Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Площадка «Инновационные технологии в подготовке вожатых»




Апреля 2017 г.

 

Г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 4 (главный корпус)

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Организаторы «форума» – Министерство образования и науки РФ, Правительство Ульяновской области, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова».

 

Апреля

Площадка «Квалификационные требования, стандарт вожатого»

Модератор «панельной дискуссии»:

Юрий НиколаевичНОСЫРЕВ – директор ОГБУ «Ульяновский центр организации отдыха и оздоровления», г. Ульяновск

 

Участники панельной дискуссии - проректоры ВУЗов, руководители летней педагогической практики в ВУЗах, представители учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков, всероссийских детских центров, общественных и общественно-государственных детских и молодежных организаций.

 

Основная задача панельной дискуссии: обсуждение проекта профессионального стандарта вожатого, работающего в учреждениях детского отдыха и оздоровления; определение квалификационных требований и компетенций вожатого.

 

Эксперты панельной дискуссии:

Галина Владимировна ЗАЯРСКАЯ – канд. пед. наук, менеджер отдела аналитики и статистики Московского агентства организации отдыха и туризма «Мосгортур», г. Москва

Елена Геннадьевна РОДИОНОВА – директор АНО «Агентство социальных технологий и коммуникаций (АСТИК)», г. Москва

Татьяна Николаевна ВЛАДИМИРОВА д-р пед. наук, проректор МПГУ, г. Москва

Наталья Юрьевна ЛЕСКОНОГ канд. пед. наук, доцент кафедры социально-политических исследований и технологий МПГУ, г. Москва

Участники панельной дискуссии обсудили понятия «профессиональный стандарт», «вожатый ДОЛ», «вожатый РДШ», «базовая программа подготовки», «профессиональное обучение» и «профессиональная подготовка».

В результате обсуждения проблемным фактором является отсутствие единых требований к подготовке педагогических кадров для организаций летнего отдыха и оздоровления детей, системы их аттестации, определения их правового статуса, отсутствие единых программ профессиональной подготовки педагогических кадров для организаций отдыха и оздоровления детей.Таким образом, были озвучены актуальные темы для обсуждения:

- тема профстандартов, которую необходимо обсуждать в профессиональном сообществе (оно не должно быть отделено от нормативно-правовой деятельности);

- тема отсутствия базовой программы подготовки вожатых;

- тема о создании электронного учебника, который должен стать основным пособием для подготовки вожатых;

- тема сертификации вожатых, нужны какие-то центры компетенций, где должна проводиться диагностика теоретических знаний и практических умений.

В связи с вышеизложенным, участники «панельной дискуссии» приняли решение:

- проработать вопрос внесения изменений в профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» с учетом специфики организации отдыха детей и их оздоровления;

- определить компетенции, которыми должен владеть вожатый для работы в ДОЛ;

- продолжить работу по разработке и внедрению единых программ профессиональной подготовки педагогических кадров и их аттестации для организаций отдыха детей и их оздоровления;

- рассмотреть возможности включения в программу подготовки вожатых базового и регионального компонентов.

Эксперты предложили рассмотреть на круглом столе по данной тематике презентацию проекта профстандарта вожатого МПГУ.

 

СТЕНОГРАММА

Панельная дискуссия

Обсуждение проекта профессионального стандарта вожатого, работающего в учреждениях детского отдыха и оздоровления; определение квалификационных требований и компетенций вожатого.

Модератор:

Носырев Юрий Николаевич – директор ОГБУ «Ульяновский центр организации отдыха и оздоровления», г. Ульяновск

Эксперты:

Заярская Галина Владимировна - менеджер отдела аналитики и статистики Московского агентства организации отдыха и туризма «Мосгортур», канд. пед. наук, г. Москва

Владимирова Татьяна Николаевна – проректор МПГУ, д-р пед. наук, г. Москва

Лесконог Наталья Юрьевна – доцент кафедры социально-политических исследований и технологий МПГУ, канд. пед. наук, г. Москва

Участники:

Белухина Наталья Николаевна – доцент кафедры педагогики и социальной работы УлГПУ им. И.Н. Ульянова, канд. пед. наук, г. Ульяновск

Кондикова Татьяна Владимировна – директор ДОЦ «Юность» г. Димитровград, Ульяновской обл.

