Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что кинул он в краю родном?




(М.Ю.Лермонтов. «Парус»)

ПЕЙЗАЖ - описание картин природы в художественном произ­ведении. Роль П. очень разнообразна.

1. П. может придавать событиям ту или иную эмоциональную окра­ску. Так, ночной П. (обрывистые берега, неспокойное море, лун­ный свет и надвигающийся туман) в «Тамани» М.Ю.Лермонтова сообщает действиям контрабандистов таинственность и загадоч­ность.

2. П. может способствовать раскрытию характера героя (или его психологического состояния). Так, окрестности усадьбы Манило­ва отражают его необыкновенную бесхозяйственность (пруд по­зеленел от тины, хилые деревья) и в то же время стремление к ев­ропейской изысканности (дерн подстрижен, клумбы и пруд раз­биты на английский манер), см. «Мертвые души» Н.В.Гоголя, гл.П.

3. П. может символически выражать главную идею, основной пафос произведения. Напр., степь в одноименной повести А.П.Чехова символизирует красоту и богатство России, ее силы, гибнущие напрасно. П. может быть урбанистическим (городским).

ПОВТОР СЛОВЕСНЫЙ - повторение одного и того же слова или корня к.-л. слова в одном или нескольких соседних предложениях с целью эмоционального усиления высказываемой мысли:

Еду-еду в чистом поле,

Колокольчик дин-дин-дин...

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

(А.С.Пушкин. «Бесы»)

ПОЭТИКА - термин П. в современном литературоведении имеет два основных значения:

1. Совокупность художественных приемов (сюжет, композиция, язык, стих и т.д.) литературного произведения. Напр.: А.П.Чудаков. По­этика Чехова. - М., 1971;

2. Учение о художественной форме литературных произведений. Напр.: В.М.Жирмунский. Задачи поэтики. /Вопросы теории литера­туры. - Л., 1928; В.В.Виноградов. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963. Термин П. употребляется также и в более широком значении, близком к значению термина «теория литерату­ры». См., напр.: Д.С.Лихачев. Поэтика древнерусской литературы. -Л., 1971. Историческая П. предполагает изучение изменения художе­ственных форм литературы во времени. Напр.: А.Н.Веселовский. Ис­торическая поэтика. -Л., 1940.

ПРОЛОГ - своеобразное предисловие к основному сюжетному раз­витию. В П. сообщаются намерения автора или изображаются события, задолго предшествовавшие основному действию. Назначение П. - прояс­нить первопричины показываемых событий. Напр., в «Снегурочке» А.Н.Островского П. знакомит нас с событием, имевшим место за 15 лет до поселения Снегурочки в царстве берендеев, что позволяет глубже осмыс­лить конфликт произведения.

ПРОСТОРЕЧИЕ - слово или выражение, представляющее собой ис­кажение литературной нормы по причине неграмотности. Напр., «ложить» вместо «класть»; «ляж» вместо «ляг». В художественной литературе П. используются как краткий и выразительнейший прием создания образа. Напр, А.П.Чехов одним словом, принадлежащим гимназистке, передает ее примитивность, духовную ограниченность: «Я прочла много книг и между прочим Мещерского, Майкова, Дюму,...Тургенева и Ломоносова». («Ка­никулярные работы институтки Наденьки К»).

ПАФОС - взволнованное идейно-эмоциональное настроение, пронизывающее произведение и вытекающее из характера идеала писателя. П. немыслим без страстной убежденности художника в определенной оценке того или иного явления действительности. В самом общем виде П. может быть или утверждающим, или отрицающим по отношению к изображае­мому (героический, трагический, сатирический и др.). Конкретизация П. зависит от тематики и идейной направленности произведения. Напр., повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет» пронизана трагическим очищающим пафосом, утверждающим истинную любовь как высшую ценность человека.

