Непосредственные формы местного самоуправления
К непосредственным формам местного самоуправления относятся формы прямого волеизъявления граждан осуществления местного самоуправления, закрепленные в гл. IV Федерального закона от № " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [1], а именно: — местный референдум; — муниципальные выборы; — собрания (сходы) граждан; — народная правотворческая инициатива; — обращения граждан в органы местного самоуправления; — территориальное общественное самоуправление; — другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Местный референдум. Местный референдум — это голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.
Муниципальные выбор. Понятие муниципальных выборов. Муниципальные выборы — это выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных яиц местного самоуправления. Собрания (сходы) граждан. Собрания (сходы) граждан могут созываться для решения вопросов местного значения. В случае, если собрание (сход) граждан осуществляет полномочия представительного органа местного самоуправления, оно считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Народная правотворческая инициатива. Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на народную правотворческую инициативу по вопросам местного значения. Внесенные населением в порядке осуществления правотворческой инициативы проекты правовых актов подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании органа местного самоуправления с участием представителей населения. Результаты рассмотрения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Обращения граждан в органы местного самоуправления. В соответствии с конституционным правом граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции Российской Федерации). Федеральный закон " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления (ст. 26). Территориальное общественное самоуправление. Территориальное общественное самоуправление — это самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования, т. е. микрорайоны, кварталы, улицы, дворы и другие территории. Территориальное общественное самоуправление самостоятельно и под свою ответственность осуществляет собственные инициативы в вопросах местного значения. Оно осуществляется непосредственно населением или через органы территориального общественного самоуправления, которые в соответствии с уставом муниципального образования могут являться юридическими лицами. Представительные формы местного самоуправления. К представительным формам местного самоуправления относятся органы местного самоуправления, через которые осуществляется местная власть. Органы местного самоуправления — это выборные органы и другие органы, образуемые в соответствии б законами и уставами муниципальных образований. Наличие выборных органов является обязательным. Наименование органов местного самоуправления устанавливается уставами муниципальных образований, в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Представительный орган местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления — это выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующий на территории муниципального образования. Он состоит из депутатов, которые избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. По состоянию на 1 января 1999 г., сформировано и действует почти 13 тыс. представительных органов местного самоуправления, в которые избрано свыше 113 тыс. депутатов. В исключительном ведении представительных органов находятся: — принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования; — утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; — принятие планов и программ развития муниципального образования; — установление местных налогов и сборов; — установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; — контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления (ст. 15). Численный состав и полномочия представительных органов определяются уставом муниципального образования. Из числа депутатов избираются постоянные комиссии, могут образовываться временные комиссии, рабочие группы. В уставах муниципальных образований устанавливаются конкретные полномочия представительного органа. Например, может быть, что Устав города следующим образом определяет компетенцию городской Думы: 1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения городского самоуправления, планов и программ социально-экономического развития города и утверждение отчетов об их выполнении;
2) согласование с органами государственной власти нормативов отчислений от федеральных и областных налогов в бюджет города; 3) утверждение бюджета города и отчета о его исполнении; 4) принятие нормативных актов, регулирующих вопросы городского значения; 5) установление местных налогов, сборов и платежей; 6) определение порядка выпуска муниципальных займов, лотерей, предоставления ссуд и налоговых льгот; 7) установление порядка приватизации, владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью; 8) принятие проекта генерального плана развития города и схемы застройки территорий; 9) утверждение официальных символов городского самоуправления; 10) учреждение городских наград и почетных званий; 11) утверждение (ратификация) соглашений и договоров по вопросам побратимства и международного сотрудничества городов; 12) рассмотрение ходатайств и внесение в соответствующие органы представлений о награждении орденами России за особо выдающиеся заслуги перед городом; 13) принятие решений об административно-территориальном устройстве города и правовом режиме пригородной зоны; 14) организация проведения выборов в органы городского самоуправления и городского референдума в соответствии с законодательством; 15) установление административной ответственности (санкций) за нарушение нормативных правовых актов по вопросам ведения органов городского самоуправления; 16) утверждение Положения о проведении массовых акций гражданина территории города; 17) защита прав депутатов, выборных должностных лиц, лишение депутатской неприкосновенности, досрочное прекращение полномочий депутатов; 18) избрание и освобождение от должности Секретаря городской Думы, председателей постоянных и других комиссий; 19) рассмотрение запросов депутатов и принятие по ним решений; 20) принятие предложений об изменениях и поправках в Устав города; 21) принятие Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе; 22) решение вопроса о передаче части функций городского самоуправления органам государственной власти;
23) контроль за деятельностью органов и должностных лиц городского самоуправления, наделенных распорядительными и исполнительными полномочиями; 24) контроль за выполнением решений Думы предприятиями, учреждениями, организациями независимо от подчиненности и форм собственности, заслушивание по этим вопросам соответствующих руководителей; 25) дача согласия Главе города о назначении руководителей следующих органов городской администрации: управлений муниципальным имуществом, финансов, здравоохранения, образования, социальной защиты, городского отдела внутренних дел; 26) принятие решения об отставке Главы города и назначение временно исполняющего обязанности Главы города; 27) назначение даты выборов в органы городского самоуправления и проведения местного референдума; 28) иные вопросы, отнесенные к компетенции городской Думы Уставом и законодательством. Полномочия представительного органа местного самоуправления могут быть прекращены в случае: — самороспуска, если за это проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов; — в случае признания выборов депутатов недействительными; — если в срок более 6 месяцев не может принять решение из-за отсутствия необходимого для этого числа депутатов; — решения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения суда о признании несоответствия деятельности представительного органа местного самоуправления Конституции Российской Федерации, конституции, уставу субъекта Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|