Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика организационных структур управления




 

Структура управления отражает форму, т. е. строение, устройство субъекта управления, способ его внутренней организации, связи элементов субъекта между собой (порядок расположения, соподчиненность отдельных звеньев управленческого аппарата), позволяющие выполнять необходимые функции управления. Структура управления обеспечивает стабильность, устойчивость управляющей системы, благодаря чему она сохраняет свои свойства при из­менении внешних или внутренних условий. Структура управления предпри­ятием отражает объективно складывающиеся отношения управления в гра­ницах данной производственной системы. Управляющие системы имеют иерар­хическую структуру с распределением по вертикали функций, обязанностей, прав и ответственности.

Формой организации составляющих элементов предприятия как системы является его структура. Структура любого предприятия отражает упорядо­ченное расположение его элементов и форму их взаимосвязи, превращая дей­ствующую структуру в систему. Организационная структура необходима для управления различными об­ластями деятельности предприятия, а анализ преимуществ и недостатков различных подходов к построению системы управления позволяет сделать правильный выбор в пользу конкретной организационной структуры с уче­том состояния рынка и стратегии предприятия.

Структуры управления имеют организационную природу. Сущностные ха­рактеристики организационных структур управления предприятием раскры­ваются с помощью следующих основных понятий.

Структура управления определяется составляющими ее звеньями и иерархическими ступенями управления. Структура должна обеспечивать единство устойчивых связей между его составляющими и надежное функционирование системы в целом.

Звено управления — обособленное подразделение со строго определенны­ми функциями. В качестве звена управления может выступать отдельное подразделение, выполняющее часть функции управления, всю функцию управ­ления или совокупность функций управления. К понятию "звено" относят также и руководителей.

Ступень управления — это совокупность звеньев, находящихся на опре­деленном уровне иерархии управления.

Наряду с понятием структура управления используется понятие «департаментизация», которое означает процесс организационного обособления вы­полнения отдельных работ, то есть процесс деления предприятия на отдель­ные блоки (отделы, секторы, отделения), имеющие четко определенные кон­кретные задачи и обязанности.

Отношения между звеньями управления (департаментами) поддержива­ются благодаря связям (коммуникациям), которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как пра­вило, одноуровневыми. Это связи кооперации и координации равноправных звеньев управления, главное назначение которых — оказывать содействие наиболее эффективному взаимодействию подразделений предприятия в про­цессе решения возникающих между ними проблем.

Вертикальные связи — это связи руководства и подчинения, необходи­мость которых возникает при иерархичности управления. Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации.

Линейные связи — это связи подчинения по всем вопросам, с помощью которых руководитель реализует свои властные полномочия и осуществляет прямое руководство подчиненными.

Функциональные, связи — это связи подчиненности в пределах реализа­ции определенной функции управления. Имеют совещательный, рекоменда­тельный характер. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений в пределах отдельных функций управления.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...