Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наказание за нравственные преступления




Невозможно принудительно заставить кого-либо стать добродетельным так же, как и вера не заставит человека стать верующим. Ибо основой для возлагаемой ответственности является духовная свобода. Ислам ценит эту истину и воздает ей должное в воздвигаемой им крепости благонравия.

Фитра человека благочестива. Однако это не означает, что он (человек) подобен ангелу и способен совершать лишь только благое. Это лишь означает, что благое пребывает в гармонии с его подлинной природой, и то, что он предпочитает верить и жить в соответствии с этим, подобно тому, как птица предпочитает парить в воздухе, освободившись от клетки.

Согласно взгляду Ислама, праведное деяние – это и есть прежде всего освобождение из клетки, снятие оков и бремени. Но если после этого человек так и остается подобным упавшему на землю камню и не в состоянии набрать высоту, тогда он рассматривается как больной. После этого ему предлагаются средства исцеления.

Ислам не издает нормы (хукм), направленные на ограждение этого человека от общества, покуда пребывание его там не представляет собой источник опасности для других.
В этих рамках Ислам ведет войну с нравственными преступлениями. При этом он исходит из того, что человек должен двигаться по благородному жизненному пути, существовать в этом мире благодаря плодам личных стремлений и трудов, то есть он не должен созидать свою личность на воровской деятельности. А что его побуждает к воровству? Потребность улучшить свое бедственное положение? Тогда пусть сэкономит из собственных затрат на первостепенные и второстепенные нужды то, что избавит его от этого.


С другой стороны, это еще и обязанность общества в целом. Коль уж оно терпит упущения в отношении своего члена и допустило, чтобы он прибег к воровству, то бремя ответственности в этом случае ляжет на такое халатное и нерадивое общество, а не на его заблудшего члена.

Но коль уж общество обеспечивает необходимое для человека и после этого он все равно тянется к воровству, то прежде чем вынести ему приговор о наказании, необходимо точно установить, при каких обстоятельствах было совершено преступление. Возможно, найдутся такие смягчающие обстоятельства, которые докажут, что в нем еще есть жила, в которой пульсирует благодетель. Ведь религия требует неспешности в приведении в исполнение наказания, причем в такой мере, что Посланник Аллаха сказал: “Поистине, лучше, коль имам ошибется в прощении (кого-либо), нежели ошибется в наказании”.

Если же после проверки обстоятельств и состояния человека выяснится, что фитра этого человека замутнилась и он стал источником опасности для окружающих, которые приняли его в свое общество и позаботились о нем; что он ответил на эту любовь и опеку, осрамив его чистоту и потревожив его покой, то чем тогда упрекнешь это общество, коль оно решит пресечь враждебность одного из своих членов и сломает то орудие, которым он наносит ущерб другим.

Коран характеризует воровство, заслуживающее отсечения руки, как деяние несправедливости и порчи. Вот что он говорит о воре, заслуживающем наказания: “Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха. Поистине, Аллах – великий, мудрый! А кто раскается после своей несправедливости и исправит, то Аллах обратится к нему. Поистине, Аллах – прощающий, милосердный!” (Сура 5, аяты 38–39)

Наказание, устанавливаемое Исламом, – это не что иное, как защита справедливого и благочестивого общества от нападок одного из его членов, который на его справедливость ответил несправедливостью, на его благочестие – бесчестием.

***

Мы привели этот пример только для того, чтобы показать, что наказание за нравственные преступления были
установлены не с целью насильственного насаждения добродетели, дабы жестокими мерами принудить людей соблюдать нормы благочестивого поведения.

Идеальный путь для Ислама – это обращение к сердцу человека, пробуждение скрытых в нем страстных желаний в целях развития и совершенства, дабы вернуть его к Аллаху, Высочайшему Создателю, восприимчивыми методами убеждения, проявлением любви и с учетом того, что существенные добродетели являются плодом всего этого.

Необходим контроль над условиями окружающей среды, в которой проживает человек, чтобы они способствовали развитию в нем талантов и благих навыков.

И нет никакого вреда в избавлении от растений-паразитов, в которых нет никакой нужды. Ведь выращивая на поле разнообразные растения, мы тем самым лишь стараемся дать возможность развиваться основным (плодоносящим) растениям, при этом вырывая многие иные сорные травы и растения.

Защита общечеловеческих интересов играет не менее важную роль, и нет основания для отрицания утвержденных Исламом заповедей по применению мер наказания (хадд, мн. число худуд), которые были прежде приняты в Торе, а также во всех религиях, имеющих Божественное начало.

***

Ислам возлагает на общество огромную ответственность как за ориентацию на добро и добродетель, так и за распространение зла и пороков. Одна из причин того, что он стремится взять в свои руки бразды правления, – это желание сформировать общество, которое способствовало бы соблюдению целомудрия и следованию по прямому пути.

Пророк рассказал историю об убийце (одном из сынов Израилевых), пожелавшем покаяться за свои преступления, и то, что он расспрашивал о самом ученом человеке на земле и его направили к этому ученому и он рассказал ему, что убил сотню душ. И спросил, возможно ли для него раскаяние. На что тот ответил: “Да. Кто же может встать меж тобой и раскаянием. Ступай на такую-то землю – там поистине есть люди, поклоняющиеся Аллаху. Поклоняйся же Аллаху вместе с ними и не возвращайся на свою землю, ведь, воистину, она земля зла” (Аль-Бухари).

В другой редакции этого хадиса повествуется, что он отправился к монаху и спросил: “Находишь ли ты для меня возможным раскаяние?” Тот же сказал ему: “Ты преступил все границы, и я не знаю…, однако вот здесь есть два селения. Одно из них зовется Насра(10), а другое зовется Кяфра(11). Что касается жителей Насры, то они совершают деяния обитателей Рая, и никто не удержится в нем кроме них. Что же касается жителей Кяфры, то они совершают деяния обитателей Огня, и не удержится в нем никто кроме них. Так ступай же к жителям Насры, и коль ты удержишься в нем и будешь совершать деяния его жителей, то не будет сомнений в твоем раскаянии” (Ат-Табарани).

***

На основании этого Ислам считает, что очищение окружающей среды и оценка ее воздействия на формирование нравственности, – это один из числа утвержденных выше факторов, способствующих защите здоровой фитра и избавлению от излишнего легкомыслия страстей.

Мы предполагаем, что проявление заботы во всех этих аспектах является гарантом утверждения чистого общества, процветающего в своих самых благих проявлениях и целомудрии.

 

10- от глагола помогать, защищать – Прим. ред.
11- от глагола кяфара – не веровать, скрывать – Прим. ред.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...