Сосунова Нина Юрьевна – доцент кафедры теории и истории педагогики института педагогики РГПУ им. Герцена, г. Санкт-Петербург

Рабаданова Разият Сулайбановна – доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)», г. Москва

Бачурина Мария Борисовна – ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону

Набатова Лидия Борисовна - доцент кафедры педагогики и социальной работы УлГПУ им. И.Н. Ульянова, канд. пед. наук, г. Ульяновск

Вершинина Валерия Владиславовна – доцент кафедры психологии УлГПУ им. И.Н. Ульянова, канд. пед. наук, г. Ульяновск

Долгин Вячеслав Викторович – помощник ректора ФГБОУ ВО «Кубанский технологический университет»,

Соломенко Людмила Дмитриевна - доцент кафедры психологии УлГПУ им. И.Н. Ульянова, канд. пед. наук, декан факультета педагогики и психологии, г. Ульяновск

Светлый Алексей Викторович – методист УРО МООО «РСО», г. Ульяновск

Косаев Николай Викторович - ОГБУ ДО ДООЦ «Светлячок», г. Ульяновск

Дашкин Николай Александрович – спортивный лагерь «Ласточка», г Ульяновск

Филькина Елена Сергеевна – директор Международного лагеря «Смарт Кэмп», г. Ульяновск

Скворцов Евгений Андреевич – специалист отдела контрольно-аналитической работы ВДЦ «Океан», г. Владивосток

Николаева Валентина Викторовна – зам.директора лагеря «Сокол», г Ульяновск

Бусоргина Наталья Сергеевна – директор ДОЛ «Санаторий «Итиль»», г. Ульяновск

Козлова Светлана Валентиновна – доцент кафедры дошкольного и начального общего образования УлГПУ им. И.Н. Ульянова, канд. пед. наук, г. Ульяновск

Нуртдинова Анна Алексеевна – начальник отдела учебных и производственных практик ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЧГПУ), г. Челябинск

Шумейко Александр Александрович – доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «АмГЛТУ», г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край

 

Постановка вопросов:

Долгин Вячеслав Викторович: мы озабочены проблемой подготовки вожатых, потому как есть запрос государства на подготовку и проведение профильных смен, отдых и оздоровление детей нужно рассматривать с точки зрения дополнительного образования, продолжая работу в этом году, будем рады видеть вас на конференции, которая пройдёт с 27 по 29 сентября на базе Всероссийского лагеря «Смена», мы являемся в этом году экспериментальной площадкой органов студенческого самоуправления

 

Филькина Елена Сергеевна: тема для нас актуальна, потому что у нас есть специфические вожатые – вожатые-иностранцы, на которых никогда не прописываются никакие Российские стандарты, хотя сейчас тематические смены по английскому языку очень популярны и хотелось бы, чтобы мы обсудили этот вопрос, каким образом мы относимся к квалификации не только русских, но и иностранных граждан, которые приезжают работать в нашу страну.

 

Носырев Юрий Николаевич: У нас с вами предстоит несколько встреч на тему «Квалификационные требования и компетенции вожатого», мне бы хотелось сейчас (на первой нашей встрече) обозначить проблемные вопросы в этой теме.

 

Квалификационные характеристики вожатого утверждены Минздравсоцразвития РФ, в них прописаны требования к вожатому (они тоже могут быть спорными)

18 лет без опыта работы – вот наш вожатый

Такой темы как проф. подготовка не существует, есть профессиональное обучение

Нет базовой программы

После квалификационных характеристик должен быть хороший подробный профстандарт

Профстандарт хотят вложить в профстандарт «Специалист в области воспитания», утверждённый 10 января 2017 года приказом Министерства труда и социальной защиты РФ

Долгин Вячеслав Викторович: могу пояснить: 21 марта на заседании Совета Федерации в ходе обсуждения на круглом столе было принято решение, что этот вопрос будет решён по итогам работы в течение года.

