Задания по разделам № 4,5 имеют только научно-практическую ориентацию, заключающуюся в подборе диагностического инструментария по возрастным этапам.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Материалы для студентов по курсу «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Цель дисциплины заключается в формировании и развитии профессиональных компетенций бакалавров, посредством развития научного психологического мышления студентов; формировании у студентов умение анализировать факты детского развития; различать стратегии, методы и методики исследования развития ребенка и взрослого; выделять закономерности развития; на примере анализа наиболее крупных научных теорий видеть нерешенные проблемы возрастной психологии. Основное содержание разделов дисциплины:
Вопросы для самоконтроля по лекционному материалу:
Раздел 1. 1. Сформулируйте основные задачи возрастной психологии. 2. Назовите разделы возрастной психологии. 3. С какими целями проводятся генетический и формирующий эксперименты? 4. Перечислите основные этапы генетического и формирующего эксперимента. 5. Зачем применяется контрольная группа в формирующем эксперименте? 6. Выделите достоинства и ограничения метода наблюдения. 7. Раскройте возможности преодоления ограничений метода наблюдения в психолого-педагогическом исследовании. 8. Перечислите предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную науку. 9. Назовите дату оформления возрастной психологии как самостоятельной науки. 10. Охарактеризуйте предметную область возрастной психологии. 11. Дайте определение понятию «методология науки». 12. Дайте определение понятию «метод». 13. Перечислите эмпирические методы психологического исследования. 14. Охарактеризуйте стратегию наблюдения в возрастной психологии с точки зрения её сущностных характеристик и исторических особенностей. 15. Охарактеризуйте стратегию эксперимента в возрастной психологии с точки зрения её сущностных характеристик и исторических особенностей. Раздел 2. 1. Охарактеризуйте понятие «развития» в отечественной психологии. 2. В чем заключается сущность биогенетического подхода в психологии? 3. Назовите основных представителей биогенетического подхода в психологии.
4. В чем заключается сущность социогенетического подхода в психологии? 5. В чем коренное отличие концепции Э.Эриксона от концепции З.Фрейда? 6. Обоснуйте позицию психоанализа в решении вопроса о движущих силах психического развития. 7. Каковы условия и движущие силы психического развития ребенка с позиции бихевиоризма? 8. Что означает тезис о том, что Л.С.Выготский первым ввел исторический принцип в область детской психологии? 9. Сформулируйте основные законы детского развития, обозначенные Л.С.Выготским. 10. Объясните сущность закона периодичности, сформулированного Д.Б.Элькониным. 11. Определите понятия неравномерности и гетерохронности развития. 12. Объясните выражение: развитие «как приобретение и потери». 13. Что такое «кумулятивность развития» и какова ее роль в психическом развитии? 14. Объясните роль сензитивности в психическом развитии. 15. Что означает положение о том, что развитие имеет историко-культурную обусловленность? 16. Как вы понимаете пластичность психического развития? 17. Опишите развитие как процесс и как деятельность. 18. Назовите основные категории необходимые для целостного понимания процесса развития человека. 19. Назовите условия психического развития. 20. Перечислите факторы психического развития человека. 21. Что является механизмом психического развития? 22. Дайте определение понятию «возраст». 23. Назовите структурные компоненты психологического возраста. Раздел 3. 1. Дайте определение понятия периодизация психического развития. 2. На какие группы можно разделить все имеющиеся периодизации? Приведите примеры периодизаций, входящих в эти группы? 3. Что положено в основу периодизации психического развития, разработанной Д.Б.Элькониным? 4. Что является основанием для периодизации психического развития Л.С.Выготского? 5. Охарактеризуёте, в чем заключается проблема построения периодизации психического развития. 6. В чем недостатки периодизаций психического развития, построенных по внешнему критерию? 7. В чем недостатки периодизаций психического развития, построенных по одному внутреннему критерию? 8. Назовите возрастные границы дошкольных возрастов? 9. Опишите этапы периодизации психического развития (на выбор). 10. Назовите возрастные этапы онтогенетического развития. 11. Перечислите ведущие виды деятельности для каждого из этапов онтогенетического развития. 12. Перечислите центральные новообразования для каждого из этапов онтогенетического развития. Раздел 4. 1. Назовите возрастные границы периода новорожденности.
