Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие № 5-6. Психическое развитие в подростковом возрасте и ранней юности.




Задание 1. Суть этого занятия заключается в том, чтобы на основе теоретических положений, рассмотренных ранее, проанализировать конкретно-практические ситуации, дав им интерпретационную характеристику и ответив на соответствующие вопросы.

Анализ ситуаций осуществляется с опорой на схему, которая приведена в Приложении 4. Методических рекомендаций.

Ситуации для работы:

Ситуация 1: Проанализируйте ситуацию. Определите возможные причины поведения подростка. Предложите примерную схему коррекционной работы с подростком.

Ситуация: «Ученик 7-го класса сознательно нарушал дисциплину на уроках: то бросит что-нибудь, то скребет что-то под партой, то выкрикивает, когда все самостоятельно работают; на замечания отвечает грубостью, может даже выразиться нецензурными словами, кури на переменах, носит с собой различные колющие или режущие предметы».

Ситуация 2: Прокомментируйте высказывание подростка: «Главная беда с родителями - то, что они знали нас, когда мы были маленькими». О каких особенностях личности подростка свидетельствует данное высказывание? Насколько оно характерно для подросткового возраста

Ситуация 3: Прокомментируйте результаты этого исследования. Английский психолог Джон Коулмен предлагал подросткам и юношам дописать неоконченные фразы «Когда нет никого вокруг…» и «Если человек один…». Их ответы затем классифицировались на положительные (например: «Когда нет никого вокруг, я счастлив, потому что могу делать что хочу») и отрицательные (например: «Если человек один, он начинает нервничать»). Оказалось, что от подросткового к юношескому возрасту число положительных суждений растет, а негативных – уменьшается.

Задача 4:

Известно, что по отношению к подростку рекомендуется использовать в основном поощрительные меры психологического воздействия, стараться избегать прямого принуждения. Прочитайте отрывок из статьи учителя А.Гармаева и ответьте на вопросы.

«...Все началось со статьи в газете. Из нее узнал, что есть учителя, которые почти не пользуются отрицательными отметками. Более того, они при устной оценке работы учеников ищут прежде всего достижения, умудряются видеть их даже в очень посредственных ответах. Дети у них занимаются с удовольствием все дети.

Как же так? Почти отказаться от отметки «два»? Это не укладывалось в голове. Тем более не получалось на уроке. Но однажды...

Класс очень хотел найти решение, но оно никак не удавалось. Все предложения были далеки от него. И вдруг, словно озарение,– реплика. Еще не решение, но путь к нему.– Вот оно! Сережа! Ты молодец! И шквал рук в классе: «Я понял! Спросите меня!»А он растерялся, неуверенно оглядывался, будто боялся признаться в том, что это он–он!-–виновник случившегося прозрения.

Ученик не знал, что с этой минуты началось именно мое, педагогическое прозрение. Вся правильность прежних доводов перевернулась. Постепенно начало исчезать восприятие учебной программы как догмы, высшей ценности. Теперь был Сережа. И было много других, со своими именами, индивидуальными способностями.

Стало ясно: своей безжалостной тройкой из урока в урок уничтожал в ученике ощущение какого бы то ни было движения вперед. Он шел, усваивая лишь часть программы. И пусть медленно, но увеличивал объем знаемого. Однако я поначалу замечал лишь одно: из каждой новой темы троечник брал только часть.

А ответ ужесточал требовательность. Он начинал злиться, совсем переставал заниматься, получал несколько двоек и разной степени нагоняи. Подтягивался все на ту же тройку, и мы жили с ним, стараясь не замечать друг друга, до следующего срыва.

Теперь я понял, почему он уходил от меня, от других учителей, вообще от школы – во двор, в компании. Уходил туда, где в оценке окружающих его парней и сверстников находил разницу между собой сегодняшним и вчерашним.

