Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Не ветер бушует над бором,




Не с гор побежали ручьи.

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

(Н.А.Некрасов. «Мороз, Красный нос»)

С. может быть развернутым. Классическим примером развернутого С., проходящего через все произведение, является стихотворение М.Ю.Лермонтова «Поэт», в котором через сравнение поэта с кинжалом раскрывается современное поэту состояние поэзии и требования к ней взыскательного художника.

СТИХ - 1. Единица стихотворного ритма, как правило, совпадаю­щая со строкой. С. может быть разбит и на несколько графических строк (Н.Асеев, В.Маяковский). 2. Стихотворная речь, отличающаяся от прозаической системой регулярных повторов: звуков, пауз, ударных и безудар­ных слогов и др.

СТИХОТВОРЕНИЕ - сравнительно небольшое лирическое или лиро-эпическое произведение в стихах. См., напр.: «Я вас любил: любовь еще быть может...» А.С.Пушкина; «Бородино» М.Ю.Лермонтова.

СТОПА - в силлабо-тоническом стихе - сочетание ударного и примыкающих к нему по интонации безударных слогов, которое при повторении создает ритм стиха. Различаются двусложные С: хореические (с ударением на первом слоге из двух), ямбические (на втором); трехсложные: дактилические (с ударением на первом слоге из трех), амфибрахические (на втором), анапестические (на третьем). С. есть также в античном стихосложении (но основывается на долготе и краткости слога). В силлабических и тонических стихах С. нет.

СТРОФА - повторяющаяся на протяжении стихотворного произведения группа стихов, объединенных общей мыслью и рифмовкой. С. усиливает ритмичность стихотворного текста, придает ему композиционную стройность. Русское стихосложение богато разнообразными строфами (см., напр., двустишие, четверостишие, октава, онегинская строфа). Стихотворное произведение, не сгруппированное в С., называется астрофическим (напр., «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина).

СЮЖЕТ - одно из основных значений: система событий литературного произведения, раскрывающая характеры героев и конфликтные отношения между ними. Напр., такие события, как побег, бой с барсом Мцыри обнаруживают существенные черты его характера: смелость, вольнолюбие, желание жить ярко, а также обнаруживают конфликт между ним и жизнью других монахов. С. характерен для драматических, эпических и лиро-эпических произведений. В лирике же С. как системы событий нет. В С. выделяют ряд звеньев: пролог, экспозицию, завязку, кульминацию, развязку, эпилог. Не все элементы С. должны иметь место в каждом произведении. Кроме того, они могут идти в различной последовательности. События сюжета могут излагаться автором не в естественной хронологической последовательности, а в художественной, что служит дополнительным средством раскрытия характера героя (М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»). С. произведения может представлять собой не одну, а несколько переплетающихся линий.

- Т –

ТЕМА - трактуется в литературоведении по-разному: 1. Как проблема, поставленная в произведении. При этом теряется своеобразие понятий «тема» и «проблема». 2. Как жизненные события, положенные в основу произведения. Но при таком понимании невозможно определить Т., напр., фантастического романа. 3. Как основной круг событий, изображенных в самом произведении. Последнее понимание наиболее распространено. Напр., Т. повести «Смерть Ивана Ильича» Л.Н.Толстого - судьба человека, посвятившего всю свою жизнь устройству житейского благополучия. Т. раскрывается через сюжет, в котором она углубляется и конкретизируется в ряде картин жизни, болезни и смерти Ивана Ильича. Т. - путь к осмыслению проблемы и идеи произведения. Так, осмысление жизни Ивана Ильича читателем и самим героем перед смертью приводит к мысли о ее ложности, отсутствии в ней большого человеческого смысла. Применительно к

произведению чаще говорят о его тематике, т.е. совокупности ряда Т. Напр., многотемна эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». Говоря о Т. в лирике, следует учитывать ее родовую специфику. Лирическая Т. отражает характер основных переживаний, выражаемых в стихотворении: любовная лирика, гражданская лирика и др.

