Столпы ислама и нравственные ценности
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Нравственность мусульманина Шейх Мухаммад Аль-Газали Оглавление ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ......................................................................................................................................... 2 ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................................................................................... 4 СТОЛПЫ ИСЛАМА И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ......................................................................................................................... 7 СЛАБОСТЬ НРАВСТВЕННОСТИ – СВИДЕТЕЛЬСТВО СЛАБОСТИ ВЕРЫ......................................................................................... 10 В СТРЕМЛЕНИИ К ЛУЧШЕМУ МИРУ............................................................................................................................................... 13 ЧЕЛОВЕК МЕЖДУ ДОБРОМ И ЗЛОМ............................................................................................................................................. 19 НАКАЗАНИЕ ЗА НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ....................................................................................................................... 24 НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА ОБЪЕМЛЕТ ВСЕХ...................................................................................................................................... 27 ПРАВДИВОСТЬ.................................................................................................................................................................................. 30 АМАНА.............................................................................................................................................................................................. 38 ВЕРНОСТЬ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ................................................................................................................................................ 46 ИСКРЕННОСТЬ (ИХЛЯС)................................................................................................................................................................... 56 ЭТИКА РАЗГОВОРА.......................................................................................................................................................................... 63 ЧИСТОТА ГРУДИ ОТ ЗЛОБЫ И НЕНАВИСТИ.................................................................................................................................. 70 СИЛА................................................................................................................................................................................................. 80
КРОТОСТЬ И ПРОЩЕНИЕ................................................................................................................................................................ 86 ВЕЛИКОДУШИЕ И ЩЕДРОСТЬ....................................................................................................................................................... 93 ТЕРПЕНИЕ...................................................................................................................................................................................... 103 ЧИСТОТА, СТРЕМЛЕНИЕ ВЫГЛЯДЕТЬ КРАСИВО И ЗДОРОВЬЕ................................................................................................. 112 СКРОМНОСТЬ................................................................................................................................................................................ 119 БРАТСТВО....................................................................................................................................................................................... 125 ЕДИНСТВО..................................................................................................................................................................................... 132 КАК ВЫБИРАТЬ ДРУЗЕЙ............................................................................................................................................................... 139 ВЕЛИЧИЕ........................................................................................................................................................................................ 146 МИЛОСЕРДИЕ................................................................................................................................................................................ 153 ЗНАНИЯ И РАЗУМ......................................................................................................................................................................... 160 ВРЕМЯ – КАК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЕБЕ ВО БЛАГО.................................................................................................................. 168 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................................................................. 174
ПРЕДИСЛОВИЕ В этой книге пойдет речь о важнейших вопросах, содержащихся в Коране и сунне пророка Мухаммада (1) в плане совершенствования нравственности мусульманина, направления его по пути добра, которые укрепляют его веру, исправляют его нынешнюю жизнь и одновременно готовят к Жизни Грядущей. Я поместил краткие разъяснения по всему тексту книги. Они будут способствовать искоренению безнравственности и испорченности, которые в нынешние времена проникли в мусульманскую среду из-за недугов и комплексов, размывших их нравственность. Мы посчитали, что для достижения поставленной цели достаточно ограничиться лишь некоторыми из избранных нами аятов Корана и хадисов Пророка и воздержаться от других свидетельств – из высказываний имамов, мудрости исламских ученых или просто советов мудрых и благовоспитанных людей, хотя наша древняя культура и содержит большое наследие на этот счет, поскольку мы здесь настаивали на необходимости возвращения только к шариату, основанному на Коране и сунне пророка Мухаммада. При этом мы сосредоточились на ее воспитательной стороне, являющейся Господним Наставлением, которого должен придерживаться каждый мусульманин. Ибо очевидно, что когда мусульманин отвергает его, он не считается с теми правами, которые имеет на него Аллах(2).