В школу они приходят с одинаковой жаждой к становлению, доверчиво ища опору в нас, учителях. Затем какая-то часть разбредается, не любя школу, а вместе с нею отрицая общечеловеческие ценности, вырабатывая свои, дворовые. И притом не испытывая чувства ущемленности от того, что их начинают называть«трудными». Какую же нравственную силу имеют те педагоги, кто своей любовью и вниманием к каждому школьнику сумел сохранить в них самое важное человеческое качество – желание учиться!

Не укладывалось в голове, как внимание к каждому уместить в сорок пять минут. В процессе работы стало понятно и это. Успевал же я «вместить» в урок унижающую оценку слабых учеников. Нужно, видимо, заменить эту оценку вниманием. Попробовал –количество контактов с учениками осталось прежним, но характер их изменился.

...Через «поощрительные оценки» они вдруг обнаружили, что первым научиться какому-то действию может не обязательно отличник. И удивление коллектива смешивалось с радостью за троечника, а вместе с ним и за весь класс.

Проходили месяцы, и я обнаружил, что класс (весь-весь)включен в работу. Знал, что все ребята не ради отметки и не из страха пред учителем заняты ею. Через работу каждый пытается научиться действию. А в освоении видит теперь собственное становление.

Так постепенно менялся смысл нашей деятельности на уроке. Этот новый смысл учения открылся подросткам. И я, учитель, и мои ученики слились в единое целое – теперь была общая цель, общие заботы и радости. Конечно, не все еще удается. Приходится многому учиться у старших, перенимать их умение».

Вопросы

1. Какие способы положительного оценивания поведения и учебных успехов учеников, помимо отметки в журнале и записи в дневник, имеются в арсенале педагога-мастера?

2. Приведите примеры (из личных наблюдений) использования учителем разнообразных речевых и неречевых средств воздействия на учащихся. Оцените их пригодность для подросткового возраста.

Задача 5:

В психологии установлено, что педагогический такт помогает учителю изменить поведение подростка, не оскорбляя его чувства собственного достоинства. Опытный педагог, убеждая подростка в необходимости изменить поведение, не ограничивается указанием на его недостатки, а вначале отметит успехи ребенка. Вместо приказаний он обращается к подростку с вопросом: «А не лучше ли сделать так?», «Не сможешь (сумеешь) ли ты?..», «Не стоит ли нам?..» и т. д. Учитель, обладающий педагогическим тактом, старается создать оптимистическую перспективу для подростка, всячески убеждая его, что недостаток легко исправим или что у ребенка есть все данные для его преодоления; будет поддерживать подростка одобрением при малейших его успехах; при необходимости может и авансировать похвалу, создавая ребенку доброе имя, которое ему хотелось бы оправдать, и т. д.

Руководствуясь знаниями о психологических особенностях подросткового возраста, попытайтесь найти несколько приемлемых вариантов тактичного поведения педагога в каждой из предложенных ситуаций, взятых из жизни.

Ситуации:

1. Учитель едет в автобусе и видит: подросток, раздраженный грубым тоном стоящей рядом пожилой женщины, требующей уступить ей место, не соглашается это сделать и показывает на свободные места, которые расположены дальше от двери.

2. Мальчики в VI классе наотрез отказываются готовить поздравление девочкам к Дню 8 Марта, объясняя свое нежелание тем, что девочки не поздравили их с 23 февраля.

3. Способный ученик не хочет затруднять себя, выполняяучебные задания с прохладцей, уверенный, что его работы буду не хуже, чем у других.

4. Объявлен конкурс на лучший рисунок. Девочка принесла самостоятельно выполненную работу. Учитель видит, что работа слабая, но, несмотря на это, девочке она нравится.

5. Мальчик, успешно занимающийся после школы в одном из кружков Дома пионеров и школьников, отказывается применить свои способности на пользу классу, объясняя это своей большой занятостью.

6. Учитель видит, что один из учеников демонстративно не работает на его уроке.

7. Молодой учитель видит, что класс не любит его учебный предмет и плохо работает на уроках.

