Объединенный круглый стол площадок: «Квалификационные требования, стандарт вожатого» и «Инновационные технологии в подготовке вожатых»
Модератор «круглого стола»: Юрий НиколаевичНОСЫРЕВ – директор ОГБУ «Ульяновский центр организации отдыха и оздоровления», г. Ульяновск
Участники круглого стола - проректоры ВУЗов, руководители летней педагогической практики в ВУЗах, представители учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков, всероссийских детских центров, общественных и общественно-государственных детских и молодежных организаций.
Основные задачи круглого стола: - обсуждение иформулировка рекомендаций по вопросам - проект профессионального стандарта вожатого, работающего в учреждениях детского отдыха и оздоровления; определения квалификационных требований и компетенций вожатого; -обсуждение существующих моделей проведения аттестации вожатых (формы текущей и итоговой аттестации) и документов, подтверждающих прохождение обучения вожатых и формулировка рекомендаций.
Эксперты круглого стола: Галина Владимировна ЗАЯРСКАЯ – канд. пед. наук, менеджер отдела аналитики и статистики Московского агентства организации отдыха и туризма «Мосгортур», г. Москва Елена Геннадьевна РОДИОНОВА – директор АНО «Агентство социальных технологий и коммуникаций (АСТИК)», г. Москва Татьяна Николаевна ВЛАДИМИРОВА – д-р пед. наук, проректор МПГУ, г. Москва Наталья Юрьевна ЛЕСКОНОГ – канд. пед. наук, доцент кафедры социально-политических исследований и технологий МПГУ, г. Москва Максимова Светлана МИХАЙЛОВНА– методист ЗЦ ДЮТ «Зеркальный», г. С-Петербург Георгий Игоревич БОЛОТОВ – заместитель начальника управления организации воспитательной работы со студентами СГУим. М.Г. Чернышевскогo, г. Саратов Елена НиколаевнаМАТЮХИНА – заместитель директора Дирекции креативных программ МПГУ, г. Москва
Наталья Владимировна ДИКОВА – председатель Ульяновского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «РДШ». Участники круглого стола отметили, чтопроблемными факторами в подготовке вожатых является отсутствие единых требований в подготовке педагогических кадров для организации летнего отдыха и оздоровления детей, системы их аттестации, определения их правового статуса, отсутствие единых программ профессиональной подготовки педагогических кадров для организации отдыха и оздоровления детей, зачастую отсутствия эффективных технологий организации летнего отдыха детей. В связи с этим участники приняли решение: - признать необходимость формирования единой системы подготовки кадров для сопровождения детского отдыха и с этой целью разработать единую типовую программу профессионального обучения вожатых; - утвердить программу повышения квалификации и профессиональной переподготовки административного персонала детских оздоровительных лагерей (директора, начальники смен, руководители программ, старшие вожатые); - утвердить УМК (учебно-методический комплекс) по подготовке вожатых, рекомендованного Министерством образования и науки РФ; - рассмотреть комплекс мер по созданию ресурсных центров по подготовке вожатых по подготовке вожатых и сопровождению детского отдыха в регионе на базе ВУЗов; - предусмотреть в бюджетах всех уровней выделение финансовых средств на реализацию системы мер по повышению качества подготовки вожатых; - включиться в экспертную оценку профессионального стандарта вожатых; - рамках государственного контроля должен осуществляться контроль за качеством подготовки вожатых к работе в детских оздоровительных кампаниях; - создать информационное пространство в сети интернет, которое стало бы общим информационным полем взаимодействия для всех заинтересованных субъектов в подготовке вожатых, в том числе разработать мобильное приложение для смартфонов с целью обеспечения доступа к научно-методическим материалам, разработать учебник (может быть электронный) по подготовке кадров, рекомендованный Министерством образования и науки РФ.
