Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие № 1-2. Основные подходы и теории к пониманию возрастного и психического развития.




Методические указания: Суть этого занятия заключается в том, на основе теоретических материалов, проанализировать конкретно-практические ситуации и научные факты, дав им интерпретационную характеристику.

Задачи для анализа к практическому занятию:

Зарубежная возрастная психология:

Теория социального научения:

Ø На основе материалов текущей периодики подберите примеры влияния экологических условий на развитие ребенка.

Ø Проанализируйте ситуацию, объяснив описанный ниже случай с точки зрения теории социального научения. Какой механизм научения ярко проявляется в данном примере?

«Алеша, пойдем домой, — говорит бабушка своему внуку. Алеша не обращает внимания, продолжает играть в песочнице. Он уже привык к этим словам бабушки. Произнося их, бабушка каждый раз сама остается на месте, как будто ей самой не хочется идти домой».

Психоаналитическое понимание психического развития ребенка.

Решите задачи, проанализировав описанные ниже ситуации с точки зрения основных принципов психоаналитической теории. В 1 ситуации определите возраст ребенка в данном теоретическом контексте и объясните ход ваших рассуждений. Как должны в таких ситуациях поступать родители? Обоснуйте свой ответ. В последующих ситуация постарайтесь найти объяснение подобных форм поведения, используя терминологию психоаналитиков.

Ø «Мама с сыном пришли из детского сада, погуляли, поужинали. Стали переодеваться. Витя снял колготки и шорты. И вдруг… он сбросил с себя трусишки и начал прыгать голышом. Что делать? Рядом сидит старшая сестра, а он такое вытворяет. Решила не замечать. Промолчала. На следующий день все повторилось».

Ø «Заседание закрыто... Ах, простите... заседание открыто», объяв­ляет председатель; этой оговоркой он «бессознательно» выдал свое стремление закончить собрание как можно скорее.

Женщина утверждает, что она ненавидит мужчин. Между тем ее часто посещают одни и те же кошмары: они преследуют её по ночам от которых она не может убежать либо потому, что схвачена за ногу, либо потому, что упала... Только внезапное пробуждение дает ей возможность выйти из этого «затруднительного»

Маленький мальчик говорит, что он «обожает» свою младшую сестренку. Однако каждую ночь его застают у изголовья девочки: он наблюдает за ней и прислушивается к ее дыханию... а не умрет ли она во сне?

Некоторые писатели, музыканты или художники «одержимы» тема­ми сексуальности или извращений, что проявляется в большинстве их произведений.

Прославленный хирург в самом деле «артистически» действует скаль­пелем и иглой. Его мать, однако, любит напоминать, что демонстри­руемое им теперь спокойствие плохо сочетается с жестокостью по отношению к животным и даже к собственным братьям и сестрам, которую он проявлял в детстве и за которую ей постоянно приходилось его отчитывать.

Теория интеллектуального развития Ж.Пиаже.

Проанализируйте ситуации с точки зрения теории интеллектуального развития Ж.Пиаже, ответьте на вопросы. Как называется феномен, описанный в данной ситуации? В чем сущность этого феномена? В каком возрасте можно наблюдать такое поведение детей?

Жан Пиаже провел много экспериментов, описывающих данный феномен. Например, экспериментатор спрашивает у ребенка, имеющего брата, есть ли у него брат. Ребенок легко соглашается, что брат есть. Но затем психолог спрашивает, а есть ли брат у его брата, и получает отрицательный ответ! Ребенок оказывается не в состоянии взглянуть на себя с позиции брата.

Или другой пример. Перед ребенком поставили макет гор. Три горы по-разному выглядели с разных сторон макета. Ребенок видел этот горный ландшафт с одной стороны и из нескольких фотографий мог выбрать ту, которая соответствовала его реальной точке зрения. Но когда его просили найти фотографию с видом, открывающимся перед куклой, сидящей напротив, он снова выбирал «свой» снимок.

Бихевиоризм.

Решите задачу, прокомментировав следующий отрывок текста, и ответьте на вопросы. С чем можно или нельзя согласиться в приведенном отрывке? Каковы, на ваш взгляд, практические последствия такой теоретической ориентации? Как вы думаете, представителю какого подхода могут принадлежать эти слова?

«Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным; гарантирую, что, выбрав каждого наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником, коммерсантом и даже нищим или вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков».

Гештальтпсихология.

Прокомментируйте, приведенные ниже эксперименты с точки зрения гештальтпсихологии. Свой ответ обоснуйте.

В конце 70-х годов Боуэр и его сотрудники в Эдинбургском университете многократно продемонстрировали реакции новорожденных на мир различных предметов. Они показали, что младенец на 14-й день способен адекватно реагировать на определенного рода раздражители (Bower 1977).

