Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации студенту




Костанайский филиал

Кафедра филологии

 

 

УТВЕРЖДЕНО

заседанием кафедры филологии

Протокол № 01 от «07» сентября 2015г.

 

ГЛОССАРИЙ

по дисциплине «История русской литературы»

 

Костанай, 2015 г.

 

Глоссарий составлен: Кусаиновой А.М., канд. филол. наук, доцентом кафедры филологии _____________

Глоссарий обсужден на заседании методической комиссии кафедры филологии

Протокол № 01 от «07» сентября 2015 г.

 

Председатель метод. комиссии __________________ Н.Р. Гейко

(подпись) (инициалы, фамилия)

 

 

Методические рекомендации студенту

Важным условием усвоения новой терминологической единицы является осознание сферы употребления термина, поскольку он может употребляться для обозначения разных явлений, а также в разных областях знания.

Обратите внимание на ударение и особенности произношения. Попробуйте дать свою трактовку понятию. Объясните изучаемый термин несколько раз, чтобы формулировка лучше запомнилась.

Кроме прочего, необходимо обращать внимание на язык, из которого пришел термин (если эти сведения приводятся), часто это также способствует лучшему усвоению.

Определить, что вы освоили данную терминологическую единицу, можно по употреблению синонимов – хорошо понимая природу изучаемого явления, вы легко сможете заменить один термин другим.

- А -

АЛЛЕГОРИЯ - иносказательное выражение отвлеченного поня­тия, суждения или идеи посредством конкретного образа. Напр., трудолюбие - в образе муравья, беззаботность - образе стрекозы в басне И.А.Крылова «Стрекоза и муравей». А. однозначна, т.е. выражает строго определенное понятие (ср. с многозначностью символа). Аллегоричны многие пословицы, поговорки, басни, сказки.

АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение согласных звуков в том же самом или близком сочетании с целью усиления выразительности художествен­ной речи.

Как сладко дремлет сад темно-зеленый,

Объятый негой ночи голубой,

Сквозь яблони, цветами убеленной,

Как сладко светит месяц золотой!...

(Ф.И.Тютчев)

В приведенном примере А. (ел - мл - зл - лб - бл - бл - ел - зл) способст­вует передаче наслаждения красотой цветущего сада.

АМФИБРАХИИ - в силлабо-тоническом стихе - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении трехсложной стопы с ударением на втором слоге:

О» днажды» | в сту» дену» |ю» зимню» |ю» пору»

Я» из ле» |су» выше» л; |бы» л сильны» й| мо» роз

(Н.А.Некрасов. «Мороз, Красный нос»)

АНАПЕСТ - в силлабо-тоническом стихе - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении трехсложной стопы с ударе­нием на третьем слоге:

На» зо» ви] мне» та» ку|ю» о» би|те» ль,

Я» та» ко|го» у» гла| не» ви» дал,

Где» бы» се|я» те» ль твой| и» хра» ни|те» ль,

Где» бы» ру|сски» й му» жик| не» сто» нал?

(Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»)

 

АНАФОРА, или ЕДИНОНАЧАТИЕ - стилистическая фигура; повторе­ние одного и того же слова или группы слов в начале рядом стоящих строк или строф (в стихе), в начале смежных фраз или абзацев (в прозе). Напр.:

 

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

(М.Ю.Лермонтов. «Демон»)

По аналогии с лексической А. иногда говорят о фонической А. (повторе­ние одинаковых звуков в начале слов), о композиционной А. (повторение одинаковых сюжетных мотивов в начале эпизодов).

АНТИТЕЗА - в художественном произведении резкое противопос­тавление понятий, образов, ситуаций и т.д.:

Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт; Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ и бледен.

(А.С.Пушкин. «Ты и я»)

А. может быть в основе композиции всего произведения. Напр., в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» противопоставлены сцены бала и экзекуции.

АНТОНИМЫ - слова, противоположные по значению. Употребля­ются А. для того, чтобы подчеркнуть разность явлений. А.С.Пушкин так характеризует Ленского и Онегина:

Они сошлись.

Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

(«Евгений Онегин»)

А. используются также для того, чтобы передать внутреннюю сложность, противоречивость явления или чувства:

Все это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно.

(М.Ю.Лермонтов. «А.О.Смирновой»)

Противоположность А. - синонимы.