Существует разница между требованием придерживаться каких-либо нравственных норм в целом и обязанностью выполнять их в качестве актов поклонения (‘ибадат), подобных другим актам поклонения, являющихся обязательными в этой религии. Мы изучали всеобщую культуру на ее различных этапах, философию нравов, методы и критерии, используемые Одного мусульманского ученого спросили однажды: читал ли ты трактат Аристотеля “О душе”? И он ответил: нет, но я читал “трактат о воспитании души”, который донес до нас Мухаммад ибн ‘Абдуллах (пророк Мухаммад)(4).
Мы читали трактат Аристотеля “О душе” и подобные ему труды других философов, мы изучали тот “трактат” о душе, автором которого является Мухаммад ибн ‘Абдуллах. Но в последнем мы нашли все то, о чем мечтали наши далекие предки, с большим трудом создававшие для этого всяческие более или менее совершенные картины бытия. Мы увидели, что все это преобразовалось в живую истину и в ней воплотились совершенство, образ жизни одного человека – Мухаммада, а также образ жизни, высокая нравственность и культура его уммы, и ритуалы великой религии. Все это составляет тот живой “трактат о душе”, который дал нам Мухаммад ибн Абдуллах. Слава Аллаху за то, что наша праведная и счастливая судьба позволила нам изучить некоторые черты этой нравственности и обнаружить их в новых формах. Данная книга является вторым шагом после нашей первой книги “Убеждение (‘акыда) мусульманина”. Данную же книгу мы начали с введения о нравственности в Исламе. Мы рассмотрели исламскую нравственность в ее связи с различными учениями и актами поклонения, а также в связи с природой души и различными следами воздействия на нее со стороны окружающей социальной среды. Затем мы изложили то, что предписал Ислам из числа достоинств и добродетелей, при этом не упорядочивая их и не отдавая предпочтение одной добродетели в сравнении с другой. В этой книге мы также приводили названия первоисточни-
В заключение мы хотели бы сказать, что подготовка этой книги не составила какого-либо особого труда, поскольку мы использовали добротные предшествующие труды наших ученых. Мы только изложили их в упрощенном виде, более удобном для восприятия читателей. Но остался самый большой труд, за который несут коллективную ответственность и автор, и читатель. Этот труд – любовь к добру и следование по его Прямому Пути. Мухаммад Аль-Газали
1- Слова «да благословит его Аллах и приветствует» на арабском языке. Эта фраза употребляется в Исламе после упоминания имени пророка Мухаммада, а также во всех случаях, когда речь идет о нем, как о Пророке и Посланнике Аллаха, даже без упоминания его имени. В различных источниках употребляются фразы «Пророк Ислама», «Посланник Аллаха», «Пророк» и другие, после которых, выражая свое глубочайшее уважение и повинуясь велению Аллаха, мусульмане произносят слова «Сальля-Ллаху ‘аляйхи уа сальлям» – «Да благословит его Аллах и приветствует». Такая традиция сохранена и в данной книге. Основанием для этого служит предписание Аллаха: «Поистине, Аллах и его ангелы благословляют Пророка! О вы, которые уверовали! Призывайте на него благословения Аллаха и приветствуйте искренним, достойным приветствием» (Сура 33, аят 56). – Примечание редакции «Ансар Фаундейшн»; далее в тексте сносок сокращенно – Прим. ред. 2- Право в данном контексте не означает предоставленную кому-либо свободу, поскольку Бог всеобъемлющ, не нуждается ни в ком и ни в чем. Всевышний сказал: “ И знайте, что Аллах Самодостаточен, Славен ” (Сура 2, аят 267) и “ О люди, вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах Самодостаточен, Славен ” (Сура 35, аят 15). Под правом здесь подразумеваются безусловные требования Бога по отношению к человеку. – Прим. перевод. 3- Пророк Мухаммад. – Прим. ред. 4- Имеется в виду не какой-либо конкретный труд, а весь жизненный путь и пример пророка Мухаммада. СТОЛПЫ ИСЛАМА И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ Обращаясь с призывом ко всему человечеству, пророк Мухаммад отчетливо сформулировал главную цель и указал ясный метод осуществления своей миссии в этом мире: “ Я послан только для того, чтобы усовершенствовать благородство нравственности ” (Малик). Ни Послание, оставившее неизгладимый след в истории, ни его Обладатель, неустанно и много трудившийся, разнося его лучи и собирая вокруг себя людей, не преследовали иной цели, кроме сохранения их добродетели и освещения для них идеального мира, дабы они устремились к этому осознанно.
