Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
C ОДЕРЖАНИЕ.
- Правила организации урока……………………………………………………… 3
- Условия организации урока……………………………………………………….3
- Определение урока…………………………………………………………………4
- Классические типы уроков………………………………………………………...4
- Нетрадиционные типы уроков ……………………………………………………4
- Структура урока в зависимости от типа ………………………………………….5
- Базовая структура урока …………………………………………………………...7
- Содержание разделов поурочного плана …………………………………………7
- ТДЦ ………………………………………………………………………………….8
- Методы обучения …………………………………………………………………..9
- Типы вопросов ………………………………………………………………….....12
- Формы организации учебной работы учащихся ……………………………..….12
- Оптимальная продолжительность выполнения домашнего задания ………..…12
- ЕОР …………………………………………………………………………………13
- Положение о ВШК ………………………………………………………………...14
- Общие требования к контролю за состоянием преподавания предметов………19
- Формы анализа и самоанализа урока……………………………………………..20
- Фото урока………………………………………………………………………….21
- Анализ урока………………………………………………………………………..22
- Схема самоанализа урока………………………………………………………….24
- Схема наблюдения и анализа урока………………………………………………25
- Анализ урока………………………………………………………………………..26
- Схема для анализа деятельности учителей……………………………………….27
- Анализ классного журнала………………………………………………………...27
- Анализ тетрадей…………………………………………………………………….28
- Анализ дневников…………………………………………………………………..28
- Норма оценок устных ответов……………………………………………………..28
- Методика составления справки ……………………………………………..…….29
- Требования к учителю-предметнику и зав. кабинетом…….…………………….30
- Литература…………………………………………………………………………..36
Правила организации урока.
- Оптимальное расположение учащихся в классе.
- Тематическая ориентация.
- Элементы мотивации.
- Предварительное повторение.
- Выбор формы ответа.
- Самоанализ ответа.
- Совмещение этапов урока.
- Поэтапное формирование знаний и умений.
- Введение методов деятельности.
- Привлечение учащихся к проведению урока.
- Дробление заданий, введение аналогичных заданий.
- Регулирование темпа обучения.
- Объединение методов деятельности.
- Анализ результатов урока.
- Инструктаж по домашнему заданию.
- Организация и оценивание индивидуальной деятельности учащегося.
Условия организации урока
Социально – педагогические
1. Наличие квалифицированного, творчески работающего учителя с хорошей научной, дидактической и методической подготовкой.
2. Наличие сплочённого, дружного коллектива учащихся с правильно формированной ценностной ориентацией.
3. Наличие хорошей учебно-материальной базы.
4. Наличие благоприятного психологического микроклимата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на любви педагога к детям.
Психолого – дидактические
1. Соблюдение психологических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса.
2. Высокий уровень обученности учащихся, соответствующий данному моменту, этапу обучения.
3. Наличие достаточного уровня сформированности мотивов учения, обеспечивающего интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.
4. Применение активных форм и методов обучения.
5. Система работы по развитию умственных и познавательных способностей учащихся.
6. Целенаправленная работа по предупреждению отставания учащихся, по профилактике их неуспеваемости.
7. Научная организация педагогического труда, труда ученика.
Урок – динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного
взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включая
содержание, формы, методы и средства обучения и систематически
применяемая при решении задач образования.
Классические типы уроков.
- Вводный
- Тренировочный
- Контрольный (проверочный)
- Закрепления знаний, умений и навыков
- Урок самостоятельной работы
- С использованием ТСО
- Урок практической работы
- Комбинированный урок
- Повторительно-обобщающий
- Урок повторения
- Овладения знаниями, умениями, навыками
- Предметный урок (характерный для начальных классов)
Нетрадиционные типы уроков.
- Ролевые игры
- Исполнение сказочного сюжета
- Урок фантазирования
- Деловая игра
- Круглый стол или конференция
- Урок открытых мыслей
- Пресс - конференция
- Урок – соревнование
- Урок КВН
- Викторина
- Аукцион знаний
- Урок – диспут
- Урок – турнир
- Урок – эврика
- Волшебный конверт
- Межпредметный интегрированный урок
- Урок – конкурс
- Урок творчества
- Урок – спектакль
- Смотр знаний
- Урок – игра
- Урок – зачёт
- Урок-путешествие
- Урок взаимообучения
- Урок-диалог
- Моделирование мышления учащихся
- Ролевая деловая игра
28. Урок – лекция
и т.д.