 

АРХАИЗМ - слово, устаревшее по своему лексическому значению или грамматической форме. А. используются для передачи исторического колорита эпохи, а также для художественной выразительности речи автора и героя: они, как правило, придают ей торжественность. Напр., А.С.Пушкин, говоря о задачах поэта и поэзии, достигает возвышенного пафоса при помощи А.:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

(«Пророк»)

Иногда А. вводятся в произведение с юмористической или сатирической целью. Напр., А.С.Пушкин в поэме «Гаврилиада» создает сатирический образ святого Гавриила, сочетая А. («преклонил», «восстал», «рек») со сниженными словами и выражениями («хватил в висок», «ударил прямо в зубы»).

АССОНАНС - повторение одних и тех же или близких по звучанию гласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи. Основу А. составляют ударные гласные, безударные могут выполнять лишь роль своеобразных звуковых подголосков. «В ночь эту лунную Любо нам видеть свой труд!» (Н.А.Некрасов. «Железная дорога») - в этой фразе настойчивое повторение звуков о, у создает впечатление стона, пла­ча замученных тяжелым трудом людей.

АРХЕТИП - в современном литературоведении: первообраз, мо­дель мира и человеческих отношений, как бы бессознательно «дремлю­щая» в коллективной памяти человечества, восходящая к его единым пер­вобытным представлениям (напр., старость - мудрость; материнство - за­щита). А. проявляет себя в отдельных мотивах или в сюжете произведения в целом. Архетипичны образы и мотивы фольклора народов мира. Созна­тельная или бессознательная трансформированная (измененная) архети-пичность присуща творчеству отдельных писателей. Ее вскрытие при ана­лизе усиливает восприятие художественного образа во всем его новатор­ском своеобразии, остро ощутимом как бы «на фоне» его вечной (архети-пической) сути. Напр., мотив превращения человека злой силой в какое-либо иное существо (присущий разным фольклорным системам) в литера­туре подчеркивает трагизм и хрупкость человеческой судьбы (Ф.Кафка. «Превращение»).

АФОРИЗМ - глубокая обобщающая мысль, выраженная с предель­ной лаконичностью в отточенной форме:

Привычка свыше нам дана,

Замена счастию она.

(А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»)

А. отличается от пословицы тем, что принадлежит какому-либо автору.

АВТОР - несколько значений: 1. А. биографический (А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой). 2. А. в его внутритекстовом, художественном воплощении, т.е. авторская позиция, нечто близкое к понятию «эстетическая идея» (И.Кант), заключающаяся во всей структуре произведения (от слова до системы образов, построения и т.д.). А. выражает свое отношение и через заглавие, и через эпиграф, и через деталь, и через сюжет, и через характер повествования (автор-повествователь), и через систему образов. Способы выражения А. (а.п.) в эпических, драматических и лирических произведениях различны. Так, в драме отсутствует автор-повествователь; в лирике А. (авторское сознание) связано с понятиями «лирический герой», «ролевой герой», «собственно автор», «эмоциональный тон».

АВТОР-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ - в эпическом произведении изложе­ние художественного материала от третьего (т.е. не персонифицированного) лица. А.-п. безличен, но всеведущ: рассказывает не только о событиях, но о еле заметных движениях души героя, характеризует его натуру, знает его прошлое, настоящее, будущее и т.д. Всезнание повествователя не мотивируется ничем (тогда как рассказчик рассказывает чаще о том, чему был свидетель, ведет повествование от первого лица). От А.-п. ведется повествование, напр., в эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир», романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», рассказе И.А.Бунина «Легкое дыхание» и мн. др. А.-п. может быть бесстрастен в своем слове, может быть, напротив, оценочен, что зависит от писательской индивидуальности и художественного метода (стремление к объективной манере повествования - тенденция реалистическая).

