Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объяснительно-иллюстративные




 

СИ Рассказ
НИ Описание схемы, алгоритма
ПИ Упражнение
СД Беседа с опорой на правила, законы
НД Письменные упражнения на применение знаний с использованием таблиц, схем
ПД Практическая работа на применение знаний, алгоритма, темы, основных закономерностей событий, явлений, процессов.
СТ Беседа на сравнение двух объектов, правил, событий, явлений и фактов.
НТ Анализ таблицы, схемы, плана на сравнение описания двух групп предметов, явлений, событий, фактов, правописание двух групп слов.
ПТ Упражнение на классификацию подобных предметов, явлений, событий, фактов, процессов.

 

2. Репродуктивные методы

 

СИ Пересказ прочитанного.
НИ Списывание готового материала с доски.
ПИ Выполнение заданий по образцу с последующим обобщением.
СД Придумывание приёмов под правила или изученный алгоритм темы, явления, события, процесса.
НД Анализ события по определённому правилу, событию, явлению, факту (их алгоритму).
ПД Работа с книгой, опора на правила, алгоритм темы, закон.
СТ Воспроизведение двух подобных правил, законов, алгоритмов событий или явлений.
НТ Нахождения подобия с опорой на рисунок, таблицу, схему, модель.
ПТ Правописание пар подобных слов, описание пар подобных предметов, явлений, фактов, событий, процессов.


3. Проблемно-сообщающие методы

 

СИ Объяснение причин разного правописания подобных слов, объяснение причин различия в подобных событиях, явлениях, фактах, процессах.
НИ То же с опорой на наглядность, таблицы, схемы, модели, ТСО (проекционная)
ПИ Записи действий учителя при доказательстве гипотезы.
СД Сообщение двух подобных правил (алгоритмов) с последующим анализом разного поведения объекта, разного развития событий, явлений, процессов.
НД То же с опорой на наглядность (таблицы, схемы, модели, к/ф, д/ф, диапозитивы и т.д.
ПД То же с опорой на упражнение.
СТ Доказательства путём сравнения подобий в предметах, в правописании, в явлениях, в событиях, в фактах, в процессах.
НТ То же с опорой на наглядность (предметы, таблицы, иллюстрации, модели)
ПТ То же с опорой на упражнения, практические действия, доказательства, опыты.


4. Частично-поисковые методы

СИ Эвристическая беседа, ведущая к выводу.
НИ То же с опорой на наглядность.
ПИ Комментированное письмо с выводом, комментирование практических действий с выводом.
СД Поиск примеров, фактов на основании явлений, событий, законов или нового правила (вновь изучаемых явлений, событий, законов)
НД Выбор примеров, фактов, подтверждений с опорой на наглядность (таблицы, схемы, иллюстрации) и т.д.
ПД Практические действия по поиску примеров, аргументов, фактов, на изучаемое правило, закон, алгоритм.
СТ Перенос общих признаков известного на новое.
НТ Перенос общих признаков известного на новое с опорой на наглядность.
ПТ Перенос общих признаков известного на новое в практических действиях учащихся (упражнение, задача, задание, опыты, описания).

 


5. Исследовательские методы


СИ Работа с книгой по поиску метода.
НИ Самоанализ нескольких таблиц, схем по поиску общего вывода.
ПИ Письменное упражнение, практические действия с последующим доказательством закономерности.
СД Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма.
НД То же с опорой на наглядность.
ПД Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма, практическими действиями учащихся.
СТ Словесное разрешение противоречий с опорой на сравнение подобных явлений, фактов.
НТ То же с опорой на наглядность.
ПТ Разрешение противоречий с опорой на сравнение в практических действиях учащихся.


Типы вопросов:
1. Катехизический (что, где, когда?)

2. Эвристический (почему, по какой причине?)
3. Конвергентный (требующий единственно правильного ответа)

4. Дивергентный  (допускающие множество ответов в виде мнения и гипотезы)
 
Формы организации учебной работы с учащимися:
1. Индивидуальная
2. Парная
3. Групповая
4. Фронтальная (классная)

Наиболее эффективная продолжительность выполнения домашнего задания.

