Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания по разделам № 4,5 имеют только научно-практическую ориентацию, заключающуюся в подборе диагностического инструментария по возрастным этапам.




Материалы для студентов по курсу

«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

Цель дисциплины заключается в формировании и развитии профессиональных компетенций бакалавров, посредством развития научного психологического мышления студентов; формировании у студентов умение анализировать факты детского развития; различать стратегии, методы и методики исследования развития ребенка и взрослого; выделять закономерности развития; на примере анализа наиболее крупных научных теорий видеть нерешенные проблемы возрастной психологии.

Основное содержание разделов дисциплины:

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела
     
1. Предмет, задачи и методы исследования психологии возрастного развития Предмет, задачи, стратегии и методы возрастной психологии. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки. История возникновения и развития возрастной психологии. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии. Разделы возрастной психологии. Основные направления в развитии возрастной психологии. Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития. Классификация методов. Наблюдение и эксперимент. Характеристика диагностических методов.
2. Общие проблемы психологии возрастного развития Категория развития. Теории психического развития. Развитие как процесс и деятельность. Источники, предпосылки, движущие силы и условия психического развития. Механизмы развития личности. Категория возраста. Психологический возраст. Основные структурные компоненты возраста: социальная ситуация развития, психические новообразования, ведущий вид деятельности. Понятие возрастного кризиса.
3. Проблема периодизации психического развития Основные этапы психического развития человека Проблема возрастной периодизации психического развития. Периоды психического развития человека и основные типы его социальной активности. Виды периодизаций психического развития.
  Психическое развитие в младенчестве   Особенности развития в период новорожденности и младенчества. Значение общения ребенка со взрослыми для его психического развития. Комплекс оживления. Развитие рецепторной и двигательной активности. Ориентировочно-исследовательская активность младенца. Развитие сенсомоторного взаимодействия у младенцев. Этапы развития активной речи у детей. Начало становления мышления. Личностные новообразования младенчества. Психологические предпосылки перехода к раннему детству.  
  Психическое развитие в раннем детстве Особенности развития в раннем детстве. Предметно-орудийная деятельность. Проявление предметной и конструктивной игровой деятельности. Формирование мышления. Раннее детство - сенситивный период в развитии речи. Возникновение «Я». Становление самооценки и социальных чувств. Симптоматика и сущность «кризиса 3-х лет» и переход к дошкольному детству.  
  Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Особенности развития ребёнка в дошкольном возрасте. Ведущая роль игры в психическом развитии дошкольника. Познавательная деятельность, ее развитие у дошкольника. Формирование эмоциональной и волевой сферы дошкольника в процессе деятельности и общения со взрослыми и сверстниками. Возникновение соподчинения мотивов как условия произвольности поведения и деятельности дошкольника. Доминирующие мотивы деятельности и поведения ребенка в старшем дошкольном возрасте. Самооценка как результат развивающегося самосознания. Психологические новообразования дошкольного возраста. Кризис детства. Психологическая характеристика готовности к школе.  
  Психическое развитие в младшем школьном возрасте Особенности развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности, определяющий психическое развитие младших школьников. Психологические особенности начального этапа обучения. Проблема возрастных особенностей и возрастных возможностей младшего школьника. Формирование личности младшего школьника. Мотивы учения, общения, поведения, их динамика от 1 к 4 классу. Характеристика межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Развитие познавательной деятельности младшего школьника. Готовность к произвольной деятельности и поведению, формирование характера и нравственное развитие.
  Психологические особенности подростка Особенности развития подростка. Основные проблемы подросткового возраста. Кризис отрочества. Закономерные изменения в структуре личности как главные психологические новообразования подросткового возраста. Особенности самосознания подростков, качественное изменение мотивационной сферы, потребность в самовоспитании. Ведущая роль коллектива, референтной группы в формировании личности подростка. Подросток и взрослые. Качественные изменения в познавательной сфере подростков. Общее и особенное в психологической характеристике мальчиков и девочек подросткового возраста. Половое созревание и психосексуальная идентичность. Причины отклоняющегося поведения «трудных» подростков.
  Психология юности Особенности ранней и поздней юности. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности в юности. Развитие самосознания. Осознание себя в юношеском возрасте. Когнитивное развитие: теоретическое мышление, интеллектуальные способности, моральные суждения и мировоззрение, определение смысла жизни. Формирование стиля умственной деятельности. Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов. Межличностные отношения в группах сверстников, взаимоотношения со старшими. Психологическая готовность к жизненному самоопределению, психосоциальной идентичности. Кризис юности.
  Психология зрелости и старости Особенности развития взрослого человека. Место психологии взрослых в системе психологических знаний о человеке. Возрастная периодизация развития взрослых. Специфика психологической активности в зрелом возрасте. Психосоциальные кризисы. Структура психофизиологических функций зрелого человека, их динамика. Межфункциональные связи в структуре интеллекта взрослого человека. «Студенческий кризис» как сенситивный период обучения и развития. Мотивационно-потребностная сфера взрослых. Психология старости. Геронтогенез, уровневые и структурные характеристики психического развития.

