В организации (предприятии)»
Основные задачи дисциплины: • рассмотрение теоретических, организационно-методических основ планирования на предприятии, сущности, содержания, принципов и методов планирования, организационного обеспечения разработки плановых решений; • определение организационных форм внутрихозяйственного планирования и видов планов, исследование механизма их взаимодействия в условиях рыночных отношений; • экономическое обоснование важнейших планово-экономических показателей деятельности организации с учетом повышения качества и эффективности планирования, улучшения его научной организации, методологии и стиля; • формирование необходимых профессиональных знаний, умений и навыков будущих экономистов разрабатывать и обосновывать наиболее оптимальные варианты социально- экономических и бизнес-планов развития хозяйствующих субъектов в современных условиях; • разработка предложений по повышению эффективности внутрифирменного планирования, освоение новых научных знаний и передовых информационных технологий в области планирования деятельности хозяйствующих субъектов. Основным содержанием дисциплины является определение целей планирования на предприятии и способов их достижения на основе обоснования комплекса заданий и работ, применения эффективных методов использования ресурсного потенциала, необходимого для выполнения плановых решений. В курсе раскрывается сущность, значение, виды и системы внутрифирменного планирования, принципы и методы разработки планов, организационное обеспечение плановой работы, рассматриваются организационно-методические положения научного обоснования стратегического планирования, методика текущего и оперативно-производственного планирования основных показателей деятельности организации.
Важное место занимают проблемы совершенствования планирования на предприятии, направленные на повышение эффективности и конкурентоспособности производственной деятельности, достижение наилучших результатов при рациональном использовании всех видов ресурсов и наименьших затратах.
Контрольные вопросы 1. Понятие планирования, плана, прогноза. 2. Что является предметом планирования? 3. Какова роль планирования как функции управления? 4. Назовите методы науки «Планирование в организации (предприятии)». 5. Назовите основные задачи дисциплины. 6. Взаимосвязь дисциплины с другими науками. 7. Особенности планирования в рыночной экономике.
Т е м а 2. Система планирования в организации (предприятии)
2.1. Сущность, цели и выгоды планирования Количественные соотношения между элементами производства устанавливаются не сами по себе, а в результате сознательной деятельности людей. Планирование – это умение предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей. Планирование помогает ответить на 4 важнейших вопроса: 1. Что хочет представлять из себя предприятие? 2. Где предприятие находится в настоящее время? 3. Куда оно собирается двигаться? 4. Как, при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты цели организации? Планирование – это первый, наиболее значимый этап организации производства. На основе системы планов, созданных предприятием, в дальнейшем осуществляется организация запланированных работ, оценка результатов плановых показателей. Планирование является средством формирования целей предприятия и способов их достижения. Планирование – это не просто умение предусмотреть все необходимые действия. Это способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть, и уметь с ними справиться. Предприятие не может устранить риск в своей деятельности, но способно управлять им при помощи эффективного предвидения.
Планирование – это процесс разработки планов, программ, проектов на основе использования экономических законов и передового опыта. Таким образом, сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития и форм хозяйственной деятельности; выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов. Планирование деятельности предприятия сулит немало выгод: • заставляет руководителей фундаментально изучать современное состояние и перспективы предприятия; • позволяет осуществить более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей; • определяет показатели деятельности предприятия, необходимые для последующего контроля, • побуждает руководителей конкретнее определять свои цели и пути их достижения; • делает предприятие более подготовленным к внезапным изменениям внешней среды; • четко определяет обязанности и ответственность руководителей и специалистов предприятия. Главное достоинство планирования заключается в том, что правильно составленный план дает перспективу развития предприятия, отвечая на важнейший вопрос: стоит ли вкладывать деньги в этот вид продукции, принесет ли это дело доходы, которые окупят все затраты сил и средств. Основной целью разработки плана является планирование хозяйственной деятельности предприятия на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Следует различать план и прогноз. План предполагает постановку строго определенной цели. Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем.
2.2. Концептуальная модель системы планирования
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|