Диагностика школьников в области глобальных экологических проблем
Диагностика школьников в области глобальных экологических проблем В ходе проведённого теоретического исследования, нами были выявлены и описаны следующие глобальные экологические проблемы, их причины и последствия: - Глобальное потепление; - Сокращение численности и площади естественных сред обитания; - Кислотные дожди; - Деградация земель; - Сокращение озонового слоя, озоновые дыры; - Загрязнение воздуха и воды; - Повышение уровня Мирового океана; - Перенаселение; - Бытовое загрязнение окружающей среды; - Сокращение видового биоразнообразия; - Недостаток питьевой воды; - Загрязнение вод Мирового океана; - Пандемии; - Физические воздействия на природу; - Проблема бродячих животных. Многие люди не представляю, какие проблемы существуют в экологии, одни не подозревают о их существовании, другие не предают им значения. Вместе с тем сохранение тенденций развития и охраны окружающей среды, а также прекращение непродуманного вмешательства человека в природу зависят только от него самого: от его воли, от уровня его экологического воспитания и образования. Именно поэтому так важно просвещать школьников в области глобальных экологических проблем, закладывая в детском и юношеском возрасте модели экологического поведения, побуждая в детях мотивы что-то сделать ради природы, ради планеты, ради себя. Для диагностики осведомленности школьников была разработана небольшая необременительная анкета с вопросами, связанными с выявленными глобальными экологическими проблемами, а также с вопросами о том, как школьникам удобнее воспринимать учебно-познавательную информацию. В неё внесены тестовые вопросы с выбором ответа (Приложение 1).
В анкетировании участвовало 114 респондентов из числа обучающихся среднего звена МКОУ Октябрьской СШ №9. Первый вопрос анкеты позволил выявить наиболее предпочтительный способ восприятия информации школьниками. Большинство респондентов - 57%, отдали свои предпочтения комиксам; меньше 1/3 опрошенных - 28, 9%, выбрали документальные фильмы. Почти втрое меньше – 10, 5%, предпочли лекции и только 3, 5% - 4 человека выбрали книги (Приложение 2, Рис 1). Исходя из этого, мы считаем комиксы являются актуальным средством просвещения молодёжи. Второй вопрос анкеты, выяснял у школьников, что они понимают под термином «Глобальные экологические проблемы». Из 100% процентов опрошенных детей, только 35% понимают, что такое глобальные экологические проблемы, остальные 65% трактуют это понятие неправильно: 28% считают, что это все экологические проблемы мира, 27% - что проблемы, в результате которых происходят нарушения окружающей среды, около 10% понимают как экологические проблемы, которые встречаются человеку в повседневной жизни (Приложение 2, Рис 2). Третий вопрос был составлен таким образом, что позволил выявить, ряд глобальных экологических проблем, представление о которых у школьников недостаточно сформировано (Приложение 2, Рис 3). Все перечисленные в вопросе ответы являются глобальными экологическими проблемами, правильно ответили менее 25% респондентов. Вопросы 4-6 направлены на выяснение уровня знаний и понимания внутренних связей в окружающей среде, а именно связей между причинами и возникновением исследуемых проблем (Приложение 2, Рис 4, 5, 6). Ответы на эти вопросы продемонстрировали низкий уровень знаний школьников в области экологических проблем планеты. Завершающий анкету вопрос, о методах борьбы с экологическими проблемами, показал, что дети понимают необходимость проведения мировым сообществом мероприятий по наблюдению за состоянием окружающей среды или оказание гуманитарной помощи странам, находящимся в районах экологических бедствий. Но наблюдение не является решением проблемы (Приложение 2, Рис 7).
Исходя из этого, можно сделать вывод, о том, что у большинства школьников сформировано слабо или не сформировано понятие о глобальных экологических проблемах, их причинах и способах борьбы с ними.
Комикс о глобальных экологических проблемах – «Куки Эко-Кошка» Комикс состоит из страниц, отдельных историй с кратким понятным для читателя текстом. Каждый текст поясняет картинкой действия главного героя. Некоторые страницы идут между двумя временными параллелями. Комикс как художественное произведение имеет составные части произведения завязку сюжета, основную повествовательную часть и заключение. Для комикса о глобальных экологических проблемах был придуман персонаж, от лица которого и ведется повествование, в виде окон с её внутренними диалогами и диалогами других персонажей. В качестве главного героя встаёт Экологическая кошка Куки, которая объясняет, что надо делать в защиту экологии. Она имеет рыжий окрас и носит зелёный свитер с принтом двух листов, олицетворяющим природу Куки небольшого роста и выполнена в лёгкой рисовке, дабы глазам читателя было легко её воспринимать как нарисованного героя комикса. Характер старательно передан в поведении и действиях, показывая её заботу, бдительность и честные намерения помочь природе и окружающим. Так же у Куки есть мотивация для того чтобы вести экологический образ жизни. Мотивация героя прослеживается в эпизоде прошлого Куки. Главная цель в комиксе, дать пример экологического поведения и популяризировать модели экологического поведения в школьном сообществе. Завязка сюжета начинается со знакомства с персонажем, здесь можно увидеть как Куки рассказывает как ведет свой экологический образ жизни. Далее следует душещипательное прошлое персонажа, которое собственно и мотивирует Куки на такое поведение. В основной повествовательной части, на страницах комикса Куки вносит свой посильный вклад в решение глобальных экологических проблем, мотивируя читателя поступать правильно
Здесь появляется параллельное повествование и открывается вторая сюжетная линия, появляется новый персонаж, который играет важную в заключении роль. Здесь же одна из историй комикса «Куки и Озоновые дыры» это филлерный эпизод перед заключением сделана ради эксперимента в научной тематике с ведением точных определений и терминологии Заключительный эпизод повествует, что каждую проблему только один человек не может решить, но общими усилиями развитых можно решить все проблемы. Куки как персонаж понимает эту мысль приводя комикс логическому завершению и общему выводу. Конечно для разработки полноценной сюжетной линии, сохранения логики повествования, и создания завершенного произведения, необходимо было помимо глобальных экологических проблем и причин их возникновения провести теоретический анализ возможных путей решения описанных в рамках исследования проблем. Таблица 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|