Аналитические регистры налогового учета.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. Установлены общие требования к содержанию аналитических регистров налогового учета (ст. 314 НК РФ). Аналитические регистры налогового учета – это сводные формы, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах и аналитических данных налогового учета для расчета налоговой базы. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для налогового учета. Формы аналитических регистров налогового учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ): − наименование регистра; − период (дату) составления; − измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении; − наименование хозяйственных операций; − подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров. Наряду с введением гл. 25 НК РФ МНС России были разработаны рекомендации «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации». Подразумевалось, что НУ будет вестись автономно (параллельно бухгалтерскому учету). Однако практика применения гл. 25 НК РФ показала, что налоговый учет можно вести на основании данных БУ, т.е. интегрированно с ведением БУ. В связи с этим ст. 313 НК РФ дополнена абз. 3, согласно которому если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Требования к составу реквизитов для регистров БУ и регистров НУ тождественны. На практике чаще применяется ведение НУ по налогу на прибыль на основании данных БУ. В этом случае налоговые регистры разрабатываются: − для расчета налоговой базы по налогу на прибыль; − для учета разниц, возникающих между оценкой активов, обязательств, доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете. Помимо регистров налогового учета, в части налога на прибыль предусмотрено также обязательное составление сводного документа, необходимого для исчисления налога. Этот документ – расчет налоговой базы. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с установленными нормами, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года. Следует обратить внимание, что расчет налоговой базы – это самостоятельный документ налогового учета. Он не является налоговой декларацией, однако является очень полезным документом для ее правильного заполнения. Фактически расчет налоговой базы – это документ, результирующий все показатели налогового учета.
Модели налогового учета.
Налогоплательщик не вправе отказаться от ведения налогового учета, так как в соответствии с НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Для определения налоговой базы по налогу на прибыль организации необходима учетная информация о всех видах доходов и расходов организации, а также о показателях, а не только выборочные данные, подлежащие корректировке в целях налогового учета.
Поскольку в отличие от бухгалтерского учета законодательно не предусмотрено обязательных форм документов налогового учета и порядка их ведения, модели ведения налогового учета могут быть различны. Во многом порядок налогового учета зависит от вида деятельности организации, объема документооборота, используемых программных продуктов, от внутренней структуры учетной службы организации, от наличия в ее составе подразделений, ответственных за организацию и ведение налогового учета. В настоящее время возможны следующие модели ведения налогового учета. Для крупных организаций, имеющих внутренние подразделения, ответственные за разработку аналитических регистров, систематизацию документооборота, его модернизацию, автоматизацию учетной работы, стоит проблема в разработке модели обособленного налогового учета. Преимущество данного варианта налогового учета заключается в использовании для формирования регистров налогового учета непосредственно первичной учетной информации, что обеспечивает полноту учетных операций и достоверность итоговой учетной информации. Это связано с наличием в системе бухгалтерского учета системы внутреннего контроля, в частности, благодаря соблюдению соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Вторая модель ведения налогового учета – система учета, построенная полностью на данных бухгалтерского учета, или система «смешанного налогового учета». При этом в необходимых случаях формы бухгалтерского учета предусматривают показатели, необходимые для расчета налоговой базы, то есть ведутся совместные регистры бухгалтерского и налогового учета. Данная модель может применяться в случае, если порядок учета объектов и хозяйственных операций в налоговом учете максимально приближен к правилам бухгалтерского учета, количество расхождений минимально.
Налоговый кодекс допускает, в случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета. Вместе с тем, согласно позиции налоговых органов, система налогового учета должна обеспечить порядок первичной регистрации фактов хозяйственной деятельности, систематизации указанных фактов (учет доходов и расходов) и формирование показателей налоговой декларации. Более рациональной представляется такая организация налогового учета, при которой учитываются результаты всех хозяйственных операций, но отдельные операции систематизируются не на основании первичных документов, а на основании налоговых аналитических регистров и сводных бухгалтерских справок, составленных по формам, принятым организацией и утвержденным приказом ее руководителя об учетной политике. При построении третьей модели налогового учета – модели организации налогового учета, минимизирующей трудозатраты − могут быть использованы регистры бухгалтерского и налогового учета. Если порядок учета хозяйственных операций для целей налогообложения не отличается от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета, могут применяться учетные формы бухгалтерского учета. В случае необходимости корректировок данных бухгалтерского учета могут использоваться бухгалтерские справки, на основании которых формируются аналитические регистры налогового учета. При различных правилах бухгалтерского и налогового учета наряду с формами бухгалтерского учета ведутся аналитические регистры налогового учета. Таким образом, аналитических налоговых регистров осуществляется на основании данных аналитического и синтетического бухгалтерского учета с помощью бухгалтерских справок, а не первичных документов, т.е. степень обобщения информации о фактах хозяйственной деятельности меняется. Аналитические регистры составляются уже по видам обобщенных однородных операций, формирующих показатели об элементах налоговой базы по налогу на прибыль. Эта модель способствует минимизации трудозатрат на обработку информации, дает возможность переноса данных аналитических регистров налогового учета непосредственно в налоговую отчетность, облегчает последующий контроль за формированием налоговой базы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|