Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные разделы религиозного вероучения




1) богословие (теология) - учение о божестве, его отношении к природе и человеку;

2) религиозная антропология - учение о человеке, его проис­хождении, качествах, отношении к природе и божеству;

3) религиозная космология - учение о природе, мироздании, его устройстве и отношении к человеку и божеству;

4) экклесиология - учение о религиозной общине, церкви.

Мировые религии:

Христианство, ислам и буддизм считаются мировыми религия­ми не только из-за большого числа верующих, но и потому, что исповедовать их может человек любой расы, национальности.

- Первые формы религии.

Тотемизм Анимизм
Поклонение какого-либо рода, племени животному или расте­нию как своему мифическому предку и защитнику. Постепенно он оброс значи­тельным количеством ритуа­лов, магией (колдовством). Ма­гия - действия и обряды, со­вершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на окружающий мир. Фетишизм - вера в магические свойства различных предметов (амулетов, фигурок) Вера в духов и душу или все­общую одухотворенность при­роды. Первобытный человек населил духами весь окру­жающий мир: душой обладают животные, растения, явления природы

 

Функции морали

1. Гуманизирующая (приобщение личности к высоким нравст­венным принципам и идеалам и следование им в отношениях с людьми «очеловечивает» человека, делает его Человеком, достой­ным любви и уважения).

2. Регулятивная (мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе).

3. Воспитательная (участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания).

4. Познавательная (мораль вооружает нас «секретами» челове­ческого поведения и общения).

5. Коммуникативная (мораль выступает необходимым услови­ем, фактором и результатом человеческого общения).

Часть4.

1. Что такое социальная группа, соц. неравенство, соц. стратификация, соц. мобильность, соц. интерес?

2. Что такое социальное взаимодействие, соц. конфликт.

Стадии конфликта и методы разрешения конфликта (см ниже)

Компоненты культуры труда.

3.Социальные нормы-…. Социальные санкции- ….Социальный контроль-…

4. Что означает девиантное, делинквентное поведение? Когда возникает аномия? (см ниже).

5.Этнос-….

Признаки нации-….

Народность- ….

Национальное самосознание-….

Национализм- ….

В чём разница межэтнических конфликтов и межнациональных?

Причины межнациональных конфликтов.(см ниже)

Основные принципы национальной политики в России

6. Семья как социальный институт

Семья-…. Брак-….

Функции семьи (см ниже).

Задания. Прочитайте примеры и ответьте на вопрос: «Семья ли это?».

1. Петр и Ольга - супруги. У них нет детей. Они живут само­стоятельно, нанимая квартиру в одном жилищном блоке.

2. Валентина Михайловна - вдова, она живет вместе со своей дочерью, которой 17 лет, в общежитии того предприятия, в кото­ром она работает.

3. Ивану Михееву - 40 лет. Он никогда не вступал в брак. Иван очень любит детей. Месяц назад он усыновил трехлетнего ребенка.

4. У Марины и Владимира Ермиловых двое детей - Ирина (21 год) и Константин (14 лет). Уже два года они живут в собственной квартире в молодом районе города.

5. Сергей и Дмитрий - гомосексуалисты. Более 10 лет они жи­вут в одном доме на бульваре Освобождения.

6. У Рубена и Жанны Хачатрян трое детей. У них нет собствен­ного жилья, и они живут вместе с родителями Рубена.

7. Шесть месяцев назад Маргарита Долева развелась. После развода она перестала носить фамилию своего бывшего мужа. Суд присудил ей родительские права на дочь Лайму, и сейчас они вдво­ем живут в однокомнатной квартире, которую нанимают.

Результаты внесите в таблицу:

№ примера Каков состав семьи? Каковы основания семейных связей?
           

 

Дополнительный материал в помощь:

Стадии конфликта

1. Предконфликтная ситуация.

2. Начальная стадия.

3. Разрешение конфликта.

Конфликты можно разрешить:

1) методом избегания конфликта;

2) методом переговоров;

3) методом использования посредничества;

4) методом откладывания;

5) методом третейского разбирательства (арбитраж).

Социальные санкции - средства утверждения социальных норм.

Санкции существуют в виде поощрений и наказаний, которые могут быть формальными (Ф) и неформальными (Н). В свою очередь они бывают позитивными (+) и негативными (-).

Формальные позитивные санкции (Ф+) - публичное одобре­ние со стороны официальных организаций (правительства, учреж­дения, творческого союза): правительственные награды, государст­венные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степе­ни и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям.

Неформальные позитивные санкции (Н+) - публичное одоб­рение, не исходящее от официальных организаций: дружеская по­хвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, при­знание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-) - наказания, преду­смотренные юридическими законами, правительственными указа­ми, административными инструкциями, предписаниями, распоря­жениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в долж­ности, разжалование, смертная казнь.

Неформальные негативные санкции (Н-) - наказания, не пре­дусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечания, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, отказ поддержи­вать отношения, распускание слухов, клевета, недоброжелатель­ный отзыв, жалоба, сочинение фельетона, разоблачительная статья.

 

Социальные санкции выполняют определенную роль в системе социального контроля.

Социальный контроль - способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования.

Социальный контроль - особый механизм социальной регуля­ции поведения и поддержания общественного порядка.

 

Отклоняющееся поведение

Нормативные системы общества не являются застывшими, на­всегда данными. Изменяются нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от норм столь же естественно, как и следование им.

Полное принятие норм выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения.

Девиантное поведение (от лат. deviatio - уклонение) - откло­няющиеся от общепризнанных норм социальные действия, поступ­ки людей или социальных групп, приводящие к нарушению этих норм и вызывающие необходимость соответствующего реагирова­ния со стороны социальной группы или общества в целом.

В широком смысле девиантное поведение включает любые отклонения от норм - как в положительную, так и в отрицательную сторону. В узком смысле под девиантным поведением понимается только негативное отклонение от утвержденных норм. Представле­ние о девиантном поведении относительно. В разных странах, в разные эпохи было свое представление о девиации. В социальных группах - тоже. То, что в одной группе - норма, в другой может быть девиацией.

Делинквентное поведение - преступное поведение (убийство, воровство и т. п.). Девиантное поведение относительно, делинквентное - абсолютно по отношению к законам страны. Делинквентное поведение не может быть девиантным в некоторых соци­альных группах, например, в преступной среде ношение оружия является нормой.

Быстрый социальный сдвиг всегда приводит к росту явлений девиантного поведения, так как выработанные навыки и нормы теряют эффективность. Существенно повышается внутренняя готов­ность к изменению моделей своего поведения. Нормы хотя и суще­ствуют, но перестают выполнять свои функции регуляции соци­ального поведения. Тогда возникает аномия - такое состояние об­щества, когда ранее общепринятые нормы, ценности и уза­коненные способы достижения целей произвольно игнорируются индивидами или группами или расцениваются ими как необяза­тельные.

Межнациональные отношения - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состояни­ем взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, на­родов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию про­тивостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...