ПОВЕСТЬ - средний по объему, а также охвату действительности эпический жанр (в сравнении с романом и рассказом). В П., как правило, описывается несколько эпизодов, в центре внимания находятся один-два героя; кроме того, в П. нередко наблюдается тенденция к опоре на достоверное. К П. относятся «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Ася» И.С.Тургенева, «Повесть о настоящем человеке» Б.П.Полевого и др. Иногда по охвату действительности П. приближается к роману («Капитанская дочка» А.С.Пушкина). По этой и другим причинам вопрос о жанровых признаках П. в современном литературоведении остается дискуссионным: одни литературоведы не видят принципиального отличия П. от романа, другие усматривают его в более спокойном (а не остросюжетном) изложении, третьи - в том, что П. прежде всего дает «нравственный срез действительности».

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ - в художественной литературе образ человека, выражающий идеалы писателя и одновременно воплощающий передовые тенденции определенного исторического времени (обществен­но-политические, морально-нравственные и др.). Напр., образы Добролю­бова (Н.А.Некрасов. «Памяти Добролюбова») или Татьяны Лариной (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»). Не следует подменять понятие П.Г. по­нятием «идеальный герой». П.Г. отражает все противоречия человеческого характера, формирование и становление в нем положительного начала часто во внутренней борьбе с самим собой. Напр., образ Андрея Болконского (Л.Н.Толстой. «Война и мир»). Писатели иногда создают и субъективные, ложные образы П.Г. в силу непонимания передовых тенденций эпохи. Ложность таких «П.Г.» доказывается объективным ходом историче­ского процесса. Напр., исторически ложен образ благодетеля крепостных крестьян помещика Констанжогло (Н.В.Гоголь. «Мертвые души», 2-й т.). Общество и его идеалы исторически меняются, поэтому сменяют друг друга в литературе и П.Г., оставаясь вместе с тем в большей или меньшей степени близкими и нашему времени. Особое понятие П.Г. было свойственно литературе социалистического реализма, в которой П.Г. являлся выразите­лем социалистических и коммунистических идеалов. Современная литера­тура иногда тоже дает интересные образы П.Г. (А.Волос. «Недвижи­мость»).

ПОСЛАНИЕ - стихотворение, написанное в форме письменного обращения. Расцвет этого жанра в русской лирике связан с творчеством декабристов и А.С.Пушкина, под пером которых он получил острое социально-политическое звучание, напр., «Послание в Сибирь» А.С.Пушкина, «Струн вещих пламенные звуки» А.И.Одоевского. П. встречается в лирике С.Есенина, В.Маяковского, И.Бродского.

ПОЭЗИЯ - первоначальное значение - вся художественная литература в отличие от нехудожественной, напр., научной и др. Такое словоупотребление встречается в статьях В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова. В современном литературоведении П. - общее название художественных произведений (лирических, эпических, драматических, лиро-эпических), написанных стихами. П. В сравнении с прозой - значительно более древний способ организации художественной речи, заключающийся в наличии ярко выраженного стихотворного ритма.

ПОЭМА - большое стихотворное произведение лиро-эпического (реже - эпического или лирического) рода. Как правило, в центре П. -судьба отдельной личности, а для ее жанрового пафоса характерно «воспевающее» (А.Н.Соколов) начало. Расцвет этого жанра связан с эпохой романтизма, П. которого восхваляют различные проявления свободолюбия героев: «Войнаровский» К.Ф.Рылеева, «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья-разбойники» А.С.Пушкина, «Мцыри» и «Демон» М.Ю.Лермонтова и др. П. получила дальнейшее развитие в эпоху реализма XIX-XX веков: «Мороз, Красный нос» Н.А.Некрасова; «Реквием» А.Ахматовой, «По праву памяти» А.Т.Твардовского. В П. XX в., как правило, меняется характер эпического начала: оно чаще представляет собой не сюжетное развитие, а предмет размышлений лирического героя - судьбу народа в определенную эпоху.

ПРОБЛЕМА - порождаемый изображаемым в произведении мате­риалом вопрос, волнующий автора и передаваемый им читателю. Задача П. натолкнуть читателя на важность явления, заставить задуматься над его сущностью. Так, основную П. в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского можно сформулировать так: позволено ли сильному человеку преступить нравственный закон обыкновенных людей? Проблематика (совокупность ряда П.) одного произведения может сочетать П. нравственные, философские, социальные и др., как, напр., в вышеназванном романе. П. непосредственно связывает тему и идею произведения, являясь выражением его идейно-тематического единства.

