Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материал для самостоятельного изучения




 

 

Эта глава представит читателям одно из самых спорных событий в истории магии. И поскольку страсти вокруг него никогда не затихают, постараемся показать это явление по возможности кратко и по возможности с разных сторон.

 

Как известно, вся изучаемая нами история, как и подавляющее большинство календарей, имеют некую точку отсчета, которая помогает выстраивать хронологии: до нашей эры (или до р.х.) или в нашу эру (после р.х.) Этой терминологией пользуются и магглы, и волшебники. Событие, которое разделило время на две части, тоже признают как существующее и магглы, и волшебники, однако расходятся в толковании фактуры. Что же до отношения к этому событию, то в разные временя оно является то источником мира, то источником войны, и – с некоторой точки зрения – подлинным яблоком раздора.

 

В магическим мире это событие принято называть Барьером.

 

* * *

Когда фараон Эхнатон, о чем рассказано в предыдущей главе, ввел культ дневного Солнца (не имеющего зооморфного аналога-божества), фактически объявил монотеизм и добавил к своему имени «слуга Атону» приставку «живущий к правде/истине» - чуткие магические круги очень занервничали и насторожились. Конечно, местные жрецы смотрели на это скорее как на политику, кроме того – событие происходило в их стране, и это их культ подвергался вивисекции. Так что особенной широты взглядов тут ждать не приходится.

 

А вот маги окрестных стран увидели в происходящем некий прецедент: оказывается, несмотря на изобилие «тонких сил», с которыми через религию и культ связывается волшебник, можно выделить из них одну наиболее глобальную и самую яркую – такую, как свет или Солнце, и вступив в контакт только с ней, поменять лицо страны. Помощь свыше (непосредственно - волшебная помощь) наличествовала со всей определенностью: в краткие сроки был основан новый культ, возведены храмы, строилась магическая столица по определенному канону, и – неожиданно – сам правитель, фараон, который вовсе не был жрецом, отчего-то получил право служить в храме своего бога-покровителя.

Фактически, Эхнатон проявил себя как «Король-Жрец», Посвященный правитель. В этом чувствовался некий шаг назад, в прошлое, когда культов и магических техник было существенно меньше, и так вести себя мог разве что доисторический Авель или Сиф, которые сутками отправляли службы создателю.

 

Но что-то было и нескладно: народ Сифа накрыл потоп, Авеля убили, а Эхнатон скончался молодым и ослепленным, после чего все дело его жизни также пришло к бесславному концу.

 

Тут мнения делились. Иудейские маги, с самых первых шагов тяготеющие к связи с одной, известной им «божественной» силой, утверждали: неладно то, что только израильтяне могут безошибочно определить подлинный свет и славу «тонких» волшебных сил, а Эхнатон связался не с теми, и поделом. А дело с Авелем и потопом – прошлое, достаточно того, что наш народ выжил. А утонули самые плохие и неразборчивые. И Эхнатон тоже неразборчивый. К тому же он не принадлежит к Избранному Народу. Ведь всем известно – Адам и Ева были иудеями.

 

Другие говорили – нет, дело в том, что в потопе утонули не все. Те, кто выжил, разнес семена зла и неразборчивости дальше, и теперь от магии постоянно жди дурного, потому что волшебник нынче измельчал. Вот Эхнатон – и вовсе себя защитить не смог. Потому что был уже Темный Властелин, уже смешались колена, уже даже языки смешались, и возведена была Вавилонская Башня, и разрушена, а что сделано – но сделано без права на ошибки. Дальше будет только хуже. Что, собственно, добро, а что зло?.. Удел мага – пробовать и страдать.

 

Третьи говорили – потоп не причем, это с самого начала пошло, с Каина. В нас всех течет дурная кровь, а на магглов вообще можно не смотреть, там еще хуже. Находились и такие, которые возводили испорченность мира к самому основанию его, к разговору Евы со Змеем, и получалось, что во всем виноваты ведьмы, которые неразборчивые, болтали с кем попало, и по глупости своей допустили ужасное. И теперь каждый, кто рожден женщиной, специфическим образом проклят: он глуп, неразборчив, и как бы ни работал в поту лица, все равно нет-нет, да и породит убийцу. Находились даже такие, которые считали, что на самом деле Каин – это сын Змея, а не Адама, и все человечество неисправимо больное, потому что кровь давно перемешалась, даже магглам досталось. Все заражены, и живут только по некой нелепости. Пожалуй, только кровь Сифа чиста, но для этого надо ее не смешивать ни с какой иной. Может, чистые спасутся, а остальных истребят небеса.

