Тема 12. Этикет и манеры поведения различных слоев общества в разные исторические эпохи
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Тема 12.1. Особенности в поведении русского боярства XVI - XVII веков Боярское обхождение XVI - XVII столетий частично заимствовано из дворцового этикета Византии, но во многом сохранило народные обычаи. Основное в облике боярина – его крайняя внешняя сдержанность. Боярин старался меньше говорить, а если и позволял себе пространные речи, то произносил их так, чтобы не выдать настоящей мысли и не раскрыть своих интересов. Основой красоты боярина (среднего и пожилого возраста) считалась дородность. Чем толще был боярин, чем пышнее и длиннее были его усы и борода, тем большего почета он удостаивался. Людей с такой внешностью специально приглашали к царскому двору, особенно на приемы иностранных послов. Дородность свидетельствовала о том, что этот человек не работал, что он богат и знатен. Для того, чтобы еще больше подчеркнуть свою толщину, бояре подпоясывались не по талии, а под животом. Особенностью в пластическом стиле поведения было стремление к неподвижности. Общий характер движений отличался медлительностью, плавностью и широтой. Боярин редко торопился. Он соблюдал достоинство и величавость. Такому пластическому стилю помогал костюм. Дородный боярин держался очень прямо, живот выставлял вперед – это типичная осанка. Для того чтобы тело не падало вперед, боярину приходилось отклонять верх спины назад, что приподнимало грудь. Шею следовало держать вертикально, так как наклонять ее мешала высокая боярская шапка. Боярин плотно и уверенно стоял на земле – для этого он широко расставлял ноги. Наиболее типичными положениями рук были: 1) руки, свободно висящие вдоль туловища; 2) одна свободно висела, другая упиралась в бок;
3) обе руки упирались в бока. В положении сидя ноги чаще всего были расставлены, туловище держали прямо, кисти рук лежали на коленях или упирались в них. Сидя за столом, бояре держали предплечья рук на краю стола, а кисти на столе. Туалет боярина (три верхних платья, длинных, шитых золотом и украшенных драгоценными камнями, жемчугом и мехами) был тяжел, он очень сковывал тело и мешал движениям (есть сведения, что парадный костюм царя Федора весил 80 килограммов, столько же весил выходной костюм патриарха). Во время ходьбы боярин не говорил, а если ему надо было что-то сказать, - останавливался. В зависимости от ситуации этикет XVI – XVII столетий давал возможность приветствовать и отвечать на приветствия четырьмя способами: 1) наклоном головы; 2) поклоном в пояс («малым обычаем»); 3) поклоном до земли («большим обычаем»), когда сначала левой рукой снимали шапку, затем правой рукой касались левого плеча, а вслед за тем, наклоняясь, касались пола правой рукой; 4) падением на колени и касанием лбом пола («бить челом»). Четвертым способом пользовались редко, только беднейшие из бояр и только при встрече с царем, а тремя первыми в быту пользовались очень часто. Поклоны были не только приветствием, они служили формой благодарности. Бояре любили ходить с высокой и тяжелой тростью, напоминавшей монашеский или митрополичий посох, - это свидетельствовало о степенстве и религиозности. Идти во дворец или в храм с посохом было обычаем и почиталось благочестием и порядочностью. Однако этикет не позволял боярину входить в комнаты с посохом, его оставляли в сенях. Красота женской пластики выражалась в сдержанности, плавности, мягкости и даже некоторой робости движений. Для женщин и девушек правила этикета были особыми. Так, например, если мужчины довольно часто кланялись «большим обычаем», то этот поклон для боярыни и боярышни был недопустим. Женщины никогда не обнажали голову. Вообще оказаться простоволосой в обществе для женщин – верх бесстыдства. Боярышня всегда носила кокошник, а замужняя - кику. Голова простой женщины также всегда была прикрыта: у молодой - платочком или наколкой, у пожилой – повойником.
Типичная поза боярыни – статная осанка, глаза опущены, особенно при разговоре с мужчиной; смотреть ему в глаза – неприлично. Опущены были и руки женщины. Помогать в беседе жестом – категорически запрещалось. Допускалось держать одну руку около груди, но вторая должна была быть внизу. Складывать руки под грудью – неприлично, так могла делать только простая, много работавшая женщина. Начиная со второй половины XVI века и в XVII веке знатные люди даже в семейном быту не показывали своих жен и дочерей не только посторонним людям, но даже самым близким родственникам мужчинам.