ПРОЗА - общее название нестихотворных художественных произведений. До конца XVIII в. русская П. существовала на периферии литературного движения, затем получает развитие в творчестве А.Н.Радищева, Н.М.Карамзина, А.А.Бестужева-Марлинского, а начиная с А.С.Пушкина П. занимает ведущее положение в русской литературе, не отменяя, конечно, поэзии. В содержательном плане П. в сравнении с поэзией в большей сте­пени стремится освоить повседневное и многостороннее бытие людей, а по форме она значительно отличается от поэзии характером ритма: в поэзии он имеет закономерный и постоянный, а в П. - свободный и изменчивый характер на протяжении произведения.

ПРОЦЕСС ЛИТЕРАТУРНЫЙ - поступательное развитие литературы в определенную эпоху (а в широком смысле - от ее возникновения до наших дней). П.Л. в наиболее общих чертах обусловлен социально-историческими периодами в развитии общества и выражает их бытие и духовное содержание. Отличительные черты П.Л. в определенную эпоху не­повторимы. Так, мир идей и образов в произведениях Л.Н.Толстого не мог бы возникнуть в XVII в., а тип античного художественного мышления - повториться в более поздние эпохи. П.Л. проявляется в эволюции литературных методов, родов, жанров, тем, идей и мн. др. Напр., реализм XIX в. - явление более глубокое и развитое, чем реализм XVIII в. Движущей си­лой П.Л. является взаимодействие литературной традиции и новаторства.

- Р -

РАЗВЯЗКА - исход, разрешение конфликта в произведении. Р. по­казывает, какие противоборствующие силы победили. Напр., Р. в «Дворян­ском гнезде» И.С.Тургенева - удовлетворение Лаврецким требований Варвары Павловны и уход Лизы в монастырь. Т.о., герои поддались тому миру, против которого выступали.

РАЗМЕР СТИХА - определенная соизмеримая упорядоченность ритмических повторов внутри стихотворных строк. Р.С. зависит от ритмо-образующего фонетического признака, легшего в основу той или иной сис­темы стихосложения. Русской литературной поэзии известны Р.С. силла­бические, силлабо-тонические и тонические. Русская классическая поэзия XIX в. преимущественно основана на силлабо-тонических принципах ор­ганизации ритма. Размеры стиха в с.-т. системе стихосложения указывают на различную упорядоченность ударных и безударных слогов в стихотвор­ных строках. Существует пять основных с.-т. размеров: ямб, хорей, дак­тиль, анапест, амфибрахий.

РАССКАЗЧИК - образ человека, от лица которого ведется повест­вование. Р., как правило, рассказывает «случаи», оставившие в его душе глубокий след. Напр., в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина вся ис­тория изложена не от лица автора-повествователя, а от лица рассказчика Белкина. Часто Р. является и одним из главных действующих лиц произве­дения. Напр., Иван Васильевич в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». Как правило, авторское идейное содержание произведения (а тем более его объективный идейный пафос) шире тех выводов, которые делают из рас­сказанной истории непосредственные слушатели рассказчика и он сам

(«Человек в футляре» А.П.Чехова). Т.о., форма рассказчика активизирует мысль читателя, заставляя его делать свои собственные выводы.

РЕФРЕН - ритмически повторяющееся слово, стих или группа стихов в конце каждой строфы. Р. эмоционально усиливает основное на­строение стиха. Так, напр., каждая строфа «Колыбельной песни» Н.А.Некрасова заканчивается строкой-рефреном: «Баюшки-баю» (усили­вающей авторскую иронию). Нередко Р. является самостоятельной стро­фой. В песнях Р. называют припевом.

РЕЧЬ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ - весь текст эпического произведения, кроме прямой речи героев. Р.П. ведется от третьего лица. В драме и лирике Р.П. нет. Р.П., во-первых, связывает все разнородные словесные элементы произведения в единое целое; во-вторых, заключает в себе определенную оценку изображаемого. У одних писателей Р.П. более оценочна (Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой), у других - менее оценочна (А.П.Чехов). Р.П. в художественном произведении повествует о событиях, способствует уяс­нению идейного содержания текста, выраженных в нем мыслей и эмоций во всей их сложности. Не может быть полноценного восприятия произве­дения без осмысления специфики повествовательной манеры. Напр., для манеры повествования А.С.Пушкина часто характерна легкая насмешка («Евгений Онегин»), а манере Н.В.Гоголя свойствен издевательский едкий смех («Мертвые души»).

