Цели самосовершенствования
Процессы самовоспитания, самообразования, самопознания будут осуществляться более эффективно, если будут учитываться поставленные (осознанные) цели самосовершенствования. Представляет интерес рассмотрение этого вопроса Ю. М. Орловым. Приведем краткую характеристику целей самосовершенствования. Стремление к гармонии наших черт характера. Каждый человек обладает множеством черт характера. Одни из них развиты лучше, другие хуже; может быть и так, что какая-то черта развита чрезмерно, а другая находится в«зачаточном» состоянии. Каждая черта характера имеет своего антагониста: оптимизм – пессимизм, общительность – замкнутость, уверенность – неуверенность, педантизм – неорганизованность, решительность – нерешитель ность и т.д. Чрезмерное развитие какой-либо черты может привести к деформации характера и отразиться на поведении. При анализе развития наших черт важно понять, насколько оно гармонично и какие черты нуждаются в коррекции. Достижение согласия с самим собой. Сравнительный анализ того, каков ты есть сейчас, с тем, каким ты должен быть в соответствии со своей «Я-концепцией», не всегда нас устраивает. Возможное рассогласование вызывает отрицательные эмоции (стыд и т. п.). Это нередко приводит или к приспособлению к социальному окружению, или к глубокому самопознанию, или к страданию, следствием чего может быть неудовлетворенность жизнью. Согласие с самим собой не может возникнуть без принятия самого себя таким, каков ты есть. Для этого надо выработать в себе терпимость к возможному рассогласованию, попытаться изменить представление о самом себе с последующей коррекцией отдельных положений «Я-концепции».
Достижение гармонии с окружением. Окружение включает других людей, природную и вещественную среду. Вещественное и природное окружение можно привести к согласию с самим собой путем их изменения в нужном направлении и изменения своего отношения к этому окружению. Сложнее достигнуть гармонии с окружающими людьми. Согласие с ними может нарушиться из-за их поведения, отдельных поступков и т.д., что порождает эмоциональные барьеры и проявление неконтролируемых эмоций. Самосовершенствование будет заключаться в том, чтобы научиться контролировать свои эмоции и, анализируя ситуацию, принимать логически продуманные решения. Устранение вредных привычек. Привычки – составная часть наших черт характера. Вредные привычки нередко мешают достижению жизненных целей. Курение, обжорство, лень, ревность, тщеславие и т. п. не только блокируют путь к достижению профессиональных успехов, к реализации жизненных планов, но и мешают общению с другими людьми. Для решения проблемы необходимо знать механизм действия вредных привычек и уметь управлять своими потребностями. Контроль своих потребностей. Чрезмерное удовлетворение отдельных потребностей приводит к различным аномалиям поведения. Стремление к власти, сексуальная распущенность и др. превращают человека в раба этой потребности, которая становится доминирующей; в результате он не может нормально реализовать другие свои потребности. Удовлетворение таких гиперболизированных потребностей отнимает много сил – их уже не остается для творческих проявлений личности. Каждому необходимо задуматься над тем, какая его потребность развита настолько сильно, что подавляет его индивидуальность и мешает ему жить; как снизить эту потребность и, наоборот, развить те, которые необходимы. Развитие способностей. Для успешного выполнения профессиональной деятельности человеку необходимо развить определенные общие и частные способности. Многие общие способности могут быть полезны в любой профессии (например, умение мыслить); некоторые из них трансформируются в частные.
Развитие способностей важно также с позиции реализации возможностей человека в творчестве. Овладение саногенным мышлением. Для достижения перечисленных целей самосовершенствования необходимо изменить свое мышление, связанное с более глубоким самоосознанием. С этой точки зрения можно выделить два типа мышления: патогенное и саногенное. Патогенное мышление – это обыденное мышление, при котором непроизвольное воображение переносится на отрицательные образы, в свою очередь, способствующие отрицательным эмоциональным реакциям. Например, если человек обдумывает обиду, то начинает непроизвольно разрабатывать план мести обидчикам. И это может привести к появлению у него такой черты, как обидчивость. Для человека с патогенным мышлением характерно сохранение в себе отрицательных образов и отсутствие способности рассматривать себя, свое состояние, свое поведение со стороны. При этом наблюдается включенность человека в ситуацию даже после того, как она прошла. Ю. М. Орлов называет патогенное мышление мышлением, порождающим болезнь. Поэтому необходимо задуматься над тем, как ослабить это мышление или избавиться от него и овладеть саногенным мышлением, которое способствует оздоровлению психики, ликвидации застарелых обид, комплексов и т.д. Саногенное мышление (по Ю. М. Орлову) – это мышление, порождающее здоровье. Характерными его чертами являются: а) динамизм связи нашего «Я» с миром образов, в которых отражаются жизненные ситуации; способность «Я» справляться с этими ситуациями и проявлять активность, когда требуется эффективная деятельность, полностью погружаться в нее, в творчество, в общение. Кроме того, наше «Я» может отделяться от ситуаций и образов, которые насыщены отрицательными эмоциями; б) рефлексия как размышление, направленное внутрь себя. Осуществляется на фоне релаксации (расслабления), и это снижает эффект стрессовой ситуации; в) знание тех психических состояний, которые анализируются и контролируются; г) расширение кругозора и повышение уровня внутренней культуры. Без этого невозможно понять и объективно прогнозировать свое поведение, а также поведение другого человека;