Тема 12.2. Особенности стилевого поведения западноевропейского общества XVI – XVII столетия. XVI – XVII столетия в Западной Европе были периодом активного развития феодального общества. Невысокий уровень науки и материальной культуры, беспрерывные войны и тирания католической церкви нашла отражение в формировании личности правящего класса. Идеалом мужчины этого класса был сильный, смелый, ловкий и закаленный воин, умевший сносить различные трудности походной жизни. Эти люди подчиняли силой всех, кто был беднее, менее знатен и хуже вооружен. Воспитание мужской молодежи, начинавшееся с детского возраста, сводилось к овладению военными навыками, закалке организма и созданию привычек к тяготам походной жизни. В основе этого воспитания лежал средневековый завет из семи страстей рыцаря. Обучали верховой езде, стрельбе из лука, владению холодным оружием (фехтованию), охоте, игре в шахматы и светскому обхождению. С точки зрения морали феодала не следует затрачивать время на словесное доказательство своей правоты. «Дела делаются не словами, а шпагой». Идеалом замужней женщины считалась полная подчиненность мужу в сочетании с властностью, высокомерием и силой воли в отношении тех, кто стоял ниже по социальной принадлежности. Дочь также находилась в полной зависимости от отца, а в случае его отсутствия зависела от воли братьев и даже более дальних родственников, лишавших девушку какой бы то ни было самостоятельности.
Этикет и хороший тон Среди множества дворцовых правил этикета почти во всех странах уделялось большое внимание возможности сидеть и носить головной убор в присутствии коронованных особ. Так, во Франции в присутствии короля можно было сидеть, но все присутствующие были без шляп и только король во всех обстоятельствах светской жизни был в шляпе (даже на балу и во время еды). Интересен испанский обычай не подавать женщине обнаженную руку. Рука мужчины (кроме руки мужа) должна быть в перчатке; за неимением перчатки она накрывалась плащом или хотя бы носовым платком. Во Франции, Германии и Италии была большая свобода нравов, и прикосновение мужчины и женщины друг к другу не считались нарушением приличия, им не придавали большого значения. В Англии была большая строгость в обращении между лицами разного пола. В Испании в отношениях между знатным мужчиной и женщиной в присутствии посторонних соблюдалась очень большая строгость. Этикет в приветствиях Дворянин, приветствуя женщину из правящего дома, должен был становиться перед ней на одно колено, а дворянка, склонившись в поклоне перед владетельным лицом, имела право смотреть ему в лицо, что было недопустимо для мужчины. Считалось неприличным приветствовать гостя сидя, независимо от его возраста и положения. Навстречу гостю вставал даже герцог, однако герцогиня имела право сидеть. Приветствуя старшего, нельзя улыбаться. При приветствиях поцелуи допускались только среди родственников, причем родители целовали сына в висок, а дочь в лоб, а дети родителей – в плечо. Этикет в беседе Дворянин в беседе с высокой особой не смотрел ему (ей) в глаза. Однако голову следовало держать с достоинством и наклонять её только в знак согласия. Горожанин, беседуя с дворянином, наклонял голову. Беседуя с дамой, считалось неприличным повышать голос и играть какой-либо частью костюма, но считалось галантным как бы невзначай коснуться руки дамы.