Носырев Юрий Николаевич:

Моя точка зрения: вожатый – это не педагогическая должность, если мы отнесём вожатых к педагогической деятельности, требования возрастут – и мы вожатых потеряем. Профстандарт вожатого должен быть самостоятельным документом и наша задача сегодня сформулировать проблемы и пути решения их для Министерства образования.

Тему профстандартов необходимо обсуждать в профессиональном сообществе (оно не должно быть отделено от нормативно-правовой деятельности).

Следующая проблема – это программа (базовая программа).

Тема в программе обозначена, но содержание этой темы, поэтому необходим учебник, который должен быть пособием для подготовки вожатых, д.б. электронный учебник.

Проблема сертификации вожатых, нужны какие-то центры компетенций, где проводится диагностика

Площадка Всероссийская школа вожатых – уникальный проект

Для решения этих вопросов мы должны объединиться (хорошо, что МПГУ предлагает свою площадку)

Белухина Наталья Николаевна: Вы хотите создать национальную образовательную платформу для вожатого.

Давайте определимся в терминах: есть вожатый в школе и вожатый ДОЛ (детского оздоровительного лагеря), вожатый ДОЛ – это принципиально другая профессия; требования к этой профессии будут совершенно другие, поэтому я предлагаю, прежде всего, договориться о терминологии.

Владимирова Татьяна Николаевна:

(раздам Профстандарт, который подготовил «РСО» по заказу Министерства образования и науки РФ)

Тот документ, который нам раздал Юрий Николаевич, - это документ, который готовил «РСО» (Дмитрий Покровский, мы работали вместе и вносили свои предложения). В Министерстве образования речь шла о том, что ни в коем случае не надо «зацикливаться» только на педагогических вузах, обязательно нужно говорить о том, что есть, например, «Российские студенческие отряды», есть «Мосгортур», есть «Российское движение школьников», кто так или иначе обращается к теме вожатых и никто не поднимал ни разу вопрос о том, что будет 10 опорных вузов по подготовке вожатых. В рамках нашего эксперимента действительно есть 10 вузов, которые будут апробировать нашу программу, а потом мы должны провести комплексную аналитику (имеет право эта программа на существование или нет). Мы это делали только в рамках педагогического образования, РСО разрабатывают такую же программу для непедагогических вузов, у РСО более масштабная задача. В нашей программе психолого-педагогическое сопровождение – это основной модуль (на него выделяется больше всего часов, больше всего тем, и мы понимаем, что в каждом педагогическом вузе есть педагогические кадры, которые дадут этот модуль. У РСО задача ещё более сложная – составить такую программу, где этот психолого-педагогический модуль будет ещё более мощный, чем в педагогических вузах. Как выйдет из этого Дмитрий Покровский, я не знаю, но в любом случае, ребята работают, взаимодействуя со всеми игроками на этой площадке, более того на Московском салоне образования была презентация нашей программы и программы РСО и там была бурная дискуссия. Сейчас этот опыт по составлению программ должен масштабироваться и тиражироваться не в плане включения в наши в вами планы и системы подготовки, сейчас нужен этот экспертный взгляд людей, которые долгое время работают по организации ДОЛ. Нам нужна сейчас экспертная оценка и пусть она будет самая разная: от разумной критики

В двух словах о нашей программе. Программу разрабатывал факультет педагогики и психологии совместно с кафедрой безопасности и жизнедеятельности, кафедрой журналистики и медиакоммуникаций и дирекцией креативных программ (коллектив более 40 человек). Программа разделена на 7 модулей: 1 модуль – Психолого-педагогический, который состоит из лекционных и практических занятий (работают психологи, работают практики); 2 модуль – Основы безопасности и жизнедеятельности и оказание первой медицинской помощи; 3 модуль – История вожатского дела; 4 модуль – Профессиональная этика вожатых; 5 – Нормативно-правовая база; 6 – Организация массовых мероприятий, логика смен, ООП; 7 – информационно-медийное сопровождение, поскольку сегодня медийное образования может стать тем основанием, которое может сделать смену, которое позволит говорить с ребятами на разные темы. Медиаобразование – это метапредметная область в науке, которая нам даёт большой инструментарий. Сейчас эта программа проходит апробацию и одновременно корректируется.