д) высокий уровень сосредоточенности, концентрации внимания на объекте размышлений. Таким образом, овладение саногенным мышлением способствует сохранению и укреплению здоровья человека, направляет его активность на творческую деятельность. Восхождение к индивидуальности. Напомним, что индивидуальность – это социально значимое отличие человека от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Похожесть людей вызвана тем, что процесс социализации создает и поддерживает в каждом индивиде определенные черты, наиболее адекватные для данной культуры. В то же время с развитием личности в каждом человеке зреет индивидуальность, которая отличает его от других людей. Процесс самосовершенствования может рассматриваться как движение по пути индивидуализации. Этот процесс связан с раздвоением человека: с одной стороны, ему необходимо придерживаться морали, требований норм повседневной жизни; с другой стороны, он проявляет признаки индивидуальности (любовь, добро и т.п.). При этом не имеет значения, как они реализуются на определенном этапе жизни общества. Каждый человек, занимающийся самосовершенствованием, должен определить свои цели таким образом, чтобы в любом случае и при любых обстоятельствах их достижение способствовало успеху. Таковыми могут быть только общие цели, которые были сформулированы выше. Если рассматривать самовоспитание как сознательную деятельность, направленную на максимально возможную реализацию человеком себя как личности, то это определение понятия в широком смысле охватывает и самообразование, и самопознание. Этап профессиональной подготовки в вузе является одним из самых благоприятных для самовоспитания. Далее будут рассмотрены этапы и методы самовоспитания. Этапы самовоспитания На первом этапе осуществляется изучение самого себя и соответствия своей личности требованиям, предъявляемым к ней обществом. В результате самоанализа можно оценить: свои способности; глубину и прочность полученных знаний, умений и навыков; черты характера; возможности собственной памяти усваивать новую информацию; время наивысшей работоспособности, оптимальный ритм и темп деятельности и т.д.
Для этой цели используются такие методы, как самонаблюдение, самоанализ и самооценка. Самонаблюдение. Представляет собой наблюдение человека за различными аспектами своей жизни, позволяющее фиксировать их проявления (переживания, мысли, чувства и др.). Этот метод необходим при осмысленном подходе к самовоспитанию. Он имеет особую значимость в овладении социальным опытом. Самоанализ. Юношеский возраст, в котором происходит подготовка человека к профессиональной деятельности, характеризуется двумя основными позициями личности во взаимодействии с внешним миром: «позицией субъективного реализма» и «позицией максимализма самостоятельности». Большинство молодых людей считают, что они хорошо знают свои способности, достоинства и недостатки, темперамент; прекрасно владеют своими эмоциями, умеют планировать рабочее время и т.д. Однако, как показывает практика, многие из них не умеют работать систематически, устанавливать связи изучаемого предмета с другими предметами, обобщать полученную информацию, применять в своей деятельности полученные в вузе знания; лишь единицы способны управлять своим вниманием, быстро настраиваться на учебную деятельность, переключаться с одного вида деятельности на другой, отделять главное от второстепенного, самостоятельно находить нужную информацию. Не умея правильно анализировать свои качества, абстрагировать их из единства с поступками, осознавать их как совершенствование своей личности, молодые люди становятся субъективными в самооценке. Задачами педагога на данном этапе являются: пробуждение интереса обучаемых к собственной личности; формирование у них представлений о самоанализе и самооценке; акцентирование внимания обучаемых на том, что нужно анализировать не только эмо-ционально-мотивационный аспект своих поступков, но прежде всего свою деятельность и ее результаты. Самооценка. Это оценка самого себя, своих возможностей, качеств, своего места среди других людей. Самооценка является одним из регуляторов поведения человека; от нее зависит взаимоотношение человека с окружающим миром, его самокритичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка оказывает влияние на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Она также позволяет ему увидеть расхождение между своими притязаниями и реальными возможностями.