СТЕНОГРАММА Участники: Бачурина Мария Борисовна – ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону Белухина Наталья Николаевна – доцент кафедры педагогики и социальной работы УлГПУ им. И.Н. Ульянова, канд. пед. наук, г. Ульяновск Бусоргина Наталья Сергеевна – директор ДОЛ «Санаторий «Итиль»», г. Ульяновск Долгин Вячеслав Викторович – помощник ректора ФГБОУ ВО «Кубанский технологический университет», г. Краснодар Еремина Лариса Ивановна – доцент кафедры педагогики и социальной работы УлГПУ им. И.Н. Ульянова, канд. пед. наук, г. Ульяновск Козлова Светлана Валентиновна – доцент кафедры дошкольного и начального общего образования УлГПУ им. И.Н. Ульянова, канд. пед. наук, г. Ульяновск Кондикова Татьяна Владимировна – директор ДОЦ «Юность» г. Димитровград, Ульяновской обл. Новичкова надежда Михайловна - доцент кафедры педагогики и социальной работы УлГПУ им. И.Н. Ульянова, канд. пед. наук, г. Ульяновск Нуртдинова Анна Алексеевна – начальник отдела учебных и производственных практик ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЧГПУ), г. Челябинск Рабаданова Разият Сулайбановна – доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)», г. Москва Сажина Светлана Дмитриевна – заведующий кафедрой СГУ им. Питирима Сорокина, г. Сыктывкар Скворцов Евгений Андреевич – специалист отдела контрольно-аналитической работы ВДЦ «Океан», г. Владивосток Сосунова Нина Юрьевна – доцент кафедры теории и истории педагогики института педагогики РГПУ им. Герцена, г. Санкт-Петербург Шамбатов Араз Акбар оглы – студенческий лидер УрФУ им. Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург Шубович Марина Михайловна – заведующая кафедрой педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», доктор пед. наук, г. Ульяновск и другие
Носырев Юрий Николаевич: Одним из решений панельной дискуссии, состоявшейся 18 апреля, было решение заслушать сегодня презентацию проекта профстандарта вожатого МПГУ, познакомиться с опытом «Мосгортура», обменяться мнениями по заявленной теме круглого стола. Владимирова Татьяна Николаевна: Сегодня мы хотели бы представить вашему вниманию примерную программу рабочей дисциплины «Основы вожатской деятельности», которая проходит апробацию в Московском педагогическом государственном университете и в июне 2017 года, согласно Дорожной карте по подготовке вожатских кадров, должна будет представлена в Министерстве образования и науки Российской Федерации. Каким образом построено сегодня наше обучение? Поскольку программа ещё не опубликована, мы не имеем права её выставить в электронном виде или распечатанном, дабы наш авторский коллектив не предъявил нам никаких претензий в дальнейшем, мы более подробно расскажем всё то, что у нас в программе есть. Мне помогут Матюхина Елена Николаевна, заместитель директора Дирекции креативных программ, и Лесконог Наталья Юрьевна, доцент кафедры социально-политических исследований и технологий. Лесконог Наталья Юрьевна: Мы будем рады, если вы будете сопоставлять то, что мы будем сейчас говорить, с квалификационными требованиями к вожатому, которые раздал Юрий Николаевич, и, возможно, дадите нам какие-то дельные советы, подсказки, т.к. то, что нами сегодня сформулировано, можно ещё дополнить и сделать более совершенным. Мы представим вам обзорно 7 блоков образовательной программы, по которой мы сейчас готовим вожатых. Матюхина Елена Николаевна: По количеству часов. Мы исходим из того, что у нас всего 144 часа: 72 часа – тренинги, семинары; 72 часа – подготовительной работы, из них 36 часов самостоятельной работы. 1 модуль: История вожатского движения (здесь история пионерского лагеря, коммунарская методика, современный аспект: Всероссийские детские центры и Российское движение школьников).