 

Еще находились волхвы, практикующие ясновидение, которые полагали, что все идет по намеченному плану, и Эхнатон – последнее предупреждение. Потому что сценарий всегда одинаковый: находится маг уникальной чистоты и большой силы, маг сакрального типа; он связывает себя с некой божественной силой и действует ее именем, пока другие маги при поддержке молчаливого населения его не убивают. То есть Каин вечно убивает Авеля, в поколениях, во времени. Зачем постоянно повторяться? И это при условии, что делается все жарче и жарче… Счет уже идет на империи…Может быть, есть некий нюанс?...

 

К этому времени иудейские маги огласили серию пророчеств о Спасителе Человечества. И многие магические школы того времени сели философствовать по этому поводу.

 

* * *

Мы не будем приводить всех точек зрения на этот вопрос, покажем только самую популярную: когда ведущие магические умы пришли к выводу, что у божественных сил не осталось никакого выхода поправить положение людей (потоп – не помог) кроме как самолично войти в человеческий мир, без посредства неопалимой купины или жрецов-эмиссаров – у девушки Марии в иудейском захолустье родился волшебный ребенок.

 

Отцом ребенка считался некий Иосиф, муж Марии, который имел хорошую кровь, по одним источникам восходящую к «праведному и чистому» Аврааму, потомку Ноя, основателю иудейского народа. По другим источникам – к самому волшебнику Адаму. Эти генеалогии были составлены много позже, и сам факт показывает, как усердно люди этим вопросом занимались. Кровь имела значение. Она многое доказывала и подтверждала. Кровь у иудеев, при этом, наследуется по материнской линии, однако генеалогии Марии нигде нет. Почему?

Потому что эта женщина была магглорожденной.

 

Любопытно, что в момент рождения три мага из разных держав – Гаспар, Мельхиор и Мельхтседек - пришли «по зову звезды» именно в то место, где родился этот ребенок: Они признали его как великого волшебника современности, человека царского рода, и оставили ему свои дары. Обычно маги видят в этом факте исчерпывающий акт признания прав этого ребенка на прописку в волшебном сообществе.

 

Читая биографию ребенка Марии, можно получить весь комплект убедительных свидетельств в том, что он был:

 

1. Волшебником и экзорцистом

2. Полукровкой и безотцовщиной

3. Воплощенной в человека божественной силой (нонсенс для любого времени, не повторенный ни до, ни после данного события)

4. Сыном Творца Мира, в то же время самим Творцом Мира.

5. Полнокровным и законченным человеком

6. Чудотворцем и образованнейшим магом своего времени

7. Магом, тяготеющим к сакральному (неиспорченному Каиновой печатью) колену

8. Воплощенной и вочеловеченной любовью

9. Основателем магической (религиозной) и философской Школы

10. Жрецом и Жертвой собственного культа.

 

Самое же главное, что бросается в глаза любому волшебнику: с магглами этот человек вел себя как маггл, с магами – как маг, с божественной силой – как божественная сила, с больными – как врач, с униками – как учитель, с женщинами – как мужчина, со своим нардом – как представитель своего народа, с демонами – как тот, кто им противостоит и имеет над ними власть.

 

Природа его, строго говоря, если посчитать все исходные данные, была не двойственной, а тройной: «божественной», волшебной и магглской. Это объясняется тем, что – как написано в биографии – он «приходил для Всех». Вопрос крови был отменен, потому что в факте такого «схождения» разница между магглами и магами – в разрезе всего человечества – не было. В биографическом источнике можно найти цитаты об отсутствии различий между предствителями разных магических традиций и народов, между женщинами и мужчинами, между теми, другими и третьими – но ни одной цитаты в этой главе мы приводить не будем.