ТИП ЛИТЕРАТУРНЫЙ - такой художественный образ, в котором при индивидуальном его своеобразии воплощены наиболее важные, закономерные черты, характерные для людей той или иной группы, сословия, нации и т.п. Напр., в неповторимом, предельно индивидуализированном образе Евгения Онегина выражены определенные общие черты: светскость наружности, манеры поведения и самое главное - опустошенность и бесцельность скучного существования, которое влачат многие его сверстники. Т.Л. всегда отражает закономерности определенной эпохи. По своему содержанию любая эпоха неоднородна, и Т.Л. отражают различные ее явления: отживающие свой век, крепко укоренившиеся, а также только зарождающиеся. Напр., типы помещиков в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя отражают устоявшийся строй крепостной России, а тип Базарова («Отцы и дети» И.С.Тургенева) - только возникающие проявления нового нигилистического отношения к жизни в русском обществе. Т.Л. всегда национально и исторически конкретен. Но наряду с этим в нем часто воплощаются определенные общечеловеческие и вечные черты, напр., в Ромео и Джульетте («Ромео и Джульетта» У.Шекспира), Хлестакове («Ревизор» Н.В.Гоголя), Молчалине («Горе от ума» А.С.Грибоедова).

 

ТИПИЧЕСКОЕ - наиболее общие, существенные, закономерные явления действительности, а также ведущие тенденции ее развития. Задача литературы - познать Т. в жизни посредством создания типических характеров (типов), типических обстоятельств, передачи типических процессов. Раскрытие в художественных образах общего, закономерного в жизни человеческого общества - это художественная типизация, которая всегда связана с освобождением отображаемого явления от случайного, несущественного и акцентированием, заострением внимания на существенном. Создание типического образа может идти разными путями: а) через обобщение широко распространенных явлений: «...нужно наблюдать много однородных людей, чтобы создать один литературный тип» (Л.Н.Толстой); б) путем доведения едва зародившихся, но важных явлений действительности до высокой и логичной степени проявления в художественном образе. Напр., по словам И.С.Тургенева, в основу образа Базарова легло то, «еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма». Типическое наиболее полно, многогранно и наглядно выражается в образах эпоса и драмы (см. 1-ое значение). Но в своеобразной форме типическое воплощается и в лирике: в ней через индивидуальные переживания передаются типические настроения, наиболее характерные для людей определенного общества или эпохи. Общее, типическое всегда проявляется через конкретное, индивидуальное. Однако в зависимости от художественного метода и индивидуального стиля писателя степень конкретизации, само соотношение индивидуального и общего начал в художественном образе различно.

ТРАГЕДИЯ - один из жанров драмы (см. 1-ое значение); произведение с неразрешимым конфликтом между высокими стремлениями духовно сильной личности и объективной невозможностью их осуществления. Т. чаще всего заканчивается гибелью героя, не отступившего от своих гуманистических идеалов, что приводит зрителя к катарсису (очищению души через сострадание герою). Т. возникла в античности (Эсхил, Софокл, Еврипид), большое развитие получила в периоды Возрождения (Шекспир) и классицизма (Корнель, Расин). В русской литературе XVIII в. Т. связана с именем А.П.Сумарокова; в XIX в. - с именами романтиков и А.С.Пушкина, который впервые выразил в Т. «мысль народную» («Борис Годунов»), создал своеобразный жанр «маленьких трагедий». В целом с середины XIX в. в русской литературе Т. как жанр уступает место роману, который использует трагические ситуации, напр., в творчестве Ф.М.Достоевского.

ТРАДИЦИЯ и НОВАТОРСТВО в литературе - две диалектически взаимосвязанные стороны литературного процесса: Т. - передача последующим эпохам предшествующего идейно-художественного опыта литературы, а Н. - обогащение литературной Т. новыми героями, идеями, приемами и мн. др. Так, образ «лишнего человека» - традиционный для русской литературы, но он в различные периоды ее развития несет и новаторские черты. Напр., Евгений Онегин в одноименном романе А.С.Пушкина - «скучающий эгоист», а Печорин в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова - «страдающий эгоист»; один по своему характеру бездеятелен, а другой необычайно деятелен, хотя его действия и не имеют в конечном смысле большой целях.

ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ - стих, ритм которого создается определенным количеством ударений в стихотворных строках. В зависимости от их количества выделяют размеры: двухударный, трехударный, четырехудар-ный и т.п. Пример трехударного Т.С.:

Мы спим ночь,

Днем совершаем поступки,

Любим свою толочь

Воду в своей ступке.