РИТМ - процесс регулярных повторов тех или иных явлений. Р. сти­хотворный создается регулярным повторением различных стихотворных единиц, напр., стопысиллабо-тоническом стихосложении), стиха, рифмы, строфы и др. Р. есть и в художественной прозе, однако принципы его организации иные (ритм прозы основывается на относительной соиз­меримости интонации в синтагмах и, кроме того, имеет не постоянный, а переменный, изменчивый характер).

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - фигура; вопрос, не предполагающий ответа, произнесенный со своеобразной вопросительно-восклицательной интонацией. Р.В. может относиться к отсутствующему лицу, неодушев­ленному предмету или явлению (напр., к природе и др.).

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

(А.С.Пушкин. «Медный всадник»)

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ - фигура; произнесение фразы с утвердительно-восклицательной интонацией с це­лью значительного усиления определенной эмоции, выраженной в ней (напр., гнева, восхищения, презрения и др.).

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

(Н.А.Некрасов. «Памяти Добролюбова»)

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - фигура; обращение, носящее условный характер, имеющее чисто эмоциональную цель. Р.О. может от­носиться к людям, неодушевленным предметам или явлениям природы.

О Волга!., колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

(Н.А.Некрасов. «На Волге»)

РИФМА - повтор звуков и интонации, связывающих окончания двух и более строк. Р. делит стихотворный текст на отдельные стихи, ор­ганизует его в строфы, усиливает эмоциональную выразительность по­эзии. Различают рифму:

1. ТОЧНУЮ и НЕТОЧНУЮ (по количеству совпадающих звуков: «Ев­ге ний -ге ний», «обо шел -хоро шо»).

2. СМЕЖНУЮ (стихи рифмуются попарно); ПЕРЕКРЁСТНУЮ (риф­муются между собой четные и нечетные стихи); ОХВАТНУЮ (риф­муются 1 и 4,2 и 3 стихи). Эти виды рифм выделяются по взаимному расположению в строфе. Все эти виды рифмовки представлены в онегинской строфе.

3. Различают РИФМУ МУЖСКУЮ (с ударением на последнем слоге слова «обошел - хорошо»), ЖЕНСКУЮ (с ударением на предпоследнем слоге: «Евгений - гений»), ДАКТИЛИЧЕСКУЮ (с ударением на третьем слоге от конца: «назначенный - схваченный»). Эти виды рифм выделяются по характеру интонации, создаваемой последним ударением в строке. Интонация М.Р. энергичная, Ж.Р. и особен­но Д.Р. - плавная.

РАССКАЗ - небольшое эпическое произведение самого разнообразного содержания, вытекающего, главным образом из определенного эпизода, события, человеческой судьбы или характера. Р. свободен и гибок по своей структуре, но общим принципом его поэтики является лаконизм. В силу этого исключительно большую художественную нагрузку несет в Р. деталь, являясь одним из важнейших средств создания типического образа. Напр., постоянные «калоши» и «зонт» характеризуют духовную «футлярность» Беликова («Человек в футляре» А.П.Чехова). Разновидно­стью Р. является новелла, отличающаяся напряженным развитием действия и неожиданной развязкой («Легкое дыхание» И.А.Бунина).