Не следовало приносить стул даме, надо было подвести её к месту, где она могла бы сесть. Мебель переставляли слуги. Очень болезненно воспринимали насмешки. Кавалер предпочитал быть нечестным в деле, грубым в любви и жестоким с близкими, чем смешным в любом из этих трех случаев. Улыбаться некстати недопустимо, а иногда опасно. Нельзя улыбаться, поднося даме подарок, ибо неизвестно, как он будет принят. Улыбки в ту пору принимались за насмешку. Церемония обета и клятв Клятва выражалась в накладывании рук на Евангелие или распятие с последующим целованием этих предметов. Церемония клятвы в преданности правителю произносилась, стоя на одном колене со склоненной головой. В завершение целовали правую руку правителя. Простолюдин стоял на двух коленях и целовал полу его платья. Обет любви мужчина произносил, стоя на колене перед дамой (но можно было клясться и стоя). Он прижимал своей левой рукой правую руку дамы к своему сердцу, правой же активно жестикулировал, желая наиболее убедительно выразить свои чувства. При этом полагалось смотреть даме прямо в лицо, дабы не показаться излишне скромным, т. е. не мужественным. Правила вызова на дуэль Самым тяжким оскорблением считалось оскорбление фамильного имени и герба. Это могло быть даже разрывание бумаги с именем оскорбляемого. Если человек нарушил слово, данное девушке (женщине), с ним на дуэли дрался кто-нибудь из родственников семьи, но если нарушением слова была задета честь мужчины, последний сам вызывал на дуэль оскорбившего. Третьим поводом для официальной дуэли было нарушение обета дружбы, при условии, что пострадала честь бывшего друга. Во всех остальных случаях дуэли официально были запрещены. Но при любовном оскорблении, насмешках, проявлении неуважения и прочих обстоятельствах, когда правила требовали обращения в суд, на практике умудрялись приравнивать эти оскорбления к смертным и вызывали на бой. В случае вызова на дуэль был обычай бросать левую перчатку. Учитывалась необходимость во время боя иметь правую руку в перчатке. Существовали и строго выполнялись традиционные правила проведения дуэли. Осанка и походка Женская осанка характеризуется откинутой назад спиной и выставленным животом. Беременная женщина почти всегда стоит на несколько расставленных ногах. Подобная осанка нужна для сохранения устойчивости тела. В тех случаях, когда женщина не была беременной, она подчеркивала линию живота специальным положением рук, которые ладонями как бы поддерживали отяжелевший живот. Девичья осанка.Полной противоположностью женской осанке была осанка девушки. Девушка старалась отличаться стройностью и прямой фигурой. Передвигалась ловко, легко и быстро. Этим она старалась подчеркнуть свою девичесть.
Мужская осанка. Характерными признаками мужской осанки являются несколько наклоненное туловище и расставленные ноги. Ботфорт со спущенными раструбами и большие шпоры заставляли мужчин ходить на параллельных и несколько расставленных ногах. Получалась грубая, раскачивающаяся походка. Поклоны женщин и девушек Женщины и девушки эпохи средневековья пользовались тремя видами поклонов – бытовыми, этикетными и ритуальными. Первый имел значение обычного приветствия и выполнялся при встречах, прощаниях, был выражением благодарности, согласия и т.п. Второй, более вычурный и торжественный, выражал особое почтение, давал возможность женщине показать изысканную грациозность. Третий применялся в различных дворцовых и религиозных церемониях.
По данной теме предлагается проведение следующих упражнений: 1. Мужская походка. 2. Поклон середины XVII столетия. 3. Осанка, походка и поклон. 4. Двойной мужской поклон. 5. Тройной поклон. 6. Надеть плащ и снять плащ. 7. Основные положения с плащом. 8. Ходьба в плаще. 9. Походка, остановка и поклон. 10. Подбросить и поймать полу плаща правой рукой, затем левой. 11. Снимание и надевание шляпы. 12. Поклон со шляпой. 13. Двойной поклон со шляпой. 14. Тройной поклон со шляпой. 15. Бытовые позы с широкополой шляпой. 16. Особенности женской осанки и походки. 17. Стилевые положения женских и девичьих рук. 18. Типичные способы поддерживать юбку. 19. Бытовой поклон. 20. Этикетный поклон. 21. Ритуальный поклон. 22. Техника движения веером. 23. Мужской поклон XV века. 24. Поклон XVI века. 25. Поклон конца XVII и начала XVIII столетия.