АВТОРСКОЕ СОЗНАНИЕ - категория литературоведческого анализа, выражающая мироотношение писателя, которое воплощается в художественных образах произведения, всей его структуре. А.С. - это своеобразная писательская оценка изображенного в произведении. Формы выражения А.С. в зависимости от литературного рода и жанра различны. В эпических и лиро-эпических произведениях А.С. особенно ярко проявляется через речь автора-повествователя, лирические отступления автора, а также развитие сюжета. Напр., в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя А.С. складывается из сатирических интонаций в повествовании, глубокой веры в будущее России, выраженной в лирических отступлениях, и др. Сложным случаем выражения А.С. в эпических жанрах является использование формы рассказчика. Рассказчик может во многом выражать А.С. (напр., в «Записках охотника» И.С.Тургенева), или же быть очень далеким от него (напр., в раннем рассказе А.П.Чехова «Торжество победителя»), или находиться в сложном соотношении с его оценкой. Так, в «Человеке в футляре» А.П.Чехова рассказчик Буркин лишь частично выражает А.С. В драматических (см.: драма, 1-ое значение) произведениях основной формой выражения А.С. является сюжет, т.к. авторские пояснения (ремарки) сведены к минимуму. В лирике наиболее характерная форма выражения А.С. связана с категориями лирического героя, ролевого героя, собственно автора. Формы выражения А.С. зависят и от индивидуальности писателя. Напр., повествование в произведениях Л.Н.Толстого довольно экспрессивно, а А.П.Чехов стремится избегать выражения авторских эмоций. Анализ отдельного произведения, а также творчества писателя в целом будет неполным и неглубоким без осмысления А.С. Не следует проводить прямую аналогию между А.С. и биографическим автором: эти понятия взаимосвязаны, но не тождественны. Часто в значении А.С. употребляетсятермин «образ автора», что, однако, подвергается справедливой критике (М.М.Бахтин, Г.Н.Поспелов).

- Б –

 

БАЛЛАДА - небольшое лиро-эпическое (см. род) произведение в стихах с напряженным развитием действия и интенсивным характером переживаний героев. Расцвет Б. связан с литературой романтизма, авторы часто создавали ее на основе фантастических мотивов поверий, сказок и др. Большое место Б. занимает в переводах и оригинальном творчестве В.А.Жуковского («Людмила», «Светлана», «Эолова арфа»), П.А.Катенина («Леший», «Убийца»), а также А.С.Пушкина («Русалка», «Жених») и М.Ю.Лермонтова («Тростник», «Морская царевна»). В литературе реализма Б. постепенно утрачивает фантастичность, однако сохраняет общий напряженно-драматический и исключительный характер основного события.

БЕЛЫЙ СТИХ - силлабо-тонический нерифмованный стих. Б.С. особенно распространен в стихотворной драматургии (чаще пятистопный ямб), т.к. удобен для передачи разговорных интонаций:

Все говорят: нет правды на земле.

Но правды нет и выше. Для меня

Так это ясно, как простая гамма.

(А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери»)

В лирике Б.С. встречается, но реже. См.: «Вновь я посетил...» А.С.Пушкина, «Слышу ли голос твой...» М.Ю.Лермонтова.

БЕССОЮЗИЕ, или АСИНДЕТОН - стилистическая фигура; пропуск союзов, соединяющих во фразах однородные слова или предложения. Б. может сообщать изображаемому динамизм, драматизм и др. оттенки:

Швед, русский колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон... (А.С.Пушкин. «Полтава»)

БЛАГОЗВУЧИЕ, или ЭВФОНИЯ - приятное для слуха звучание слов, придающее дополнительную эмоциональную окраску поэтической речи.

Русалка плыла по реке голубой

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

(М.Ю.Лермонтов. «Русалка»)

Здесь слова звучат мягко, плавно, сообщая стиху особую лирическую гар­монию. Б. создается всеми видами звуковых повторов (рифмой, аллитера­цией, ассонансом), а также интонацией фраз. Требования к Б. меняются в зависимости от жанра, индивидуальных поэтических вкусов или литера­турного течения (напр., футуристы считали благозвучными резкие звуко-вые'сочетания).

- В -

ВАРВАРИЗМ - слово иностранного происхождения, не ставшее орга­ничным достоянием того национального языка, в котором употреблено. Напр., обрусевшие слова «диплом» и «декрет» (с франц.) не варваризмы, а слова «мадам», «пардон» (с франц.) - варваризмы.

Monsieur l`Abbe француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя.

(А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»)

В русской литературе В. используются тогда, когда нужно точно назвать описываемое явление (при отсутствии соответствующего русского слова), передать особенности жизни людей других национальностей, создать са­тирический образ человека, преклоняющегося перед всем иностранным и др.

ВНЕСЮЖЁТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИИ - при трактовке сюжета как действия - те отрывки литературного произведения, которые не продвигают развития действия. К В.Э.К. относятся различные описа­ния внешности героя (портрет), природы (пейзаж), описание жилища (интерьер), а также монологи, диалоги героев и лирические отступления автора. Так, вторая глава романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» начина­ется подробным описанием деревни, а затем дома, где поселился герой. В.Э.К. позволяют многограннее и детальнее раскрыть характер дейст­вующих лиц (т.к. их сущность проявляется не только в поступках, но и в портрете, в восприятии природы и т.д.). В.Э.К. создают также фон для происходящего.