Вопросы для самоконтроля по лекционному материалу:

Раздел 1.

1. Сформулируйте основные задачи возрастной психологии.

2. Назовите разделы возрастной психологии.

3. С какими целями проводятся генетический и формирующий эксперименты?

4. Перечислите основные этапы генетического и формирующего эксперимента.

5. Зачем применяется контрольная группа в формирующем эксперименте?

6. Выделите достоинства и ограничения метода наблюдения.

7. Раскройте возможности преодоления ограничений метода наблюдения в психолого-педагогическом исследовании.

8. Перечислите предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную науку.

9. Назовите дату оформления возрастной психологии как самостоятельной науки.

10. Охарактеризуйте предметную область возрастной психологии.

11. Дайте определение понятию «методология науки».

12. Дайте определение понятию «метод».

13. Перечислите эмпирические методы психологического исследования.

14. Охарактеризуйте стратегию наблюдения в возрастной психологии с точки зрения её сущностных характеристик и исторических особенностей.

15. Охарактеризуйте стратегию эксперимента в возрастной психологии с точки зрения её сущностных характеристик и исторических особенностей.

Раздел 2.

1. Охарактеризуйте понятие «развития» в отечественной психологии.

2. В чем заключается сущность биогенетического подхода в психологии?

3. Назовите основных представителей биогенетического подхода в психологии.

4. В чем заключается сущность социогенетического подхода в психологии?

5. В чем коренное отличие концепции Э.Эриксона от концепции З.Фрейда?

6. Обоснуйте позицию психоанализа в решении вопроса о движущих силах психического развития.

7. Каковы условия и движущие силы психического развития ребенка с позиции бихевиоризма?

8. Что означает тезис о том, что Л.С.Выготский первым ввел исторический принцип в область детской психологии?

9. Сформулируйте основные законы детского развития, обозначенные Л.С.Выготским.

10. Объясните сущность закона периодичности, сформулированного Д.Б.Элькониным.

11. Определите понятия неравномерности и гетерохронности развития.

12. Объясните выражение: развитие «как приобретение и потери».

13. Что такое «кумулятивность развития» и какова ее роль в психическом развитии?

14. Объясните роль сензитивности в психическом развитии.

15. Что означает положение о том, что развитие имеет историко-культурную обусловленность?

16. Как вы понимаете пластичность психического развития?

17. Опишите развитие как процесс и как деятельность.

18. Назовите основные категории необходимые для целостного понимания процесса развития человека.

19. Назовите условия психического развития.

20. Перечислите факторы психического развития человека.

21. Что является механизмом психического развития?

22. Дайте определение понятию «возраст».

23. Назовите структурные компоненты психологического возраста.

Раздел 3.

1. Дайте определение понятия периодизация психического развития.

2. На какие группы можно разделить все имеющиеся периодизации? Приведите примеры периодизаций, входящих в эти группы?

3. Что положено в основу периодизации психического развития, разработанной Д.Б.Элькониным?

4. Что является основанием для периодизации психического развития Л.С.Выготского?

5. Охарактеризуёте, в чем заключается проблема построения периодизации психического развития.