Лесконог Наталья Юрьевна: В дополнение ещё хочу сказать, что ранее нами разрабатывались программы молодёжных форумов, в которых большим блоком был блок, связанный с формированием мировоззрения нашей молодёжи: нам важно знать, кто мы такие, куда мы идём и куда мы ведём тех, кто с нами идёт. 2 модуль программы: Нормативно-правовые основы вожатской деятельности. В этом блоке мы знакомим вожатых с Конвенцией о правах ребёнка, потому что вожатые должны понимать, что они несут непосредственную ответственность за тех детей, с которыми работают; достаточно большой блок посвящён у нас охране труда вожатого и ещё один серьёзный блок – это документация деятельности вожатого (мы считаем необходимым показать формы документов). Матюхина Елена Николаевна: 3 модуль: Психолого-педагогическое сопровождение. Внутри этого модуля: методика формирования и сопровождения временного детского коллектива; затем логика смены и её психологические закономерности; следующий блок – это конфликтология (как грамотно выходить из конфликтов, как работать с детьми в трудных жизненных ситуациях и детьми с ограниченными возможностями здоровья); и последний блок – это психологическое выгорание вожатого. Лесконог Наталья Юрьевна: Последний блок мы включили по результатам исследования мотивации к деятельности вожатого. Одной из частых причин нежелания работать вожатым, по мнению студентов, является эмоциональность этой работы, к которой они не готовы и не знают, как с этим справляться. Следующий модуль (4) – это Организация мероприятий в оздоровительном лагере. Я уверена, что это тот самый блок, который есть у абсолютного большинства школ вожатых (организация коллективных творческих дел, организация массовых мероприятий, игротехника, экскурсионные мероприятия, спортивные мероприятия). Занятия здесь проходят в интерактивном формате, что позволяет студентам по-другому взглянуть на процесс обучения. Владимирова Татьяна Николаевна: 5 модуль программы: Информационно-медийное сопровождение деятельности вожатых. Это то направление, которое мы сейчас внедряем в нашу программу подготовки, поскольку сначала у нас была задача синхронизировать подготовку вожатых для каникулярного времени, подготовку вожатых для Российского движения школьников и подготовку вожатых для профильных смен. В данном модуле мы обучаем наших студентов следующим образовательным технологиям: 1) говорим о том, что медиаобразование и журналистика могут разнообразить смену (например, на простой сотовый телефон школьники могут фотографировать, снимать видео, монтировать в реальном времени и выкладывать в социальные сети). Наши вожатые обладают теми компетенциями, которые позволят им научить школьников этим образовательным технологиям;
2) различные диспуты на актуальные темы, такие как «Безопасность в социальных сетях», «Информационная безопасность» (что смотрят, в каких группах участвуют). Наш вожатый должен уметь научить школьника правильно читать информацию, смотреть эту информацию, работать с разной информацией, чтобы способствовать развитию критического мышления детей. Вожатый, в силу своего возраста, может легче донести до школьника основы информационной безопасности; 3) организация игр с использованием информационных технологий.
Матюхина Елена Николаевна: 6 модуль программы: Основы безопасности жизнедеятельности. Внутри модуля (1) вопросы нормативной базы; (2) теория; (3) оказание первой доврачебной медицинской помощи (практика). Владимирова Татьяна Николаевна: Ещё раз акцентирую ваше внимание на том, что этот модуль прошёл экспертную оценку в центре «Спас» и студенческом центре, который относится к МЧС. 7 модуль: Профессиональная этика деятельности вожатого. Сюда мы включаем основы вожатской этики, стили общения, корпоративную культуру (сегодня вожатый становится частью «бренда», должен поддерживать культуру, философию лагеря и т.д.) Матюхина Елена Николаевна: Это основа. Мы предполагаем, что когда эта программа пройдёт апробацию, то ещё одним модулем (36-часовым) станет региональный (вариативная часть). 