Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В организации (предприятии)»




ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

(ПРЕДПРИЯТИИ)

 

Методические указания

по выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы получения высшего образования

специальности 1-74 01 01 Экономика и организация производства

в отраслях агропромышленного комплекса

 

 

Горки

БГСХА

 

 

УДК 658.5(072)

 

 

Рекомендовано методической комиссией

факультета экономики и права.

Протокол № 8 от 11 апреля 2014 г.

 

Автор:

кандидат экономических наук, доцент Т. Л. Хроменкова

 

Рецензент:

кандидат экономических наук, доцент В. Н. Редько

 

Планирование в организации (предприятии): методические указания по выполнению контрольной работы / Т. Л. Хроменкова. – Горки: БГСХА, 2014 – 38 с.

 

Приведены указания по изучению тем дисциплины «Планирование в организации (предприятии)» для выполнения контрольной работы, конспекты выделенных тем, контрольные вопросы, тестовые задания, рекомендуемая литература.

Для студентов заочной формы получения высшего образования специальности 1-74 01 01 Экономика и организация производства в отраслях агропромышленного комплекса.

 

 

© УО «Белорусская государственная

сельскохозяйственная академия», 2014

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время деятельность предприятий во многом зависит от меняющихся условий хозяйствования. От умения разработать стратегию и тактику производственно-хозяйственной деятельности, методологию и методику внутрихозяйственного планирования, позволяющую предприятию быстро реагировать на изменение внешней и внутренней среды, зависит успех его развития.

Планирование как важнейшая функция управления, должно быть, направлена на решение определённых задач. Если рассматривать внешнюю среду как некоторую комбинацию факторов, то планирование позволяет найти пути нейтрализации внешних угроз, внести изменение во внутреннюю среду и поддержать потенциал предприятия на уровне, необходимом для нормального функционирования и развития. В этих условиях меняются подходы и к планированию. В связи с вышеизложенным важно, чтобы в процессе обучения студент изучил теоретические аспекты планирования и приобрел практические навыки стратегического, текущего и оперативного планирования.

Основная цель изучения дисциплины – дать студентам знания о принципах, методологии и методах разработки плановых решений на предприятиях, сформировать навыки и умения разрабатывать различные планы развития организации в условиях, характеризующихся высокой динамичностью внешней и внутренней среды функционирования предприятий, выработать системное экономическое мышление в области планирования и решения хозяйственных задач, стоящих перед предприятием.

Основными задачами дисциплины являются:

- изучение теории, методологии планирования и практики разработки планов на предприятии;

- усвоение материала о всех составляющих системы планирования на предприятии;

- получение знаний об особенностях функционирования системы планирования на отечественных и зарубежных предприятиях;

- рассмотрение специфики планирования в субъектах хозяйствования разных форм собственности;

- рассмотрение объектов планирования, видов, форм и структуры планов, технико-экономических показателей и алгоритмов их расчетов;

- овладение современной технологией плановой работы на предприятии будущих экономистов, позволяющих разрабатывать и обосновывать наиболее оптимальные варианты социально-экономических планов развития хозяйствующих субъектов в современных условиях, бизнес-планов.

Данная дисциплина базируется на компетенциях, приобретенных ранее студентами при изучении дисциплин «Микроэкономика», «Технология производства продукции растениеводства», «Технология производства продукции животноводства», «Экономика организации (предприятий) агропромышленного комплекса», «Организация, нормирование и оплата труда.

Основным видом учебной деятельности студентов заочной формы обучения является самостоятельная работа над учебным материалом. В курсе «Планирование в организации (предприятии)» она складывается из следующих элементов: изучение дисциплины по учебникам и учебным пособиям, самостоятельное выполнение расчетов по текущему планированию.

Одной из форм текущего контроля освоения студентами-заочниками данного курса является выполнение контрольной работы.

Оказать помощь в подготовке к выполнению контрольной работы призваны данные методические указания.

Они содержат список рекомендуемой литературы, содержание учебного материала по трем темам курса, конспект лекций по данным темам, перечень контрольных вопросов к каждой теме, тестовые задания.

Формой проведения контрольной работы является компьютерное тестирование.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Б у х а л к о в, М. И. Планирование на предприятии: учебник / М. И. Бухалков. – 4-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 416 с.

2. И л ь и н, А. И. Планирование на предприятии / А. И. Ильин. – Минск: Новое знание, 2011. – 668 с.

3. И л ь и н, А. И. Планирование на предприятии. Краткий курс / А. И. Ильин. – Минск: Новое знание, 2010. – 237 с.

4. Максименко, Н. В. Внутрифирменное планирование: учеб. пособие / Н. В. Мак-сименко. – Минск: Вышэйш. шк., 2008. – 398 с.

5. А д а м о в, Н. А. Бюджетирование в коммерческой организации: краткое руководство / Н. А. Адамов, А. А. Тилов. – СПб.: Питер, 2007. – 144 с.

6. Стратегическое планирование / под ред. Э. А. Уткина. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Изд-во «ЭКМОС», 2012. – 440 с.

