Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительная характеристика бухгалтерского




И налогового учета.

 

Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Объектами налогового учета являются имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного налогового периода или налоговой базы последующих периодов.

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта, согласно Федеральному закону от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», являются:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Факт хозяйственной жизни – это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

При сравнении налогового и бухгалтерского учета нельзя не отметить сходные и различные принципы их ведения. Различия этих категорий объясняются несоответствием целей бухгалтерского учета целям налогового учета.

Бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Отличие налогового учета от бухгалтерского состоит, прежде всего, в несовпадении группировки доходов и расходов организации, признаваемых для целей налогообложения, с их группировкой в целях бухгалтерского учета.

Доходы в целях бухгалтерского учета:

1) доходы от обычных видов деятельности: выручка от продажи продукции, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, с учетом специфики деятельности организации и формы оплаты;

2) прочие доходы:

а) поступления от продажи основных средств, от сдачи имущества в аренду;

б) проценты по ценным бумагам, по кредитам, вкладам;

в) штрафы, активы, полученные безвозмездно, возмещение убытков, прибыль прошлых лет, курсовые разницы;

г) поступления в результате последствий чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности.

Доходы в целях налогового учета:

1) доходы от реализации:

а) выручка от реализации товаров, как собственного производства, так и ранее приобретенных;

б) выручка от реализации имущественных прав;

2) внереализационные доходы:

а) доходы от долевого участия в других организациях;

б) от операций купли-продажи иностранной валюты;

в) штрафы, пени и иные санкции, полученные от контрагентов;

г) доходы от сдачи имущества в аренду;

д) доходы в виде процентов по займу, вкладу;

е) безвозмездно полученное имущество;

ж) положительная курсовая разница.

Расходы в целях бухгалтерского учета:

1) расходы по обычным видам деятельности: расходы предприятия, связанные выполнением им основной деятельности. Группируются по элементам: материальные затраты, затраты по оплате труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты;

2) прочие расходы:

а) расходы на аренду;

б) участие в уставных капиталах других организаций;

в) списание основных средств;

г) уплаченные проценты по кредитам;

д) штрафы, убытки, курсовые разницы;

е) долги, нереальные для взыскания и пр.;

ж) расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности.

Расходы в целях налогового учета:

1) расходы, связанные с производством и реализацией:

а) материальные затраты, затраты на оплату труда, в т.ч. платежи во внебюджетные фонды, амортизация основных средств, прочие расходы;

б) расходы на эксплуатацию и ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов, на НИОКР, на страхование;

в) прочие расходы, связанные с производством реализацией;

2) внереализационные расходы:

а) расходы на содержание переданного по аренде (лизингу) имущества;

б) проценты по обязательствам;

в) выпуск ценных бумаг;

г) отрицательная курсовая разница;

д) формирование резервов по сомнительным долгам;

е) оплата услуг банков;

ж) расходы по операциям с тарой;

з) штрафы;

и) прочие внереализационные расходы.

Помимо отмеченных отличий бухгалтерского и налогового учета существуют также особенности осуществления операций с амортизируемым имуществом, при реализации ценных бумаг, особенности ведения налогового учета доходов и расходов банков, страховых организаций, бюджетных организаций.

 

Учетная политика, как основной элемент методологии

Налогового учета.

 

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Однако НК РФ предусматривает некоторые обязательные условия, которые должны выполняться при построении налогоплательщиком системы налогового учета.

1. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения.

2. Учетная политика для целей налогообложения представляет собой организационно-распорядительный документ, который должен быть утвержден соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

3. Нормы и правила налогового учета должны отвечать принципу последовательности, то есть применяться последовательно от одного налогового периода к другому.

4. Изменение системы налогового учета, зафиксированной в качестве приложения к учетной политике, возможно в случае:

− изменения законодательства;

− изменения применяемых методов учета;

− осуществления новых или исключения прежних видов деятельности.

5. Решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться в случае:

− изменения законодательства – с даты вступления в силу изменений норм законодательства о налогах и сборах;

− изменения применяемых методов учета – с начала нового налогового периода;

− осуществления новых видов деятельности или исключения прежних – с даты осуществления новых или исключения прежних видов деятельности в соответствии с распорядительными документами.

6. В отличие от изменений принципов и порядка формирования системы налогового учета форма регистров может быть изменена в любой момент с обязательным соблюдением общей методологии группировки данных.

Учетная политика организации для целей налогообложения – сравнительно новое явление в экономической теории и практике предпринимательской деятельности в России.

Термин «учетная политика» впервые упоминается в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина России от 20 марта 1992г. № 10.

Обязанность налогоплательщика принять специальную учетную политику для целей налогообложения впервые была введена в гл. 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» (ст. 167).

Учетная политика для целей налогообложения – выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (статья 11 НК РФ). В Налоговом кодексе РФ установлена обязанность налогоплательщика принять учетную политику для целей налогообложения в отношении ряда налогов, для которых допускается несколько возможных вариантов исчисления налоговой базы.