Про профессиональный стандарт, естественно, нужно говорить «всем миром», он должен быть отличным от стандарта «Специалист в области воспитания», я это поддерживаю, мы тем самым дадим поле деятельности для Российских студенческих отрядов, для людей, которые не имеют педагогического образования, хотя, если посмотреть на среднее количество лагерей по стране (55 000), РСО готовят одного человека на лагерь. При этом надо учесть, что из них 40 000 находится на территории города, поэтому мы ориентируется на 15 000. Раньше (за последние 20 лет) вопрос кадровой подготовки остро не стоял, поскольку область деятельности не лицензировалась, не аккредитовывалась, и сейчас в министерстве образования идёт разговор о том, что подготовкой вожатых будут заниматься только те организации, которые пройдут через систему лицензирования. Пока документов нет. Сейчас мы вместе с министерством мониторим, кто готовит вожатых в России. (Из 85 регионов 39 субъектов представили). Страшно от того, какие цифры мы видим: вожатых для палаточных лагерей фактически не готовят (есть, конечно, у нас эти центры по туризму, но это альтруисты и они все наперечёт); у нас возрастает количество детей, которые по возрасту должны отдыхать в лагере, при этом сокращается количество программ подготовки вожатых. Может быть, что министерство после того, как оно получило свои полномочия по организации подготовки людей для организации детского оздоровительного отдыха, разрешит эти противоречия, все предпосылки к этому есть. Составлена дорожная карта по организации кадровой подготовки вожатых в разрезе субъектов РФ (Ольга Юрьевна Васильева 31 марта в Санкт-Петербурге общалась с региональными министрами образования и сейчас эта дорожная карта отправлена в регионы). Согласно этой дорожной карте, МПГУ готовит примерный стандарт, в который входит базовый компонент и региональный компонент (естественно, региональный компонент должен учитывать специфику региона, лагеря). Когда этот документ пройдёт экспертную оценку (например, блок ОБЖ смотрит МЧС, нам помогают 4 Всероссийских детских центра: «Орлёнок», «Артек», «Смена» и «Океан», которые имеют колоссальный опыт, имеют методические рекомендации, и всё то, что мы делали на подготовительном этапе, мы с ними согласовывали (есть протоколы голосования).

В Дорожной карте есть такой пункт, когда субъекты РФ разрабатывают курсы повышения квалификации педагогических кадров, дабы вы опят-таки применили свой опыт и свои кадры готовили.

Носырев Юрий Николаевич:

Татьяна Николаевна, у нас в Законе об образовании есть такая строчка: «лагерь обязан быть обеспечен кадрами в соответствии с требованиями, квалификационными характеристиками, в которых есть профессиональное обучение в области психологии и педагогики. Профессиональное обучение – это лицензируемая работа, т.е. для того, чтобы готовить вожатых, необходимо взять лицензию на профессиональное обучение. Должен быть документ установленного образца о профессиональном обучении (не сертификат). Повышения квалификации вожатых не может быть, должно быть профессиональное обучение. И все должны прийти в лагерь 1 июня 2017 года (не когда мы разработаем программу) с документом установленного образца по профессиональному обучению (если нет, директор школы получает выговор). Я пошёл по другому пути: я сказал: кто хочет, тот пусть готовит – ни у кого нет сейчас лицензии на профессиональное обучение (и у педагогического вуза нет лицензии на профессиональное обучение)

Белухина Наталья Николаевна:

Если к нам сейчас вошёл ИПК ПРО, у которого есть лицензия на профессиональное обучение

Носырев Юрий Николаевич:

У них нет на профессиональное обучение, а вот у техникума есть…

Соломенко Людмила Дмитриевна:

В требованиях к квалификации профессиональная подготовка, а если профессиональная подготовка – то это дополнительное образование…

Носырев Юрий Николаевич:

Такого в Законе нет теперь, в приказе Минобразования в должность вожатого входит профессиональное обучение, и отдел лицензирования говорит, дайте мне примерную программу. Я не знаю, как другие регионы выходят из данной ситуации.