1 модуль = 4 ч. лекционных + 2 ч. практических; 2 модуль = 4 ч. +2 ч.; 3 модуль = 6 ч. +8 ч.; 4 модуль = 4 ч. + 12 ч.; 5 модуль = 4 ч. +6 ч.; 6 м. = 6 ч. + 6 ч.; 7 модуль = 4 ч. + 4 ч. Носырев Юрий Николаевич: Спасибо, уважаемые коллеги! Скажите, пожалуйста, выделяете ли вы в отдельный блок работу с одарёнными детьми, потому что, на наш взгляд, психологическое сопровождение этой категории детей иногда даже важней, чем детей в трудных ситуациях? Лесконог Наталья Юрьевна: Все программы, которые мы пишем, направлены на талантливых детей, активную талантливую молодёжь. Хотя я Вас услышала: надо это прописать, чтобы это было понятно всем остальным. Владимирова Татьяна Николаевна: У нас есть опыт работы с Институтом детства, где у нас есть дефектологи, логопеды. В нашей программе мы детям даём, в основном, ответы на вопрос, что делать, если в отряде появился ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Не секрет, что сегодня некоторые заболевания идентифицировать не специалисту очень сложно. Мы своих детей этим основам обучаем. Сажина Светлана Дмитриевна: Это будет программа в рамках дисциплины, или это будет отдельная программа? Владимирова Татьяна Николаевна: У нас есть два варианта: в этом году мы апробируем эту программу в качестве факультатива, дальше выходим в УМО с предложением включить эту программу в учебный план всех педагогических специальностей. Понятно, что у вузов есть потенциал… Сажина Светлана Дмитриевна:Почему в программу включили безопасность жизнедеятельности, которая уже есть в других дисциплинах (спец.педагогика, спец.психология)? Носырев Юрий Николаевич:Достаточно ли этой программы для не педагогических вузов? Владимирова Татьяна Николаевна: Параллельно с нами РСО разрабатывают свою примерную программу для непедагогических вузов, и в июне месяце, согласно Дорожной карте, эта программа должна быть представлена. Долгин Вячеслав Викторович: В нашем случае происходит подготовка совместно с РСО, и чтобы ответить на вопрос, достаточно ли 144 часа на подготовку вожатого в непедагогическом вузе, наверное, нужна помощь педагогических вузов. Носырев Юрий Николаевич: В Магадане - 72 часа, в республике Коми - 108 часов, в Самаре - 130 часов, в «Мосгортуре» - 262 часа… Часы - это принципиально. И ещё один вопрос, уважаемые коллеги, а какие технологии оценки компетенций вожатого вы используете? Матюхина Елена Николаевна: Сейчас у нас зачёт с творческой составляющей, теоретические вопросы и кейсовые задания. ? Республика Мордовия Скажите, пожалуйста, на форуме «Селигер» были дидактические тетради, которые сохранились и которыми пользуются до сих пор, планируются ли в этой программе такие материалы, которые могли бы снять вопросы педагогического состава, потому что каждый педагог будет «смотреть со своей колокольни»? Матюхина Елена Николаевна: Планируется издание методических рекомендаций и карманного справочника вожатого. Носырев Юрий Николаевич: Для того чтобы все мы говорили на одном языке, нам необходим учебник, пусть он будет электронным, но учебник, написанный учёными. Заярская Галина Владимировна: Какие компетенции вы закладываете в свою программу? Матюхина Елена Николаевна: ОК-2, ОК-7, ОПК-2, ОПК-5, ОПК-6, ПК-3, ПК-7 В соответствии со стандартом педагогического образования Шамбатов Араз Акбар оглы: Планируется ли создание мобильного приложения справочника вожатого? Планируется ли осуществление онлайн-обучения и какой документ получают прошедшие обучение по вашей программе? Владимирова Татьяна Николаевна: У Всероссийской школы вожатых есть такое задание разработать сайт, куда войдут портфолио вожатых и портфолио детских оздоровительных лагерей. У нас есть предложение консолидировать наши усилия и совместно подготовить портал, где создать кроме портфолио и методическую копилку. Лесконог Наталья Юрьевна: Встречный вопрос к молодому человеку: мобильное приложение – классное современное предложение, но тогда может возникнуть обратная история: требование к вожатому иметь конкретный гаджет, который может вместить все эти приложения. Вы не думаете, что возможно такое? Носырев Юрий Николаевич:Хочу предоставить слово Родионовой Елене Геннадьевне, одному из организаторов сегодняшнего мероприятия. Родионова Елена Геннадьевна:Добрый день всем! Я хочу сказать, что это очень важная встреча, потому что вы знаете, что сейчас вожатый в государстве – это зона особого интереса, как и все педагогические кадры. Можно обсуждать до бесконечности технологии, приоритеты, но все должны понимать, что в государстве сейчас идёт процесс формирования единой системы подготовки вожатых. Мне очень приятно, что МПГУ отстояли практику, без которой вожатого, на мой взгляд, нет. Вышел документ «Основы государственного регулирования и государственного контроля летнего отдыха и оздоровления детей». Мне, как одному из авторов этого документа, очень важно, что все межведомственные согласования прошли без проблем. Конечно, документ рамочный. В марте на Совете Федерации мы впервые затронули вопрос создания ассоциации… Я очень надеюсь, что после этого Форума мы сможем создать сообщество неравнодушных к теме развития вожатых, тем более, что