2. В чем сущность кризиса новорожденности? 3. Какими изменениями в психике ребенка обозначена граница периода новорожденности в психологии? 4. В чем состоит основная роль взрослого человека в ряду факторов, определяющих психическое развитие ребенка? 5. Опишите социальную ситуацию развития в период новорожденности. 6. Опишите социальную ситуацию развития в период младенчества. 7. Опишите ведущую деятельность в период младенчества. 8. Опишите основные новообразования в период младенчества. 9. В чем суть кризиса первого года жизни? 10. Назовите основные проявления кризиса 1 года. Раздел 5. 1. Назовите возрастные границы периода раннего детства. 2. Назовите социальную ситуацию развития в период раннего детства. 3. Охарактеризуйте ведущий вид деятельности в период раннего детства. 4. Назовите центральное новообразование в период раннего детства. 5. Перечислите другие важнейшие новообразования в период раннего детства. 6. Назовите основные линии развития предметно-орудийной деятельности. 7. На каком противоречии основан кризис трех лет? 8. Опишите симптоматику кризиса. Раздел 6. 1. Назовите возрастные границы дошкольного возраста. 2. Назовите социальную ситуацию развития дошкольного возраста. 3. Охарактеризуйте ведущий вид деятельности дошкольного возраста. 4. Назовите центральное новообразование дошкольного возраста. 5. Перечислите другие важнейшие новообразования дошкольного возраста. 6. Опишите симптоматику кризиса. 7. Отметьте плюсы и минусы обучения детей дошкольного возраста. 8. Раскройте значение игры в формировании психологической готовности к школе. 9. Опишите компоненты психологической готовности к школе. 10. Что означает словосочетания «утрата детской непосредственности». Раздел 7. 1. В чем суть школьной дезадаптации учащихся младших классов? 2. Назовите основные трудности младших школьников в овладении учебными навыками (письма, чтения, счета). 3. Назовите структурные компоненты учебной деятельности. 4. Опишите специфику взаимодействия младшего школьника со взрослыми: родителями, учителями. 5. Назовите возрастные границы младшего школьного возраста. 6. Назовите социальную ситуацию развития младшего школьного возраста. 7. Охарактеризуйте ведущий вид деятельности младшего школьного возраста. 8. Назовите центральное новообразование младшего школьного возраста. 9. Перечислите другие важнейшие новообразования младшего школьного возраста. 10. Опишите симптоматику кризиса. Раздел 8. 1. Укажите основные критерии выделения групп «трудных» подростков. 2. Раскройте специфику отношений подростков к школе и учению. 3. Охарактеризуйте когнитивное развитие в подростковом возрасте. 4. Дайте определение термину «девиантное поведение подростков». 5. Назовите причины девиантного поведения подростков. 6. Назовите возрастные границы подросткового возраста. 7. Назовите социальную ситуацию развития подросткового возраста. 8. Охарактеризуйте ведущий вид деятельности подросткового возраста. 9. Назовите центральное новообразование подросткового возраста. 10. Перечислите другие важнейшие новообразования подросткового возраста. 11. Опишите симптоматику подросткового кризиса. Раздел 9. 1. Назовите возрастные границы ранней юности. 2. Назовите социальную ситуацию развития в ранней юности. 3. Охарактеризуйте ведущий вид деятельности в ранней юности. 4. Назовите центральное новообразование в ранней юности. 5. Перечислите другие важнейшие новообразования в ранней юности. 6. Охарактеризуйте особенности самосознания в юности. 7. В чем суть профессионального самоопределения? 8. Перечислите ошибки в выборе профессии в старшем школьном возрасте. 9. Раскройте понятие социальной ситуации развития в период поздней юности. 10. Опишите особенности развития познавательной сферы в поздней юности. Раздел 10. 1. Назовите задачи развития в зрелом возрасте. 