Очень бы хотелось, Татьяна Николаевна,

«Мосгортур», несмотря на то, что теперь вожатые

Вершинина Валерия Владиславовна:

В новом Законе об образовании 2 статья – это и есть основные понятия, и, в терминологии есть некоторые разночтения, некоторая путаница: есть профессиональная подготовка, есть профессиональное обучение, есть профессиональное образования. Поэтому у нас должна быть чёткая позиция по отношению к профессиональной подготовке, к профессиональному обучению и профессиональному образованию. Это определяет и содержание программы, и авторов, и тех, кто будет лицензировать…

Заярская Галина Владимировна:

Коллеги, я тоже хочу вернуться к определению понятий. Многие из нас присутствовали на круглом столе в Совете Федерации, и слышали выступление Михеева и Джеуса. Я поддерживаю Наталью Николаевну в том, что нас нужно развести понятия «вожатый детского лагеря» (детского отдыха), «вожатый РДШ». Джеус Алексей Васильевич предложил свой термин и определение вожатого. Учитывая то, что вожатый относится к младшему педагогическому персоналу, он настаивает на том, чтобы назвать человека, который работает в загородном лагере воспитателем, и тогда снимется ряд вопросов. Три ключевых вопроса: кого мы обучаем, кто обучает, и как мы обучаем. Если обраться к опыту «Мосгортура», то у нас программа 262 часа (я завтра небольшую презентацию хотела бы представить), опыт богатый, интересен тем, что мы сами разработали проект профстандарта в 2012 году, я предлагаю его в обсуждение, давайте возьмём его в основу, это профстандарт, который касается вожатого, старшего вожатого загородного лагеря, и, учитывая нашу специфику, руководителя профильной смены. Мы выбираем площадку для проведения лагерной смены, сами набираем вожатых, сами их обучаем, сами разрабатываем программу и выезжаем в лагерь. У нас свой руководитель смены, свой старший вожатый, свои вожатые (прослеживается взаимосвязь всех трёх ипостасей). Это наш внутренний опыт, он, конечно, специфический, но что мы для себя понимаем, что при разработке базового модуля очень важно всё-таки оставить половину, наверное, в этой программе под региональный компонент, тогда здесь такие организации, как «Мосгортур», такие крупные центры, как «Ребячья республика», как ваш центр будут иметь право вносить свои коррективы в зависимости от условий нашей работы. Что еще важно, что лицензия, которую мы получили буквально на днях, касается профессионального обучения, мы разбирали недавно какой документ мы должны выдавать по итогам обучения. Программа должна быть до 250 часов скорректирована, чтобы пройти процедуру лизензирования. Здесь ещё важно, какой документ установленного образца единый нам всем нужно выдавать и какая будет градация: свыше 250 – свидетельство, если меньше – это сертификат (просто прослушали курс, допустим, тех компетенций, которых нам не достаёт…). На уровне профессионального сообщества важно определиться возможно в каждом регионе какие-то стационарные центры (ресурсные), которые будут брать на себя деятельность по подготовке вожатых для загородных лагерей, которые не имеют педагогического образования. Вот то, с чем мы работаем. У нас есть студенты из университета Губкина, и из МАИ приходят студенты, которые совершенно не имеют никакого отношения к педагогическому образованию.

Соломенко Людмила Дмитриевна:

Основное определяющее здесь является педагогическое образование, они в основном должны что-то послушать по педагогике…

Заярская Галина Владимировна:

Послушать про педагогику они могут, но если мы впишем в стандарт, что они должны иметь педагогическое образование, то 70% студентов «отвалятся» и мы потеряем кадры.