6. В чем недостатки периодизаций психического развития, построенных по внешнему критерию?

7. В чем недостатки периодизаций психического развития, построенных по одному внутреннему критерию?

8. Назовите возрастные границы дошкольных возрастов?

9. Опишите этапы периодизации психического развития (на выбор).

10. Назовите возрастные этапы онтогенетического развития.

11. Перечислите ведущие виды деятельности для каждого из этапов онтогенетического развития.

12. Перечислите центральные новообразования для каждого из этапов онтогенетического развития.

Раздел 4.

1. Назовите возрастные границы периода новорожденности.

2. В чем сущность кризиса новорожденности?

3. Какими изменениями в психике ребенка обозначена граница периода новорожденности в психологии?

4. В чем состоит основная роль взрослого человека в ряду факторов, определяющих психическое развитие ребенка?

5. Опишите социальную ситуацию развития в период новорожденности.

6. Опишите социальную ситуацию развития в период младенчества.

7. Опишите ведущую деятельность в период младенчества.

8. Опишите основные новообразования в период младенчества.

9. В чем суть кризиса первого года жизни?

10. Назовите основные проявления кризиса 1 года.

Раздел 5.

1. Назовите возрастные границы периода раннего детства.

2. Назовите социальную ситуацию развития в период раннего детства.

3. Охарактеризуйте ведущий вид деятельности в период раннего детства.

4. Назовите центральное новообразование в период раннего детства.

5. Перечислите другие важнейшие новообразования в период раннего детства.

6. Назовите основные линии развития предметно-орудийной деятельности.

7. На каком противоречии основан кризис трех лет?

8. Опишите симптоматику кризиса.

Раздел 6.

1. Назовите возрастные границы дошкольного возраста.

2. Назовите социальную ситуацию развития дошкольного возраста.

3. Охарактеризуйте ведущий вид деятельности дошкольного возраста.

4. Назовите центральное новообразование дошкольного возраста.

5. Перечислите другие важнейшие новообразования дошкольного возраста.

6. Опишите симптоматику кризиса.

7. Отметьте плюсы и минусы обучения детей дошкольного возраста.

8. Раскройте значение игры в формировании психологической готовности к школе.

9. Опишите компоненты психологической готовности к школе.

10. Что означает словосочетания «утрата детской непосредственности».

Раздел 7.

1. В чем суть школьной дезадаптации учащихся младших классов?

2. Назовите основные трудности младших школьников в овладении учебными навыками (письма, чтения, счета).

3. Назовите структурные компоненты учебной деятельности.

4. Опишите специфику взаимодействия младшего школьника со взрослыми: родителями, учителями.

5. Назовите возрастные границы младшего школьного возраста.

6. Назовите социальную ситуацию развития младшего школьного возраста.

7. Охарактеризуйте ведущий вид деятельности младшего школьного возраста.

8. Назовите центральное новообразование младшего школьного возраста.

9. Перечислите другие важнейшие новообразования младшего школьного возраста.

10. Опишите симптоматику кризиса.

Раздел 8.

1. Укажите основные критерии выделения групп «трудных» подростков.

2. Раскройте специфику отношений подростков к школе и учению.

3. Охарактеризуйте когнитивное развитие в подростковом возрасте.

4. Дайте определение термину «девиантное поведение подростков».

5. Назовите причины девиантного поведения подростков.

6. Назовите возрастные границы подросткового возраста.

7. Назовите социальную ситуацию развития подросткового возраста.

8. Охарактеризуйте ведущий вид деятельности подросткового возраста.

9. Назовите центральное новообразование подросткового возраста.

10. Перечислите другие важнейшие новообразования подросткового возраста.

11. Опишите симптоматику подросткового кризиса.

Раздел 9.

1. Назовите возрастные границы ранней юности.

2. Назовите социальную ситуацию развития в ранней юности.

3. Охарактеризуйте ведущий вид деятельности в ранней юности.

4. Назовите центральное новообразование в ранней юности.

5. Перечислите другие важнейшие новообразования в ранней юности.

6. Охарактеризуйте особенности самосознания в юности.

