Психологическая структура педагогической деятельности
Профессионализм деятельности рассматривается как качественная характеристика субъекта этой деятельности, которая определяется уровнем решения профессиональных задач и применяемыми с этой целью продуктивными способами. У разных людей уровень профессионализма деятельности различается. Профессионализм педагогической деятельности проявляется в решении педагогических и функциональных задач. Результатом решения педагогических задач является переход обучаемого из одного состояния в другое и достижение психического новообразования в личности или деятельности. Результатом решения функциональных задач является создание инструментария педагогического воздействия для получения психологических продуктов деятельности. Наиболее эффективной формой такого инструментария являются педагогические технологии. Профессионализм деятельности педагога может рассматриваться с учетом следующих аспектов: – теории совершенствования профессионально-педагогической деятельности; – профессионализма педагогического творчества; – технологий исследования; – технологий психолого-педагогического конструирования; – технологий психолого-педагогического взаимодействия. Для успешной подготовки к профессиональной педагогической деятельности и ее выполнения необходимо знать структуру деятельности и ее объект. В. Д. Шадриков на основе анализа теоретических работ и эмпирического анализа различных видов деятельности сделал обобщающий вывод о структуре деятельности, выделяя в ней следующие функциональные блоки: – мотивы деятельности; – цели деятельности; – программа деятельности; – информационная основа деятельности;
– принятие решений; – деятельностно важные качества. Принимая в целом предлагаемую структуру, мы считаем, что подсистема профессионально важных качеств должна быть включена в личностный аспект, что и сделано нами при рассмотрении вопроса о профессионализме личности. Психологическая структура педагогической деятельности – это последовательная взаимосвязь и система действий педагога, направленных на достижение поставленных целей посредством решения педагогических задач. В ней выделяются проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический компоненты. Проектировочный компонент включает: 1) цель и стратегию деятельности; 2) определение форм, методов и средств достижения результата в соответствии с поставленной целью. Конструктивный компонент включает: 1) отбор и структуру содержания информации, которая должна стать достоянием обучаемых; 2) проектирование деятельности обучаемых, в которой необходимая информация может быть усвоена; 3) проектирование собственных деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с обучаемыми. Организаторский компонент включает организацию: 1) информации в процессе ее сообщения обучаемым; 2) различных видов деятельности обучаемых таким образом, чтобы результаты соответствовали поставленным целям; 3) собственных деятельности и поведения в процессе взаимодействия с обучаемыми. Основной функцией организаторской деятельности является интеграция. Она, в свою очередь, достигается при использовании разнообразных средств, форм и методов организаторской деятельности. К ним относятся: учет, контроль, проверка исполнения, индивидуальная ответственность за результат своей деятельности. Коммуникативный компонент включает установление правильных взаимоотношений между: 1) педагогом и коллективом обучаемых; 2) обучаемыми в микрогруппах; 3) педагогом и педагогическим коллективом; 4) педагогом и администрацией.
Гностический компонент является своеобразным стержнем всех вышеназванных. Он включает изучение: 1) содержания и способов воздействия на других людей; 2) возрастных и индивидуально-типологических особенностей этих людей; 3) особенностей педагогического процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков. Структура обучающей деятельности педагога в соответствии со звеньями учебного процесса Для обеспечения замкнутости и цикличности учебного процесса деятельность педагога должна включать следующие виды: планирование; организацию учебно-познавательной деятельности; предъявление информации; формирование умений и навыков; систематизацию знаний, умений и навыков; стимулирование и мотивацию личности обучаемого в процессе обучения; педагогическое диагностирование; контроль за ходом обучения, проверку и оценку усвоения содержания учебного материала; корректировку учебного процесса; анализ обучающей деятельности и ее результатов. Каждый из этих видов деятельности необходим, и все они взаимосвязаны. Для более полного представления о структуре обучающей деятельности педагога (ОДП) важно выявить иерархию ее видов. Можно предположить, что один из них является основным, доминирующим, т.е. обеспечивает взаимосвязь деятельности педагога и обучаемых и всех компонентов процесса обучения. Для того чтобы выполнять такую функцию, этот вид деятельности должен удовлетворять следующим требованиям: 1) находиться в сфере совместной деятельности педагога и обучаемых (обучающей и учебно-познавательной); 2) находиться во взаимосвязи с другими видами обучающей деятельности педагога и осуществляться непосредственно в процессе обучения (возможно, на любом из его этапов); 3) находиться во взаимосвязи со всеми элементами объекта обучающей деятельности педагога и иметь на них непосредственный выход. Таким видом ОДП в предложенной системе является организация учебно-познавательной деятельности обучаемых. Она удовлетворяет всем сформулированным требованиям к видам ОДП, применяемым в дидактической системе, и может рассматриваться в качестве доминирующего вида. В то же время диалектический подход не исключает возможность признания какого-либо другого вида ОДП в качестве основного на определенном этапе сложного педагогического процесса.