Тема 12.3. Стилевые особенности в поведении европейского общества XVIII столетия XVIII век в истории Западной Европы и России характеризуется постепенным усилением влияния Франции. Этикет и манеры XVIII столетия отличаются вычурностью и некоторым сентиментализмом, пришедшим на смену силе и смелости, столь свойственной дворянству XVI – XVIII веков. В царствование Людовика XIV все большее значение придается дворцовому этикету. Главным в нем было подчеркивание значения королевской власти. Этикет породил жесткую субординацию во всех звеньях придворного, светского и военного общества. Принятый при дворе этикет стал смыслом жизни целой группы людей, вращавшихся вокруг короля и его семьи. Западноевропейский политес, настойчиво вводимый Петром I в быт русского боярства, активно прививался и нашел яркое выражение в царствование Екатерины II, которая усиленно вводила французский этикет в русский дворцовый быт. Французские моды и манеры поведения получили постепенное распространение в дворянских семьях, а оттуда проникали в купеческую и мещанскую среду. Смешиваясь со старым домостроевским укладом и обычаями, эти манеры приобретали весьма искаженные формы. Мужская осанка и походка В мужском костюме, состоявшем из обуженных панталон и натянутых чулок, поддерживающихся круглой подвязкой из тесьмы, было затруднено сгибание ног в коленях. Вместо свободных поз, столь свойственных XVI – XVII столетиям появляется необходимость стоять с выпрямленными коленями, и нет причины широко расставлять ноги в стороны, хотя свободная стойка еще бытует. Движения мужчины становятся строгими и подтянутыми, а к середине и концу столетия приобретают изысканность и грациозность. Обтягивающий тело камзол и кафтан стесняли движения. Рукава, имевшие широкие манжеты, мешали держать руки опущенными вниз. Спину и голову держали прямо – так же, как в современной правильной осанке. Типичны руки, сложенные на груди или за спиной; мужчины любили держаться за полы кафтана на уровне груди, закладывать большие пальцы в нижние карманы камзола. Облик мужчины этой эпохи был несколько женствен. Этому способствовали накладные волосы, пудреные парики, локоны и весь костюм. Женская осанка и походка Надо рассказать, что корсет в большой степени обеспечивал осанку женщин и девушек. Играя роль светской женщины XVIII столетия, актриса должна создать верную пластическую характеристику героини, учитывая особенности туалета. Типичной характерностью была малоподвижная фигура женщины. Корсет мешал движениям туловища. Затянутая талия затрудняла дыхание, а отягощенная большой прической голова была почти неподвижной и чуть откинутой. Кринолин мешал женщине опустить руки вниз, поэтому их держали довольно высоко. Кисти рук, поддерживавшие шаль, державшие веер, лорнет или зонт, почти всегда были чуть выше локтей. Если женщина уставала держать приподнятые руки, она опускала их в полусогнутом положении так, чтобы кисти свободно свешивались вниз, а пальцы расслаблялись. Руки как бы обтекали кринолин, но не прикасались к нему. Осанка характеризуется несколько выгнутой назад линией спины, подтянутым животом и приподнятой грудью. Плечи должны быть свободно опущены, а шея вертикальна. Обращение с веером Надо изучить, как пользоваться медленными и быстрыми обмахиваниями, создающими нужное движение воздуха. На вечерах, балах и в театрах было жарко из-за свечного и лампового освещения, а туалеты настолько тяжелы, что потребность в опахивании веером была настоятельна. Надо сказать, что некоторые мужчины также пользовались маленькими веерами. Хороший тон допускал любой вид обмахивания, если женщина была одна или в приятельской компании, и не допускал движений веером в случаях, когда велась официальная беседа или происходила какая-либо церемония. Веер был постоянной принадлежностью светской женщины и девушки. Обращение с тростью Трость XVIII столетия была предметом щегольства. Надо изучить две манеры держать трость. Первая в том, что ладонь руки клали сверху на набалдашник, пальцы его охватывали. Вторая в том, что пальцы держали трость в 10-15 см ниже набалдашника. Манеры обращения с тростью были грациозны. Такой тростью слегка подпирались при ходьбе, иногда ее несли в руках, применяли для указания направления, для отдачи распоряжений, для приветственных жестов и т.п. В заключение темы следует рассмотреть и изучить на практике манеру целования женской руки. Поскольку кринолин занимал большое пространство, стоящая женщина протягивала почти прямую руку, кавалер делал шаг вперед, но так, чтобы не наступить на подол ее платья. Он подкладывал свою ладонь под руку женщины, наклонялся и слегка касался губами ее пальцев. Ритуал XVI – XVII веков постепенно превратился в светский обычай, признак галантного отношения к женщине. Руки женщинам целовали даже в тех случаях, когда на них были перчатки. По данной теме предлагается проведение следующих упражнений: 1. Осанка и походка. 2. Ходьба и положение сидя. 3. Приветственный жест. 4. Ходьба с приветственным жестом. 5. Реверанс. 6. Воздушный поцелуй, поворот, детали мужского и женского реверансов, поклоны. 7. Обращение с треуголкой. 8. Обращение с веером. 9. Медленные и быстрые обмахивания. 10. Ходьба, приветственные жесты веером. 11. Реверанс с веером. 12. Типичные позы с веером. 13. Кавалер и дама.
Тема 12.4. Стилевые особенности в поведении русского и западноевропейского общества XIX и начала XX столетия Предлагаемая тема должна дать режиссеру, актеру и педагогу знания и навыки, которые, в первую очередь, помогли бы верному пластическому решению русской классической пьесы. Хороший тон в поведении на улице Появление на улице без головного убора издавна считалось в России нарушением коренного обычая и было признаком отсутствия воспитания. Женщины при выходе на улице в городе летом надевали шляпки различных фасонов, зимой же носили теплые шапочки и капоры. На прогулке за городом голову покрывали шалью, тщательно закрывая лицо от действия солнца, а кроме того пользовались зонтами. Женщины из простонародья, выходя на улицу, накрывали голову платочком, большим темным платком или шерстяной шалью. Мужчины, в зависимости от вкуса и достатка, носили цилиндры, котелки и фетровые шляпы. Летом предпочитали твердую соломенную шляпу (канотье) или мягкую светлую соломенную панаму. Только в поле или на приусадебном саду можно было носить фуражку. Чиновники и военные в обычной жизни пользовались фуражками, офицерство в парадных случаях носило кивера и каски, а знатное чиновничество – треуголки. Воспитанные люди не появлялись на улице, даже летом, без пальто или накидки. В жаркую погоду их носили на руке. Типичными принадлежностями женского костюма были зонты и веера, а мужского – зонты и трости. В XIX веке возникла манера ходить под руку. Эта манера состояла в том, что мужчина предлагал даме свою правую руку в полусогнутом положении, а она, принимая приглашение, клала свою левую ладонь на его предплечье. Замужняя женщина ходила под руку только с мужем или старшим по возрасту родственником. Девушка только с отцом, дядей или старшим братом. Ходить под руку с посторонним мужчиной считалось недопустимым. Если мужчина и женщина шли под руку, она находилась чуть сзади, при беседе ему приходилось поворачивать к ней голову. Если у кого-либо оказывался непорядок в костюме (что уже было нарушением хорошего тона), его старались исправить незаметно. Хороший тон требовал умения сказать человеку о непорядке в костюме, но предварительно извинившись и самыми тактичными словами. Мужчине мог сказать об этом только мужчина, женщине – женщина. Пластика русского офицера Русский офицер имел парадный мундир, сюртук для повседневной работы и тужурку для дома, а в XX столетии, кроме того, появилась походная форма. На ногах носили узкие штаны или лосины, только в конце столетия появились довольно широкие шаровары. Узкий покрой обтягивал ноги, это затрудняло свободу движений. Брюки имели некоторое подобие корсета. Это придавало стройность фигуре, подтягивая живот и подчеркивая талию. Отличительным признаком офицерской одежды была тщательная подгонка формы под фигуру с соответствующими утолщениями для подчеркивания ширины плеч и груди. Мундир имел высокий, крепкий воротник, мешавший движениям шеи, и сравнительно узкие рукава с довольно широкими обшлагами. Сапоги, так называемые ботфорты, имели довольно высокий и широкий каблук, крепкие, выше колена лакированные голенища, под коленом был вырез, позволяющий сгибать ногу. Почти весь офицерский состав носил шпоры. Шпорами гордились, шиковали, демонстрируя их звон, для чего часто ударяли нога об ногу. Этим ударом, совмещенным с поклоном, офицер благодарил, здоровался и прощался, выражал согласие и т. п. Воспитание офицерского состава начиналось, как правило, в кадетских корпусах и длилось восемь лет и заканчивалось в специальных юнкерских училищах в течение трех лет. В течение этого времени молодой человек особенно тщательно обучался строевой подготовке, что вырабатывало у него своеобразную осанку, походку, положения рук и даже жесты. Выправка отличалась прямой осанкой, вертикально стоящей шеей и в меру поднятой головой. Общее впечатление подтянутости создавали вытянутые в коленях ноги и постановка стоп при ходьбе на весь след Общая выправка, превратившаяся благодаря длительной муштре в привычку, сопутствовала офицеру в течение всей его жизни и была для него естественной.
Пластика русской барышни Перед началом упражнений необходимо изучить туалет барышни XIX столетия. На тело поверх рубашки надевали корсет. Корсет был довольно жестким, поскольку в нем были вшиты вертикальные пластинки из китового уса. Он приподнимал грудь, стягивал талию, охватывал бедра. Сзади корсет имел шнуровку, которой туго стягивали тело. Корсет стягивал туловище, он затруднял его движения, но оставлял свободными шею и руки. Движения ног могли быть быстрыми, но они не были широкими; даже бегая, девушки старались меньше сгибать колени, чтобы эти движения не приподнимали юбки; показывать ноги считалось неприличным. Обувь девушек почти не имела каблуков. Типичными принадлежностями туалета были шали и веера. Ими пользовались на балах, в театрах и летом на прогулке. Пластика светской дамы Отличие женского костюма от девичьего было в том, что он наряднее и пышнее; юбка обязательно доходила до пола и часто имела шлейф. Приподнимать такую юбку при ходьбе было необходимо. Если женщина забывала приподнять юбку, она могла наступить на собственный подол. Женская фигура считалась красивой, если она имела тонкую талию, покатые плечи, высокую пышную грудь и достаточно широкий тур. Для создания такой фигуры корсет был крайне необходим. Женщины носили его постоянно. Исключением был только утренний туалет. Девичья осанка типична и для женщины, только при ходьбе женщина ставила ногу на весь след. Ей не для чего было стремиться к показной стройности, и она ходила обычным способом. Пластика светского мужчины Стилевое поведение мужчины несколько разнообразнее женского. В нем находили отражение образ жизни и характер занятий человека. Мужчины среднего и пожилого возраста отличались медлительностью в движениях, важностью в обращении и даже некоторой спесивостью. Многие гордились знатностью рода, богатством, но выставление этих признаков на показ все же считалось нарушением хорошего тона. Следует указать, что приведенные характеристики только самого общего порядка; в среде знатных и богатых людей были люди скромные, занимавшиеся наукой и искусством и много работавшие. Но число их было незначительно, оно не откладывало большого отпечатка на общую характеристику общества XIX столетия. Пластика чиновника Среди типичных персонажей дореволюционного общества яркой пластической характеристикой отличались лица из мелкой чиновничьей среды. Характерными чертами поведения этой среды было угодничество, как средство сделать карьеру, и спесивость, заносчивость, чванливость в отношении подчиненных. Не овладев своеобразной техникой движений, свойственной этим персонажам, актеру трудно пластически верно играть в комедиях Гоголя, пьесах Салтыкова-Щедрина и Островского, в произведениях тех авторов, где показан мелкий русский чиновник. Их пластика характеризуется своеобразием походки, осанки, жестами рук и поклонами. Следует указать, что поведение чиновников высоких классов не отличались от пластического стиля русских господ. По данной теме предлагается проведение следующих упражнений: 1. Приглашение малым жестом. 2. Приглашение средним жестом. 3. Приглашение большим жестом. 4. Приглашение огромным жестом. 5. Осанка и походка. 6. Остановка и удар шпорами. 7. Шаг, остановка, поворот. 8. Положения рук. 9. Осанка, походка и позы рук. 10. Военный поклон XIX столетия. 11. Ходьба и поклон. 12. Предложить руку даме. 13. Отдавание чести. 14. Как носить шпагу, шашку, палаш, саблю. 15. Осанка и походка барышни. 16. Книгсен. 17. Ходьба и книгсен. 18. Обращение с длинной юбкой. 19. Книгсен с веером. 20. Парное упражнение. Офицер и девушка. 21. Походка и поклон светской дамы. 22. Обращение со шлейфом. 23. Обращение с юбкой для улицы. 24. Походка, поклоны, обращение с юбкой и веером светской дамы. 25. Осанка, походка и положение рук светского мужчины. 26. Мужской поклон. 27. Походка, осанка, поклоны светского мужчины. 28. Надеть и снять цилиндр. 29. Приятельский поклон. 30. Официальный поклон. 31. Почтительный поклон. 32. Обращение со снятым цилиндром. 33. Типичные положения трости в руках. 34. Параллельная ходьба с тростью. 35.Попеременносторонняя ходьба с тростью. 36. Ходьба с выносом трости вперед. 37. Обращение с тростью и цилиндром в сочетании с ходьбой и поклонами. 38. Дама и господин на прогулке. 39. Осанка и походка чиновника. 40. Поклон чиновника. 41. Осанка, походка и поклон чиновника. Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет Культуры и искусств» Ростовский филиал УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе ___________________________ «____»_______________201__год Кафедра художественно-творческих дисциплин
