2 опытно-экспериментальная работа по организации межведомственного взаимодействия социального педагога с обучающимися, состоящими на учете в КДН и ЗП
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, СОСТОЯЩИМИ НА УЧЕТЕ В КДН И ЗП 2. 1 Организация и методы исследования опытно-экспериментальной работы Целью нашего исследования было выявление особенностей организации межведомственного взаимодействия социального педагога с обучающимися, состоящими на учете в КДН и ЗП. Эмпирическое исследование проводилось на базе Управления образования Администрации МО «Майминский район». В исследовании приняли участие 10 обучающихся школ Майминского района, состоящие на учете в КДН и ЗП. На констатирующем этапе эксперимента нами были подобраны диагностические методики, направленные на выявление уровня школьной мотивации и школьной тревожности. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации», разработанная Н. Г. Лускановой (Приложение 3). Цель методики – определить уровень школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводилась по анкете «Оценка уровня школьной мотивации», состоящей из 10 вопросов, которые отражают отношение обучающихся к учебному процессу и школе, а именно то, как они с помощью эмоций реагируют на школьную ситуацию [33]. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости [33]. Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики.
После проведения данной анкеты, нами были получены первичные результаты уровня школьной мотивации, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок – 1 Первичные результаты показателей по анкете «Оценка уровня школьной мотивации» Таким образом по результатам видно, что в группе из 10 человек у 5 испытуемых преобладает средний уровень школьной мотивации. Чаще всего детям комфортнее в образовательной организации, но чаще всего они приходят в школу только ради общения со сверстниками и учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. Далее идет низкий уровень школьной мотивации – 4 испытуемых. Данное количество обучающихся редко посещают школу, чаще всего пропускают занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Несовершеннолетние неустойчивы к адаптации в школе, трудно дается изучение школьного материала. На самый же высокий уровень приходится 1 обучающийся. Такие обучающиеся отличаются стремлением выполнять все хорошо, качественно, вовремя, познавательные мотивы очень высоки. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Также в ходе констатирующего эксперимента нами была использована методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, которая относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связано с различными областями школьной жизни (Приложение 4). Методика предназначена для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста оптимальный его применение в 3-9 классах средней школы. Цель данной методики позволяет изучить уровень и характер тревожности, связанные со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста. Методика включает в себя 58 вопросов, может проводится как в групповом виде, так и в индивидуальном. Для проведения исследований необходим текст опросника, а также листы бумаги по число учащихся. После окончания заполнения опросника подсчитывается количество несовпадение с каждой школы опросник из-за праздников целом. При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста [34].
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора). 1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы [34]. 2. Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контракты (прежде всего — со сверстниками) [34]. 3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. [34]. 4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей [34]. 5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей [34]. 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок [34]. 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. [34]. 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка [34]. Методика диагностики уровня школьной тревожности также была проведена с обучающими состоящими на учете в КДН и ЗП. Полученные результаты представлена на рисунке 2.
Рисунок – 2 Первичные результаты по методике диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Подсчет показателей по общей тревожности школьников выявил что в классе из 10 человек у 6 ребят составляющих 80 %, обнаружен оптимальный уровень тревожности, для таких детей характерно осознание чувство комфорта в школьном коллективе сохранения работоспособности эмоционального равновесия в ситуациях, где могу спокойно адаптироваться знают, как себя везти при этом понимаю меру своей ответственности. У 2 ребят составляющих 20% процентов, выявлен повышенный уровень общей тревожности такие дети очень сильно реагирует на свои неудачи промахи, они очень чувствительные и всегда стремятся избегать деятельности, где могут испытывать какие-либо затруднения. На примере таких испытуемых можно проследить явную разницу между поведением в школе поведение вне занятий. Вне школы это жизнерадостные общительный дети, а на занятиях они зажаты не активные склонны к проявлению невротического характера. Рассмотрим подробнее результаты проведенной методики диагностики уровня школьной тревожности на рисунке 3. Рисунок – 3 Подробные первичные результаты по методике диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Подводя итог, можно сказать, что в целом у испытуемых преобладает оптимальный уровень тревожности. Негативные переживания вызывают следующие факторы страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страхи взаимоотношения с учителями, страх самовыражения в таких случаях. Для реализации цели исследования была апробирована программа межведомственного взаимодействия социального педагога с субъектами системы профилактики, которая была составлена совместно со специалистами управления образования, сотрудниками полиции, специалистами КДН и ЗП, опеки, центра по молодежной политики и спорту, социальными педагогами общеобразовательных организаций. Данная программа была разработана в целях комплексного подхода по организации профилактической работы с обучающимися состоящими на учете в КДН и ЗП и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Задачи данной программы: 1. Оптимизация деятельности образовательного учреждения по вопросам профилактики правонарушений и девиантного поведения обучающихся. 2. Создание эффективной системы межведомственного взаимодействия образовательного учреждения с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 3. Разработка системы работы образовательного учреждения по вопросам предупреждения правонарушений, употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных веществ, курительных смесей. Сроки реализации программы 2020-2021 год. Ожидаемые конечные результаты программы и показатели ее эффективности: снижение количества обучающихся, совершивших преступления, административные правонарушения, общественно опасные деяния; снижение количества обучающихся, состоящих на учете в КДН и ЗП, а также семей состоящие в социально опасном положении; разработка программы «Межведомственного взаимодействия Управления образования Администрации МО «Майминский район» с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности». Программа «Межведомственного взаимодействия Управления образования Администрации МО «Майминский район» с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности» (далее - Программа) предназначена для организации межведомственной профилактический работы среди детей и подростков, общеобразовательных организаций Майминского района. Программа состоит из трех этапов. 1. Подготовительный этап (01. 09. 2020г. – 01. 10. 2020 г. ) – Изучение и анализ нормативно правовой базы, методическая работа участников программы. Определение критериев оценки эффективности программы. Подбор диагностических методик. 2. Организационный этап (01. 09. 2020г. – 01. 05. 2021 г. ) – организация и проведение мероприятий, информированного и профилактического характера для участников образовательного процесса по вопросам, системы профилактики безнадзорности и асоциального поведения обучающихся. Разработка буклетов, листовок для распространения среди несовершеннолетних состоящие на учете в КДН и ЗП, а также в семьях находящиеся в социально опасном положении. Апробация программы «Межведомственного взаимодействия Управления образования Администрации МО «Майминский район» с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности» 3. Итоговый этап (01. 09. 2021 г. – 31. 12. 2021 г. ) – сбор, обработка, анализ, интерпретация и обобщение результатов программы. Программа включает в себя 12 мероприятий, которые направлены на повышение уровня школьной мотивации и на снижение уровня школьной тревожности, а также серию тренинговых профилактических занятий, которые способствуют профилактике и предупреждению в совершении правонарушений среди несовершеннолетних. Каждое занятие длится не более полутра часа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|