От учетной политики для целей налогообложения говорится в гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», гл. 25 «Налог на прибыль организаций», гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых», гл. 26. 4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции». При этом отсутствуют указания на то, должна ли данная политика быть единой в рамках организации, или же необходимо принять отдельный документ по каждому налогу. Кроме того, если правилам формирования учетной политики в бухгалтерском учете посвящено отдельное ПБУ 1/08 «Учетная политика организации», то для целей налогообложения такие правила не установлены. Некоторые указания на этот счет (применительно к НДС) содержатся в п. 12 ст. 167 НК РФ: «Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации. Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации. Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации».

В гл. 25 НК РФ (ст. 313) применительно к налогу на прибыль сказано следующее: «Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм законов.

В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности».

Учетную политику для целей налогообложения целесообразно оформлять отдельным приказом руководителя (в самом тексте приказа или в виде приложения к нему), содержащим информацию об избранных методах в отношении всех уплачиваемых налогов. В приказе может быть указан конкретный срок действия утвержденных норм; в силу преемственности учетной политики они будут действовать до тех пор, пока не будет издан новый приказ, вносящий в них изменения.

Техническая сторона учетной политики для целей налогообложения связана:

− с разработкой рабочего плана счетов;

− выбором способа построения учетных регистров внутренней отчетности;

− формированием документооборота;

− выбором формы налогового учета;

− проведением инвентаризации имущества и обязательств.

Методическая сторона учетной политики для целей налогообложения связана с определением способов:

− оценки имущества и обязательств;

− определения выручки от реализации продукции (работ, услуг);

− списания производственных запасов;

− ведения аналитического учета расходов;

− начисления амортизации.

Методическая сторона учетной политики для целей налогообложения должна формироваться в разрезе отдельных видов налогов и сборов, в частности:

− по налогу на прибыль;

− по НДС;

− по налогу на имущество организации.

Учетная политика предполагает выбор оптимального для конкретной организации варианта ведения налогового учета из возможных вариантов, предлагаемых законодательными и нормативными актами, определяющими порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. При отсутствии готовых вариантов по какому-либо вопросу налогового учета организация сама может предложить его, опираясь на методологию Минфина России.

На выбор варианта учетной политики оказывают влияние многочисленные факторы и условия работы организации, такие как:

− вид деятельности;

− форма собственности (государственная, муниципальная, кооперативная, акционерная, частная и т.д.);

− юридический статус (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т.д.);

− уровень концентрации производства (мелкое, среднее);

− уровень специализации организации;

− обеспеченность финансовыми ресурсами;

− законы, нормативные акты;

− взаимоотношения с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами, банками;

− отраслевая принадлежность организации;

− структура управления в организации;

− порядок формирования цен;

− инвестиционная политика;

− уровень квалификации работников бухгалтерии и руководства организации.

Такой системный подход лежит в основе оптимальной учетной политики.

От нее зависит полнота учета хозяйственных операций и процессов в организации, показатели отчетности. Поэтому учетная политика организации всегда находится в центре внимания всех заинтересованных сторон – внешних (налоговых органов, кредиторов, поставщиков, акционеров и других партнеров по бизнесу) и внутренних (руководителей организации всех уровней) пользователей.

Учетная политика должна сохраняться в течение длительного времени. Изменить ее можно только в случае очень веских причин:

− изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету и отчетности;

− реорганизации организации;

− разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, позволяющих вести учет более качественно (достоверно, минимальными затратами и т.д.);

− существенного изменения условий деятельности (например, смена собственника, изменение видов деятельности и т.д.).

Изменения в учетной политике должны оформляться соответствующим приказом (распоряжением). Они должны вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом утверждения, соответствующим распорядительным документом.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации налогового учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики, исходя из положений по бухгалтерскому учету, осуществляется разработка организацией соответствующего способа.

Непосредственно процессу формирования учетной политики должен предшествовать анализ действующего законодательства. В результате проведенного анализа следует определить круг вопросов, которые организация предполагает рассмотреть в учетной политике.

Особое внимание при формировании учетной политики нужно обратить на оценку активов, в частности на оценку оборотных активов и связанные с ней существенные моменты:

1) признание дохода и (или) расхода;

2) оценка факта хозяйственной жизни;

3) образование резервов.

Если первый момент регламентирован нормативными актами, то второй можно регламентировать в учетной политике, а третий – почти целиком зависит от нее. Однако нужно иметь в виду, что объем резерва – это в сущности не что иное, как оценка рисков, которые имеет организация.

От выбранной оценки зависит и финансовое положение организации, и финансовый результат.

При разработке учетной политики большое значение имеет формирование величины финансового результата. Весь секрет учетной политики сводится к тому, как эти дебетовые обороты (иначе говоря, расходы) определить.

Здесь вступает в силу принцип соответствия доходов тем расходам, благодаря которым эти доходы были получены, а именно: выбор методики амортизации, оценки запасов, резервирования потерь, отражения курсовых разниц, начисления резервов, признания моментов возникновения расходов, порядок списания общехозяйственных расходов. Все перечисленное отражает сумму затрат, благодаря которым получена выручка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...