7. А к о ф ф, Р. Л. Планирование будущего корпорации / Р. Л. Акофф; пер. с англ. – М.: Прогресс, 1985. – 32 с.

8. Отраслевые рекомендации по разработке прогнозов развития организаций АПК на 5 лет / Е. М. Юсько [и др.]; РУП «Белорусский научный институт внедрения новых форм хозяйствования в АПК»; под ред. А. А. Андриевич. – Минск, 2005. – 80 с.

9. Е г о р о в, Ю. Н. Планирование на предприятии / Ю. Н. Егоров, С. А. Варакута. – М.: ИНФРА, 2007. – 256 с.

10. П о п о в, В. М. Бизнес-планирование: учебник / В. М. Попов, С. И. Ляпунов. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 216 с.

 

 

ПРОГРАММА

Т е м а 1. Предмет, метод и содержание курса

«Планирование в организации (предприятии)»

Планирование на предприятии как наука и её развитие. Роль планирования в рыночной экономике. Планирование как вид деятельности и искусство. Связь планирования с другими науками.

Предмет науки планирования. Объект науки планирования. Методология науки. Методы науки планирования. Технология планирования. Основное содержание и задачи дисциплины.

 

Т е м а 2. Система планирования в организации (предприятии)

Роль планирования в управлении предприятием. Сущность, цели и выгоды планирования. Концептуальная модель системы планирования.

Формирование системы показателей планирования на предприятии.

Виды и формы планирования. Особенности предприятия, внешней среды и специфика планирования на предприятии.

Принципы планирования: единства, непрерывности, гибкости, точности, участия.

Методы планирования: балансовый, нормативный, экономико-математического моделирования, вариантный.

Организация планирования на предприятии. Структура плановых органов предприятия.

Процесс планирования на предприятии.

Система планов на предприятии. Средства, обеспечивающие процесс планирования. Механизм совершенствования планирования.

Т е м а 3. Нормативная база планирования

Сущность и функции норм и нормативов. Классификация норм и нормативов: по времени действия планового периода, по характеру распространения, по степени агрегирования, по масштабам применения, по степени детализации.

Методы разработки норм и нормативов: суммарный, аналитический, комбинированный. Порядок разработки норм и нормативов.

Содержание, назначение и организация разработки норм и нормативов. Нормы и нормативы использования средств труда. Нормы и нормативы материальных затрат. Нормы и нормативы затрат живого труда. Нормы и нормативы оборотных активов.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Т е м а 1. Предмет, метод и содержание курса

«Планирование в организации (предприятии)»

 

Планирование в организации (предприятии)

Как наука и ее развитие

Долгое время в экономической литературе было принято считать, что план и рынок – взаимоисключающие понятия. Как показывает опыт некоторых постсоветских стран, в начале 90-х годов в интересах развития рыночной экономики система планирования в организациях была практически ликвидирована. Первоначально предполагалось, что за ликвидацией планирования автоматически последует экономический рост. Однако ряд проблем, с которыми столкнулись предприятия, что заставило пересмотреть данную точку зрения. Стремясь гарантировать свою деятельность, уменьшить негативное влияние внешних и внутренних рисков, многие предприниматели вынуждены вернуться к планированию своего бизнеса.

Теория планирования работы предприятия, его структурных подразделений является составной ча­стью экономической науки. Длительное время курс «Планирование в организации (предприятии)» был частью более общего курса «Организация производства на предприятиях АПК». В условиях командно-админи­стративной системы управления экономикой такой подход к изучению планирования на предприятии был правомерен. Основные параметры работы предпри­ятия задавались вышестоящими органами управления (народнохозяйственными, отраслевыми, территори­альными).

История и опыт развития современной отечественной и зарубежной экономик убедительно показывает, что пренебрежительное отношение к планированию, к общепризнанным ценностям теории и практики отечественного планирования, недоучет в планировании традиций, условий и особенностей страны, факторов политического, общегосударственного и социального значения ведут к принятию ошибочных, необоснованных плановых решений и являются предпосылкой усугубления или появления новых экономических проблем во всех уровнях и звеньях экономики.

В настоящее время происходят изменения в деятельности предприятий. Меняются механизмы взаимодействия предприятий с элементами внешней и общей среды, обеспеченность предприятий ресурсами, увеличиваются размеры предприятий, возрастает насыщенность рынка, растет конкуренция и др.

Это требует новых подходов к планированию, изменения его методологических основ.

Поэтому грамотная экономическая политика предполагает всемерное использование планирования как одного из важнейших инструментов управления бизнесом.

В теории и организации планирования отечественная экономическая мысль обогатила мировую науку трудами виднейших ученых в области планирования. Планирование деятельности предприятия иногда рассматривают как обработку информации по обоснованию предстоящих действий и определение наилучших способов достижения намеченных предприятием целей. Данное определение можно соотнести с подготовительным этапом планирования, на котором действительно обрабатывается исходная информация и определяются наилучшие способы достижения целей. В плане используется уже обработанная и проверенная информация, а содержание плана как процесса составляют выбранные способы достижения целей. В принятом к исполнению плане может иметь место, например, оперативная вариантность принятия решений в рамках запланированных способов достижения целей предприятия.