 

классы время
1 – 2 классы 45 – 60 мин.
3 класс 1 – 1,5 часа
4 - 5 классы 1,5 – 2 часа
6 – 8 классы 2 – 2,5 часа
9 – 11 классы 3 часа

 

 


             Единый орфографический режим в школе.


Это совокупность единых организационно-методических требований к учителям и учащимся, направленных на укрепление и развитие навыков грамотного письма и культуры школьников.


Основные требования к учителям:


1. следить за правильностью, точностью, чистотой и ясностью своей речи; соблюдать нормы литературного произношения;

2. все записи на доске должны быть безукоризненными в стилистическом, орфографическом и каллиграфическом отношениях;

3. трудные для правописания и произношения слова, особенно термины, произносить чётко и непременно записывать на доске
(и следить за правильным произношением и написанием этих слов учащимися, систематически исправляя отклонения от норм литературного языка и т.п.)


Требования в отношении школьников:


1. следить за правильностью своей речи;

2. на все вопросы учителя давать полные, развёрнутые ответы;

3. говорить ясно, отчётливо и громко;

4. в письменных работах излагать мысли последовательно, по плану, тщательно обдумывать построение каждой фразы;

5. соблюдать красную строку;
6. следить за своим почерком и писать разборчиво, не искажая букв, тщательно проверять написанное;
7. пользоваться в необходимых случаях, особенно при выполнении домашней работы, орфографическим словарём;
8. оформлять письменные работы в соответствии с установленными требованиями к тетрадям учащихся;
9. содержать тетради в чистоте и в порядке. 

 

 


                                

Персональный контроль.


  2.1 Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической

деятельности отдельного учителя.
  2.2 В ходе персонального контроля комиссия изучает соответствие уровня  

компетентности работника требованиям к его квалификации, профессионализму и продуктивности:
           ▪ уровень знаний учителя по основам теории педагогики, психологии и возрастной физиологии; по содержанию базового компонента преподаваемого предмета; по методикам обучения и воспитания;

▪ умение создать комфортный микроклимат в образовательном процессе;

▪ умение применять в практической деятельности широкий набор методов, приёмов и средств обучения; элементарные методы и средства педагогической педагогики; основные формы дифференциации контингента обучающихся; основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся;

▪ уровень овладения учителем педагогическими технологиями, наиболее          эффективными формами, методами и приёмами обучения;

▪ уровень подготовки обучающихся;

▪ сохранение контингента учащихся.

2.3 При оценке деятельности учителя учитывается:

    ▪ выполнение государственных программ в полном объёме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.)

▪ уровень знаний, умений и навыков учащихся;

▪ степень самостоятельности учащихся;

▪ дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения;

▪ совместная деятельность учителя и ученика;

▪ наличие положительного эмоционального микроклимата;

▪ умение отбирать содержимое учебного материала;

▪ способность к анализу педагогических ситуаций;

▪ умение корректировать свою деятельность, обощать свой опыт, составлять и реализовывать план своего развития;

▪ формы повышения квалификации учителя.

2.4 При осуществлении персонального контроля комиссия имеет право:
▪ знакомиться с документацией в соответствии с должностными обязанностями учителя (тематическим планированием, поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы);
▪ изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий;
анализировать статистические данные о результатах педагогической деятельности (контрольные работы, срезы и т.д.)
▪ анализировать результаты методической, опытно-экспериментальной работы учителя;
▪ выявлять результаты участия обучающихся на олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях и т.д.
▪ организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей.
▪ делать выводы и принимать управленческие решения.


                    3. Классно-обобщающий контроль.

3.1 Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе.

3.2 Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в том или ином классе.