Задача 6:

Прочитайте приведенные ниже зарисовки из школьной жизни. В каждом эпизоде дан один из успешных вариантов поведения педагога. Проанализируйте каждую ситуацию и, учитывая знания психологических особенностей подросткового возраста, дайте ответы на вопросы:

1. У меня в классе был очень симпатичный, но очень трудный мальчик. Учителя никак не могли заставить его постричься. Я подошла к нему и сделала по поводу его красивых волос комплимент, но заметила, что он был бы гораздо привлекательнее, если бы немножко постриг их. Он сначала не согласился, но я его убедила, обрисовав прическу, которая ему бы подошла. На следующий день он пришел с аккуратной прической, сообщив мне, между прочим, что постригался в салоне.

2. Одна девочка в VII классе отличалась от других тем, что совсем не занималась своей внешностью, ходила растрепанной и неопрятной. Я не знала, какое у нее положение в семье и, боялась ее травмировать своими замечаниями. На уроке труда мы проходили тему «Моделирование и конструирование одежды», и я решила дать именно этой девочке задание подготовить выступление на тему «О культуре одежды». Естественно, что, говоря о таких вещах, девочке просто необходимо было выглядеть должным образом. Так оно и получилось.

3. В начале урока прохожу по классу, проверяя наличие инструментов у учащихся. Сразу замечаю девочку, усердно рассматривающую свои руки. На прошлом занятии Лена также была без инструментов. Не стала выяснять причину при всем классе.

– Все открывают тетради и учебники. Лена сегодня будет работать у доски. Прослушайте задание...

После урока оставляю Лену. Она обещает, что теперь уже забывать инструменты не будет. В следующей раз Лена могла поделиться с товарищем вторым циркулем, взятым на всякий случай.

4. Когда я проходила практику в школе в 6 «А» классе, у меня была ученица Вика, которая не пользовалась в классе успехом, уважением. Коллектив класса не уделял ей должного внимания, считая ее безынициативной, неспособной на какую-либо деятельность. Ребята не доверяли Вике, избегали вступать в контакт. По мнению класса, Вике бесполезно было давать поручение, обращаться за помощью.

Мы готовились провести вечер сказки в подшефном классе, и я решила привлечь Вику к этой работе.

Я не сразу обратилась к ней с просьбой, сначала мы поговорили о школе, о доме, об ее увлечении рисованием. Я похвалила рисунки девочки, ее занятия чтением. Когда был установлен контакт, я попросила Вику помочь мне в оформлении вечера. Вика работала с большим энтузиазмом. Я похвалила ее, поставила ребятам в пример. Ребятам понравились ее рисунки. Вику никогда не хвалили перед классом, не ставили в пример. Для нее это было неожиданностью и послужило толчком к изменению поведения. Вика проявила инициативу, попросила меня назначить ее ведущей какого-нибудь конкурса. Ребята выбрали ее редактором в редколлегии. У ребят появился интерес, уважение к Вике. Многие, ранее не вступавшие с ней в контакт, стали искать с ней дружбы.

5. На уроках черчения в VII классе один мальчик демонстративно занимался другими делами. У него была репутация двоечника, хулигана и т. п. Учителя разговаривали с ним на повышенных тонах, считая его неисправимым.

Я заметил, что мальчик любит рисовать, причем рисовал он шаржи на своих одноклассников. Вместо того чтобы ругать егоза то, что на уроке черчения он занимается посторонним делом, я назвал его художником, оценил рисунки, так чтобы это услышал весь класс. В следующий раз я предложил ему продолжить рисование после черчения, а в данный момент заняться выполнением задания. После этого необычного замечания он начал выполнять чертеж, но шариковой ручкой и на листке в клеточку. Я подошел к нему и объяснил, что рисовать может быть удобно шариковой ручкой, а чертить лучше было бы, соблюдая установленные правила, карандашом. В обращении к нему я не упускал случая вставить слово «художник» либо упомянуть о его удачных «портретах».