(В.В.Маяковский)

В Т.С. нет стоп (в отличие от силлабо-тонического стиха), т.е. количество безударных слогов между ударениями произвольное: в приведенном примере колеблется от 0 до 2. Тонический принцип организации ритма характерен для русской народной поэзии. В русской литературной поэзии XIX в. встречается довольно редко, но довольно широко развился в поэзии XX в. (В.Маяковский, Н.Асеев, Л.Мартынов и др.).

ТРОП - употребление слова или выражения в переносном значе­нии с целью создания художественного образа. К Т. относятся: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, отчасти эпитет и др. Напр., ср. прямое и переносное значение слова: «обед остыл» и «Нет: рано чувства в нем остыли» (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»). В последнем случае мы имеем дело с тропом {метафорой).

УМОЛЧАНИЕ, или ЭЛЛИПСИС - фигура; сознательная недосказанность фразы в расчете на домысливание ее читателем. У. обычно придает речи повышенную эмоциональность, драматизм, сообщает ей оттенок юмора, сатиры и др.

Нет, вам красного детства не знать,

Не прожить вам спокойно и честно.

Жребий ваш... но к чему повторять

То, что даже ребенку известно.

(Н.А.Некрасов)

- Ф -

ФАБУЛА - термин употребляется в двух равно распространенных значениях: 1. основные события в развитии действия, т.е. его костяк, то что можно пересказать; 2. естественная временная последовательность событий в отличие от художественной (сюжетной) последовательности в литературном произведении. В обоих случаях понятие «фабула» употребляется с целью более глубокого понимания художественного богатства и своеобразия сюжета литературного произведения. В фабульном порядке события рассказа И.Бунина «Легкое дыхание» начинались бы с детства героини, а заканчивались бы ее смертью. Ф. может сильно отличаться от сюжета (как в названном рассказе), а может с ним совпадать («Ионыч» А.П.Чехова).

ФИГУРА - особый интонационно-синтаксический прием построе­ния фразы в литературном произведении, выходящий за рамки практиче­ски принятых норм. Ф. используется в целях усиления художественной выразительности речи. К. Ф. относятся: риторические Ф., анафора, эпи­фора, стык, градация, инверсия, бессоюзие, многосоюзие, умолчание и др.

ФОРМАЛИЗМ - течение в литературе и литературоведении, определяющим эстетическим принципом которого является абсолютизация формы как самоцели искусства при игнорировании содержания как вне-художественной категории. Не следует путать высокую требовательность писателя к форме (о чем свидетельствуют черновики А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и др.) и Ф., в котором происходит разрушение основной функции искусства - отражения действительности. «Форма без содержания - пошлость, часто довольно благовидная...» (В.Г.Белинский). В русской литературе Ф. наиболее отчетливо проявился в 10-20-е г.г. в крайних проявлениях футуризма, символизма и др., напр, в заумном языке В.Хлебникова и А.Крученых.

Многие писатели (В.В.Маяковский, А.А.Блок, В.Я.Брюсов), преодолев чисто формалистические тенденции, обогатили литературу разнообразием художественных приемов, способст­вующих выражению новых идей и настроений.

ФУТУРИЗМ - русский Ф., сложившийся в 1910-е г.г., с одной стороны, явился ярким проявлением формализма (в его крайних проявлениях), с другой - обогатил литературу новыми идеями, настроениями, художественными приемами. Его представители: В.Хлебников, В.Каменский, братья Бурлюки и др. Программа Ф. утверждала «самоценность» формы поэзии вне зависимости от ее содержания, а также (в противоположность символизму) антиэстетизм, т.е. отрицание красоты вообще, что проявлялось в языке их произведений, названных сборников («Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна») и др. Ф. выступал за безграничную свободу художника, что проявлялось, напр., в отмене знаков препинания, в словотворчестве, доходившем до абсурда (см.: заумный язык). Художественная практика некоторых поэтов Ф. со временем все более противоречила его программе. В.В.Маяковский, Н.Н.Асеев и др., формально начиная как футуристы, впоследствии стали крупнейшими своеобразными поэтами.

- Х -

ХОРЕЙ - в силлабо-тоническом стихе - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении двухсложной стопы с ударением на первом слоге.

Зая» ц| в лес бе* |жал по» | лугу»,

Я и» з| лесу» | шел до» |мой.