7. В чем суть профессионального самоопределения?

8. Перечислите ошибки в выборе профессии в старшем школьном возрасте.

9. Раскройте понятие социальной ситуации развития в период поздней юности.

10. Опишите особенности развития познавательной сферы в поздней юности.

Раздел 10.

1. Назовите задачи развития в зрелом возрасте.

2. Охарактеризуйте признаки профессиональной деформации в зрелом возрасте.

3. Укажите основные признаки «кризиса среднего возраста».

4. Каковы особенности социальной ситуации развития пожилых людей?

5. Каковы основные проблемы психологии старения и старости?

6. Каковы основные физиологические признаки старения?

Литература:

Основная литература

1. Психология развития: учеб. для студ. вузов, обуч. по напр.и спец. психологии/Под ред. Т.Д. Марцинковской.-4-е изд., стер.-М.:Академия, 2008.- 528с.

2. Поляков А.М. Психология развития: учеб.пособие для вузов /А.М.Поляков – Беларусь: ТетраСистемс, 2006. – 304 с.

Дополнительная литература

1. Волков Б.С. Психология развития человека: Учеб.пособие. – М., 2004. - 223 с.

2. Выготский Л.С. Психология развития человека: Учеб.пособие. – М.: Смысл: Эксмо, 2003. – 135 с.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество, юность. – М., 2002. – 456 с.

4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия. – 2000. – 184 с.

5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб.пособие для студентов вузов, обуч.по направлению и спец. «Психология». – М.: изд-во Аспект Пресс, 2001. – 460 с.

Периодические издания

1. Вопросы психологии.

2. Психологический журнал.

3. Психологическая наука и образование.

4. Вестник практической психологии образования.

5. Журнал Школьный психолог.

Интернет-ресурсы

Название сайта Режим доступа Характеристика
Электронный каталог библиотеки ОГПУ http://www.ospu.ru/?id5=2 - свободный доступ На этой сайте представлены книги, имеющие в читальных залах библиотеки ОГПУ
ЭБС «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru/ - договор от 29.02.2012 г.№56 На данном сайте представлена дополнительная литература по психологии развития и другим смежным дисциплинам
Национальный цифровой ресурс РУКОНТ http://www.rucont.ru/ - договор от 29.11.2011 г. № ДС-175 Вузовская электронная библиотечная система (ЭБС) на платформе национального цифрового ресурса «РУКОНТ»
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru| - лицензионное соглашение № 4725 от 03.02.2010. Доступ с компьютеров ВУЗа. Крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн.научных статей и публикаций.
Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru/- свободный доступ На данном сайте представлена дополнительная литература по психологии развития и другим смежным дисциплинам
Образовательный видеопортал Univertv. ru http://univertv.ru/reg/done/- свободный доступ На данном сайте представлены видео лекции и учебные видеофильмы, имеющие непосредственное отношение к изучаемой дисциплине
Интернет-портал Детская психология http://www.childpsy.ru/lib/- свободный доступ На портале опубликованы научные статьи, рецензии, книги, методические разработки, справочные материалы, анонсы образовательных программ, видеотека и пр.
Интернет-портал История отечественной психологии http://www.psyche.ru/- свободный доступ Все об истории отечественной психологии (дореволюционной, советской, российской). Cайт предоставляет пользователю широкий круг возможностей - от подписки и участия в форуме до возможности администрировать отдельные тематические рубрики.
Интернет-портал «Психологические страницы» http://www.psyportal.info/psypage/test.shtml- свободный доступ На данном сайте, в разделе сложных психологических тестов вы можете ознакомиться с тестами: тест для диагностики коммуникативных и организаторских способностей школьников; определение социальной направленности личности (выбора профессии); диагностика профессиональных предпочтений; поведение в конфликтной ситуации; выявление стрессоустойчивости; шкала самооценки

Методические рекомендации (указания) по организации самостоятельной работы и самоконтролю знаний и умений студента, в которых отражен характер и критерии оценки результатов самостоятельной работы (согласно Положению о самостоятельной работе студентов):

Самостоятельная работа студентов:

По каждому разделу дисциплины «Возрастная психология» предусмотрен блок заданий для самостоятельной работы, которые выполняются студентами самостоятельно, и предполагают последующее обсуждение и корректировку её результатов в аудитории.