Это продолжалось в течение трех уроков, а до начала следующего на перемене этот ученик подал мне выполненное им дома задание, сделанное на уровне лучших работ в классе. Это было мною отмечено при разборе работ. Почувствовав заинтересованность к себе, поняв, что учитель упрочил его репутацию и авторитет среди одноклассников, этот ученик стал проявлять знаки внимания по отношению ко мне, охотно вступал в разговор.

Вопросы:

1. Благодаря чему действия педагога привели к положительному результату?

2. Представьте встречающиеся в таких ситуациях ошибочные варианты поведения педагога, дайте психологические обоснования их неправильности.

3. Объясните психологические причины ошибок учителя.

Задача 7:

Исследователь Колосова А. М. пишет: «Известно, что в университете на конкурсных вступительных экзаменах проходной балл всегда выше 4. Таким образом, все абитуриенты, прошедшие по конкурсу и зачисленные в университет, имеют предпосылки для успешного учения. Однако в действительности дело обстоит несколько иначе: имеет место значительный отсев студентов из университета по причине академической неуспеваемости. Наибольший отсев наблюдается на первых двух курсах».

Вопросы:

1. Какие недостатки в развитии умственной деятельности юношей могут проявляться в данных случаях?

2. Какие особенности личности юношей могут здесь проявляться?

Задача 8:

В беседе с учительницей один старшеклассник признался:

«Понимаю, что химия—очень важная наука, потому и стараюсь, но не лежит к ней душа, неинтересно мне ею заниматься. Все фор–мулы учи наизусть, реакции заучивай, элементов тьма. На подготовку к урокам затрачиваю много времени, все повторяю, повторяю без конца, а результата положительного все равно нет»2.

Вопросы:

1. Какие особенности личности юноши проявляются в том, что он так упорно учит химию, хотя она ему и совсем не нравится?

2. Какие действия со стороны педагога могли бы изменить отношение ученика к предмету?

Задача 9:

Психологические исследования показывают, что межличностное–понимание — непременное условие культуры общения и создания–здорового микроклимата в служебных и семейных отношениях между людьми.

Прочитайте внимательно пример «из жизни».

«Молодые супруги поженились по страстной любви. И уже говорят о разводе. Причина? «Неконтактность»:

— Она всегда скандалит из-за пустяков. Вздорный характер, никогда ни в чем не уступит, — жалуется муж.

— Он все делает не вовремя, со мною не считается. Гвозди заколачивает обязательно, когда я устала, лежу с головной болью. О чем ни спросишь, все завтра, да завтра...— парирует жена».

Вопросы:

1. Укажите, какие отрицательные качества личности явились–причиной нездоровых взаимоотношений между людьми в приведенном примере.

2. Какие особенности личности оказывают решающее влияние–на взаимоотношения в процессе общения?

 

Задание 2. Профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте (рефлексивные упражнения и задания). «Психологическая поддержка выбора профиля обучения».

Цели:

– показать актуальность и необходимость оказания психологической поддержки учащимся в выборе профиля обучения;

– сформировать у слушателей представления о психологических особенностях, связанных с внедрением предпрофильного обучения;

– познакомить с опытом других регионов по психологическому сопровождению предпрофильного обучения;

– повысить мотивацию педагогов-психологов на участие в разработке модели психологического сопровождения предпрофильного обучения.

1. Этап. Ознакомится с тезисами по теме, которые представлены в Приложении методических рекомендаций.

2 этап. Работа с таблицей «Психологическая поддержка выбора профиля обучения»

Цели:

– определить роль психолога в организации психологической подготовки учащихся к выбору профиля обучения;

– создать информационные ресурсы для разработки модели психологического сопровождения предпрофильного обучения;

– формирование навыков построения модели профессиональной деятельности психологов в рамках предпрофильного обучения.

Ход проведения:

1. Индивидуальная работа по заполнению таблицы «Психологическая поддержка выбора профиля обучения».

Задание: определить роль психолога на основных этапах предпрофильного обучения и направлениях деятельности, характерных для каждого этапа.

