Роль и место контроля в системе внутришкольного управления
Для достижения современного качества образования большое значение имеет организация внутришкольного контроля. Контроль - один из самых сложных видов деятельности руководителя образовательного учреждения, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладения разнообразными технологиями (рисунок 4). Контроль - составная часть внутришкольного управления, начало управленческой деятельности. Непосредственный контроль деятельности должностного лица образовательного учреждения - внутришкольный (внутриучрежденческий) контроль осуществляет руководитель или его заместитель в соответствии с приказом о распределении обязанностей или должностными инструкциями. Именно контроль в образовательном учреждении способствует формированию достоверной информации о результатах деятельности участников образовательного процесса, предупреждает проявление недостатков в работе. В соответствии с выводами проверок принимаются оперативные меры по устранению отрицательных явлений, оказывается необходимая методическая помощь педагогическим работникам. Проверка деятельности учителя может быть внесена в план внутришкольного (внутриучрежденческого) контроля в случае [13]: планового изучения результатов текущей, промежуточной аттестации обучающихся; необходимости оказания методической помощи учителю вследствие низких результатов письменной проверочной работы, проведенной по тексту, предложенному руководителем образовательного учреждения; подготовки к аттестации образовательного учреждения; подготовки к аттестации педагогических кадров (по просьбе аттестуемого);
подготовки к рассмотрению вопроса на педагогическом совете; обращения родителей обучающихся. Перед началом проверки необходимо, в том числе изучить нормативные документы по теме инспектирования: определить показатели и критерии оценивания деятельности проверяемого; ознакомиться с той частью образовательной программы, которая изучается в процессе проведения проверки; ознакомится с существующим методическим обеспечением образовательной программы; проанализировать состояние текущего контроля знаний обучающихся. Контроль: это проверка, а также наблюдение с целью проверки; процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей (установка критериев, измерение достигнутых результатов и проведение корректировок при присутствующих отличиях). Проверка может быть ограничена анализом проведенной письменной проверочной работы по тексту, предложенному руководителем учреждения. В этом случае желательно сравнить полученные результаты с результатами текущего контроля, который проводил учитель. После каждого посещения учебного занятия руководителю желательно провести краткое собеседование для ознакомления с самооценкой результатов деятельности проверяемого и уточнения выполнения поурочного и тематического планирования. Завершающим этапом в должностном контроле является подведение итогов, формирование выводов и предложений по совершенствованию работы педагогического работника или определение мер по устранению выявленных нарушений. Примерные темы контроля: Состояние преподавания учебного предмета. Выполнение образовательных программ: выполнение тематического планирования (теоретическая и практическая части образовательных программ) по классным журналам; система домашних заданий (тренировочные упражнения, домашние творческие и индивидуальные работы, их объем). Работа по исполнению законодательства о защите прав детства.
Ведение педагогическими работниками установленной школьной документации. Подготовка к экзаменам в выпускных классах. Организация работы педагогов над типичными ошибками обучающихся и ликвидации пробелов в освоении учебного материала. Состояние работы в группах продленного дня. Состояние работы педагогов с детьми, обучающимися на дому (по болезни). Результаты деятельности педагогов по соблюдению охраны труда и созданию безопасных условий при организации учебных занятий. Организация образовательной деятельности молодого (вновь назначенного) педагога. Результаты инновационной или экспериментальной работы педагогического работника. Совместная деятельность педагогических работников в классе, классного руководителя, родителей и обучающихся по профилактике безнадзорности и правонарушений. Состояние работы педагогических работников по воспитанию сознательной дисциплины обучающихся (осознанное отношение к учебной деятельности, пропуск учебных занятий и т.п.). Рисунок 4 - Роль и место контроля в механизме внутришкольного управления.
Контроль - инструмент, при помощи которого осуществляется признание результатов труда сотрудников. Контроль - условие уверенной и безопасной работы. Контроль - стимулятор твоего прогресса. Контроль рассматривается как очередной этап управления качеством образовательного процесса, эффективность которого в существенной мере обусловливает адекватность принимаемых управленческих решений. Такое системное представление контроля как элемента единого процесса управления позволяет сформулировать его цели, функции и задачи, требования к планированию, организации и проведению, конкретное содержание и формы контроля, исходя из целей обеспечения высокого качества образовательного процесса. По результатам контроля цели и планы управления качеством образовательного процесса могут уточняться и корректироваться [14]. Внутришкольный контроль обеспечивает качественную работу школы, если будет ежегодно проводиться комплексная диагностика педколлектива с целью выявления проблем в работе педагогов, их образовательных потребностей.
Диагностика - основа качественного управления образовательным учреждением. Диагностика должна быть направлена на изучение и анализ положения дел в образовательном учреждении, установление (и предупреждение) тех или иных недостатков, выявление их причин, определение путей их скорейшей ликвидации. Диагностика коллектива - важное условие, которое обеспечит руководство образовательного учреждения информацией, необходимой для организации личностно ориентированного контроля и вариативного гибкого методического сервиса в школе. Только при таком условии внутришкольный контроль выполнит свою диагностическую, стимулирующую и воспитывающую функции.
Требования к контролю
В условиях демократизации школьной жизни администрация школы не только не освобождается от контроля за учебно-воспитательным процессом, но и становится как бы главным государственным инспектором за деятельностью педагогического коллектива [15]. Требования к внутришкольному контролю изложены в "Положении о внутришкольном контроле" (Приложение А). Практика свидетельствует, что контроль и анализ несут в себе элементы демократичности при выполнении следующих условий: 1. Высокая компетентность школьного руководства, достаточный уровень его мировоззренческой, научно-теоретической подготовки, творческая работа руководителя школы как учителя-предметника, основательное знание педагогики, дидактики, частных методик, возрастной и педагогической психологии, психологии учителя, теории и методики воспитания, способность верно оценивать работу педагогов. 2. Общественный характер контроля: привлечение к проверкам лучших учителей школы, руководителей методических объединений и творческих групп. 3. Гласность и объективность контроля - непременные условия для обеспечения информацией педагогического коллектива и контролируемых лиц; одновременно гласность становится обязательным условием регулирования и коррекции учебно-воспитательного процесса. 4. Наличие органической взаимосвязи контроля с глубоким и всесторонним анализом проверяемых объектов, педагогических явлений, деятельности учителя и учащихся, конечной целью которого является принятие педагогических и управленческих решений, а также прогнозирование дальнейшего развития изучаемого процесса или отдельных сторон этого процесса.
Совершенствуя внутришкольный контроль, необходимо иметь в виду: • нацеленность контроля на качество конечных результатов и рациональных путей их достижения; • повышение самостоятельности всех звеньев работы школы через их автономизацию (передача полномочий кафедрам, методическим объединениям и т.д.) и повышение ответственности каждого за качество конечных результатов; стимулирование перехода автономных структур, а также отдельных учителей на самоконтроль и самооценку в сочетании с отслеживанием конечных результатов руководителями школы; • создание в каждой школе системы внутришкольного контроля, предусматривающей охват контролем всех компонентов, обеспечивающих стабилизацию, перевод школы в режим развития или ее функционирования в этом режиме; • разработка и постоянное накопление научно обоснованных программ сбора информации, где бы четко были сформулированы цель проверки, теоретические подходы, параметры оценки, программа наблюдения и методика обработки результатов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|