ВОЛЬНЫЙ СТИХ - силлабо-тонический рифмованный стих, в кото­ром строки имеют разную длину (неодинаковое количество стоп). Осо­бенно распространен вольный ямб (с колебанием стоп от 1 до 6), который называется также басенным стихом, т.к. чаще всего встречается в произве­дениях этого жанра.

Ме# дведь (1 стопа)

По» па|лся в сеть, (2 стопы)

На» д сме|ртью» изд|а» ли» | шу» ти|, ка» к хо|че» шь сме|ло: (6 стоп)

Но» смерть| вбли» зи| - со» всем| дру» го|е» дело». (5 стоп)

(И.А.Крылов. «Медведь в сетях»)

ВУЛЬГАРИЗМ - грубое, не отвечающее литературной норме слово. В. иногда вводятся в речь героя с целью его характеристики. Напр., Соба-кевич такими словами передает свое отношение к чиновникам города: «Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: про­курор; да и тот, если сказать правду, свинья» (Н.В.Гоголь. «Мертвые ду­ши»).

ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО в литературе, или ХРОНОТОП (связь времени и пространства) - художественная категория, связанная с композицией произведения и передачей психологического состояния героев. Классицизму, ориентированному на подражание действительности, было свойственно единство места, времени и действия, что осознавалось как гармонический принцип построения пьес. Постепенно литература овладевает прерывностью, дискретностью, непоследовательностью в отражении В. и п., параллельностью изображения событий, что позволяет расширить границы изображаемого (напр., в романе И.А.Гончарова «Обрыв» действие переносится из Петербурга в Малиновку, на Волгу и др.). В. и п. может служить психологической характеристике персонажа. Напр., для Демона в одноименной поэме М.Ю.Лермонтова века протекают «как за минутою минута», а для героев Обломовки (в романе И.А.Гончарова «Обломов») оно как бы остановилось.

- Г -

ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение реальных свойств предмета или явления до такой степени, какой в действительности они об­ладать не могут. Гиперболизируются самые разные свойства: размер, ско­рость, количество и др. Напр.: «Шаровары шириной в Черное море» (Н.В.Гоголь. «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифорови-чем»). Особенно широко Г. употребляется в русских былинах.

ГРАДАЦИЯ - стилистическая фигура; постепенное нарастание (или, напротив, ослабление) эмоционально-смыслового значения слов и выражений: «Я знал его влюбленным нежно, страстно, бешено...» (Н.В.Гоголь. «Старосветские помещики»). Г. способна передать развитие какого-либо чувства героя, его душевную взволнованность или отразить динамизм событий, драматизм ситуаций и др.

ГРОТЕСК - предельное преувеличение, придающее образу фанта­стический характер. Г. предполагает внутреннее взаимодействие контра­стных начал: реального и фантастического; трагического и комического; саркастического и юмористического. Г. всегда резко нарушает границы правдоподобия, придает изображению условные, причудливые, странные формы. Напр., чинопочитание одного из гоголевских героев так велико, что он преклоняется перед своим собственным носом, оторвавшимся от его лица и ставшим чиновником выше его по рангу («Нос»). Широко поль­зовались Г. М.Е.Салтыков-Щедрин, В.В.Маяковский и др.

- Д -

ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА - см. РИФМА.

ДАКТИЛЬ - в силлабо-тоническом стихе - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении трехсложной стопы с ударе­нием на первом слоге:

Славна» я» | осе» нь! Здо» р|овы» й, я» д|рены»

й Возду» х у# с|талы# е» | силы» бо» д|рит.

(Н.А.Некрасов. «Железная дорога»)

ДВУСТИШИЕ - простейшая строфа, состоящая из двух рифмо­ванных стихов:

В море царевич купает коня;

Слышит: «Царевич! Взгляни на меня!»

Фыркает конь и ушами прядет,

Брызжет и плещет и дале плывет.