Для самооценки могут применяться различные тесты, т.е. системы заданий, позволяющих определить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности. Тест, созданный для определения какого-то одного свойства, называется гомогенным. Совокупность гомогенных тестов, связанных общей концепцией или определением различных качеств личности, называется гетерогенным тестом. По целевому назначению можно выделить следующие виды тестов: тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности, критериально ориентированные тесты, личностные тесты. Тесты достижений – это методы психологической диагностики, выявляющие у испытуемого степень владения конкретными знаниями, умениями и навыками. Различают тесты действия, тесты письменные и тесты устные. Тесты интеллекта – методы психологической диагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида. Успешность испытуемого определяется по числу правильно выполненных заданий, что и позволяет вывести коэффициент интеллектуальности. Тесты креативности – это совокупность методов для изучения и оценки творческих способностей личности. Среди интеллектуальных способностей особо выделяется способность высказывать необычные идеи, отступать от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Это и есть креативность (сотворение, создание). Факторы творческих достижений изучаются в двух направлениях: жизненный опыт и индивидуальные особенности творческой личности (личностные факторы); творческое мышление и его продукты. К факторам креативности относятся быстрота, четкость и гибкость мышления, конструктивность решения творческих задач. Критериально ориентированные тесты – это методы психологической диагностики, выявляющие, насколько испытуемый владеет знаниями, умениями и навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных учебных или профессиональных задач. По своей сущности эти тесты представляют собой инструмент обратной связи в организации процесса обучения. Личностные тесты – это методы психологической диагностики, с помощью которых оцениваются различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения. Различают следующие виды личностных тестов: 1) шкалы оценки и опросники; 2) ситуационные тесты или тесты действия, использующие перцептивные, когнитивные или оценочные задачи; 3) проективные тесты, основанные на психологической интерпретации результатов проектирования личности. Естественным завершением первого этапа может быть самоактуализация человека, т. е. стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. На втором этапе разрабатывается программа самовоспитания, где определяется его цель, которая реализуется посредством решения конкретных задач. Цель самовоспитания вытекает из требований, предъявляемых к личности обществом. Главная цель – сформировать себя как всесторонне развитую личность, высококвалифицированного специалиста, глубоко изучившего теоретические дисциплины, умеющего применять полученные знания на практике, правильно строить отношения внутри коллектива. Другими словами, на этом этапе важно ориентировочно предвидеть свое развитие. Ясно представляя себе, каким он может стать в результате самовоспитания, студент намечает последовательность действий в работе над собой, создает определенную систему. Под системой самовоспитания понимается постановка общей и частных целей, организация работы над собой, применение различных ее форм, методов и средств. Системность в работе над собой аксиоматична: общеизвестно, что бессистемно нельзя добиться высокого уровня научного познания, выработать в себе те или иные качества, необходимые для установления нормальных межличностных отношений в коллективе. При постановке конкретных задач самовоспитания нужно ориентироваться на исходный уровень развития личности и последовательно добиваться ожидаемого результата. Ошибками начинающих заниматься самовоспитанием являются: 1) постановка нереальных, невыполнимых задач, без учета своих возможностей; 2) попытка решить одновременно несколько задач; 3) игнорирование учета фактора времени, необходимого для закрепления и автоматизации вырабатываемых навыков. Для того чтобы помочь студентам в разработке программы профессионального самовоспитания, им предлагается как вариант следующая ее форма (табл. 3). Еще один вариант программы самовоспитания – профессиональное самовоспитание будущего педагога. Здесь могут быть выделены три блока качеств личности. I. Общие качества личности: 1) гражданственность, нравственность; 2) педагогическая нравственность, педагогические убеждения. II. Профессиональные качества: 1) теоретическая и методическая подготовка по специальности; 2) психолого-педагогическая подготовленность кс профессиональной деятельности; 3) уровень развития педагогических умений и способностей. III. Индивидуальные качества личности: 1) особенности проявления познавательных процессов, их педагогическая направленность; 2) эмоционально-нравственная отзывчивость; 3) культура темперамента; 4) волевые качества и др. Таблица Форма программы самовоспитания (вариант)
Естественно, что могут быть и другие варианты разработки программы самовоспитания. На третьем этапе осуществляется реализация выработанной программы самовоспитания. Он предусматривает формирование у студентов осознанного стремления к самовоспитанию, комплексное использование методов самовоспитания и организацию практических занятий по овладению ими. Педагог, управляющий процессом самовоспитания студентов, должен: - информировать студентов об особенностях профессионально-педагогической подготовки, о типичных трудностях, возникающих в процессе самостоятельной работы над учебным материалом, о психологических особенностях мыслительной деятельности, различных типах человеческого характера; - охарактеризовать систему самовоспитания как педагогическую категорию и рассказать о ее значении в работе личности над собой; - провести со студентами курс бесед-лекций об использовании методов самовоспитания и организовать практические занятия по овладению ими; - регулировать процесс комплексного применения этих методов; - создать естественную обстановку на занятиях, которая способствует положительному взаимодействию педагога с учебной группой. Регулирование процесса усвоения методов самовоспитания и овладения ими на практике может осуществляться педагогом непосредственно на учебных занятиях. Вначале педагог, как правило, сталкивается с пассивным отношением студентов к информации о целях и методах самовоспитания, поскольку они считают, что уметь управлять собой не обязательно. Осознание эффективности подобных занятий приходит позднее, когда студенты убеждаются в значимости самоуправления. Это происходит после достижения определенных положительных результатов. На третьем этапе используется вся система методов самовоспитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|