Бедны» |й зая» ц | с пе» ре» |пугу»

Так и» | сел пе» |ре» до» |мной.

(Н.Рубцов. «Заяц»)

Некоторые ударные слоги в хореическом стихе иногда могут заменяться безударными, что разнообразит его ритм. Это явление называется пиррихием (см. приведенный пример).

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ литературы - имеет два значения: 1. Образная форма отражения действительности. 2. Степень поэтического совершенства произведения. X. зависит от совокупности ряда черт: от важности темы, убедительности характеров, мастерства писателя и, безусловно, от значительности и правдивости художественных образов и идей произведения: «Если идея фальшива, о X. не может быть и речи» (Н.Г.Чернышевский).

- Ц -

ЦИКЛ ЛИРИЧЕСКИЙ - жанровое образование, которое имеет особую художественную возможность возникновения дополнительных смыслов, таящихся в порядке расположения стихотворений, их лейтмотивах, едином или меняющемся эмоциональном тоне и др. Таким образом, Ц.Л. не сводится к совокупности смыслов отдельных стихотворений, а являет собой нечто большее в содержательном отношении («Денисьевский цикл» Ф.И.Тютчева, «Снежная маска» А.А.Блока).

- Э -

ЭЗОПОВ ЯЗЫК - художественная речь, основанная на таком иносказании, при котором под образами животных, птиц и т.п. подразумевается человек. Эзоп (полумифический древнегреческий баснописец V-VI вв. до н.э.) был рабом, поэтому не мог открыто высказывать свои мысли. Позже к такому иносказанию вынуждала писателей цензура. Истинное содержание художественного произведения уходило в подтекст, зашифровывалось внешне безобидными фразами, намеками, ассоциациями, басенными и сказочными образами. Ярким примером использования Э.Я. являются басни И.А.Крылова, «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина. Возникнув как горькая необходимость, Э.Я. стал со временем одним из способов сатиры.

ЭКСПОЗИЦИЯ - бесконфликтная часть текста, предшествующая завязке. В Э. дается изображение начальной ситуации, среды, фона, на котором будут затем разворачиваться события. Назначение Э. - сделать более понятным последующее поведение действующих лиц (см., напр., описание жизни юного Онегина в I главе романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»). Э. чаще всего дается в самом начале произведения, но может быть в середине или даже в конце его (см., напр.: «Мертвые души» Н.В.Гоголя). В этом случае она несет дополнительную художественную нагрузку, например, в приведенном примере до поры, до времени, придает главному герою таинственность, загадочность и т.д. и объясняет его читателю лишь в самом конце произведения.

ЭЛЕГИЯ - один из жанров лирики; произведение, выражающее настроения грусти и печали, вызванные размышлениями о жизни. Э. в русской литературе расцвела в эпоху романтизма в лирике В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова и особенно Е.А.Баратынского («Разуверение»), встречается у А.С.Пушкина («Брожу ли я вдоль улиц шумных»), М.Ю.Лермонтова («Выхожу один я на дорогу»). У Н.А.Некрасова Э. превратилась в средство обличения уродливых социальных явлений («Элегия»).

ЭПИЛОГ - заключительная, следующая за развязкой конфликта часть произведения, кратко сообщающая о дальнейшей судьбе героев. Но главное назначение Э. не событийное, а эмоциональное, т.к. он прежде всего вызывает у читателя то или иное чувство по поводу окончательного итога изображенной жизни героев. Напр., Э. в «Дворянском гнезде» И.С.Тургенева рождает в душе читателя грусть и боль по поводу несбывшихся высоких стремлений героев этого романа.

ЭПИТЕТ - художественное определение, подчеркивающее к.-л. важную черту в изображаемом явлении или придающее ему дополнительное, добавочное значение. Э. может представлять собой прямое значение слова («сентябрь холодный») или переносное («день потухающий»). Последнее позволяет относить его к тропам. Грамматически Э. может быть выражен различными частями речи:

1. Прилагательным или причастием (см. приведенные примеры).

2. Существительным: «волшебница-зима».

3. Местоименным словом: «Ведь были схватки боевые, да говорят еще какие!» (М.Ю.Лермонтов. «Бородино»).

4. Наречием: «Что ты жадно глядишь на дорогу...» (Н.А.Некрасов. «Тройка»).