Каждому типу урока соответствует определённая структура урока.
Структура урока изучения нового материала:
- первичное введение материала с учётом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности уч-ся;
- указание на то, что уч-ся должны запомнить;
- мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
- сообщение, либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка;
- первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
- контроль результатов первичного запоминания;
- регулярное систематизирующее повторение, через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
- внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
- частное включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания.
Структура урока формирования умений и навыков:
- постановка цели урока;
- повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.
- проведение проверочных упражнений.
- ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.
- упражнение на их усвоение;
- упражнения на их закрепление;
- тренировочные упражнения по образцу и подобию, алгоритму, инструкции;
- упражнения на перенос в исходную ситуацию;
- упражнения творческого характера;
- итог урока.
- задание на дом.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:
- сообщение уч-ся цели предстоящей работы;
- воспроизведение уч-ся знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
- выполнение уч-ся различных заданий, задач, упражнений;
- проверка выполненных работ;
- обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
- задание на дом (если это необходимо).
Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
- сообщение темы, цели и задач урока;
- показ использования приобретённых знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;
- проверка знаний фактического материала, индивидуальный вопрос.
- проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;
- проверка глубины осмысления знаний, и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщённых таблиц, письменный опрос;
- применение уч-ся знаний, практические задания;
- выполнение комплексных творческих работ;
- итоги урока;
- домашнее задание.
Структура урока проверки знаний:
1. организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку, дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
2. постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что уч-ся обязательно сами проверяют работы;
3. изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы).
4. подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы уч-ся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
5. определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.
Структура урока обобщения и систематизации знаний:
1. сообщение темы, цели и задач урока;
2. повторение и обобщение отдельных фактов событий, явлений;
3. повторение и обобщение понятий, и усвоение соответствующей системы знаний;
4. повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.
Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:
1. организация начала урока;
2. проверка д/з постановка цели урока;
3. подготовка уч-ся к восприятию нового уч. материала, т.е. актуализация знаний;
4. изучение нового материала, в том числе и объяснение;
5. закрепление изученного;
6. обобщение и систематизация знаний и умений;
7. подведение итогов;
8. задание на дом;
9. подготовка (предварительная работа), необходимая уч-ся для изучения новой темы.
Как базовую можно использовать следующую структуру урока, которая включает следующие основные звенья или этапы:
1. оргмомент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью ученика к уроку;
2. проверка домашнего задания
3. проверка УУДучащихся, необходимых для восприятия нового материала;
4. постановка цели и задач урока перед учащимися;
5. организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных
знаний – это центральное звено урока;
6. первичная проверка понимания нового материала;
7. организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и
упражнений в её применении по образцу (возможна смена вариантов)
8. творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности (алгоритма) путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных
знаний и умений.
9. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
10. домашнее задание к следующему уроку, в т.ч. ранее пройденного учебного материала,
необходимого для восприятия следующей темы;
11. подведение итогов урока, в т.ч. оценка деятельности учащихся и объявление отметок.
При использовании этой структуры для разных типов урока придётся некоторые этапы
исключить, на какие-то сделать основной упор и т.д.
Примерное содержание разделов поурочного плана.
I. Тема урока.
1. Дидактическая цель и задачи урока.
2. Тип, структура урока.
3. Общие методы. Приёмы работы учеников.
4. Средства наглядности. Источники информации, ТСО и ИВТ.
II. Повторение опорных знаний.
1. Какие ранее изученные понятия, законы надо активизировать в сознании учащихся,
чтобы подготовить их к восприятию нового материала.
2. Самостоятельная работа учащихся (её объём, смысл)
3. Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету.
4. Формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.
III. Усвоение новых знаний.
1. Новые понятия, законы и способы усвоения.
2. Что должны знать или усвоить ученики.
3. Самостоятельная работа и её содержание (дидактическое назначение).
4. Проблемные и информационные вопросы.
5. Варианты решения проблемы.
6. Варианты закрепления изученного.