 

Далее, если судить по биографии, разыгрался известный сценарий. Снова зазвучало «слуга богу» и «живущий в истине», проявились атрибуции «короля-жреца», огласились архитектурные планы «нового храма» и «нового Иерусалима (мистической столицы)», а также ярко проявилась аполитичность, характерная для всех историй с подобным сюжетом, и мотивы некого тотального обновления старых законодательных и культовых форм.

 

Магические просвященные круги, несколько раз проводя экспертизу и сверяясь со своими пророчествами, все-таки почувствовали огромную угрозу своей национальной жреческой власти и тому закону (данному Моисеем, о чем было упоминание выше), по которому все они жили. Перед иудейскими магами были поставлены такие глобальные вопросы, на которые те не могли удовлетворительно ответить. Вопросы духовной власти и ее узурпации, вопросы буквы и сути Закона, вопросы нравственности и морали, догмы и внутреннего содержания магических связей, вопросы вины и совести, справедливости и милосердия, правды и политики, вопрос крови, национальной гордости, тьмы и света, избранности и человечности, вопрос смысла жизни и – вопрос Имени той силы, с которой хотели бы иметь дело магические иудейские круги.

 

Дав величественные доказательства своего волшебного искусства – умножение предметов, трансфигурация объектов и трансмутация жидкостей, различного рода преобразования, чары патронажа и опеки, колдомедицина, экзорцизм, воскрешение из мертвых, ясновидение и глубокое знание теории магии – ребенок Мариии был опасным и почти непобедимым противником. Однако именно тут читатель увидит самую главную странность в привычном ему поведении волшебника: осудить и убить этого человека оказалось на удивление легко. Он не сопротивлялся, не использовал на магглах свои возможности, не остановил представителей правящей элиты – даже под угрозой развала всего дела его жизни - и не сделал никаких попыток себя защитить.

 

Наиболее любопытен финал: биографические источники утверждают, что смерть была побеждена, и после казни и похорон этот человек воскрес безо всякого мумифицировния и оставления после себя кладки из органов. Воскрес во плоти, чтобы продолжать свою работу по высветлению мира. Он приходил к своим ученикам и любящим его женщинам: они его узнали. Многочисленные источники утверждают, что с тех пор его видели там и здесь, вплоть до настоящего момента.

 

В общих словах эту историю знает каждый англичанин, а источник (биографию) достать более чем легко.

 

…После произошедших событий случилась неожиданная вещь: чем больше запрещали культ этого человека, тем сильнее он разрастался, пока крупнейшая из поздних империй – Римская – не признала его как государственный и религиозный. На собственной родине этот культ не признан до сих пор, он обитает там на правах «завозного».

 

* * *

Конечно, нас должен в первую очередь интересовать следующий аспект: а каковы выводы из всего сказанного для мага?

 

Современный волшебник может не делать никаких особых выводов, кроме разве что того, что сила ребенка Марии в Защите от темных Сил и Искусств – наиболее велика, поскольку при жизни он был Господином демонов (они бежали от одного его имени. До последнего времени самые осведомленные экзорцисты из магглов пользуются этим же способом: изгоняют темные силы Его именем). При этом, в его время, данный факт был статьей обвинения.

 

Был ли он обещанным спасителем человечества? Поскольку маги не могут не верить в пророчества, надо сказать – да. Но вопрос спасения никогда не бывает линейным. В данном случае очевидно, что против собственного желания «спасти» кого бы то ни было совершенно невозможно.

 

Был ли он воплощенным божеством? Это вопрос совести, а не фактуры. Фактуру можно переписать.

 

Что изменилось в мире магии?

Изменился вопрос крови. Если связать свою душу с ребенком Марии – свойства крови перестают иметь значение, потому что магия с этого времени может передаваться в том числе и по духовному руслу. Трансформировалась сама природа волшебства. Однако кровь и душа волшебника всегда более восприимчивы к такого рода связям, поэтому то, что для волшебника – реальность, для маггла все еще может быть сказкой на ночь.

 

Изменился взгляд на Белую Магию. У нее появилось Имя, и были озвучены имена ее главных движущих сил. Теперь никто не скажет, что он просто «был неразборчивым», потому что расставлены все точки над i.