2. Охарактеризуйте признаки профессиональной деформации в зрелом возрасте. 3. Укажите основные признаки «кризиса среднего возраста». 4. Каковы особенности социальной ситуации развития пожилых людей? 5. Каковы основные проблемы психологии старения и старости? 6. Каковы основные физиологические признаки старения? Литература: Основная литература 1. Психология развития: учеб. для студ. вузов, обуч. по напр.и спец. психологии/Под ред. Т.Д. Марцинковской.-4-е изд., стер.-М.:Академия, 2008.- 528с. 2. Поляков А.М. Психология развития: учеб.пособие для вузов /А.М.Поляков – Беларусь: ТетраСистемс, 2006. – 304 с. Дополнительная литература 1. Волков Б.С. Психология развития человека: Учеб.пособие. – М., 2004. - 223 с. 2. Выготский Л.С. Психология развития человека: Учеб.пособие. – М.: Смысл: Эксмо, 2003. – 135 с. 3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество, юность. – М., 2002. – 456 с. 4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия. – 2000. – 184 с. 5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб.пособие для студентов вузов, обуч.по направлению и спец. «Психология». – М.: изд-во Аспект Пресс, 2001. – 460 с. Периодические издания 1. Вопросы психологии. 2. Психологический журнал. 3. Психологическая наука и образование. 4. Вестник практической психологии образования. 5. Журнал Школьный психолог. Интернет-ресурсы
Методические рекомендации (указания) по организации самостоятельной работы и самоконтролю знаний и умений студента, в которых отражен характер и критерии оценки результатов самостоятельной работы (согласно Положению о самостоятельной работе студентов): Самостоятельная работа студентов: По каждому разделу дисциплины «Возрастная психология» предусмотрен блок заданий для самостоятельной работы, которые выполняются студентами самостоятельно, и предполагают последующее обсуждение и корректировку её результатов в аудитории. Результаты работы фиксируются в письменном виде: в форме отчета, письменного анализа литературы и др. Письменные документы по результатам самостоятельной работы, а также участие в групповой аудиторной работе оцениваются и влияют на итоговую оценку. Названия тем, списки заданий и формы отчетности, и контроля студентов приведены также в ФОС УМК «Возрастная психология». Самостоятельная работа по каждому разделу предполагает: работу с конспектом лекций, самоконтроль по вопросам раздела, самостоятельное изучение теоретических вопросов. Подробное описание процедур выполнения заданий для самостоятельной работы представлены в настоящих методических рекомендациях и в ФОС УМК «Возрастная психология». После каждого занятия по курсу «Возрастная психология» преподаватель озвучивает задания для самостоятельной работы, которые должны быть выполнены к следующей встрече. Таким образом, получается, что на выполнение задания для самостоятельной работы у студентов есть 6-7 дней. Рекомендации по самостоятельному изучению вопросов: По каждому разделу дисциплины «Возрастная психология» предусмотрены вопросы для самостоятельного изучения. По каждому из вопросов составляется отчет. Задания по разделам № 1,2,3,10 реферативного типа. По этим вопросам составляется конспект, который включает в себя следующие пункты: план, теоретические положения, раскрывающие вопрос, схема/таблица, отражающая краткое содержание конспекта, вопросы для самоконтроля, используемая литература. Задания по разделам № 6,7,8,9 – комбинированные задания. Они включают в себя как теоретические анализ вопроса, так и научно-практическое задание, заключающееся в подборе и описании методов и методик диагностики на разных этапах онтогенеза. Задания по разделам № 4,5 имеют только научно-практическую ориентацию, заключающуюся в подборе диагностического инструментария по возрастным этапам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|