3.3 В ходе классно-обобщающего контроля изучается весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе:
▪ деятельность всех учителей;
▪ включение всех учащихся в познавательную деятельность;
▪ привитие интереса к знаниям;
▪ уровень знаний, умений и навыков учащихся;
▪ школьная документация;
▪ выполнение единых требований к учащимся;
▪ стимулирование потребности в самообразовании; самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении;
▪ сотрудничество учителя и учащихся;
▪ выполнение учебных программ (теоретической и практической части);
▪ владении учителем новыми педагогическими технологиями при организации обучения;
▪ соблюдение единого орфографического режима;
▪ работа учителя по предупреждению отставания учащихся, работа с неуспевающими;
▪ дифференциация и индивидуализация обучения;
▪ работа с родителями учащихся;
▪ воспитательная работа;
▪ социально-психологический климат в классном коллективе.

3.4 Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются на основе анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.


 

 

Общие требования к контролю за состоянием преподавания учебных предметов.

 

Задачи контроля:

1. Определить деятельность учителя, её результативность;

2. Проконтролировать деятельность учителя (выполнение программ, уровень подготовленности учащихся);

3. Оказать своевременную помощь учителю;

4. Изучить и обобщить положительный опыт учителя.

 

Этапы контроля:

1. Постановка цели;

2. выбор объекта контроля;

3. определение субъекта контроля (исполнителя).

4. Сбор и обработка информации;

5. подведение итогов контроля;

6. выработка предложений и рекомендаций.

 

Методы контроля:

1. Наблюдение;

2. интервьюирование;

3. анкетирование;

4. выборочно социальное собеседование;

5. административные проверки;

6. индивидуальные беседы;

7. изучение документации.

 

 


Формы анализа и самоанализа урока.

 

  1.  Краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.

 

  1. Структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.

 

  1. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения или способов учения.

 

  1. Полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровень усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативность урока.

 

  1. Структурно - временный анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу.

 

  1. Комбинированный – анализ – это оценка основной дидактической цели и его структурных элементов.

 

  1. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку.

 

  1. Дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий.

 

  1. Аспектный анализ это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определённым углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

 

  1. – Комплексный анализ – это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).

 

 

Фотография урока.

 

Район (город)____________________________________________________________________
Школа___________________________________________________ Дата__________________
Класс ______ Ф.И.О. учителя ____________________________________________________
Число учащихся по списку ______чел.                                             Присутствуют ______чел.
Предмет ________________________________________________________________________
Цель посещения урока ____________________________________________________________ Тема урока ______________________________________________________________________

 

Содержание и ход урока

Замечания по ходу урока

 

Таблица учёта опроса учащихся
               









     

 

 






























 

 

     
     
     
     
     

 

 

                                     Положение о ВШК.

1. Общие положения.
   1.1 Положение регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного
          контроля (ВШК).
  1.2 Внутришкольный контроль – процесс получения и переработки информации о
          ходе и результатах УВП для принятия на этой основе управленческого решения.

1.3 Положение о ВШК утверждается педагогическим советом, имеющим право        

вносить в него изменения и дополнения.

1.4 Задачи внутришкольного контроля:
▪ осуществление контроля за исполнением законодательства РФ в области   

       образования, нормативных документов управления образования, приказов
            и решений педсоветов школы;

          ▪ выявления случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных            

            нормативных актов, принятие мер по их пресечению;

          ▪ анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их              

   предупреждению;

          ▪ анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности
             педагогических работников;
          ▪ изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных
             и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разра -
             ботка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта
             и устранению негативных тенденций;
          ▪ сбор информации, её обработка и накопление для подготовки проектов
             решений;
          ▪ анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;
          ▪ оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе
              контроля.