Так ребенок без колебаний схватывает реальный объект, находящийся в пределах досягаемости. Если же с помощью специального приспособления над кроваткой ребенка проецируют трехмерное изображение этого предмета, ребенок проявляет сильнейшую панику, выражающуюся в плаче и учащении сердечного ритма, всякий раз, когда его ручки хватают пустоту, хотя он собирался «прикоснуться» к уви­денному предмету.

Точно так же, если проецируют «тень», приближающуюся к лицу ребенка, перед которым она внезапно расширяется симметричным образом, он проявляет типичную реакцию отворачивания головки, а также ускорения сердечного ритма. Если же эта «тень» увеличивается асимметрично, как бы проходя стороной, ребенок на нее никак не реагирует.

Гуманистическая теория психического развития.

Проанализируйте ситуацию, объяснив приведенный ниже пример, опираясь на идеи, сформулированные в рамках гуманистической психологии. Как вы думаете, действительно ли организм обладает «врожденной мудростью?».

«Хочу рассказать о своем открытии. Я была молодой матерью. Теперь я это понимаю. Но тогда мне казалось, что я слишком умна. Все у меня в жизни удается. Но как, — думала я, — передать свою мудрость детям? Все мои попытки не приносили желаемых результатов. Я говорила ребенку: «Ты должен поступать так-то и так-то». Но когда он именно так и поступал, я видела, что ничего из этого не выходило, что ребенку это мое навязанное поведение приносило лишь разочарование и большие неудобства в жизни. Теперь я поняла, что мои дети тоже могут быть мудрыми. Им просто не надо мешать».

Теории наследственности:

Среди некоторых родителей бытует мнение, что недостатки их детей: лень, непослушание, упрямство, нежелание заниматься – предопределены наследственностью.

Задание: Почему теория наследственности в настоящее время так распространена среди родителей? Назовите возможные причины.

Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.

Ø Проанализируйте ситуацию, объяснив приведенный ниже пример, опираясь на идеи, сформулированные в рамках культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.

Во время «занятия» по установлению на полочке шахматной фигуры Сережа долго не понимал, что я от него хочу; он только улыбался и возвращал мне фигурку. На следующий день, обрадовавшись моему приходу, сразу после того, как я со словом «так» протянула ему шахматную фигуру, он поставил ее правильно и устойчиво на полочку манежа и сказал при этом: «Та-а!».

Ø Обобщите следующие цитаты. Сделайте вывод о знаково-символи­че­ской основе сознания и ответьте на вопросы. В чем здесь сходятся школа К.Юнга и школа Л.С.Выготского. Почему в современной психологии этот вопрос считается одним из основных для понимания природы и сущности человеческого сознания?

Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной. Человек способен преодолеть совершенно невозможные трудности, если убежден, что это имеет смысл. И он терпит крах, если сверх прочих несчастий вынужден признавать, что играет роль в «сказке, рассказанной идиотом» (К. Юнг).

Человек наделен способностью видеть во всех предметно-сим­воли­ческих формах мира лишь самого себя; меняя и тасуя символы, он лишь разбирает слой за слоем себя, чтобы в конце прийти к последнему непостижимому — и до конца недостижимому — символу: самому себе (Г. Брах).

Ø Проанализируйте приведенную ниже цитату и ответьте на вопросы. Можно ли считать приведенную формулу законом психологии? Приведите примеры исключений из этого закона.

«В отношении онтогенеза в отношении развития ребенка только в последнее время благодаря ряду исследований удалось установить, что построение и формирование высших форм психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка, в процессе его взаимоотношения и сотрудничества с окружающей социальной средой… Наблюдение за развитием высших функций показывает, что построение каждой из них строго подчиняется одной и той же закономерности. А именно, каждая высшая психическая функция появляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, то есть как категория интерпсихическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, то есть как категория интрапсихическая. Проследить переход коллективных форм сотрудничества в индивидуальные формы поведения ребенка — и значит уловить принцип построения высших психических функций в их становлении».

Отечественная возрастная психология [2]:

Задание 1. Известно, что отечественная психология советского периода находилась в оппозиции ко многим зарубежным подходам, в первую очередь, на основании их «недиалектичности».

· Ознакомьтесь с аргументацией, приводимой ведущими отечественными психологами советского периода С.Л.Рубинштейном, С.Л.Выготским и Д.Б.Элькониным.

· Что объединяет этих авторов в постановке проблемы психического развития?

· Насколько согласны Вы с их видением проблемы?

· Ответ обоснуйте письменно.

Задание 2. В приведенном ниже фрагменте текста из учебного пособия В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева сформулировано представление авторов о научных парадигмах в современной психологии развития.

· Какие из теорий развития, с которыми Вы ознакомились при выполнении первого задания, могут быть отнесены к той или иной парадигме?

· Какие из теорий, на Ваш взгляд, могут быть отнесены одновременно к разным парадигмам, какие – ни к одной из представленных в типологии В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева, и, наоборот, какие парадигмы в этой типологии остались для Вас неподтвержденными примерами психологических теорий?

· Ответ обоснуйте в письменной форме.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...