(М.Ю.Лермонтов. «Морская царевна»)

ДИАЛЕКТИЗМ - нелитературное слово или выражение, характер­ное для речи людей, живущих в определенной местности (на Севере, на Юге, в к-л. области). Д., как правило, имеют соответствия в литературном языке. Так, в селах, где живут казаки, говорят: «баз» (двор), «курень» (из­ба); на Севере говорят: «баско» (красиво), «паря» (парень). Писатели об­ращаются к Д. с целью создать убедительный, реалистический образ героя. В русской литературе широко использовали Д. Н.А.Некрасов, Н.С.Лесков, М.А.Шолохов, А.Т.Твардовский и др. Д. отчасти способны выполнять функцию исторического колорита (В.М.Шукшин. «Я пришел дать вам во­лю...»).

ДИАЛОГ - обмен репликами двух или нескольких лиц в литератур­ном произведении. Д. особенно широко применяется в драматургии, используется и в эпических произведениях (напр., Д. Чичикова и Собакевича).

ДРАМА - имеет два значения: 1. Один из основных родов литературы, отображающей действительность преимущественно в форме действий, диалогов и монологов героев. Д. как род существует в конкретных драматических жанрах: трагедии, драмы (см. 2-ое значение) и комедии, которые всегда предназначены для постановки на сцене; 2. Пьеса, изображающая серьезные, значительные конфликты различного характера: социально-политические, семейно-бытовые, морально-нравственные и др., которые часто переплетаются в одном произведении. Д. отражает жизнь во всей ее сложности и противоречивости. Д. возникла в России в XVII в., прошла долгий путь развития, достигнув расцвета в реалистиче­ской литературе XIX в. (в творчестве А.Н.Островского («Бесприданница»), Л.Н.Толстого («Живой труп»), А.П.Чехова («Три сестры»). Д. - жи-ЖАНР - совокупность самых общих, типологических особенностей содержания и формы, повторяющаяся во многих произведениях на протяжении истории развития литературы. Напр., для Ж. романа характерно изображение героя на протяжении всей его жизни и на фоне определенной исторической эпохи, наличие общественной и личной коллизии, много­плановость сюжета и композиции (М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего вре­мени»). Ж. существует не сам по себе, а в определенных жанровых разно­видностях. Ж.р. - группа произведений какого-либо жанра, имеющая свои отличительные особенности в содержании и форме. Напр., Ж.р. романа - роман исторический, роман социально-бытовой и др.

- Ж -

ЖАРГОН, или АРГО - нелитературный искусственный язык, понят­ный лишь к.-л. кругу посвященных людей: определенной социальной про­слойке (светский Ж., воровской Ж.), людям, объединенным общим время­препровождением (картежный Ж.) и др. Напр.: «А «крючков»-то - чертова стая!..» (И.Л.Сельвинский. «Вор»). «Крючки» здесь означает «милиция». Писатели обращаются к Ж., чтобы передать социальную принадлежность героя, подчеркнуть его духовную ограниченность и др.

ЖЕНСКАЯ РИФМА - см. РИФМА.

- З -

ЗАВЯЗКА - эпизод сюжета, изображающий возникновение про­тиворечия (конфликта) и в какой-то мере определяющий дальнейшее раз­вертывание событий в произведении. Напр., в «Дворянском гнезде» И.С.Тургенева 3. является вспыхнувшая любовь Лаврецкого и Лизы, стал­кивающаяся с косной моралью окружающей среды. 3. может быть мотиви­рована предшествующей ей экспозицией (такова 3. в названном романе) и может быть внезапной, неожиданной, «открывающей» произведение, что придает особую остроту развитию действия. Такой 3. часто пользуется, напр., А.П.Чехов («Супруга»).

ЗАУМНЫЙ ЯЗЫК, или ЗАУМЬ - чисто эмоциональный язык, основанный на не значении слов, а на наборе звуков, будто бы выражаю­щих определенное состояние поэта. Выдвинут писателями-футуристами (1910-20 гг. в русской литературе). 3. Я. является, безусловно, разруше­нием искусства как формы познания и отражения действительности. Напр.:

Алебос,

Тайнобос.

Безве!

Бу-бу,

Баоба,

Убав!!!

(А.Е.Крученых. «Весель зау»)

В некоторой степени заумь служила поиском новых художественных средств, напр., авторских неологизмов («крылышкуя золотописьмом тончайших крыл...» - так говорит В.Хлебников о кузнечике).

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - стремление при помощи звуков намекнуть на звуковые особенности к.-л. конкретного явления действительности. 3. делает художественный образ выразительнее. В юмористическом рассказе А.П.Чехова так описывается старый поезд: «Почтовый поезд... мчится на всех парах... Локомотив свистит, пыхтит, шипит, сопит... «Что-то будет, что-то будет!» - стучат дрожащие от старости лет вагоны...