РЕАЛИЗМ - метод художественный, согласно которому основная задача литературы заключается в познании и изображении объективных закономерностей действительности посредством типизации. По выражению Ф.Энгельса, верному до настоящего времени, «Р. предполагает помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» («Письмо Маргарет Гаркнесс», 1888). Р. стремится к изображению всех сторон жизни, для него нет ограничений, тем и сюжетов. Образы Р. преимущественно (хотя и не всегда) соответствуют образным формам самой жизни. Р. как метод возник не внезапно, конкретно-историческое проявление его различно. Применительно к ранним этапам развития литературы принято говорить не о реализме, а о реалистичности, т.е. о реалистических тенденциях в изображении деталей быта, передаче отдельных психологических черт характера и др. (напр., в фольклоре или древнерусской литературе). Во второй половине XVIII в. Р. получает значительное развитие и формируется как литературное направление, получившее название «Р. эпохи Просвещения». Просветительский Р. изображает правдиво не только отдельные детали, но и социальные противоречия, что достигло исключительной остроты в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева (1790). Наиболее глубоким и ярким проявлением Р. является литературная эпоха XIX в., начиная с 30-ых г.г. XIX в., когда новое качество Р. заключается прежде всего в изображении человека как продукта определенной социальной среды и исторической эпохи, а также в изображении не только отдельного человека, но и народа в целом. Посредством детального анализа Р. XIX, а потом и XX-XXI в.в. пытается раскрыть сущность различных жизненных явлений во всей их противоречивости. Отсюда довольно часто следует критический пафос Р., направленный против антигуманных основ общества (крепостного права, войн, власти денег и др.), а также утверждение эстетического идеала, который дается по-разному: или в образах положительных героев, или в подтексте произведения как нечто противоположное изображенным отрицательным явлениям. Принципы Р. особенно глубоко развивались и формировались в творчестве Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Р. - живое явление и в эпоху Серебряного века (наряду с разнообразными нереалистическими течениями), и в эпоху так называемого социалистического реализма, и в литературе наших дней (напр., роман А.Волоса «Недвижимость»).

РОД литературный - наиболее общие исторически устойчивые способы создания художественного образа, характерные для очень больших групп произведений. Со времен Аристотеля выделяют три основных Р.: эпический, лирический и драматический, по-разному сообщающих о дей­ствительности: «...как о чем-то отдельном от себя» (эпос), «не изменяя своего лица» (лирика), «представляя всех изображаемых лиц как дейст-вующих и деятельных» (драма). Различные Р., что очень важно, отличаются и предметом изображения: в эпосе главное - событие, изложенное, как правило, автором-повествователем, в лирике - переживание, в драме - действие, воспроизводимое героями на сцене. Р. существуют не сами по себе, а в эпических, лирических и драматических жанрах. В художественной практике различные Р. иногда взаимодействуют. Литература знает промежуточные родовые формы: лиро-эпические, лиро-драматические и др.

РОЛЕВОЙ ГЕРОЙ - в лирике раскрытие чувств, эмоций, переживаний иной, чем авторская, души. Принцип Р.Г. зародился в романтической лирике (напр., «Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть» М.Ю.Лермонтова), но широкое развитие получает в лирике реалистической, особенно в творчестве Н.А.Некрасова («Калистрат», «Катерина»). Р.Г., а шире - ролевая лирика - это «лирический способ овладения эпическим содержанием» (Б.О.Корман), т.е. стремление поэта к объективности, правдивой передаче многообразия человеческих душ.

РОМАН - эпический жанр, изображающий жизнь человека в широких связях с обществом. Большое развитие в русской литературе Р. получил с середины XIX в. Для русского Р. второй половины XIX в. характерно всестороннее изображение героя, внимание к процессу его формирования, сложная композиция (наличие нескольких сюжетных линий, авторских от­ступлений, вводных эпизодов и т.д.). Р. имеет ряд жанровых разновидно­стей: социально-психологический Р. («Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова), сатирический («История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина), исторический («Петр I» А.Н.Толстого) и др. Своеобразное явление представляет собой Р. в стихах (напр., «Евгений Онегин» А.С.Пушкина), в котором наряду с эпическим ярко выражено лирическое начало.

РОМАНТИЗМ - художественный метод, придающий первостепенное значение субъективной позиции писателя по отношению к изображаемой действительности. Для Р. характерно:

1. Повышенное внимание к внутреннему миру личности, изображенной вне объективной социально-исторической действительности и по контрасту с ней, что формирует конфликт произведения. Напр., герой романтической поэмы А.С.Пушкина «Кавказский пленник» - это внеисторический яркий по натуре «человек вообще».

2. Пересоздание действительности в соответствии с субъективными представлениями автора. Напр., в названной поэме А.С.Пушкина Кавказ предстает как идеальная гармоническая действительность.