IV. Формирование умений и навыков.
1. Конкретные умения и навыки для отработки.
2. Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений.
3. Способы «обратной связи».
4. Фамилии учащихся, которые будут опрошены.
V. Домашнее задание.
1. Что повторить и приготовить к уроку.
2. Творческая самостоятельная работа.
3. Объём и время выполнения домашнего задания (сообщить учащимся).
Триединая цель урока (ТДЦ)
Образовательная, познавательная,
учебная
| Воспитывающая
| Развивающая
|
1. Научить самостоятельно добывать знания. Показать учащимся, что они должны делать, что -бы научиться тому, чему их учат.
2. Главное требование к овладению знаниями: а) полнота б) глубина в) осознанность г) систематичность д) системность е) гибкость ж) оперативность з) прочность
3. Формировать: а) навыки б) умения
4. Что конкретно учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
5. Уровень качества знаний, умений и навыков, которое предполагается достичь на уроке: I. Репродуктивный II. Конструктивный III. Творческий.
| Любой урок является воспитывающим. Определяется воспи- тательная цель урока.
Принцип «молнии».
| 1. Развитие речи а) обогащение и усложнение словарного запаса, усложне- ние её смысловой функции б) овладение уч-ся художест- венными образами, вырази - тельными свойствами языка (показатель интеллекта и общего развития ученика)
2. Развитие мышления. Учить: ■ анализировать ■ выделять главное ■ сравнивать ■ строить аналогии ■ обобщать и систематизи - ровать ■ доказывать и опровергать ■ определять и объяснять понятия ■ ставить и разрешать проблемы (овладение этими методами и означает умение мыслить) 3. Развитие сенсорной сферы: развитие глазомера, ориенти - ровки в пространстве, времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
4. Развитие двигательной сферы: ■ моторика мелких мышц ■ управление своими двигатель- ными действиями ■ соразмерность движений
|
-
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
|
I. По источникам знаний
| 1. Словесные
2. Наглядные
3. Практические
|
II. По характеру движения мысли от незнания к знанию
| 1. Индуктивный
2. Дедуктивный
3. Традуктивный
|
III. По характеру взаимодействия учитель-ученик
| 1. Изложение
2. Беседа
3. Самостоятельная работа
|
IV. От дидактических задач
| 1. Подготовка к восприятию
2. Объяснение
3. Закрепление материала и т.д
|
V. От познавательной деятельности
| 1. Объяснительно-иллюстративный
2. Репродуктивный
3. Проблемный
4. Частично-поисковый (эвристический)
5. Исследовательский
|
VI. По принципу расчленения или соединения знаний
| 1. Аналитический
2. Синтетический
3. Сравнительный
4. Обобщающий
5. Классификационный
|
МЕТОДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
|
VII. Метод – способ учебной работы
| 1. догматический – приобретение знаний в готовом виде
2. эвристический – усвоение знаний и умений путём рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что предусматривает- ся в вопросе, в задании
3. исследовательский – добывание знаний и умений путём проведения наблюдений, опытов, измерения … - путём самостоятельного нахождения исходных данных и т.д.
|
VIII. Методы контроля
| 1.Устный: а) устный опрос б) фронтальный в) УПЗ, некоторых мысленных умений
2. Письменный: а) контрольная работа б) письменный зачёт в) программированный контроль
3. Лабораторно-практический
|
IX. МЕТОДЫ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
|
Методы обучения, используемые учителем в учебном процессе.
Методы объяснения ►
| Словесные
| Наглядные
| Практические
|
Способ рассуждения,
умозаключения ▼
|
Индуктивные
|
СИ
|
НИ
|
ПИ
|
Дедуктивные
|
СД
|
НД
|
ПД
|
Традуктивные
|
СТ
|
НТ
|
ПТ
|
Индукция – способ рассуждения от отдельных частных фактов и положений к общим выводам, обобщениям.
Дедукция – способ рассуждения от общих положений к частному.
Традукция – логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются
суждениями одинаковой степени общности.
Традуктивным заключением является аналогия. По характеру посылок и вывода традукция может быть 3-х типов:
═══► заключение от единичного к единичному;
═══► заключение от частного к частному;
═══► заключение от общего к общему.
Воспользуйтесь поиском по сайту: