Субъективное влияние на язык и его развитие
⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22 В языкознании утвердилось убеждение, что язык — объективное явление, развивающееся по своим законам; язык не подвержен субъективным воздействиям. Недопустимо произвольное введение в общеупотребительный язык тех или других единиц языка, новшеств, изменение его норм; и весьма редкие исключения из этого правила лишь только его доказывают. Как известно, в русском языке можно указать только на отдельные счастливые случаи введения авторских новых слов в словарный состав русского языка, хотя авторские неологизмы свойственны стилю многих писателей. Объективность существования и эволюции языка, невозможность внести произвольно говорящим какое-либо новшество или изменение во внутреннюю структуру языка, в ее глубинные уровни характерны для языка как природного и общественного явления. Однако в целях выполнения исторически обусловленных общественных задач возникает настоятельная необходимость субъективног о «вмешательства» в организацию языковых средств. В чем конкретно оно может выражаться? Прежде всего в кодификации языковых средств; в установлении норм литературного языка для всех говорящих на основании объективных языковых процессов, объективной языковой нормы. Поддержанию литературной нормы и ее развитию служат нормативные словари, пособия, учебники по литературному языку, стилистике, произношению и др. На состояние литературного языка и его эволюцию оказывает влияние обучение литературному языку в его устной и письменной форме в школе, в различных учебных заведениях; служба литературного языка в издательствах, на радио, телевидении, в прессе, в учреждениях. Несомненно, закрепление в общем употреблении выработанных норм и служба языка в указанных учреждениях и учебных заведениях воздействуют на эволюцию языка и, надо думать, на направление этой эволюции.
Субъективное воздействие на язык мы наблюдаем в научных подъязыках при терминировании, организации терминосистем. Это связано с конвенциональной природой термина: он, как правило, вводится по условию. Поэтому здесь в известной мере заложены предпосылки сознательного воздействия на язык. Несомненно также влияние на литературное и языковое воспитание человека художественной литературы. В определенную эпоху развития литературного языка, связанную с конкретно историческими условиями развития общества и его запросами, чрезвычайно важным и решающим для судеб литературного языка оказывается личное, субъективное воздействие на литературный язык. Речь идет о создании национальных литературных языков. Такое создание обязано творчеству выдающихся национальных писателей, как правило, поэтов. В определенный период развития общества, точнее, на завершающих этапах формирования современных наций, возникает общественная потребность в стилистическом, семантическом, жанровом, образном... упорядочении, организации литературного языка, его выразительных средств. Литературная организация языка затрагивает его внешнюю структуру. Пушкин не выдумывал фонем, грамматических форм, синтаксических конструкций, неологизмов. Напротив, он строго следовал законам to тенденциям русского языка. Его грамматический афоризм: «Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи»,— говорит о том, что поэт, исповедуя методологию реализма в своем творчестве, и в такой науке, как лингвистика, высказывал передовые научные взгляды, не в пример многим лингвистам своего времени, стоявшим на позициях логицизма. Пушкин гордился тем, что, будучи по рождению москвичом, владел московским произношением, которое он считал очень благозвучным. Но в литературной, стилистической, жанровой, семантической организации литературного языка, и прежде всего лексической его стороны, Пушкин осуществил решительную, глубокую реформу. Своей реформой он определил на будущее литературную, стилистическую «парадигму» 118
национального русского литературного языка. Именно поэтому Пушкина считают создателем национального русского литературного языка. Эпоха создания национальных литературных языков — это одновременно эпоха становления и развития реализма в широком смысле слова. И это не случайное совпадение. Именно методология реализма, нацеленная на объективное отражение действительности в разных формах, служит основой создания национального литературного языка. Творчество национальных писателей — создателей национальных литературных языков в свое время оценивается как великое творческое открытие общенационального масштаба и служит образцом и примером для дальнейшего развития языковой реформы, а в конечном счете для совершенствования литературного языка. Разумеется, на общий уровень национального литературного языка влияет эстетическое, нравственное, в общем — культурное состояние общества. Создание национального литературного языка — это ответ на потребности духовной, государственной, экономической и иной жизни общества. С созданием литературного языка выполняется великая духовная задача общенационального значения. Наблюдения над историей создания национальных литературных языков, в частности русского литературного языка, показывают, что их развитие несоразмерно и не параллельно развитию общества, во всяком случае в завершающую стадию формирования современных наций и образования централизованных национальных государств. Общество развивается, как известно, по своим законам. Эпоха образования современных наций и централизованных национальных государств отличается значительным усложнением самой структуры общества, дифференциацией производственной, государственной, экономической, культурной и иной его деятельности. Это развитие сфер жизни и деятельности общества обусловливает рост художественных, эстетических, научных, нравственных, культурных и других потребностей народа. Всему этому комплексу общественных потребностей должен отвечать своими средствами и возможностями язык во всех областях жизни. История общества и создания национальных литературных языков показала, что язык сам по себе, стихийно образоваться адекватно и в соответствии с указанными выше изменениями общества для удовлетворения названных потребностей не может. И это при сильно выраженной изоморфности его внешней структуры и структуры общества. Оказывается, необходимо субъективное упорядочение внешней структуры языка с определенных методологических позиций, а точнее,— нужен образец такого упорядочения и организации национального литературного языка, приведение его в соответствие с возникающими потребностями общества.
ЛИТЕРАТУРА И ПРИМЕЧАНИЯ 1. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М, 1984. 2. Баллы Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955. 3. ШлейхерА. Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков//Ис- 4. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М, 1977. 5. Шухардт Г. Избранные статьи по языкознанию. М., 1950. 6. Тезисы Пражского лингвистического кружка//История языкознания XIX—XX 7. Слюсарева Н.А. Теория Ф. де Соссюра в свете современной лингвистики. М., 1975. 8. Березин М.Ф., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979. 9. Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905.
10. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976. 11. Косериу Е. Синхрония, диахрония и история//Новое в лингвистике. Вып. III. 12. Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистике. М., 1990. 13. Сепир Э. Язык. М., 1934. 14. Ушаков Д.Н. Краткое введение в науку о языке. М., 1929. 15. Бодуэн де Куртенэ И.А. Некоторые общие замечания о языковедении и язы- 16. Мартине А. Принцип экономии в фонетических изменениях. М., 1960.
17. Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. М., 1962. 18. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., 1990. 19. Иной диапазон количества фонем в языках приводит Роджер Т. Белл: «...Гавай 20. Карцевский С. Об асимметричном дуализме лингвистического знака//История 21. Дегтерева Т.А. К проблеме синонимики//Ученые зап. (1-й Московск. пед. ин-т 22. Мюллер М. Лекции по науке о языке. СПб., 1865. 23. Чернышевский Н.Г. Очерк научных понятий по некоторым вопросам всеобщей VI. ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ § 51. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕР Мышление человека — это внутримозговые психологические процессы, в которых в различных идеальных формах отражаются и познаются предметы и явления действительности, их свойства и качества, связи и отношения. Мышление разделяется на чувственное и абстрактное. Непосредственная связь человека с действительностью осуществляется с помощью чувств, которыми владеет человек: зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса. Чувства человека — это каналы получения им разнообразной информации о действительности. Совокупность этих чувств, которые высоко у человека развиты, дает ему возможность разносторонне воспринимать и отражать действительность, различные ее явления, свойства, стороны. Результаты чувственного отражения действительности служат эмпирическим материалом для дальнейшей его обработки абстрактным мышлением, его формами. Чувственное мышление также осуществляется в определенных формах, которые различаются качественно, участием разных чувств, охватом воспринимаемых в этих формах явлений действительности, т. е. степенью развития идеализации, обобщения. Выделяются следующие формы чувственного мышления человека: ощущение, восприятие, представление. Как известно, под ощущением понимается психический процесс отражения мозгом свойств предметов и явлений действительности в результате их воздействия на чувства человека. Восприятие представляет собой непосредственное отражение предмета или явления в целом, как совокупности определенных признаков, в отличие от ощущения, которое является отражением лишь отдельных свойств предмета или явления. Представление как психический процесс позволяет воссоздать в мышлении человека чувственно-наглядный образ предмета или явления как целое на основе предшествующих их восприятий. Возникновение абстрактных форм мышления обычно связывают с языком. Считается, что их образование происходило одновременно с образованием языка. Однако такой взгляд на генезис
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|