3. Преобладание условности в художественных формах: фантастики, гротеска, символики (хотя, безусловное, используются и реалистичные формы) и усиление эмоционально-оценочных элементов в авторской речи и других поэтических приемах. Особенно полно метод Р. проявился в русской литературе первой трети XIX в. Русский Р. отразил недовольство существующей действительностью, которое выражалось по-разному: 1. С одной стороны, в очаровании первой буржуазной революцией во Франции и национально-освободительным движением своей страны и стран других, что нашло выражение в свободолюбивом пафосе ранних произведений А.С.Пушкина, поэтов-декабристов (К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, В.Ф.Раевского, А.И.Одоевского), М.Ю. Лермонтова и др. писателей активного романтизма; 2. С другой стороны, у представителей созерцательного романтизмом (В.А.Жуковский, И.И.Козлов) недовольство действительностью выражалось в стремлении уйти в мир интимных (а не гражданских, как в активном романтизме) чувств, выражение которых они находили в средневековой и потусторонней тематике, а также в народных поверьях и суевериях. Обращение активных и созерцательных романтиков к фольклору связано с тем, что Р. как одну из важнейших ставил проблему народности, национального своеобразия литературы. Позже метод Р. получил определенное выражение в русской литературе конца XIX в., а также 20 - 30-ых годах XX в., напр., М.Горький («Старуха Изергиль»), А.Грин («Алые паруса»).

РОМАНТИКА - одна из разновидностей пафоса, выражающая взволнованное и положительное отношение автора к изображаемому. Р., заражая читателя, вызывает в нем стремление к идеалу. Р. может быть присуща произведениям разных художественных методов и направлений: романтизма («Мцыри» М.Ю.Лермонтова), реализма («Невеста» А.П.Чехова), футуризма («Левый марш» В.В.Маяковского)

- С -

САТИРА - бичующий, обличающий смех произведения, направленный на несостоятельность тех или иных негативных общественных явлений. С. отрицает высмеиваемое явление не в частностях, а в целом, в самой его сути. С. предполагает высокий идеал писателя. Ей свойственны особые приемы создания типического образа {гипербола, гротеск, фантастика и др.). С. может или составлять основу всего произведения («Мертвые души» Н.В.Гоголя), или выступать в качестве отдельных сатирических мотивов в произведениях, в целом не являющихся сатирическими. С. разнообразна в жанровом проявлении. К собственно сатирическим жанрам относятся басня, эпиграмма, памфлет, фельетон. С. находит выраже­ние в сатирическом романе, сатирической комедии и т.п., а также в различных пародиях. Великие сатирики русской литературы XIX в. -Н.В.Гоголь и М.Е.Салтыков-Щедрин. В литературе XX в. С. занимает большое место в творчестве В.В.Маяковского, И.Ильфа и Е.Петрова, М.Зощенко, С.Черного и др.

СИМВОЛИЗМ - литературное течение конца XIX - начала XX в.в. В русской литературе с С. связаны имена Д.Мережковского, К.Бальмонта, В.Брюсова, А.Блока, В.Иванова, А.Белого и др. С. - явление сложное и разнообразное, но в целом для его художественных принципов характерны субъективизм и эстетизм. Предметом познания и отражения литературы символисты считали скрываемое за внешними формами реальной действительности незримое бытие, которое понималось ими как высшее организующее духовное начало мира. Художник в трактовке С. - выразитель этого мира, а символ - способ его выражения, охватывающий всю структуру произведения от звука до слова и образа, которые мыслятся как бесконечно многозначные. Крайние проявления такого понимания творчества нередко вели к бессодержательности и формализму. В целом же С. свойственно стремление к духовной красоте, идеалу (хотя и иллюзорному, мистическому), напр., в «Стихах о прекрасной Даме» А.Блока. Наличие позитивного идеала существенно отличает С. от декадентства (искусства крайнего неверия и пессимизма). Наибольшее развитие С. получил в русской поэзии начала XX в. В сложной форме, опосредованно С. отражает трагический разрыв личности и общества, бескомпромиссное отрицание бездуховности последнего.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - художественный метод, начавший формироваться на рубеже XIX - XX в.в., сложившийся в 20 - 30-ые годы XX в. и существовавший до перестройки. СР. - это реализм, отражавший развитие социалистических и коммунистических идей в обще­стве и утверждение их в искусстве. СР. - явление международное: его становление в России связано с именем А.М.Горького («Мать»), во Франции - А.Барбюса («Огонь»), в Германии - А.Зегерс («Доверие») и др. Основные черты СР.:

1. Понимание социализма и коммунизма как объективной, закономерной и единственной исторической перспективы развития действительности. Последнее свидетельствует о мировоззренческой односторонности произведений СР.

