Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2 Формы управления и самоуправления




1. 2 Формы управления и самоуправления

Формы управления и самоуправления во многом определяются государственными формами, политическими режимами и политическими системами. Формы, содержание и принципы управления и самоуправления в федеративных государствах и конфедеративных республиках существенно отличаются от таковых в унитарных государствах. Формирование государственности, организация систем управления и самоуправления – это естественноисторический процесс, формирующийся снизу вверх, а не наоборот. Причем самоуправление первично, складывается раньше остальных систем. Местное самоуправление – это фундамент всей системы государственности. Управление и самоуправление в России должны строиться с учетом всей специфики российского общества и государства. При формировании институтов власти и управления необходимо сочетать интересы как всех народов России, так и народов исторически сложившихся территориальных образований. Местные органы власти также следует формировать с обязательным учетом многонационального состава населения каждой республики, области, края и округа.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

§ местный референдум

§ муниципальные выборы

§ голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления

§ голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования

§ сход граждан

§ другие формы

Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:

§ правотворческая инициатива граждан

§ территориальное общественное самоуправление

§ публичные слушания

§ собрание граждан

§ конференция граждан (собрание делегатов)

§ опрос граждан

§ обращения граждан в органы местного самоуправления

§ наказы избирателей

§ другие формы

 К числу форм прямого волеизъявления граждан, позволяющих выявить общественное мнение, законодательство России относит: правотворческую инициативу граждан, обращение граждан в органы местного самоуправления, публичные слушания, опрос граждан, обращение граждан, конференция граждан.

Население муниципального образования осуществляет местное самоуправление через выборные и другие органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации. Население муниципального образования самостоятельно в выборе структуры органов местного самоуправления.

Формы управления (государственно-управленческой деятельности) регламентируются административно-правовыми нормами различного юридического значения. Некоторые из них регламентированы конституционно (например, относительно Правительства РФ), другие – подзаконными правовыми актами (например, положениями о конкретных органах исполнительной власти, должностными инструкциями). Внутриорганизационная деятельность также подлежит регламентации, но она замкнута рамками внутриорганизационной работы тех или иных исполнительных органов (например, инструкции по делопроизводству).

В наибольшей степени нуждаются в правовой регламентации формы деятельности исполнительных органов (должностных лиц), связанные с реализацией правоприменительных, правоустановительных и правоохранительных функций.

В связи с этим заслуживает внимания предлагаемая в административно-правовой литературе классификация форм управленческих действий (форм управления), выходящая за рамки их деления на правовые и неправовые. Наиболее показателен следующий вариант такой классификации:

 

а) издание нормативных правовых актов;

б) издание индивидуальных правовых актов;

в) осуществление организационных действий;

г) выполнение материально-технических операций.

 

Необходимо оценить такую классификацию, хотя следует признать, что существуют и иные ее варианты, чаще всего путающие формы и методы управленческой деятельности.

 

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

 

2. 1 Соотношение управления и самоуправления

Документом, наиболее полно излагающим понятие и принципы местного самоуправления, обычно считают Европейскую хартию о местном самоуправлении 1985 года. Соответствие национального законодательства требованиям Европейской хартии о местном самоуправлении является одним из условий вступления в Совет Европы. Согласно русской версии упомянутой Хартии, подготовленной в Совете Европы, «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность местных сообществ регламентировать значительную часть дел гражданского общества и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного населения».

Понятие местного самоуправления относительно недавно вошло в современную отечественную политическую терминологию. Под местным самоуправлением, как правило, подразумевается система решения вопросов обеспечения повседневных потребностей населения. Но суть этого явления гораздо серьезнее.

Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства. В частности - это неотъемлемая часть общегосударственной системы сдержек и противовесов. Нередко упомянутая система понимается исключительно как механизм взаимоотношений Президента и парламента России, позволяющий согласовывать позиции различных политических сил, стоящих у власти. Но наряду с сочетанием различных интересов на государственных уровнях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации необходимо сочетание интересов государственных и интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни, каждой каким-либо способом обособленной населенной территории. Роль выразителя таких интересов и призвано играть местное самоуправление. Чтобы эта роль была действенной, необходимо наличие у местного самоуправления полномочий на самостоятельное решение вопросов защиты интересов жителей, обусловленных фактом совместного проживания на соответствующей территории (вопросов местного значения), а также полномочий на участие в подготовке решений органов государственной власти, затрагивающих интересы жителей территории местного самоуправления.

Органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать условия для обеспечения повседневных потребностей населения - но это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина - права на достойную жизнь. Таким образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник государственной власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы государственной власти от «текучки», позволяет сконцентрироваться на решении общегосударственных проблем, способствует оптимизации государственного управления.

Местное самоуправление в странах, где оно развито, осуществляет свою деятельность в значительной мере за счет государственного финансирования, но оно и экономически выгодно государственной власти. Обеспечение текущих потребностей граждан требует государственных средств независимо от наличия или отсутствия местного самоуправления. А органы местного самоуправления, будучи властью, создаваемой населением из своего состава, из людей, знающих все нюансы проблем своей территории, властью, подотчетной населению, властью, действующей в буквальном смысле на глазах своих избирателей, объективно являются органами власти, в наибольшей степени способными решать вопросы местного значения в экономически эффективных формах.

Именно из этой философии исходят страны Западной Европы, проводя реформы децентрализации, предусматривающие передачу полномочий по обеспечению жизнедеятельности граждан на уровень максимально возможно приближенный к населению, хотя при этом местные бюджеты и состоят на 40-70% из государственных дотаций.

Задача создания действенного местного самоуправления в условиях декларированного Конституцией Российской Федерации построения правового демократического государства является одной из ключевых. Правовое демократическое государство неразрывно связано с наличием гражданского общества, а местное самоуправление - и неотъемлемая часть, и, одновременно, условие существования гражданского общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...