Психологическая поддержка выбора профиля обучения:

Этап Направление деятельности Роль психолога
Участвует Исполнитель Анализирует Принимает решение Эксперт
Подготовка к введению предпрофильного обучения Разработка нормативно-правовой базы по предпрофильному обучению          
Повышение мотивации педагогического коллектива к профилизации          
Информационная работа Общее знакомство с типами и уровнями учреждений послешкольного образования          
Знакомство с местными учреждениями возможного продолжения образования после 9 класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема          
Организация посещений образовательных учреждений и производств          
Организация и проведение творческих конкурсов, олимпиад, дней открытых дверей, ярмарок и т. п.          
Изучение школьниками рынка труда          
Организация информационных мероприятий с родителями (по вопросу предпрофильной подготовки)          
Профильная ориентация
1 этап. Пропедевтический (конец 8 класса) Презентация «образовательной карты» города          
Изучение школьниками возможностей и путей предпрофильной подготовки и профильного обучения          
Диагностика интересов, склонностей, мотивации к освоению того или иного вида деятельности школьников          
Изучение образовательного запроса школьников с учетом мнения родителей («на входе»)          
2 этап. Основной (9 класс) Психолого-педагогическая диагностика учащихся с целью определения выбора профиля обучения пути дальнейшего профессионального образования          
Обучение школьников способам принятия решения о выборе пути дальнейшего образования          
Организация процесса самопознания, рефлексия полученного опыта в ходе диагностики, посещения курсов и др.,формирование профессионально-ценностной мотивации          
Анализ учащимся возможных ограничителей (затруднений, проблем) свободы выбора профиля обучения          
«Пробы» выбора профиля обучения (выявление соответствия интереса возможностям)          
Проведение ориентационных курсов          
Консультирование школьников по определению оптимального выбора профиля          
Формирование информационно-методической базы (учебные заведения, профессиокарты, разработка методических материалов и т. д.)          
Обучение педагогов элементам диагностики индивидуальных предпочтений и методам профессионального самоопределения учащихся          
Оказание помощи педагогам в осуществлении педагогического сопровождения учащихся          
Консультирование в «трудных случаях», разрешение конфликтных ситуаций          
3 этап. Заключительный (конец 9 класса) Изучение образовательного запроса школьников («на выходе») с учетом мнения родителей          
Работа с «матрицами» альтернативного выбора          
«Погружение» в проблему выбора профиля (работа над матрицей итогового выбора профиля с помощью экспертных оценок)          
Определение готовности школьника к принятию решения о выборе профиля. Анализ и оценка результатов выбора профиля и готовности к профсамоопределению          
Мониторинг освоения предпрофильных курсов          
Курсы по выбору Преподавание ориентационных курсов по выбору          
Другое            

2. Работа в малых группах по 5–7 человек.

Задание: согласовать индивидуальные выборы с мнением других участников группы с целью выработки общего подхода по данному вопросу.

3. Групповое обсуждение полученных результатов.

Основное внимание уделяется единогласию (или по большинству голосов) в определении роли психолога в поддержке выбора профиля обучения. Результат обсуждения: у каждого частника остается список задач работы психолога по организации психологического сопровождения предпрофильного обучения.

4. Самооценка профессиональной готовности по основным направлениям деятельности психолога в предпрофильной подготовке.

Задание: оценить по 5-бальной шкале собственные умения и навыки (от 0 – умения и навыки отсутствуют до 5 – умения и навыки сформированы) из списка задач работы психолога по организации психологического сопровождения предпрофильного обучения (результат предыдущего задания).

3 этап. Ситуации выбора.

Цель: отработка алгоритма выбора профессии, анализ возможных ошибок.

Материалы: карточки с ситуациями выбора (ниже).

Ход работы:

1. Работа в подгруппах.

2. Выступления от подгрупп и обсуждение.

1. Участники делятся на 5 групп. Ведущий делит группы произвольно.

Каждой группе дается по одной ситуации с описанием старшеклассника, которому необходимо помочь с выбором профессии. Дается 5 мин на обсуждение.