Владимирова Татьяна Николаевна:

То, что мы предлагаем, мы предлагаем поставить этот курс в учебные планы подготовки 44.00.00 (?) педагогическое образование.

Соломенко Людмила Дмитриевна:

Должно быть разнообразие программ.

Заярская Галина Владимировна:

У меня идея в ходе нашего обсуждения: В профстандарт, который уже принят (Специалист в области воспитания) включить должность вожатого для образовательных учреждений (как представитель РДШ), и тогда он обязан будет иметь педагогическое образование, а вожатый детского оздоровительного лагеря…

Носырев Юрий Николаевич:

В Законе субъекты сами определяю уполномоченный орган (Минобразования, Министерство по молодёжной политике, Министерство соцразвития…).

Сейчас нужно говорить о компетенциях, которыми должен владеть вожатый. Если лагерь «Юность» получит лицензию на профессиональное обучение, технический вуз получит лицензию (никто не запретит), только дайте программу, если там будет 50 часов педагогики и психологии, они наймут преподавателя с педвуза и прочитают этот курс, но требования должны быть к квалификации преподавателей, к компетенциям… Конечно, педвуз будет играть основную роль. Но даже программа вторична, мы должны говорить, кого учить… Компетенции, раньше были ЗУНЫ…

Владимирова Татьяна Николаевна:

А в профессиональном стандарте трудовые функции

Лесконог Наталья Юрьевна:

Мы, кстати, по такому принципу и пошли. Мы попытались квалификационные требования привести к этим модулям: у нас 7 модулей – это как минимум 7 трудовых функций, которые вожатый в лагере может выполнять. Например, трудовая функция «психолого-педагогическое сопровождение детского коллектива»; какие трудовые действия должен совершать вожатый, выполняя эту функцию: организация совместной деятельности вожатых и детей; достижение результатов гражданского, нравственного… воспитания. То есть мы прописали под эти понятия конкретные тематики, которые у нас в программе заложены и мы рекомендуем их преподавать в рамках Всероссийской школы вожатых. Здесь есть логика и она понятна. Мы предлагаем включить эту программу в учебные планы педвузов в качестве обязательной программы. РСО и др. организации будут ориентированы на вожатых непедагогической сферы, но это не значит, что они не могут прийти к нам, т.е. на сегодня есть вполне понятное разделение сфер влияния: МПГУ ориентируется на программу подготовки в педагогической среде, а такие структуры, как РСО, «Мосгортур» и др. ориентируется на всех остальных, кто хочет видеть себя в качестве вожатого. Логика выстраивается, но нужно время, чтобы отработать продуманный сейчас проект, понять, где он имеет успехи, трудности…

Носырев Юрий Николаевич:

Я всё-таки не понимаю, почему мы разделяем. Начальнику лагеря абсолютно всё разно, кто готовит вожатого. Сейчас должен сложиться «образ вожатого», все мы должны понимать, что это за образ (и РСО, и «Мосгортур», и педагогический вуз)... Да, педвузу легче готовить…

Лесконог Наталья Юрьевна:

Я не вижу в этом тоже никакого противоречия, потому что, те требования, которые сегодня МПГУ вместе с РСО разрабатывают и представляют на согласование в минобр. как пилотный проект и по стране он начинает реализовываться складываются в один портрет вожатого. Здесь, скорее всего, речь идёт о целевой аудитории (кто хочет быть вожатым). Если студент учится в педвузе - у него это обязательная подготовка, но он может и не учиться в педвузе (быть железнодорожником, строителем), но он тоже хочет быть вожатым, он в педвуз не попадёт, он не сможет у нас проучиться (если только мы какие-нибудь курсы ещё не откроем, но зачем их открывать, если мы понимаем, что есть РСО как общественная организация…)

Носырев Юрий Николаевич:

Эта программа, которую вы разработали, в свободном доступе? Меня интересуют трудовые функции. Мне бы хотелось обсудить…

Соломенко Людмила Дмитриевна:

Давайте мы будем подводить итоги. Вожатый должен быть подготовлен. Где должен быть подготовлен вожатый? И каким трудовым действиям.