 

Изменился взгляд на Бессмертие. Оно перестало быть уделом собственно магии, и стало возможностью всего человечества. Телесность бессмертия была сдвинута, и главный голос стал принадлежать душе. «Спасшаяся» душа в состоянии конституировать себе тело.

 

Изменился взгляд на Черную Магию. Стало видно, что она ведет к погибели души, и никакое бессмертие для нее таким образом не достижимо.

 

Как действует эта новая магия, не зависящая от крови?

Она действует по принципу подобия. Как любой тип сакральной магии.

 

Оставил ли ребенок Марии потомство после себя, и есть ли наследники его особой крови?

 

Конечно, есть много ничем не подтвержденных теорий, что это так. В частности, французский Королевский дом Меровингов претендовал именно на это. Орден Тамплиеров разделял эту точку зрения (и есть мнение, что он сам ее и породил). Кровь Меровингов или «Кровь истинных Королей» периодически всплывает в магических хрониках, и – судя по источникам – она разлилась широкой рекой по королевским домам Франции и Англии (представители - Плантагенеты), так что никто не застрахован от встречи с волшебником, которой станет утверждать, что он по крови является наследником ребенка Марии. Есть самый простой способ это проверить: если такой волшебник может лечить руками запущенные случаи порчи и травм без применения волшебной палочки, одним прикосновением – значит, есть шанс, что он говорит правду. Если при этом к нему выходят единороги – шансов становится два.

 

На самом деле, гораздо важнее и интереснее с магической точки зрения факт пролития крови на землю и факт положения тела ребенка Марии в «недра земли». Соединение двух природ в неком подобии брачного акта обмена крови рассматривается как магический Контракт. Это длительное обязательство, корму посвящена специализированная литература.

 

Почему человечество до сих пор не спасено?

Потому что магглы и маги до сих пор делят ребенка Марии, не признавая реальности трех его природ – к кому он приходил, и у кого на него больше наследных прав. Его учение монополизировало на него права, обвиняя магов в шарлатанстве (на основании биографии), магия и религия трагически расстались, полив друг друга кровью – из-за него. При этом маги и волшебники, веками обвиняемые в связях с сатаной, достаточно предубеждены против культа этого человека. Гораздо удобнее держаться за старые представления о крови и делении людей на привилегированных и убогих, этой традиции несколько тысяч лет. И хотя маги находят следы ребенка Марии в своем каббалистическом учении, в современном нам мире вопрос собственности и трактовок все еще порождает войны. Языки маги и религии разошлись, хотя веками пили из одного источника. Это было предсказано две тысячи лет назад в словах о принесении не мира, но меча.

 

С некоторой экзальтированной точки зрения, божественные силы сделали что могли, и даже дали пример победы над смертью.

Теперь дело только за людьми.

 

Примечание:

о добарьерной и пост-барьерной магии см. отдельные иточники

 

 

К главе 4

Охота на ведьм

Представление о ВЕДЬМЕ как о еретике, приведшее к тысячам узаконенных убийств в Западной Европе между 1500 и 1700 гг. («ересь» - христианская аберрация, территориально ограниченная пределами Западной Европы), проиллюстрировать очень трудно.

 

Гораздо легче, на основании распространенного мнения, представить как воплощение зла женщину, "старую, хромую, с затуманенным взором, мерзкую и всю в морщинах" (Скотт Реджинальд).

 

Из показаний мошенников вырисовывается представление о ведьме как о старой, побитой морщинами старухе, согнутой от старости в дугу, так что подбородок соединяется с коленями, опирающейся на посох, с ввалившимися глазами, беззубой, с фурункулами на лице и трясущимися от паралича конечностями, разговаривающей сама с собой на улицах, «забывшей "Отче наш" и, в то же время, сохранившей достаточно злой язык, чтобы назвать шлюху шлюхой».

 

Джозеф Эдисон дает похожее описание "сморщенной карги", волшебницы Молли Уайт.

 

Поскольку большинство обвиняемых в ведовстве были женщинами, подобное представление преобладало и поддерживалось в литературе и иллюстрациях, дойдя до нашего времени.