Глоссарий
«Пластическое воспитание»
для направления подготовки (специальности) 070301 «Актерское искусство» (специализация №1 «Артист драматического театра и кино»)
Квалификация (степень) выпускника (квалификация «специалист»)
Ростов-на-Дону Глоссарий БИОМЕХАНИКА – (гр. Bios –жизнь и mechane – орудие, машина), система воспитания актера в театре Мейерхольда, которая опираясь на гимнастику, акробатику, музыкальную ритмику, позволяла им виртуозно управлять телом и голосом. ДВИЖЕНИЕ - 1) внешние и внутренние телесные двигательные акты (процессы). Различают непроизвольные и произвольные. Непроизвольные - осуществляются без контроля сознания (мигание, отдергивание руки от болевого раздражителя, хаотичные при помутнении сознания). Произвольные - сознательно регулируются человеком на основе, имеющейся у него потребности в достижении цели как образа предвосхищаемого результата. Произвольные предполагают сознательную ориентировку по отношению к цели, как в речевом плане, так и в плане представления (воображения). 2) Перемещение в определенном направлении. 3) Изменение положения тела или его частей. 4) Внутреннее побуждение, вызванное каким-л. чувством, переживанием. 5) Езда, ходьба, в разных направлениях. 6) Оживленность, напряженность действия. 7) Общественная деятельность, преследующая определенные цели. 8) Переход из одного состояния, стадии в другое состояние, стадию развития. ДЕКОРАЦИЯ – (позднелат. decoratio,- украшение), оформление сцены, павильона, съемочной площадки, средствами живописи, архитектуры, графики, освещения, постановочной техники, кино и другие. Создающие зрительный образ спектакля, кинофильма, театрализованного представления, праздника, помогающее раскрытию его идейно-художественного замысла. ДИНАМИКА (гр.Dynainikos –сильный, относящийся к силе). 1). состояние движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов (противоположное – статика). 2). Обилие движения, действия. ЖЕСТ (фр. gestes, букв. - деяния), 1) движение рукой или др. телодвижения, что-то обозначающее или сопровождающее речь. 2) Волевое телодвижение, выражающее воздействие человека на окружающую среду или других людей, (например, магический жест). Различают внешний жест; физический, зримый (например, решительный жест, выразительный жест) и внутренний жест; скрытый, воображаемый образ жеста, внутреннее стремление, вызывающее внешний физический жест. В сценической практике выделяют также жест психологический – по определению М. Чехова, «внутренние прообразы наших физических бытовых жестов. Они стоят за ними (как и за словами нашей речи), давая им смысл, силу, выразительность. В них невидимо жестикулирует наша душа». (ср. внутр. жест): фантастический – средство актерской психотехники, позволяющее выразить самые оригинальные вымыслы художественной фантазии (передать жизнь деревьев и растений, горных скал и окружающих вещей, архитектурных сооружений и сказочных персонажей); Жест художественный – выразительное средство артиста, «рисующего» в условном движении тела душевное состояние, внутреннее стремление сценического образа, пластический жест – условное, внутренне свободное телодвижение, имеющее образное содержание и художественную выразительность. (Язык жестов). МЕТОД ИЛЛЮСТРАЦИИ - образная обработка художественного материала, при котором описание объекта совпадает с его изображением (напр., радостное настроение героя подчеркивается мажорной, бравурной музыкой или после рассказа о творчестве композитора звучит одно из его произведений). "Зерно" иллюстрирования - художественное комментирование тех или иных фактов, событий, документов. Способ существования этого приема предельно прост: подобранный художественно-иллюстративный материал (фрагмент стихов, песен, кинофильмов и т. п.) монтируется "встык" к соответствующим тезисам лекции, беседы, вступления участника или очевидца события. М. и. используется в лекции-концерте, кинолекции, в вечере вопросов и ответов, дискотеках и т. п. формах работы клуба. Задача этого приема - дать определенный психологический и художественно- образный настрой восприятию содержания клубного мероприятия, дополнить это восприятие своеобразным