Например, обязательная пятикратная ежедневная молитва (салят), предписанная Аллахом, удерживает человека от недостойных действий и поступков. Аллах так разъясняет нам мудрость этого предписания:“ …И выстаивай молитву; ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого ”.(Сура 29, аят 45). Поэтому воздержание от плохих дел, в том числе очищение от злых речей и неодобряемых поступков, – это суть салят. До нас дошел хадис кудси Пророка, переданный со слов Господа: “ Я ведь принимаю молитву только того, кто являет в ней свою смиренность перед Моим величием, кто не превознес себя над Моими созданиями, кто не упорствовал в грехе в противовес мне, кто весь день пребывал с мыслью обо Мне, кто проявил милосердие к бедным, странникам и вдовам, кто проявил милосердие к пострадавшему ”. Обязательное пожертвование (закят) не является обыкновенным налогом, взимаемым из карманов людей. Его цель заключается прежде всего в том, чтобы посеять семена сочувствия и милосердия, а также укрепить узы дружбы и отношения товарищества между различными слоями общества. Ислам также вменяет в обязанность соблюдение поста (саум). Однако он не рассматривает его только как временное воздержание от пищи. Он расценивает его как шаг к постоянному воздержанию души от запретных страстей и порицаемых порывов. Пророк сказал: “ Кто не оставит лжесвидетельства и его использования, Аллаху не будет нужды, дабы он оставил еду и питье” (Аль-Бухари). Человек может полагать, что паломничество – путешествие к святым местам, обязательное для тех мусульман, которые способны совершить его, и считающееся обязательным (фард) актом не для всех последователей Ислама, – человек может считать это путешествие поездкой, лишенной всякого нравственного смысла, являющейся одним из таинственных религиозных ритуалов, примеры которых можно найти во многих религиях. Это грубая ошибка, ибо Всевышний Аллах, ведя речь об этом обряде, говорит: “Хадж совершайте в месяцы, известные для вас. Тот, кто себе в обязанность вменил хадж совершать во время их, от женщин должен воздержаться, от нарушения благочестивых норм и от раздоров на все указанное время. И все хорошее, что вы (по доброй воле) совершите, знает Бог: берите в путь с собой припасы, а благочестие – есть лучшее из них, и гнева Моего страшитесь, о вы, в ком разумение живет!” (Сура 2, аят 197) Это – лишь краткий обзор некоторых форм поклонения, которыми прославился Ислам, известных как его основополагающие столпы. Они демонстрируют нам всю прочность связи между религией и нравственностью. Все эти формы поклонения, так отличные по своей сути и внешнему проявлению, слиты воедино в той цели, которую Пророк определил в своих словах: “ Я послан только для того, дабы усовершенствовать благородство нравственности ”. Поэтому салят (молитва), саум (пост), закят (обязательное пожертвование), хадж (паломничество) и другие подобным им формы поклонения, которым учит Ислам, являются ступеньками к искомому совершенству, питательными водами источника чистоты, который оберегает жизнь и возвышает ее. Благодаря этим благородными качествам, с которыми они связаны или от которых они исходят, они имеют высокий статус в религии Аллаха. Если же человек не воспользовался тем, чем он сможет очистить свое сердце, просветлить свой разум и усовершенствовать свою связь с Аллахом и людьми, то такой человек является духовно падшим созданием. Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит: “Ведь тот, кто приходит к своему Господу грешником, – для него геенна, в которой он не умирает и не живет. А кто приходит к Нему верующим, совершив благое, для тех высшие ступени – сады Эдема, из-под которых текут реки, – для вечного пребывания там. Таково воздаяние для тех, кто очистился!” (Сура 20, аяты 74–76)
5- Слово сыям или саум в арабском языке означает воздержание, а пост как таковой – это лишь только его обыденное значение. В данном контексте подразумевается именно это значение. См. также аят 26 суры 19. – Прим. перев.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|