2. СР. особенно большое значение придавал проблеме положительного героя как человека активно и убежденно отстаивающего социалистические и коммунистические идеалы.

3. В литературе СР. сложилась особая нормативная поэтика (тип положи-тельного героя, характер его конфликта с действительностью, определенная лозунговость речи персонажей и др.). Не следует отождествлять понятия: «литература СР.» и «литература эпохи социализма», т.к. в советскую эпоху создано множество глубоко реалистических произведений, которые невозможно измерять критериями СР. (напр., «Тихий Дон» М.Шолохова, «Живи и помни» В.Распутина, «Дом на набережной» Ю.Трифонова).

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В ЛИТЕРАТУРЕ - неразрывно взаимосвязанные в художественной реальности стороны произведения, выделяемые только при его анализе с целью более глубокого понимания произведения. С. произведения - не столько перечень событий и ситуаций, но и весь круг его идей и эмоций, т.е. С. - это единство изображенного и выраженного в произведении, что подчеркнуто в таком литературоведче­ском выражении, как «идейно-тематическое содержание произведения» (см.: тема, идея). С. рассказа Л.Н.Толстого «После бала» - сцены бала, экзекуция и, главное, мысли и эмоции автора о них. Ф. - это материальное (т.е. звуковое, словесное, образное и т.д.) проявление С. и его организующий принцип. Обращаясь к произведению, мы непосредственно сталкиваемся с языком художественной литературы, с композицией и т.д. и посредством этих компонентов Ф. постигаем С. произведения. Напр., посредством смены в языке ярких красок темными, через контрастность поступков и сцен в сюжете и композиции названного выше рассказа мы постигаем гневную мысль автора об антигуманном характере общества. Таким образом, С. и Ф. взаимосвязаны: Ф. всегда содержательна, а С. всегда определенным образом сформировано, но в единстве С. и Ф. инициативное начало всегда принадлежит С: новые Ф. рождаются как выражение нового С.

 

СТИЛЬ - в литературоведении: совокупность индивидуальных особенностей художественных приемов (языковых, ритмических, композици­онных и др.) или определенного произведения, или жанра, или периода творчества писателя, обусловленная содержанием. Напр., для Гоголя-сатирика характерны сравнения героев с миром домашних животных, косноязычность речи персонажей, внимание в их внешности не к глазам, а носу, антиэстетические действия (плюнул, чихнул) и др., что связано воедино мыслью о бездуховности изображаемых людей («Мертвые души», «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и др.). В лингвистике понятие С. несколько уже (языковой стиль).

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - стихосложение котором ритм создается повторением одинакового количества слогов в стихотворных строках. В зависимости от количества слогов выделяются размеры: семисложник, одиннадцатисложник, тринадцатисложник и т.п. Длинные стихи (более 8 слогов) делятся цезурой (большой паузой) на полусти­шия, что дополнительно ритмизирует стих. Пример тринадцатисложника:

Егда нужду ближнего своего узриши,

Пособие скорое ему да твориши.

С.Полоцкий. «Пособие»)

С.С. исконно присуще языкам, в которых слова имеют ударение на определенном слоге: французскому (на последнем), польскому (на предпоследнем) и др. В русском языке ударение подвижное, но на определенном историческом этапе русская стихотворная культура испытала влияние С.С. (XVII - первая треть XVIII вв.). Им пользовались: Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Антиох Кантемир, Сильвестр Медведев и др.