5. Деепричастием: «Синея блещут небеса...» (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»).

Существует особая группа Э., представляющих собой постоянное сочетание слов: «синее море», «борзый конь», «добрый молодец» и т.д. Эти эпитеты характерны для народного творчества и носят название постоянных эпитетов.

ЭПИГРАММА - небольшое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. Напр., графу И.С.Воронцову А.С.Пушкин адресовал следующую Э.:

Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным, наконец.

В литературе XIX в. Э. была острым оружием в общественно-литературной борьбе. Э. может носить и шуточный характер.

ЭПОС - литературный род, предметом изображения в котором являются, как правило, важные общественные явления. Изображение носит прежде всего повествовательный (событийный) характер. События в Э. изображаются как происходящие независимо от воли автора-повествователя, в их саморазвитии. Автор-повествователь как бы является наблюдателем, повествующим о происходящем от 3-его лица. Но кроме этой исторически традиционной для Э. формы изложения материала, стремящейся к всеведению (напр., о жизни героя, его душе, судьбе и т.д.) и к универсальному охвату действительности, постепенно в Э. возникает форма повествования от рассказчика (от «я» - свидетеля или участника событий). Э. с целью сообщения о событиях использует и опыт драмы, вводя сообщения о случившемся в систему диалогов и монологов. Писатель в Э. выступает как аналитик объективного жизненного процесса, вскрывающий коренящиеся в нем причины, обусловившие характер и поведение героя. Со временем эпические жанры (эпопея, роман, повесть, рассказ и др.) теряют свою родовую чистоту, т.е. широко используют диалоги и монологи (драматургические приемы), передающие эмоциональное состояние геро­ев, а также лирические отступления автора. Это способствует развитию переходных в родовом отношении форм (напр., лиро-эпических: поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души»). В силу освоения разнообразных способов изложения материала (подчиненных основному, т.е. повествованию) Э. представляет писателю большие возможности для изображения человека и действительности.

ЭПОПЕЯ - наиболее крупный жанр эпоса, существующий в двух жанровых разновидностях: 1. Классическая Э. - монументальное произведение национально-героического характера, созданное на основе циклизации народных сказаний и песен. К.Э. (или эпос) как жанр создается в эпоху раннего формирования народностей, отражая понимание мира в духе фольклорно-мифологических образов. Напр.: «Илиада» Гомера, «Песнь о Нибелунгах», циклы русских былин о богатырях Илье Муромце, Микуле Селяниновиче, Алеше Поповиче и др. 2.Э. нового времени (роман-эпопея) - масштабное произведение, изображающее события общенародного зна­чения. Напр.: «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Тихий Дон» М.А.Шолохов.

- Я -

ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - это язык, которым создаются художественные произведения. Язык - средство общения людей. Язык же художественной литературы, кроме того, язык образный: законы использования и сочетания слов в нем не только логическое, но (и прежде всего) эстетические. Напр., А.С.Пушкин возмущался, когда критик «Евгения Онегина» восставал против таких выражений, как «камин дышит», «неверный лед» и т.п. Эти лаконичные выражения необычайно точны в образном, но не логическом смысле. Однако Я.Х.Л. не противопоставлен общенародному языку. Напротив, он основывается на нем. Самым большим по объему источником Я.Х.Л. является литературный язык (т.е. правильный, нормированный язык). Но понятие «Я.Х.Л.» шире понятия «литературный язык». В зависимости от характера создаваемого образа и других идейно-эстетических задач писатель использует и иные слои общенародного языка: архаизмы, просторечия, жаргонизмы и др. Из всего сказанного следует, что литературоведческий анализ Я.Х.Л. преследует иные цели, чем анализ лингвистический. Лингвиста интересуют внутренние законы развития языка, литературоведа - законы создания художественного образа.

ЯМБ - в силлабо-тоническом стихе - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении двусложной стопы с ударением на втором слоге. Ямбом написан роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

Де# ре|вня*, где* | ску» чал| Е# вге|ни* й,

Бы* ла| пре» ле|стны* й у* |го» лок.

Иногда в ямбическом стихе некоторые ударные слоги могут заменяться безударными, что разнообразит ритм этого размера. Это явление называ­ется пиррихием (см. приведенный пример).

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...