Носырев Юрий Николаевич:

Еще одна есть тема очень важная для педвуза: подготовка вожатого и подготовка к педпрактике, на мой взгляд, это очень разные вещи…

 

Считаю, что резолюцией сегодняшнего обсуждения

Вы разработали программу, я очень даже за то, чтобы её включить в учебный план педагогического вузовского образования. Другой вопрос, у вас есть разделение: базовый компонент и региональный компонент. Региональный компонент как раз и решит многие содержательные вопросы.

Необходимо обсудить программу МПГУ, взять за основу, поскольку работал над созданием этой программы уважаемый коллектив, вуз. Это очень серьёзная работа. Если министерство образования рекомендует включить вашу программу в ОПОП любого профиля (и географии, и естественнонаучное, и филологическое образование…), то тогда вот вам пожалуйста уже готовый документ.

Носырев Юрий Николаевич:

Мы попросим Татьяну Николаевну с коллегами завтра презентовать программу. Галину Владимировну попросим поделиться опытом «Мосгортура». И подумаем над резолюцией и сформулируем предложения для Министерства образования.

Шумейко Александр Александрович:

Что касается программы, мы этот вопрос поднимали и во Владивостоке на встрече с Васильевой, всё будет зависеть от того, какова будет судьба педагогических вузов после марта 2018 года. Меня волновал вопрос, что впервые Постановление по опорным университетам отличается от первого (опорные вузы могут быть разными, но главное в них определена педагогическая составляющая, социально-гуманитарная составляющая, для нас это опасная ситуация той частью, что вал присоединений педагогических вузов к классическим университетам и к техническим университетам тем не менее пошёл).

 

Площадка «Инновационные технологии в подготовке вожатых»

Модератор «панельной дискуссии»:

Нина Александровна ЕВЛЕШИНА —доцент кафедры педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова», к.п.н.,, г.Ульяновск

 

Эксперты панельной дискуссии:

Наталья Александровна ЛОЙКО – методист ВДЦ «Смена», г-к Анапа,

Елена Викторовна ФЕДОРОВА– заместитель начальника учебно-воспитательного отдела ВДЦ «Океан», г. Владивосток

 

 

Участники панельной дискуссии - руководители летней педагогической практики в ВУЗах, представители учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков, всероссийских детских центров, общественных и общественно-государственных детских и молодежных организаций.

 

Основная задача панельной дискуссии:

Представить и обобщить инновационный опыт применения подготовки вожатых в ВУЗах.

Участники обсудили вопросы что является инновационным в подготовке современных вожатых, определяя для себя возможные ориентиры.

Для обсуждения был представлен опыт подготовки вожатых в действующих ресурсных центрах (г. Кострома - опыт ФГБОУ ВО КГУ, г.Ульяновск – опыт ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова».

Подводя итоги работы тематической площадки у частников появилось мнение, что ресурсные центры как достаточно новые формы организации подготовки вожатых могут повысить профессионализм современных вожатых, подготовить педагогические отряды (заинтересованные в работе команды).

 

СТЕНОГРАММА

Евлешина Нина Александровна, модератор группы, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной работы УлГПУ, г. Ульяновск.

Уважаемые участники Форума!

Начинаем работу дискуссионной площадки «Инновации в подготовке вожатых». Предметом нашего диалога будут инновационные организационные формы подготовки вожатых.

В педагогических вузах на протяжении многих десятилетий используются такие формы организации обучения вожатых, как лекция, семинар,практикум, лагерные сборы, инструктивные сборы. Эти формы обучения мы относим к традиционным.

Между тем, во многих вузах используются и дополнительные формы организации обучения вожатых, которые работают вне учебного процесса вуза. К таковым относятся р есурсные центры, педагогические отряды, волонтерские отряды и другие формы, являющиеся достаточно новыми, мало распространенными, а, следовательно, инновационными. Я думаю, вы согласитесь с нашей позицией относительно данного вопроса.

