Список возможных сокращений
Стр 1 из 3Следующая ⇒ КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ Методические указания для самостоятельной работы студентов Для специальности Сестринское дело
Сургут Клиническая фармакология: Методические указания для самостоятельной работы студентов.
Ó БУ «Сургутский медицинский колледж», 2015 г. Автор-составитель: к.б.н., Н.С. Ракшина. – Сургут: 2015 – с.
Рецензент: Шилова Инесса Владимировна, доктор фармацевтических наук, старший научный сотрудник, ФГБУ НИИ фармакологии СО РАМН.
Методические указания предназначены для организации различных форм самостоятельной работы студентов по дисциплине «Клиническая фармакология» (специальность: «Сестринское дело»). Пособие содержит рекомендации по изучению теоретического материала и задания в различных формах, способствующие освоению профессиональных компетенций, и развитию творческого мышления и самостоятельности. Также в Методических указаниях содержатся материалы для подготовки к зачету по дисциплине.
Рассмотрено на заседании Методического объединения общепрофессиональных дисциплин Протокол № ____________ от ____________ 2015г. Рекомендовано к печати Методическим советом БУ «Сургутский медицинский колледж» Протокол №_________от________________2015г. СОДЕРЖАНИЕ Стр. Введение………………………………………………….. Тема №1. Введение в предмет………………………… Тема №2. Общие вопросы клинической фармакологии…………………………… Тема №3. Клиническая фармакология химиотерапевтических лекарственных средств…………. Тема №4. Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на сердечно-сосудистую систему и водно-солевой обмен……………………………………………………
Тема №5. Клиническая фармакология лекарственных средств для лечения бронхообструктивного синдрома….. Тема №6. Клиническая фармакология лекарственных средств для лечения гастродуоденальной патологии…….. Тема №7. Клиническая фармакология лекарственных средств для лечения эндокринной патологии……………… Тема №8. Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на центральную нервную систему……. Тема №9. Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на кровь…………………………………… Зачетное занятие………………………………………….. Список литературы……………………………………….. Приложение…………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ Современный учебный процесс в учреждениях СПО подчиняется требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС). В ФГОС специальности 34.02.01 «Сестринское дело» клиническая фармакология как самостоятельная дисциплина отсутствует. Тем не менее, требования работодателей к организации учебного процесса были учтены, и согласно учебному плану данной специальности, разработанному утвержденному в Сургутском медицинском колледже, клиническая фармакология является необходимой составной частью профессиональных модулей: «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» и «Оказание доврачебной помощи при неотложных и экстремальных состояниях». Клиническая фармакология формулирует совокупность принципов, которые лежат в основе назначения и применения медикаментозного лечения. Применение лекарственных средств остается одним из важнейших методов терапии заболеваний. В тоже время, актуальными являются проблемы недостаточной эффективности и безопасности даже современных лекарственных средств. К уровню подготовки медицинской сестры/брата в настоящее время предъявляются высокие требования. В частности, в рамках ФГОС применительно к клинической фармакологии выпускник по специальности «Сестринское дело» должен освоить следующие общие и профессиональные компетенции:
ОК 1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2: Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы решения профессиональных задач. ОК 3: Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4: Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5: Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. ОК 9: Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ПК 2.1.: Представлять информацию в доступном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства. ПК 2.2.: Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.4.: Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. ПК 2.6.: Вести утвержденную медицинскую документацию. ПК 3.1.: Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах. ПК 5.3.: Организовывать и оказывать высокотехнологичную сестринскую помощь пациентам всех возрастных категорий. В соответствии с данными компетенциями составлен план курса, который может быть откорректирован при внесении соответствующих изменений в рабочую программу по обоснованному требованию экспертов – работодателей. Актуальность обеспечения самостоятельной работы подтверждается тем, что доля самостоятельной работы студентов в учебном плане значительно возросла (50% от количества аудиторных часов) Особую значимость приобретают те формы и методы организации самостоятельной работы, которые призваны стимулировать самообразование и творчество студентов в ходе изучения дисциплины. Студенты должны работать с различными источниками информации, самостоятельно выполнять действия по решению учебных проблем и выполнения домашних заданий. Основные формы самостоятельной работы, предусмотренные в курсе клинической фармакологии:
v работа над конспектом лекции; v доработка конспекта лекции с применением дополнительных источников информации (учебник, сетевые ресурсы); v подбор, изучение, конспектирование и анализ дополнительной литературы (с возможным выходом на научную работу, изготовление наглядных пособий, подготовку рефератов, курсовых работ, проектов и презентаций); v подготовка к практическому или семинарскому занятию с обязательным выполнением письменного домашнего задания и заполнением глоссария; v консультации с преподавателем по наиболее сложным вопросам; v аудиторное выполнение заданий для самостоятельной работы с применением учебной литературы; v подготовка к зачету (практика показывает, что систематическое активное посещение всех видов занятий и качественная подготовка к ним является залогом успешной сдачи зачета по дисциплинеJ). Все виды самостоятельной работы взаимосвязаны, поэтому в данных методических указаниях присутствуют все темы курса, включая те, по которым не предусмотрено отдельных практических занятий. Структура тем включает: 1. Тема курса и ее краткое изложение. 2. Ключевые термины. 3. Перечень лекарственных препаратов. 4. Основные теоретические вопросы темы. 5. Краткие указания по видам самостоятельной работы, которые задействованы при изучении данной темы. 6. Перечень заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студента. 7. Варианты заданий для аудиторной самостоятельной работы студента на практическом занятии. Не забудьте, что работа студента в группе повышает коммуникабельность и формирует умение к слаженным действиям в критической ситуации. Отдельно перечислены клинические задачи, входящие в программу зачета. К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по курсу практических занятий. В Приложении представлены: требования к оформлению мультимедиа-презентаций, пример задачи с эталоном ответа, требования к реферативным работам и правила поведения в учебной аудитории.