педвузы в этой теме должны быть «впереди планеты всей», потому что годами, веками вносили свою лепту в развитие вожатства. Поэтому мы все с вами не просто участники форума, мы все с вами участники глобального исторического события по систематизации, по развитию этой темы, которая предполагает участие всех и каждого, я всячески призываю педагогические вузы не скромничать, предложения можно направлять в Минобрнауки РФ. Носырев Юрий Николаевич: Я предоставляю слово Галине Владимировне, представителю «Мосгортура». Заярская Галина Владимировна:Мы разработали проект профстандарта, исходя из своих потребностей. Вот что у нас получилось. Мы рассматриваем организатора детского отдыха в широком и узком смысле. В широком: это любой специалист, участвующий в обеспечении качественного отдыха детей. В узком: специалист, который выполняет (1) воспитательную, (2) развивающую, (3) досуговую, (4) стимулирующую и (5) мобилизационную функции. Мы предлагаем рассматривать несколько категорий организатора детского отдыха: вожатый, аниматор, администратор, старший вожатый, руководитель программы детского отдыха, руководитель смены. Я не говорю, что так должно быть, но у нас есть потребность в разведении функций этих специалистов. В определении компетенций вожатого мы не опирались ни на какой стандарт, мы выделили их исходя из того, что готовим вожатых из людей, не имеющих отношения к педагогическому образованию. У нас 4 программы обучения, основная рассчитана на 264 часа. Мы можем поделиться своим опытом с разработчиками стандарта. Носырев Юрий Николаевич: Мы в течение двух дней оперируем некоторыми терминами, но понимаем их по-разному. Что мы понимаем под словом аттестация? В моём понимании – это форма контроля в процессе обучения (зачёт, экзамен, тестирование). Аккредитация к теме нашего разговора никакого отношения не имеет. Сертификация. Слово сертификат вожатым нужно забыть. Для нас важен один документ – это свидетельство о профессиональном обучении установленного образца. Профстандарт – это основной документ, который должен быть у нас. Стандартизация – это профстандарт, это программа обучения, одинаковые для всех, вне зависимости от того, где они учатся, при одном условии, что у этой организации есть лицензия на профессиональное обучение. Заярская Галина Владимировна: У меня предложение: создать рабочую группу по разработке профстандарта. Матюхина Елена Николаевна: Дорогие коллеги, нам надо создавать экспертный совет. Второй момент: не могли бы вы по итогам форума выслать нам на кафедру контакты друг друга. Носырев Юрий Николаевич: Каждый из вас может удалённо поработать экспертом по разработке стандарта.
Площадка Модератор «круглого стола»: Нина Александровна ЕВЛЕШИНА —доцент кафедры педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова», к.п.н.,, г.Ульяновск
Эксперты круглого стола: Наталья Александровна ЛОЙКО – методист ВДЦ «Смена», г-к Анапа, Елена Викторовна ФЕДОРОВА– заместитель начальника учебно-воспитательного отдела ВДЦ «Океан», г. Владивосток
Участники круглого стола - руководители летней педагогической практики в ВУЗах, представители учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков, всероссийских детских центров, общественных и общественно-государственных детских и молодежных организаций.
Основная задача круглого стола: Обобщение инновационного опыта применения подготовки вожатых в ВУЗах и формулировка рекомендаций по его применению.
В результате обмена мнениями между участниками обозначились проблемы: - после объединения ВУЗов, летняя педагогическая практика исчезает из учебных планов; - нет базовых программ для подготовки вожатых; - отсутствует определенность в выдаче документов, подтверждающих подготовку. Участники «круглого стола», заслушав и обсудив доклады и выступления пришли к мнению, что в стране должны создаваться ресурсные центры по подготовке вожатых и сопровождению детского отдыха в регионах на базе ВУЗов. Педагогическое сообщество должно объединять усилия в проведении значимых мероприятий по формированию вожатского мастерства. Инновационный опыт в подготовке вожатых в сопровождении детского отдыха, это надо пропагандировать. Очень полезно создать информационное пространство в сети интернет, которое стало бы общим информационным полем взаимодействия для всех заинтересованных субъектов в подготовке вожатых, в том числе разработать мобильное приложение для смартфонов с целью обеспечения доступа к научно-методическим материалам. При подготовке вожатых осуществлять взаимодействие с общественными организациями и объединениями, а также с иными организациями.