художественным комментарием. В целом же иллюстративность лишает зрителя игры воображения, убивает рождающиеся в нем образы и ассоциации. В массовых театрализованных представлениях М. и. -противостоит метод театрализации, который образует все выразительные средства в художественно-образное действие. (Законы сценические) МИМИКА (гр. Mimikos – подражательный), выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. В театре, на эстраде – важный элемент искусства актера. МИМОДРА'МА, пластическое выражение внутренней жизни артиста-образа, цельное действие, логически связывающее трюки и игру пауз. (Пантомима). НАБЛЮДЕНИЕ -1) (Психол.) изучение мира на уровне чувственного познания, целенаправленное и осознанное. В нем проявляются личностные особенности восприятия, установки, направленность личности 2) Один из важнейших видов тренинга режиссерской наблюдательности и способности раскрывать смысл и драматургию жизненных фактов и событий и переводаих в театрализованное действие. Оно осуществляется в период обучения в этюдах на жизненный факт, где режиссер, показывая привлекший его внимание жизненный факт осмысливает его и выстраивает композиционное целое. HOMEP -(лат. numerus - число), основной составной элемент театрализованного действия, представляющий собой оригинальное законченное произведение исполнительского искусства. К признакам, отличающим номер от других форм сценического искусства, относятся: лаконизм, приоритет рассказа как средства отображения действительности, новизна материала (собственно, новизна содержания, новизна трактовки), индивидуальность исполнителя (его темперамент, склад характера, своеобразие речевых и вокальных данных, сценическое обаяние заставляют трижды знакомое содержание звучать по-новому), непосредственность общения с публикой. Номер -первооснова театрализованного представления. Различают два типа номеров: поставленные самостоятельно, вне зависимости от замысла тематического представления, или эстрадные (концертные), поставленные специально для раскрытия темы и идеи определенной композиции, постановки. ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ -внутреннее впечатление, настроение, вызванное духовным смыслом массового действия и личным соучастием в нем. Это впечатление часто ассоциируется со зримыми, ощутимо символическими образами, фокусирующими духовный смысл праздничного события (напр., песня А. Пахмутовой ассоциируется с взлетевшим в небо талисманом Мишкой во время прощания с Олимпиадой-80 в Москве). ОБРАЗНОСТЬ -изобразительность, яркость, наделенность образами. Поиск О. не может быть сведен к какому-то единому правилу или условию, ибо он заложен в том богатстве художественных индивидуальностей, какими являются режиссерские стили, их неповторимость. В театрализованных представлениях и праздниках специфика О. состоит в том. что он определяется конкретным событием, с которым связана, уходит в него своими корнями и представляет собой художественное осмысление, обобщение реального факта, оказывающее воздействие на массу именно силой художественного обобщения реальности. ОДЕЖДА СЦЕНЫ, мягкие (бескаркасные) декорации. Относятся арлекин, кулисы, падуги, занавесы, раздержки, задники, панорамы, горизонты, половики, витражи, экраны и т.д. Рассчитывается так, чтобы ни при каких условиях ни с одного места зрительного зала не было видно ничего лишнего. Кроме этого - О.с. должна служить декоративным фоном, на котором с добавлением некоторых деталей, можно играть целые пьесы, представления ПЛАСТИКА (от греч. plastikos – податливый, пластичный) – 1) искусство лепки, ваяния, скульптуры. 2) в танце – совокупность телодвижений, соответствующих характеру и манере танца. 3) плавность, изящество движений; гармония, согласованность движений и жестов. ПЛАСТИКА ТЕЛА - выражение внутренней свободы в физическом поведении человека. Она достигается способностью целесообразно распределять движение, достигать мускульной свободы, т. е. такого состояния организма, при котором каждое движение затрачивает столько мускульной энергии, сколько это движение тела требует. Требование точной меры мускульной энергии для каждого движения и для положения тела в пространстве - основной закон пластики. Задача режиссера - подчинить пластику актера стальному ритму мизансцены и при этом обеспечить полнейшую свободу движения внутри каж
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|