Список возможных сокращений
АД – артериальное давление АПФ – ангиотензин-превращающий фермент АТ – ангиотензин БКК – блокаторы кальциевых каналов ГЭБ – гематоэнцефалический барьер В/В – внутривенно В/М – внутримышечно ГКС – глюкокортикостероиды ДМ – доказательная медицина ДОКСА – дезоксикортикостерона ацетат ЖКТ – желудочно-кишечный тракт ИАПФ – ингибиторы ангиотензин-превращающего фермента ИБС – ишемическая болезнь сердца ЛС – лекарственное средство НЛР – нежелательные лекарственные реакции ОЦК – объем циркулирующей крови СГ – сердечные гликозиды НПВС – нестероидные противовоспалительные средства ХПН – хроническая почечная недостаточность ЦОГ – циклооксигеназа ЧД – частота дыхания ЧСС – частота сердечных сокращений ЭКГ – электрокардиография t – температура тела ТЕМА №1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ Клиническая фармакология – дисциплина, изучающая закономерности взаимодействия лекарственных средств с организмом человека для повышения эффективности и безопасности их применения при назначении фармакотерапии пациенту с конкретным заболеванием или синдромом. В настоящее время в условиях реформирования медицинской помощи населению и реализации Национального проекта «Здоровье», остро встает проблема рационального и экономически обоснованного применения лекарственных средств. Главная задача современной клинической фармакологии – обеспечить выбор наиболее эффективного и безопасного лекарственного средства при конкретном заболевании у конкретного пациента, а также обоснование доступного и информативного критерия эффективности и безопасности применения препарата.
Ключевые термины. Дженерик, дизайн клинического исследования, доказательная медицина, полипрагмазия, фармакотерапия, фармакоэкономика, фармакоэпидемология, фармакологический скрининг, формуляр лекарственный, формулярная система, этический комитет. Основные теоретические вопросы 1. Клиническая фармакология, задачи и решаемые проблемы. 2. Концепция рационального использования лекарственных средств, принципы. 3. Типичные причины нерационального применения лекарственных средств. 4. Роль медицинской сестры/брата в процессе медикаментозного лечения пациента. 5. Процесс апробации новых лекарственных средств. 6. Фармакоэпидемологические и фармакоэкономические исследования, их значение. 7. Принципы этической оценки клинических исследований. 8. Формулярная система лекарственного обеспечения. 9. Основы доказательной медицины, уровни доказательности данных. 10. Федеральный закон «О лекарственных средствах».
11. Принципы классификации лекарственных препаратов. 12. Принципы наименования лекарственных препаратов. 13. Фармакотерапия, виды и их значение. Самостоятельная работа студента. Данная тема подразумевает как обобщение знаний, полученных в ходе изучения дисциплины фармакология, так и изучение нового материала. Практическое занятие не предусмотрено. В качестве самостоятельной работы необходимо следующее: 1. Работа над конспектом лекции. Записи должны быть краткими, четкими, понятными самому студенту даже при использовании сокращений. Лектор делает акцент на ключевых терминах, которые должны быть записаны и расшифрованы в первую очередь. Первый просмотр сделанной вами записи необходимо сделать в этот же вечер, «по горячим следам» усвоения информации. 2. Доработка конспекта лекции с применением дополнительных источников информации (учебник, сетевые ресурсы). Проанализируйте запись лекции, заполните пропуски, расшифруйте и уточните сокращения, законспектируйте термины, указанные преподавателем. 3. Подбор, изучение, конспектирование и анализ дополнительной литературы. Выполните письменные задания, предложенные преподавателем для закрепления знаний по теме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|