентрического порядка. Эгоист, заботится только о своих выгодах и удовольствиях. Все окружающее—лишь средство для осуществления его эгоистических целей. Эгоцентризм. Или поведение может быть характеризовано в понятиях обратного порядка.

Жаден, корыстолюбив. Или: бескорыстен, великодушен, склонен к самопожертвованию.

Самолюбив, старается отличиться, превзойти своих товарищей, чувствителен к похвалам и порицаниям, успеху у окружающих или к их равнодушию. Тщеславен, любит рисоваться, кокетничать, позер, гаер. Хвастлив, обидчив. Сильно развито чувство собственного достоинства. Уверен в себе, в своих силах и способностях. Самостоятелен, самонадеян, самодоволен, властолюбив, горд. В случаях патологических следует указать на гипертрофию личности или же: состояние бессилия и неуверенности в себе. Не решается взять на себя ответственное дело. Склонен к смущению, замешательству, конфузится. Склонен к раскаянию и самоуничтожению. Патологическая застенчивость.

Эмоциональные реакции социального порядка. Отношение уже сознательное, а не инстинктивное к различным видам социальных взаимоотношении и установлении. Отношение к пионерскому звену, отряду. Склонен или не склонен к дружбе с товарищами. Добр, старается помочь, услужить. Отношение к слабым, бедным, больным. Отношение к воспитателям, родителям, к взрослым вообще. Честен, правдив, верен долгу, твердо держит данное слово, предвидит ответственность Г свои проступки.

Или: лжет, обманывает, хитрит, асоциален вообще. Воровство. Социально-положительное поведение или социально-отрицательное. Если наличествует, то указать на насмешливое и презрительное отношение к окружающим, дерзость, грубость, нахальство, хулиганство и т. п.

Насколько проявляются положительные или отрицательные социальные реакции эмоционального типа в играх, в различных детских и Общественных организациях и т. п.

Эмоциональные реакции эстетического характера. Отношение к различным видам и жанрам искусства, к музыке, пению, картинам, скульптуре, архитектуре и т. п. Степень эмоционального реагирования на раздражители эстетического порядка.

Отношение к природе как к источнику многочисленных эстетических раздражителей. Реагирование на различные прекрасные и возвышенные явления природы — величие моря, мощь гор, северное сияние, восход и заход солнца, аромат полей и т. д. и т. п.

Эмоциональные реагирования на социальные события, если они имеют эстетическую форму, —митинги, праздники, торжества и т. п.

Эмоциональные реакции, связанные с умственной деятельностью. Любознателен, испытывает удовольствие от умственной работы самой по себе, независимо от других ее моментов. Читает серьезные книги. Радуется удачно выполненной умственной работе, например решению необычной задачи. Любит играть в шашки, шахматы и другие образовательные игры.

Или: проявляет эмоциональные реакции обратного порядка. Отношение к смешному, юмористическим рассказам, анекдотам.

IV. Моторные навыки (реакции)

(Везде указывать три степени качественного развития моторных навыков, а также случаи патологического порядка. )

Количество движений. Подвижен или малоподвижен. Совершает много ненужных движений: без всякой надобности ходит или бегает из угла в угол, прыгает, размахивает руками, ерзает на стуле, раскачивается, потягивается, гримасничает и т. д. Или же подолгу сидит на Одном месте, совершает только самые необходимые движения. Или Же, наконец, в отношении количества движений имеет обычное для данного возраста и пола ребенка повеление.

Также следует указать, если наличествуют, бесцельные, стереотипные и хореические движения, автоматизм движении — отсутствие произвольной задержки движения, тик, дрожание, трясение, эхокинезия — Повторение однообразных движений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...