Результаты работы фиксируются в письменном виде: в форме отчета, письменного анализа литературы и др. Письменные документы по результатам самостоятельной работы, а также участие в групповой аудиторной работе оцениваются и влияют на итоговую оценку.

Названия тем, списки заданий и формы отчетности, и контроля студентов приведены также в ФОС УМК «Возрастная психология».

Самостоятельная работа по каждому разделу предполагает: работу с конспектом лекций, самоконтроль по вопросам раздела, самостоятельное изучение теоретических вопросов. Подробное описание процедур выполнения заданий для самостоятельной работы представлены в настоящих методических рекомендациях и в ФОС УМК «Возрастная психология».

После каждого занятия по курсу «Возрастная психология» преподаватель озвучивает задания для самостоятельной работы, которые должны быть выполнены к следующей встрече. Таким образом, получается, что на выполнение задания для самостоятельной работы у студентов есть 6-7 дней.

Рекомендации по самостоятельному изучению вопросов:

По каждому разделу дисциплины «Возрастная психология» предусмотрены вопросы для самостоятельного изучения. По каждому из вопросов составляется отчет.

Задания по разделам № 1,2,3,10 реферативного типа. По этим вопросам составляется конспект, который включает в себя следующие пункты: план, теоретические положения, раскрывающие вопрос, схема/таблица, отражающая краткое содержание конспекта, вопросы для самоконтроля, используемая литература.

Задания по разделам № 6,7,8,9 – комбинированные задания. Они включают в себя как теоретические анализ вопроса, так и научно-практическое задание, заключающееся в подборе и описании методов и методик диагностики на разных этапах онтогенеза.

Задания по разделам № 4,5 имеют только научно-практическую ориентацию, заключающуюся в подборе диагностического инструментария по возрастным этапам.

№ раздела Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
  · Работа над конспектом лекции – 0,2 ч. · Самостоятельное изучение вопросов (2 ч): История возникновения и развития возрастной психологии.
  · Работа над конспектом лекции – 0,2 ч. · Самостоятельное изучение вопросов (2 ч): Теории психического развития.
  · Работа над конспектом лекции – 0,2 ч. · Самостоятельное изучение вопросов (2 ч): Виды периодизаций психического развития.
  · Работа над конспектом лекции – 0,2 ч. · Самостоятельное изучение вопросов (2 ч): Методы диагностики особенностей психического развития ребенка в период младенчества.
  · Работа над конспектом лекции – 0,2 ч. · Самостоятельное изучение вопросов (2 ч): Методы диагностики особенностей психического развития ребенка в период раннего детства.
  · Работа над конспектом лекции – 0,2 ч. · Самостоятельное изучение вопросов (4 ч): Концепции психологической готовности ребенка к школьному обучению. Критерии психологической готовности. Методы диагностики психологической готовности к школе. Дошкольники группы риска.
  · Работа над конспектом лекции – 0,2 ч. · Самостоятельное изучение вопросов (4 ч): Учебная деятельность и мотивы учения, общения, поведения, их динамика от 1 к 4 классу. Методы диагностики особенностей психического развития ребенка в младшем школьном возрасте.
  · Работа над конспектом лекции – 0,2 ч. · Самостоятельное изучение вопросов (4 ч): Общее и особенное в психологической характеристике мальчиков и девочек подросткового возраста. Методы диагностики особенностей психического развития ребенка в подросткового периода.
  · Работа над конспектом лекции – 0,2 ч. · Самостоятельное изучение вопросов (4 ч): Профессиональное самоопределение в период юности: сущность, структура и методы диагностики. Профессиональное самоопределение в период поздней юности: сущность, структура и методы диагностики.
  · Работа над конспектом лекции – 0,2 ч. · Самостоятельное изучение вопросов (4 ч): Возрастная периодизация развития взрослых. Специфика психологической активности в зрелом возрасте. Психология старости и старения.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...