По отношению к каждому виду обучающей деятельности педагога совершенно справедливы слова А.Н.Леонтьева: «Реально же мы всегда имеем дело с особенными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь – может быть, уже в совсем иных, изменившихся условиях... Главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность» (Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – С. 102). Педагогическое творчество Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Психологический аспект творчества проявляется в личностном и процессуальном аспектах. Творческая деятельность осуществляется на основе способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Однако творчество человека – лишь одна из форм творчества. В самом широком понимании творчество свойственно и живой, и неживой природе. Оно является необходимым условием развития материи, образования ее новых форм, с возникновением которых происходит и изменение форм творчества. По мнению Я.А.Пономарева, творчество в самом широком смысле есть взаимодействие, ведущее к развитию. Мы будем рассматривать только творчество человека, а еще конкретнее – творчество педагога. В связи с этим необходимо сказать о методах исследования творчества, которые делятся на две группы. В первую группу входят традиционные методы психологии творчества (существенный признак – использование непосредственного опыта). Во вторую группу входят нетрадиционные методы (существенный признак – проникновение в область непосредственно не отображаемых явлений). В данном случае интерес представляют методы исследования творчества, относящиеся к первой группе:
1) наблюдение за процессом собственного творчества; 2) изучение биографических данных других творцов, непосредственно связанных с творческим процессом; 3) анкетирование; 4) интервьюирование; 5) экспериментальные методы изучения процесса творчества; 6) тестирование, позволяющее изучить творческие способности и качества личности творца. Профессиональное творчество проявляется в нестандартных способах решения задач, анализа ситуаций и принятия профессиональных решений. Результаты профессионального творчества могут быть в виде новых идей, закономерностей, законов, концепций, принципов, правил, теорий, моделей, технологий и т.д. Одни и те же способности функционируют в различных сочетаниях и проявляются в разнообразных видах творчества. В педагогической деятельности образуется особая структура взаимодействующих способностей, приобретающих педагогическую направленность. Далее при рассмотрении данного вопроса будут использованы материалы В. А. Кан-Калика. Творческий процесс педагога рассматривается как деятельность, направленная на решение учебно-воспитательных задач в изменяющихся обстоятельствах. Творческий характер носит также реализация этого решения на практике в процессе общения с обучаемыми. Творческий процесс педагога включает умение применять уже сложившиеся приемы и навыки деятельности в новой ситуации и умение создавать новые приемы и методы. Мастерство педагога, будучи синтезом теоретических знаний и практических умений, воплощает в себе технологические, операционные и нравственные аспекты его деятельности и выступает как компонент творческого процесса. Понятие «педагогическое творчество» шире понятия «творческий процесс педагога», так как включает еще творчество обучаемого и коллектива обучаемых во взаимодействии с педагогом. Творческий процесс педагога как система включает две подсистемы: – научно-поисковую (логико-педагогическую); – субъективно-эмоциональную (эмоционально-творческую). Но такое разделение возможно только в абстракции – на практике обе подсистемы активно взаимодействуют и представляют собой единое целое. Субъективно-эмоциональная сфера творческого процесса педагога включает: 1. Творческое самочувствие (ТС) – это результат подъема душевных сил педагога, совокупность ряда продуктивных психических состояний, обеспечивающих активную творческую деятельность.
Можно выделить следующие ступени ТС: 1) педагогическое вдохновение как предпосылка творческой деятельности; 2) педагогическое вдохновение как условие осуществления творческой деятельности; 3) педагогическое вдохновение как результат творческой деятельности, реализующийся в двух направлениях: – удовлетворенность сегодняшней деятельностью; – предпосылка творческого подъема в дальнейшей педагогической деятельности. 2. Искусство общения (ИО) в коммуникативной деятельности – это приемы и навыки органичного социально-психологического взаимодействия педагога и обучаемого, содержанием которого являются обмен информацией, воспитательное воздействие с помощью различных коммуникативных средств, а также организация взаимоотношений между обучаемыми. Причем педагог активизирует этот процесс, организует его, управляет им, прогнозирует и обеспечивает коммуникативность педагогической деятельности. 3. Педагогическая импровизация (ПИ) – это способность педагога оперативно и правильно оценивать ситуации и поступки обучаемых, принимать решение сразу, порой без предварительного логического рассуждения – на основе предшествующего опыта, педагогических и специальных знаний, эрудиции и интуитивного поиска и органично действовать в изменяющихся обстоятельствах, чутко реагируя на все изменения и корректируя в этой связи собственную деятельность. Учитывая важность всех перечисленных составляющих творческого процесса педагога, необходимо научиться управлять ими. С этой целью, по мнению В. А. Кан-Калика, могут быть выделены соответствующие уровни управления (табл. 2). Таблица 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|