1.5 Содержание контроля:
          ▪ выполнение закона РФ «Об образовании» в части обязательности основного общего образования;
          ▪ использование методического обеспечения в образовательном процессе;
          ▪ реализация утверждённых образовательных программ и учебных планов,
             соблюдения утверждённых учебных графиков;
          ▪ ведение школьной документации (планы, классные журналы, дневники и
             тетради учащихся, журналы внеурочной деятельности и т.д.)
          ▪ уровень знаний, умений и навыков учащихся, качества знаний;
          ▪ соблюдение Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локаль-
             ных актов школы;
          ▪ соблюдение порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации уча-
              щихся и текущего контроля их успеваемости;
          ▪ работа творческих групп, МО, библиотеки;
          ▪ реализация воспитательных программ и их результативность;
          ▪ организация питания и медицинского обслуживания школьников;
          ▪ охрана труда и здоровья участников образовательного процесса;
          ▪ исполнение принятых коллективных решений, нормативных актов и др.

1.6 Методы контроля:
          ▪ анкетирование;

▪ тестирование;

▪ социальный опрос;

▪ мониторинг;

▪ письменный и устный опрос;

▪ изучение документации;

▪ беседа;

▪ хронометраж и другие.

1.7 Виды ВШК (по содержанию):
          ▪ тематический (глубокое изучение какого-либо конкретного вопроса в практике

работы коллектива, подразделения, группы, МО, одного учителя или классного

руководителя);

▪ фронтальный (всестороннее изучение коллектива, группы или одного учителя).

1.8 Формы ВШК:
          ▪ персональный (имеет место как при тематическом, так и при фронтальном виде
              виде контроля);
          ▪ классно-обобщающий (фронтальный вид);

1.9  Организация проверки состояния любого из вопросов содержания ВШК состоит

из следующих этапов:

▪ определение цели контроля;

▪ объекты контроля;

▪ составление плана проверки;

▪ инструктаж участников;

▪ выбор форм и методов контроля;

▪ констатация фактического состояния дел;

▪ объективная оценка этого состояния;

▪ выводы, вытекающие из оценки;

▪ рекомендации или предложения по совершенствованию УВП или устранению
недостатков;

▪ определение сроков для ликвидации недостатков;

    ▪ определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль.
1.10 ВШК осуществляет директор школы или по его поручению заместители по УВР,

     или созданная для этих целей комиссия. В качестве экспертов к участию в контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты.

 1.11 Директор издаёт приказ о сроках и цели предстоящей проверки, устанавливает срок предоставления итоговых материалов и план-задание, которое определяет вопросы конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов контроля для подготовки итоговой справки.

1.12 Продолжительность тематических или фронтальных проверок не должна
превышать 15 дней с посещением не менее 5 уроков, занятий и других
мероприятий.

1.13 Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету контроля.

1.14 При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по УВР могут посещать уроки без предварительного предупреждения.

1.15 Основания для проведения контроля:
▪ заявление педагогического работника на аттестацию;
▪ плановый контроль;
▪ проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
▪ обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области
образования.

1.16 Результаты проверки оформляются ввиде аналитической справки, в которой указывается:
▪ цель контроля;
▪ сроки;
▪ состав комиссии;
▪ какая работа проведена в процессе проверки (посещены уроки, проведены контрольные работы, просмотрена школьная документация, собеседования и т.д.)
▪ констатация фактов (что выявлено);
▪ выводы;
▪ рекомендации или предложения;
▪ где подведены итоги проверки (МО, совещание педагогического коллектива, совещание при заместители директора, индивидуально, …)
▪ дата и подпись ответственного за написание справки.

1.17 Проверяемый педагогический работник имеет право:
▪ знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
▪ знать цель, содержание и виды, формы и методы контроля,
▪ своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
▪ обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.

1.18 По итогам ВШК в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учётом реального положения дел:
▪ проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания т.д.
▪ результаты проверок могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников.

Директор школы по результатам ВШК принимает решения:
▪ об издании соответствующего приказа;
▪ об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом;
▪ о проведение повторного контроля с привлечением определённых экспертов;
▪ о привлечении к дисциплинарной ответственности работников;
▪ о поощрении работников;
▪ иные решения в пределах своей компетенции

 

 

Составление справки
 по итогам контроля за состоянием УВП в школе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...