Огогогого - о -о! - подхватывает локомотив». («В вагоне»). Особенно часто 3. используется в поэзии (С.Черный. «Пасхальный перезвон»).

- И -

ИДЕЯ - основная обобщающая мысль, последовательно вытекающая из всей образной структуры произведения. В И. воплощается основная зачада литературы - познание действительности и воздействие на нее: «Кроме воспроизведения жизни, искусство имеет еще и другое значение-объяснение жизни» (Н.Г.Чернышевский). И. всегда отражает отношение автора к изображаемым явлениям. Напр., всем строем романа «Преступление и наказание» Ф.М.Дрстоевский внушает читателю мысль о невозможности переступать нравственный закон «не убий». Часто в произведении выражается не одна И., а совокупность И., в таком случае говорят не только об основной И., а об идейном многообразии произведения. Иногда правдивое изображение действительности объективно подводит читателя к мыслям, отличным от авторских («Мною как бревном бьют в правительство», - говорил И.С.Тургенев об идейном звучании «Записок охотника», тогда как его политические взгляды были взглядами либерала). Авторская И. может быть пророческой (А.Платонов. «Котлован»), а иногда -ложной (2-ой том «Мертвых душ» Н.В.Гоголя). Ценность любой И. - в ее глубине и исторической правдивости.

КОМЕДИЯ - один из жанров драматического рода; произведение, в котором отрицается при помощи смеха определенное явление. К. различны по предмету и характеру осмеяния. Напр., в сатирической К. резко, в подчеркнуто заостренной, часто гротесковой форме высмеиваются яв­ления, представляющие серьезную опасность для общества («Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Ревизор» Н.В.Гоголя), а лирическая К. средствами иро­нии и юмора изображает отдельные недостатки в жизни, курьезные ситуа­ции, одновременно утверждая новые отношения героев («Старомодная комедия» А.Н.Арбузова). Комедия высмеивает отрицательные явления, но для положительного героя всякая «комедия имеет конец счастливый» (Данте).

ИНВЕРСИЯ - стилистическая фигура; необычный (с точки зрения правил грамматики) порядок слов в предложении или фразе. Удачная И. придает создаваемому образу большую выразительность. Молодость, лег­кость спешащего на давно начавшийся бал Онегина поэт подчеркивает та­кой инверсией:

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням.

(А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»)

ИНОСКАЗАНИЕ - выражение, содержащее иной, скрытый смысл. Напр., о маленьком ребенке: «Какой большой человек идет!» И. усиливает выразительность художественной речи, лежит в основе тропов. Особенно яркими видами И. являются аллегория и эзопов язык.

ИНТОНАЦИЯ - мелодия звучащей речи, позволяющая передать тон­чайшие смысловые и эмоциональные оттенки той или иной фразы. Благо­даря И. одно и то же высказывание (напр., приветствие «Здравствуйте, Мария Ивановна!») может звучать по-деловому, или кокетливо, или иро­нично и др. И. создается в речи повышением и понижением тона, паузами, темпом речи и др. На письме основные особенности И. передаются с по­мощью пунктуации, пояснительных слов автора по поводу речи дейст­вующих лиц. И. особую роль играет в стихе, где она может быть напевной, декламационной, говорной и др. В создании интонации стиха участвуют стихотворные размеры, длина строки, рифма, клаузула, паузы, строфы.

ИНТРИГА - сложный, напряженный, запутанный узел событий, ле­жащий в основе развития драматического (реже - эпического) произведе­ния. И. - результат продуманной, упорной, нередко тайной борьбы персо­нажей (напр., пьесы А.Н.Островского, романы Ф.М.Достоевского).

- К -

КАЛАМБУР - игра слов, основанная на тождественном или очень сходном звучании разных по значению слов. К. строятся на омонимах или шуточной этимологии. К. обычно характеризует героя как остроумного, живого человека: «Я приехал в Москву, плачу и плачу» (П.А.Вяземский. «Письмо к жене», 1824).

КАТРЕН, или ЧЕТВЕРОСТИШИЕ - самая популярная в русском стихосложении строфа. Рифмовка строк в К. может быть разная:

1. абаб {перекрестная):

Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский на род.

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет все, что господь не пошлет!

(Н.А.Некрасов. «Железная дорога»)

2. аабб (смежная):

Не дождаться мне видно свободы,

А тюремные дни будто годы;

И окно высоко над землей,

И у двери стоит часо вой!

(М.Ю.Лермонтов. «Соседка»)

3. абба (опоясная):

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе.

В краю чужом, в пустынном море

И в мрачных пропастях земли.

(А.С.Пушкин. «19 октября 1827»)

КОМПОЗИЦИЯ - то или иное построение художественного про­изведения, мотивированное его идейным замыслом. К. - это определен­ное расположение и взаимодействие всех компонентов произведения: сюжетных (т.е. развития действия), описательных (пейзажа, портре­та), а также монологов, диалогов, авторских лирических отступлений и др. В зависимости от художественных целей, приемы и принципы, ле­жащие в основе К., могут быть самыми разнообразными. Так, напр., ос­новой расположения картин в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» яв­ляется контраст, хорошо передающий основную мысль об антигуман­ной сущности внешне добропорядочного и блестящего полковника. А в «Мертвых душах» одним из композиционных приемов является повто­рение однотипных ситуаций (приезд Чичикова к очередному помещику, встреча героя, обед) и описаний (усадебный пейзаж, интерьер и т.д.). Этот прием позволяет передать мысль о разнообразии характеров по­мещиков и в то же время их однотипности, заключающейся в бессмыс­ленности праздного существования за счет крестьян. Кроме того, про­водится мысль о многоликом приспособленчестве Чичикова. К. эпичес­ких произведений особенно разнообразна по составляющим ее компо­нентам; в К. драматических произведений особо значительную роль выполняют сюжет, монологи и диалоги; в К. лирических произведений, как правило, отсутствует сюжетное начало.

КУЛЬМИНАЦИЯ - та точка в развитии сюжета, когда кон­фликт достигает наивысшего напряжения: столкновение противоборст­вующих начал (социально-политических, морально-нравственных или др.) ощущается особенно остро, а характеры в их существенных чертах раскрываются в наибольшей степени. Напр., в «Дворянском гнезде» И.С.Тургенева противоречие между любовью героев и законами обще­ственной среды достигает особого накала в эпизоде, изображающем

приезд жены Лаврецкого Варвары Павловны. Это К. романа, т.к. от того, как поведут себя главные герои, зависит исход конфликта: смогут или нет Лаврецкий и Лиза отстоять свое чувство?

- Л -

ЛЕКСИКА - словарный состав языка. Обращаясь к той или иной Л., писатель руководствуется прежде всего задачами создания художе­ственного образа. В этих целях важен выбор автором точного и меткого слова (см.: синонимы, антонимы), умение использовать его переносное значение (см.: тропы), а также лексико-стилистические оттенки (см.: архаизмы, просторечия, жаргонизмы и др.). Особенности Л. в речи ге­роя служат средством его характеристики. Напр., речь Манилова со­держит много слов ласкательных («душенька», «ротик») и эпитетов, выражающих высшую (даже «дважды высшую») степень к.-л. качества («препочтеннейший», «прелюбезнейший»), что говорит о сентимен­тальности и восторженности его характера (Н.В.Гоголь. «Мертвые ду­ши»). Литературоведческий анализ Л. произведения должен вести к по­ниманию характера героя и авторского отношения к изображаемому.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ АВТОРА - отклонение автора от прямого сюжетного повествования, которое заключается в выраже­нии его чувств и мыслей в форме лирических вставок на темы, мало (или совсем) не связанные с основной темой произведения. Л.О. позво­ляют выразить мнение автора по важным проблемам современности, высказать размышления по тем или иным вопросам. Л.О. встречаются как в поэзии, так и в прозе. Напр., во второй главе романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» повествование о влюбившейся Татьяне вдруг преры­вается, и автор высказывает свое мнение по вопросам искусства клас­сицистического, романтического и реалистического (принципы которо­го он утверждает в романе). Затем вновь идет повествование о Татьяне. Примером лирического отступления в прозе могут служить раздумья автора о будущем России в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя (см. конец XI главы).

ЛИТОТА - художественное преуменьшение реальных свойств предмета или явления до такой степени, какой в действительности они обладать не могут. Напр.: коляска Чичикова «легка, как перышко» (Н.В.Гоголь. «Мертвые души»). Преуменьшаться могут самые разные свойства: размер, толщина, расстояние, время и др. Л. повышает выра­зительность художественной речи.

ЛИРИКА - литературный род, раскрывающий переживания личности по поводу различных явлений действительности. «Лирика - это отражение всего многообразия действительности в зеркале человеческой души» (Л.И.Тимофеев). Выраженное в подлинно художественном лирическом произведении чувство всегда индивидуально и в то же время всегда типично, т.к. оно вызывает созвучные переживания у широкого круга лиц. (Напр., «Эти бедные селенья, эта скудная природа» Ф.И.Тютчева). Таким образом, Л. непосредственно запечатлевает общественное сознание людей, тогда как эпос прежде всего изображает картины их общественного бытия. В Л., конечно, есть элементы изображения внешнего мира, но они имеют второстепенное значение и подчинены выражаемому переживанию. Художественным принципом истинной Л. является лаконизм. В Л. исключительно большую нагрузку имеет слово в лексическом, синтаксическом и звуковом отношениях. Как правило, лирические произведения не имеют сюжета (в событийном его значении). Но кроме «чистой» Л., существует так называемая «повествовательная Л.», в которой довольно ощутимы событийные элементы, т.е. сюжет. В Л. этого типа «содержание имеет эпический характер, обработка же - лирическая» (Гегель). Произведения повествовательной Л. близки к лиро-эпическому роду. Напр., «Бородино» М.Ю.Лермонтова, «Железная дорога» Н.А.Некрасова. Собствен­но лирический сюжет - это развитие чувства, переживания.

 

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - целостное мироотношение, ощутимое за строем чувств и переживаний определенного лирического творчества, часто выражающее идейно-эстетический идеал поэта. Представление о Л.Г. того или иного поэта складывается у читателя из совокупности переживаний, выраженных им в различных его стихотворениях. Напр., для Л.Г. М.Ю.Лермонтова характерны отрицание пустоты и бездействия поколения и вытекающие отсюда - чувство одиночества и страстный порыв, мятежность в поиске возвышенного духовного начала, которое будет доступно «другим, чистейшим существам» («Отрывок», 1830). Понятие Л.Г. не следует путать с «героем» (т.е. «персонажем», о котором повествуется в стихотворении от 3-го лица, напр., о белорусе в «Железной дороге» Н.А.Некрасова); «ролевым героем» (когда от «объективированного персонажа» написано все стихотворение, напр., «Песня Калистратушки» Н.А.Некрасова), а также отождествлять с биографическим автором, обусловливающим своеобразие Л.Г., но часто отличающимся от него в силу вымысла или потому, что не вся его духовная жизнь отражена в лирике. Л.Г. - условное собирательное понятие, отражающее одну из форм выра­жения авторского сознания в лирике, возникшее в эпоху романтизма (с его повышенным вниманием к внутреннему миру личности) и усвоенное последующими этапами в развитии поэзии. Л.Г. - как бы индивидуальный, художественный образ автора, в котором отражены также настрое­ния его поколения, т.е. присутствует типическое начало.

 

ЛИТЕРАТУРА - в широком смысле - вся письменность, обладающая общественным значением; в узком и более употребительном -художественная литература, т.е. искусство письменного слова (Х.Л. предшествовало устное искусство слова - фольклор). Х.Л. возникает с появлением книгопечатания. Своеобразие литературы как вида искусства в известной мере определяется спецификой ее средства создания художественных образов, а именно - слова (ср.: в музыке - звук, в живописи - цвет). Слово способно вызвать у читателя самые различные образы: и звуковые, и цветовые, и мн. др. Слову доступно все, что доступ­но мысли, а мысли доступны все сферы действительности, именно поэтому художественная Л. способна наиболее многомерно и объемно отражать жизнь.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ - наука о литературе. На современном этапе Л. состоит из нескольких основных разделов: 1. Теория литературы, которая изучает эстетическую сущность литературы и литературного произведения, напр., художественный образ, род, жанр, метод, композицию, язык художественной литературы и мн.др. 2. История литературы, которая изучает ее историческое развитие, определяет место писателя в литературном процессе. Эти разделы взаимосвязаны: «Без истории предмета нет теории предмета, но без теории предмета не может быть и мысли о его истории» (Н.Г.Чернышевский). 3. Литературная критика, которая изучает современный литературный процесс. 4. Методология литературоведения, которая разрабатывает наиболее общие принципы литературоведческого анализа, напр., сравнительно-исторического изучения литературы, исследования литературных явлений в единстве их содержания и формы, принципы структурного и целостного анализа произведения и др. Есть также вспомогательные дисциплины Л.: библиография (фиксирует художественную и критическую литературу), историография (описывает степень изученно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...