2. Затем один выступающий от подгруппы высказывает свои рекомендации.

Вариантов может быть несколько, преподаватель спрашивает, как студенты пришли к такому решению, дополняет, корректирует, если это нужно, помогает, если возникли затруднения. Важной частью обсуждения является анализ ошибок, которые можно допустить при выборе профессии.

Вопросы для обсуждения:

– Как вы пришли к данному решению?

– Какие еще варианты решения проблемы выбора может группа предложить для этой ситуации? (карточки: 1–5)

– Какой из факторов может выпасть при данном решении проблемы выбора? (карточки: 2, 3, 5)

– Можем ли мы найти вариант профессии или специальности, совмещающий реализацию нескольких способностей человека; интересов и материальных притязаний и т. д.? (карточки: 1–5)

Карточки с ситуациями выбора:

1. Инга любит русский язык и литературу, прекрасно пишет сочинения. В то же время, увлекается изучением английского языка, обладает математическими способностями. В педагогический вуз ее не тянет, так как она хочет иметь хорошо оплачиваемую работу. Инга очень коммуникабельна и умеет организовывать людей. Множество возможностей мешают ей сделать правильный выбор.

2. Алексей все свое свободное время играет в компьютерные игры. Он прошел самые модные и новейшие из стратегических игр. Школьные предметы его мало интересуют, и он их периодически пропускает. Особенно не важные у Алексея отношения с математикой и физикой. На следующий год он хочет поступать на программиста, так как считает, что хорошо разбирается в компьютерах. Также его папа обещал устроить все с экзаменами. Стоит ли Алексею учиться на эту специальность?

3. Андрей с детства увлекается техникой, умеет водить машину, разбирается в поломках, часами просиживает в гараже. Ближайшая его цель – поступить на инженера-механика, а если не получится, то в техникум на автослесаря, хотя у него есть хорошие математические способности. Родители считают, что эта профессия низкого уровня и к тому же не престижна. Они всегда хотели видеть своего сына преуспевающим экономистом.

Стоит ли Андрею отказаться от «грязной» работы в пользу престижной специальности?

4. Маше очень нравятся уроки биологии и химии, она любит решать задачки по генетике, разбираться со строением клеток растений и тела человека. В тоже время, она считает своим главным увлечением сочинения по литературе. В свободное время Маша пишет небольшие рассказики, которых накопилось уже несколько тетрадок. Она очень общительный человек и всегда принимает активное участие в жизни школы.

Как вы думаете, на кого она хочет учиться?

5. У Марины есть мечта – работать менеджером в престижной фирме. Она знает, чем занимается менеджер, в чем заключается его работа, с кем или с чем он имеет дело. Марина активно интересуется вопросами экономики, в которых, несомненно, должен разбираться менеджер, и даже хочет поступить на курсы бухгалтера-экономиста. Общение с людьми уже давно сведено до минимума (родители и пара подружек), так как все свое свободное время она проводит в интернете, где ей больше всего нравится находить нужную информацию.

Согласны ли вы с тем, что Марина станет настоящим профессионалом?

6. Вадим хорошо успевает по предметам естественно-научного цикла. Его родители – медики. Он тоже хочет стать врачом. Но у него слабое зрение (сильная близорукость). Это серьезное препятствие на пути к достижению его цели.

Как поступить Вадиму?

7. Сергей плохо успевает по всем предметам, не проявляет выраженного интереса ни к одному из них. Свободное время предпочитает проводить перед телевизором или в компании сверстников. Родители ориентируют его на поступление в институт.

Как вы думаете, каким будет выбор Сергея?

8. У Ирины ярко выражены склонности к гуманитарным предметам. Она любит уроки истории, литературы. В свободное время Ирина много читает, дополнительно занимается в музыкальной школе. Но при этом она выбирает естественно-научный профиль, так же как и ее лучшие подруги.

Согласны ли Вы с тем, что выбор Ирины правилен?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...