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - система стихосложения, в которой ритм создается упорядоченностью ударных и безударных слогов в стихах. Единицей измерения ритма является стопа (определенное сочетание ударного слога с примыкающими к нему по интонации безударными). В зависимости от характера повторяющейся стопы выделяют пять основных силлабо-тонических размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Однако ритмическое богатство С.-Т. С. не ограничивается пятью названными размерами, оно практически неисчерпаемо: ритм силлабо-тонических размеров разнообразится добавочными или пропущенными ударениями, различными паузами, длиной стиха и т.д. С.-Т. С. свойственно языкам, в которых ударение разноместное, подвижное, а ударные и безударные слоги звучат с разной силой (русскому, украинскому, белорусскому, английскому, немецкому и др.). В России С.-Т. С. получает распространение с 30-х гг. XVIII в., после работ В.К.Тредиаковского («Новый и краткий способ к сложению Российских стихов», 1735) и М.В.Ломоносова («Письмо о правилах Российского стихотворства», 1739), реформировавших русское стихосложение. Русское классическое стихо­сложение XIX в. преимущественно С.-Т. (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов). С-.Т. С. является основным и в русской поэзии XX в. (использующей и чисто тонический стих).

СИМВОЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - самостоятельный художественный образ, который имеет многозначный эмоционально-иносказательный смысл. (Ср. с однозначностью аллегории). С.Х. строится на обнаружении определенной родственности в разноплановых явлениях действительности. Так, гонимый волнами парус в одноименном стихотворении М.Ю.Лермонтова символизирует мятежные страсти человеческой души, смелость, борьбу и т.д. С.Х. нельзя расшифровать логически, в него надо вжиться, вчувствоваться. Символикой особенно богата лирика, т.к. она отличается большей эмоциональностью.

СИНЕКДОХА - троп; разновидность метонимии; называется часть предмета вместо целого предмета или целый предмет вместо его части. Напр., «Эй! Борода, как проехать отсюда к Плюшкину?» («Мертвые души» Н.В.Гоголя). С. как бы выделяет крупным планом ту деталь, которая в данный момент способна очень экономно и выразительно создать живописный образ.

СИНОНИМЫ - слова, тождественные или очень сходные по значению, но отличающиеся звучанием и стилистическими оттенками. Напр.: дорога - путь - стезя. Выбирая из синонимов то или иное слово, писатель стремится к точности и определенному стилистическому колориту. Иногда С. употребляются по два или более, разнообразя художественную речь и сообщая ей особую прелесть. Напр.:

Выходу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит.

(М.Ю.Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу»)

СКАЗ - форма повествования от первого лица с ярко выраженной установкой на устность, разговорность речи (как в интонации, так и в лексике, и в фонетике). С. стилизует речь не отдельного человека, а типического представителя определенной общественно-исторической, этнографической или др. среды. С. часто использовали Н.В.Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»), Н.С.Лесков («Левша»), М.Зощенко («Баня»).

СОНЕТ (классический) - лирическое стихотворение из 14 стихов, группированных в два четверостишия (с одинаковой по звучанию охватной рифмой: абба абба) и два трехстишия (с тремя другими рифмующимися созвучиями: ввг дгд). В поэтической практике есть и другие - перекрестные - варианты рифмовки четверостиший в С. Стихотворный размер С. – пяти (шести)стопный ямб. Единство рифм в четверостишиях подчеркивает единство темы, которая в трехстишиях несколько меняется и как бы подытоживается последней строкой («замком сонета»).

Суровый Дант не презирал сонета;

В нем жар любви Петрарка изливал,

Игру его любил творец Макбета;

Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта:

Вордсворт его орудием избрал,

Когда вдали от суетного света

Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленной

Певец Литвы в размер его степенный

Свои мечты мгновенно заключал.

У нас его еще не знали девы,

Как для него уж Дельвиг забывал

Гекзаметра священные напевы.

(А.С.Пушкин. «Сонет»)

В русской поэзии С. писали также Дельвиг, Лермонтов, Фет, Блок, Брюсов и др.

СРАВНЕНИЕ - троп; одно явление или понятие проясняется через сопоставление его с другим явлением. С. всегда состоит из двух частей (то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается), которые объединяются самыми разными способами:

1. При помощи союзов «как», «что» и слов «похож», «словно» и др.: «Он был похож на месяц ясный» (М.Ю.Лермонтов. «Демон»).

2. При помощи творительного падежа: «Морозной пылью серебрится Его бобровый воротник» (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»).

3. При помощи отрицания:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...