Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ощущения. Классификации. Пороги. Адаптации.




Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Ощущение- это психический познавательный процесс.

Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, кот. Состоят из: рецепторов, проводящих нервных путей,центральных корковых отделов головного мозга, где происходит обработка нервных сигналов, поступающих от рецепторов.Действуя на воспринимающий орган(рецептор), различные раздражения вызывают в нем возбуждение. Это возбуждение от рецептора по центростремительным нервам передается в ЦНС, где происходит обработка информации, что вызывает ощущения.

Ощущения отражают основные внешние признаки предметов и явлений и состояние внутренних органов

Классификация.

1. Кожные ощущения –человек получает от кожных рецепторов. Относятся к контактному виду ощущений(ощущение прикосновения, холода, боли).

2. Вкусовые, обонятельные ощущения (вкусовые луковицы языка, обонятельные кленки носа)

3) Слуховые –раздражителями органа слуха являются звуковые волны, т.е. колебания частиц воздуха.Все звуки, кот. Воспринимает человеческое ухо, делят на музыкальные и шумы.

4) Зрительные: раздражителем является свет, т.е. электромагнитные волны с длинной от 390-800 милимикронов.

5) Осязание. Взаимодействие двигательных и кожных ощущений дает возможность более длительно изучить предмет. Этот процесс соцетания кожных и двигательных ощущений называется осязанием.

Пороги.

Основной вопрос психофизики ощущений-вопрос о порогах. Существуют пороги ощущения и пороги различия.Установлено, что не всякий раздражитель вызывает ощущения, он мб настолько слабым, что человек его даже не почувствует.

Чтобы вызвать ощущения, раздражителю нужна минимальная интенсивность, она называется нижним абсолютным порогом.

Верхний абсолютный порог-максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества. У 1 и того же человека пороги ощущения различны в разных условиях и в разное время.

Закон Вебера. Наряду с абсолютными существуют разностные пороги различия. Вебером установлено, что требуется определенное сообношение интенсивностей 2х раздражителей для того, чтобы они давали разное ощущение. Закон Вебера действителен лишь для раздражителей средней величины.

Адаптация.

Сенсорной адаптацией называется изменение чувствительности, происходящая в следствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. При действии на органы чувств очень сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых или при их отсутствии- увеличивается. Для такого изменения чувствительности необходимо определенное время.Пример: для того, чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 минут, только тогда человек приобретает способность хорошо ориентироваться в темноте. Слуховая адаптация идет быстрее (15 сек). При тепловой адаптации происходит привыкание к изменению температуры окружающей среды. Так же известны и явления адаптации к запахам.

Адаптация ощущений зависит от процессов, происходящих в самом рецепторе.

Восприятие. Свойства. Виды. Иллюзии.

Восприятие -отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не их отдельных свойств, как происходит про ощущении.Это не сумма ощущений от предмета, а новая ступень чувственного познания.
Преднамеренное восприятие: в его основе лежит сознательно поставленная цель.

Непреднамеренное восприятия-это такое восприятие, при кот. Предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи.

Организованное восприятие(наблюдение)-целенаправленное восприятие предметов или явлений окр. мира.

Неорганизованное восприятие-обычное непреднамеренное восприятие окр. действительности.

Физиологическая основа восприятия (нейродетекторы,ассоциативные отделы головного мозга,блок приема, переработки и хранение информации). Возникает как результат одновременно действующих комплексных раздражителей и функционирует как следствие согласованной деятельности нескольких анализаторов, кот. протекает при участии отделов коры головного мозга и центров речи.

Виды восприятия.

1. В зависимости от форм отражения (пространство, время, движение)

2. В зависимости от цели (преднамеренное и непреднамеренное)

3. В зависимости от степени организации (организованное т.е. наблюдение, неорганизованное)

Свойства восприятия.

1.Избирательность-способность человека воспринимать лишь те предметы, кот. ему интересны.Зависит от интересов, установок, потребностей личности.

2.Предметность-отражает возможность человека реагировать на воздействие конкретных предметов окр. действительности. Мозг четко различает предмет,фон и контур их восприятия.

3.Апперцепция-зависимость восприятия от прежнего опята человека. Воспринимая предметы, человек отражает свое отношение к ним.

4.Осмысленность-показывает,что воспринимаемые человеком предметы имеют для него жизненный смысл. Они мб вредными или полезными и т.д.

5. Константность-постоянство восприятия, кот. обусловлено знанием физических свойств предмета. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов. Объясняется опытом, преобретенным в процессе развития личности.

6.Целостность-выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные их качества в данный момент не воспринимаются.

Иллюзии -явления ошибочного(ложного) или искаженного восприятия называются иллюзией восприятия.

Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия(зрительного, слухового и др.).

Природа иллюзий, субъективные причины(установка, направленность, эмоциональные отношения и т.д.) и физические факторы,явления(освященность, положение в пространстве и т.д.)

Зрительные иллюзии- неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов

Пример видов зрит. иллюзий:

1)переоценка вертикальных линий. Из 2х линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как большая по сравнению с говизонтальной.

2)неправильное восприятие величины предмета. Пример: высокий человек рядом с низким кажется ещё выше, чем он есть на самом деле.

 

Мышление. Виды мышления.

Мышление - рациональная способность структурировать и синтезировать данные путем обобщения, даёт имя вещам (рациональная функция). Является высшим познавательным психическим процессом. Его суть заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Виды мышления.

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков.

Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.

Вторым признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть его заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Например, для того, чтобы узнать, какая сегодня погода, можно выйти на улицу. Но чаще всего мы просто смотрим на термометр или слушаем сводку погоды.

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.

Понятийное мышление -это мышление, в кот. Используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью спец. Методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными др. людьми и выраженными в форме понятий, умозаключений.

Образное мышление -вид мыслительного процесса, в кот. Используются образы, кот. Извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мыслительно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества.

Следует отметить, что понятийное и образное мышление,являясь разновидностями теоритического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии.Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности.

Наглядно-образное мышление- вид мыслительного процесса,кот. Осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наглядно-действенное мышление - особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобра-зовательной деятельности, осуществляеммой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...