СТЕНОГРАММА Буслаева Мария Евгеньевна (г.Калуга) Акцент на работе с детьми с ОВЗ. Не хватает практики работы с такими детьми. Саму практику у нас обязаны в качестве вожатых проходить все студенты. какие инновации в этом году в Калуге? Ответ: в этом году используются все те же проверенные методы. Никаких А за последние 3 года? Ответ: Волонтерский отряд Подготовка ведется теоретическая и практическая? Выдаются ли ребятам сертификаты? Ответ: В зависимости от профиля подготовки, до 200 часов может быть. Ответ:только те, кто едет в Артек получает сертификаты. Кудряшова Ирина Алексеевна (г. Пенза) Пед.практику убрали у нас, после объединения педагогического и классического вузов, в этом году выезжают на практику последние 3 группы. Поэтому создали объединение, набираем студентов медиков, с сервиса, «трудовиков», чтобы обеспечить работу лагерных смен. Каждый год в университете проходит «день отряда», наподобие дня открытых дверей, где собственно и происходит набор на оставшиеся пустые места, агитация. Работаем с трудными детьми, с детьми в местах лишения свободы, инвалидами, социально неблагополучными и т.д. инновации связываем с тем, как повысить уровень квалификации вожатых, а на уровне города действует Штаб студенческих отрядов, хотя он и не имеет ничего общего с подготовкой вожатых. Часто лагерь заставляет получать другие, новые сертификаты, идет зарабатывание денег на потенциальных вожатых. Форсайт-технологии –значит рвемся вперед, ищем что-то новое «копилка вожатого» набор игр от 10 до 15. на знакомство, внимание, общение и т.д. мастер-классы, кружки. Где-то на 15 часов рассчитаны. Алехина Светлана Вадимовна (Борисо-глебский филиал –не сам ун-т)? есть ли курсы профессионального мастерства? Ответ –нет Сколько действует сертификат? -3 года Обязателен ли сертификат? – В этом году некоторые едут на практику без сертификатов Евлешина Нина Александровна. Итак, Проблемы - сертификаты, слияние вузов, наличие пед.практики в качестве элемента подготовки… Федорова Елена Викторовна (г. Владивосток) У нас создаются не только лагеря, но и интернат для одаренных детей, не талантливых, а именно одаренных. Проблему кадров мы решили таким образом, что преподаватели, осуществляющие подготовку вожатых зачисляются в штат лагеря, например на 0,25 ставки. В настоящее время у нас представлены на сайте 41 программа. Особо выделяется спортивное направление. У нас много организаций партнеров – РОСКОСМО, РОСГИДРО, развито социальное партнерство. Студенты с 18 лет имеют право проходить практику в качестве вожатых, так как по закону являются взрослыми лицами, но на младших должностях конечно. Основной костяк –социальные работники, социальные педагоги. На практику приезжают с 14 вузов страны в качестве вожатых. Действует ШПВ, инструктивные лагеря для летней практики, а также семинары-практикумы по работе с массовыми мероприятиями. Инструктивный лагерь 2 недели работает. Семинар-практикум около 5 дней и два дня на оформление отчетной документации. Не нужно бояться тематических смен, профильных смен. Программы рассчитаны подготовки от 80 до 256 часов. Подготовка вожатых к профильной смене предусматривает погружение. Т.е. сначала идет не теория, а практическое погружение, когда взрослый, будущий вожатый поселяется в кубрик в ограниченное пространство и на себе проверяет те опасности, которые могут быть. Сталкивается с теми трудностями, которые могут возникнуть, учится их преодолевать, узнает как действовать в различных ситуациях, чувствует все, на себе испытывает ощущение замкнутого пространства. Есть активная и пассивная практика. При пассивной –только наблюдает, только «проживает» как ребенок, но не получает заданий. Активная практика –обязательны задания. Что можно получить по итогам - благодарственные письма, сертификат участника инструктивного лагеря, Есть лицензия на оказание дополнительных образовательных услуг взрослым и детям. Позиции –социализация, индивидуализация и проектная деятельность. Вожатый становится близким человеком для ребенка, формирует его мир. По итогам интерактивно нужно заполнить таблицу, где цвет ячейки, выбираемый, участником показывает отношение к заданию, получись не получилось, было ли трудно и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|