Элементы организационной структуры государственного аппарата
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 1. Система представительных (законодательных) органов. 2. Система исполнительно-распорядительных органов. 3. Система судебных органов. 4. Система надзирательно-контрольных инстанций. 5. Органы охраны общественного порядка, государственной безопасности, вооруженные силы, органы налогообложения и налоговой полиции. За работой государственного аппарата в любой стране стоит профессиональная деятельность служащих. В Российской Федерации структура государственного аппарата базируется на принципе федерализма и поэтому включает как федеральный аппарат, так и аппарат субъектов РФ. Исполнением экономической функции Российского государства занято Федеральное правительство и многие министерства (Министерство экономики, финансов, государственного имущества РФ и др.). Социальная функция возложена в основном на федеральные и региональные министерства (Министерство труда и социального развития, Министерство здравоохранения, Министерство образования). Правоохранительную функцию государства исполняют судебные органы (Конституционный Суд, суды общего назначения, возглавляемые Верховным судом РФ, Арбитражные суды во главе с Высшим арбитражным судом РФ). Контроль за исполнением законов со стороны граждан, организаций и должностных лиц осуществляет прокуратура. Охрана общественного порядка и борьба с преступностью возложена на органы внутренних дел. На страже интересов государства стоит Федеральная служба безопасности, налоговая полиция, налоговые инспекции, санитарно-эпидемиологические инспекции и др. Государство - это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.
ГОСУДАРСТВО и его признаки
Признаки любого гос-ва 1.Наличие особой публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним. 2. Государственная власть осуществляется особым слоем людей, профессионально занятых управлением, которые специально для данной цели организованы и располагают материальными средствами для систематического, профессионального осуществления своих функций. 3. Территориальная организация власти и населения (население, проживающее на территории того или иного государства, разделяется по административно-территориальным единицам, по которым и осуществляется управление обществом). 4. Налоги и сборы (ни одно государство не может существовать без отбора общеобязательных платежей). Словарь: Суверенитет - полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА, система социальных институтов государственно-организованного общества, осуществляющих определенные политические функции; включает государство, партии, профсоюзы, организации и движения, преследующие политические цели. Значительную роль в политическом развитии общества играет церковь. Признаки правового государства 1. Верховенство закона - все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности должны подчиняться требованиям закона. В свою очередь, законы должны быть правовыми, то есть: а) максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; б) приниматься компетентными органами; в) приниматься в соответствии с законно установленной процедурой; г) не противоречить ни конституции, ни друг другу. 2. Соблюдение и охрана прав и свобод человека(незыблемость прав и свобод человека и гражданина) - государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике.
3. Последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти. 4. Взаимная ответственность государства и гражданина - за нарушение закона должна следовать предусмотренная законом мера ответственности. Главная цель правового государства - обеспечить гарантии прав и свобод граждан во всех сферах.
Политический режим - это совокупность методов, средств и способов практического осуществления государственной власти в конкретный период его исторического развития. Признаки политического режима 1-я группа признаков связана с уровнем легитимности политической власти, при этом можно выделить такие показатели, как: • степень участия народа в формировании органов политической власти или легитимности власти; • степень реализации политической власти непосредственно народом; • доминирующие методы осуществления политической власти (принуждение, убеждение, насилие...). 2-я группа признаков связана с правовым положением человека в государстве, а именно: • реализацией основных прав и свобод человека и гражданина; • степенью гласности в обществе, положением средств массовой информации; • учетом интересов меньшинства при принятии политических решений. В зависимости от методов и средств, с помощью которых государство осуществляет свои властные функции, различают два противоположных политических режима - демократический и антидемократический. С учетом этих признаков выделяют два типа политического режима - демократический и тоталитарный в их разных модификациях: теократический, националистический, военно-фашистский, военно-бюрократический и коммунистический режимы. В современной политической науке под демократией понимается политико-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти. Основными чертами демократического режима являются: • формирование органов власти выборным путем;
• свобода деятельности различных субъектов политической жизни; • признание и гарантирование государством политических прав и свобод личности. Антидемократическим называют политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод личности и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные и военные. Тоталитарный режим - это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства. Признаки тоталитарного режима: - наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором; обожествление лидера, его пожизненная несменяемость; - наличие официальной, господствующей в обществе тоталитарной идеологии (коммунизм, национализм, фашизм); - монополия государства на средства вооруженной борьбы; - монополия власти на информацию, ее полный контроль над средствами массовой информации; - наличие мощного аппарата контроля и принуждения, массовый террор по отношению к так называемым «врагам народа»; - подчинение экономики государству, командно-административная система управления. Политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом, называется авторитарным. Носителем власти при авторитарном режиме является один человек или группа лиц (правящая элита). Народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражданам. Авторитаризм - это режим, который носит характер, переходный от тоталитарного к демократическому. Военный режим - это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота. Признаки военного режима: - переход власти в результате военного переворота к хунте; - отмена конституции и замена ее актами военных властей; - роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена ее военными;
- ограничение действия политических прав и свобод человека; - создание при хунте консультативных органов из технократов. Консервативно-демократический режим опирается не столько на конституцию, сколько на вековые политические традиции общества (Великобритания). Охлократический демократический режим опирается на власть толпы или митинговой демократии (Веймарская республика в Германии). Теократический режим характеризуется сосредоточением политической власти в руках духовных лиц, с опорой на религиозные догмы и господством религиозной идеологии (Иран). Националистический режим основывается на идеологии расового или национального превосходства (режим апартеида в ЮАР). Военно-бюрократический коммунистический режим - характерно господство одной партии с харизматическим вождем, официальной коммунистической идеологии, сверхмилитаризация общества, особая система контроля над обществом, насилия и террора по отношению к народу, полный законодательный произвол. Конституция Российской Федерации провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Государственная власть в России носит легитимный характер и по форме является народовластием. Граждане нашей страны участвуют не только в формировании органов государственной власти, регулярно отдавая свой голос тому или иному кандидату в президенты, Государственную Думу или в местные органы государственной власти. Показательным для подлинной демократии является институт ответственности избранных лиц (досрочный отзыв депутата, не оправдавшего доверие избирателей). Возраст политика добавляет ему опыта, мудрости, знаний умеренности, выдержки, умения находить компромиссы. Политическая культура Политическая культура - это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. Политическая культура - это система исторически сложившихся, устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений, установок, убеждений, представлений, ценностей, которая проявляется в деятельности людей и обеспечивает преемственность политической жизни общества. Субъекты политической культуры: государство, политические партии, общественные движения, церковь, средства массовой информации, семья.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|