Для более четкого представления предмета нашей дискуссии мы предлагаем оценивать инновационные формы подготовки вожатых по следующим классификационным параметрам:

1. Принадлежность (вуз, Министерство образования и науки, другие ведомства, лагеря….)

2. Вид (организация, ассоциация, союз, центр, клуб, отряд …..)

3. Масштаб деятельности (локальный, городской, областной, региональный ….)

4. Руководство (педагог или другое)

5. Срок обучения

6. Структура

7. Состав

8. Количество

9. Документы учредительные (другое)

10. Технологии обучения

11. Фонд оценочных средств

12. Трудоустройство

13. …..

Уважаемые участники Форума! Давайте договоримся, что если в процессе заслушивания сообщений у Вас возникнут еще какие-то подходы к инноватике в сфере обучения вожатых, то вы можете сразу внести свои предложения в данных перечень, а эксперты их рассмотрят.

Слово для доклада предоставляется Балыкиной Татьяне Валерьевне.

Балыкина Татьяна Валерьевна –директор ресурсного центра «Ариадна»,г. Ульяновск. Ресурсный центр «Ариадна» при ФГБОУ ВО достаточно молодой, нам всего 4 года. Но за это время мы добились решения значительных проблем.

Мы практически полностью удовлетворяем запросы в кадрах вожатых детских оздоровительно-образовательных учреждений Ульяновской области, шли к этому постепенно (приводится статистика в 2012 году отправляли на летнюю практику 189, в 2017 – мы отправили около 700 студентов на летнюю практику и стажировку). У нас существуют следующие рабочие программы «Подготовка вожатых» и «Подготовка старших вожатых» (объем 72 часа). Обучение в центре проводится во вне учебное время, дополнительно к основному курсу учебного плана к дисциплине «Организация летнего отдыха детей». Технология нашей подготовки заключается в следующем:

- организация занятий в рамках учебного процесса по учебному плану (усвоение базовых знаний о системе организации детского отдыха, получения общих практических умений);

- систематические занятия с командирами педагогических отрядов вне учебных занятий;

-выездная школа для командиров и комиссаров педагогических отрядов «Я – вожатский лидер»;

- занятия командиров с педагогическим отрядом, ориентируясь на условия и программу конкретного ДОЛ, во время занятий мы контролируем процесс, результаты занятия ребята выкладывают на страничку в ВК (реализация рейтинговой системы);

- инструктивный или лагерный сбор педагогических отрядов;

- организация итогового тестирования и собеседования;

- вручение направлений на летнюю педагогическую практику и документов о прохождении курсов вожатых;

- проведение итогового конкурса «Вожатское сердце Ульяновска» по результатам работы педагогических отрядов.

Вопросы к Татьяне Валерьевне

Казань –вопрос Кто инициатор создания центра?

Ответ –Министерство образования, при поддержке ректора УлГПУ Девяткиной Т.В.

Вопрос – Частные и государственные центры готовят отдельно или объединились?

Ответ –частные готовят сами, но большей частью подготовка при нашем центре при университете

Школа Источник (г. Ульяновск) вопрос – Есть ли методики, методички, отражающие опыт?

 

Ответ: У нас есть страничка в ВК, в настоящее время разрабатываем сайт, на котором можно будет найти всем желающим методические разработки. Пока мы свой опыт отражали в статьях, но думаю в скором времени мы издадим методические рекомендации.

Вопрос – Есть ли сертификат, лицензия о прохождении школы вожатых?

Студенты получают благодарственные письма

Вопрос? Кто оплачивет мед.справки?

Ответ: Министерство образования и работодатели.

Сомкина Мария Александровна (г. Кострома) Школа профессионального вожатого действует 15 лет, где выделяют два аспекта –образовательный и творческий. Занятия проводятся факультативно, не входят в основную нагрузку.

Ворос –темы для занятий подбираются как-то особо?

Ответ-да, темы определяются тем, какие преподаватели проводят занятия, какие подходы используются. Есть приглашенные преподаватели. У студентов подготовка вожатых не является профильным направлением подготовки.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...