На уровне предприятия в целом планирование заключается в интеграции (обобщении) плановых показателей и разработке сводного плана функционирования и развития предприятия в плановом периоде.

Планирование как общее понятие – это процесс моделирования вариантов развития объекта (явления) на определенный период, оценки, сравнения, выбора и разработки промежуточных и конечных показателей реализации плана.

Как справедливо отметил профессор Токийского университета Сабуро Окито, автор плана удвоения национального дохода Японии, «любое крупное преобразование должно быть тщательно подготовлено, т. е. ему должна предшествовать разработка плана или программы преобразований». Это положение можно отнести к любому уровню управления народным хозяйством – к национальной экономике в целом, отрасли, предприятию, фирме, организации.

Экономическое планирование на предприятии – это способ моделирования развития предприятия, показателей среды его деятельности: производства и поставок продукции, потребления и использования ресурсов, рынка продукции и цен, затрат и результатов, денежных потоков и эффективности функционирования.

Результат планирования – оформленный и утвержденный руководством предприятия план.

План – это разработанный на определенный период процесс реализации мероприятия (вида деятельности, технологии, развития предприятия), включающий его цели, содержание и показатели.

Планирование в организации (предприятии) подчинено целевым установкам (ориентирам), которые наряду с конечной целью максимального извлечения прибыли включают и другие (увеличение объема и улучшение структуры продаж; повышение эффективности производства выпускаемой продукции; улучшение структуры капитала; экономия энергоресурсов и др.).

О важности функции планирования в фирмах в западной литературе по бизнесу приводится такое утверждение: «Планирование – не самое главное, планирование – это все».

Планирование внутрифирменной деятельности является на предприятии важной функцией управления производством. Применяемая в современном менеджменте классификация общих управленческих функций была впервые сформулирована его основателями Ф. Тейлором, А. Файолем, Г. Эмерсоном и дополнена многими зарубежными и отечественными учеными. Она представляет собой систему организационно-управленческих функций, каждая из которых непосредственно относится к плановой деятельности всех фирм и предприятий: обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов, координация работ, мотивирование деятельности, контроль за ходом работ, оценка результатов, корректировка цели, изменение планов и т. п.

Рыночное планирование как целенаправленная внутрихозяйственная деятельность позволяет рассматривать одновременно множество взаимосвязанных экономических, социальных, организационных, инвестиционных, управленческих и других проблем как единую целостную систему. Поэтому планирование на предприятии служит основой организации и управления производством, является нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений.

План является руководством к действию, к исполнению. Он используется для утверждения предпринимательской идеи, ее перспективности, для обоснования финансового оздоровления предприятия и реальности возврата полученных кредитов с целью пополнения оборотных средств. Причем план необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.

Руководители предприятия должны учитывать, что планирование – это экономический метод управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование базируется на данных прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе.

Курс «Планирование в организации (предприятии)» как важнейшая составляющая часть современной экономической науки изучает конкретные аспекты планирования экономики рыночного хозяйствования и тесно связан с такими дисциплинами, как «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Планирование и прогнозирование экономики», «Анализ хозяйственной деятельности», «Статистика», «Экономика предприятия», «Менеджмент», «Маркетинг» и др.

 

Предмет, объект и методы науки «Планирование

в организации (предприятии)»

Под предметом науки вообще понимается какая-то сторона или часть объективной действительности, которая изучается только данной наукой.

Предметом курса «Планирование в организации (предприятии)» яв­ляется система экономических отношений, складывающихся в процессе производства материальных благ по поводу эффек­тивного формирования и использования ресурсного потенциа­ла, хозяйствующих субъектов с целью достижения максималь­ных результатов. В курсе изучаются экономические законы, научные принципы, положения и методы решения многооб­разных проблем планирования на предприятии.

Объект курса – хозяйственная, социальная, экономическая деятельность субъектов рынка, главной целью которых являет­ся максимизация прибыли при минимальном риске с позиций ближней и долгосрочной перспектив.

В общем виде метод представляет собой способ познания реальной действительности, путь к установлению истины. Методом науки называется способ исследования явлений, процессов и объектов, изучаемых данной научной дисципли­ной. Он служит инструментом для решения задач, стоящих перед той или иной областью знаний. Всеобщим по своему характеру методом познания является диалектический метод. Характерной особенностью данного метода является то, что изучаемые процессы и явления исследуются в динамике, во взаимной связи и обусловленности, с учетом специфических для различных наук подходов и способов познания тех или иных объектов, того или иного предмета.

Методами учебной дисциплины «Планирование в организации (предприятии)» являются анализ и синтез, дедукция и индукция, взаимосвязь исторического и логического, системный подход и комплексный анализ.

В ходе изучения курса широко используются статистические и экономико-математические методы, в том числе с применени­ем вычислительной техники и компьютерных технологий: вы­борочный и индексный метод, дисперсионный анализ, методы теории вероятности, регрессия и корреляция, методы линейного и динамического программирования, многомерный статисти­ческий анализ, имитационные методы, эксперимент и т. д.

 

1.3. Задачи и содержание дисциплины «Планирование

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...