 

Нидер (ок. 1435г.) заявил, что ведьм было больше, чем колдунов, потому что женщины обладают лживым языком и рассказывают другим о том, чему они научились. Кайзерсберг (1510) согласился, добавив, что женщины более легковерны, впечатлительны, склонны к галлюцинациям, чем мужчины. Король Яков I повторил эти объяснения в Шотландии (1597). Источники умалчивают, как отреагировал на это заявление Хогвартс.

 

Но в это же время имела хождение гравюра, приписываемая Гансу Бальдунгу Грюну: «Три веселящиеся ведьмы»

 

Молодая ведьма справа играет в чехарду, искусно поддерживая над собой горящий ночной горшок.

 

Эта картинка была задумана как новогодняя поздравительная открытка.

 

* * *

Абердинские ведьмы

 

В 1597 г. в Европе вышла в свет "Демонологии" короля Якова I.

 

По графству Абердин в Англии тут же прокатилась волна безумной охоты на ведьм, в результате которой были сожжены двадцать четыре человека. Осужденным предъявлялся полный набор обвинений в колдовстве:

- пляски с дьяволом вокруг городского креста,

- применение лигатур для совращения мужей,

- сквашивание молока,

- очаровывание животных,

- насылание приворотных чар с помощью гнутых пенсов, завернутых в тряпку с куском красного воска.

 

Одну из приговоренных, старуху Джанет Уишерт, обвинили в наведении порчи или наговоре на Александра Томпсона, из-за чего он заболел перемежающейся лихорадкой. Подобным же образом она околдовала Эндрю Вебстера, умершего в результате этого. От ее дурного глаза умерли и многие другие. Она вызывала бури, разбрасывая горящие угли, насылала котов, вызывающих дурные сны, расчленяла тело повешенного. Ее сожгли вместе с другой ведьмой, причем "торф, бочки с дегтем, уголь" и услуги палача стоили 11 фунтов и 10 шиллингов (в пределах кната по курсу того времени).

 

Среди прочих обвиняемых были и те, кого уличила одна из приговоренных ведьм, которая ради продления собственной жизни помогала судьям искать новые жертвы. Она поклялась, что была на большом сборище в Этхолле, где видела более двух тысяч ведьм. "Она знала их всех достаточно хорошо и видела, какую отметку дьявол сделал каждой из них. Многие из обличенных подверглись пытке "плаванием": им связывали вместе большие пальцы на руках и на ногах, и, брошенные в таком положении в воду, они всегда всплывали".

 

В конце XV в. Инвизиция развернула борьбу с ведьмами по всей Европе.

 

Аррасские ведьмы

 

Французское колдовство отличалось рекордным количеством одержимых дьяволом молодых женщин, преимущественно послушниц и монахинь.

 

При этом в результате разбирательства самые известные примеры околдовывания людей оказывались мнимыми (например, Грандье, Урбен, Луденские монахини). Во многих других случаях, однако, присутствие дьявола возникало по злому Умыслу самих одержимых (невроз, манипуляция) или по причине злых чар, источник которых не был установлен (истерия). Когда священники чувствовали, что экзорцизм удался, они публично заявляли о своем успехе.

 

* * *

Одна из наиболее ранних охот на ведьм во Франции была организована в Аррасе в 1459-1460 гг. В то время колдовство еще не имело точного определения как «статья обвинения».

 

Обвинения против этих новых еретиков - колдунов и ведьм - основывались на опыте борьбы с прежними еретиками - вальденсами или катарами, которые также обвинялись в поклонении дьяволу и поедании человеческого мяса. Параллели были настолько явными, что выражение "alter en vaudots" (вступить в вальденсы) стало обозначать посещение шабаша. Сожжение было уделом как вальденсов, так и ведьм. Логика того времени гласила: если два явления похожи – значит, у них один источник.

 

По свидетельству некоего Робина де Вула (заключенного), инквизитор Пьер ле Брусcap арестовал, якобы за принадлежность к вальденсам, слабоумную женщину по имени Даниэль Гренье. Даниэль пытали до тех пор, пока она не назвала сообщников: четырёх женщин и старого художника Жеана ля Итта, прозванного "безъязыким аббатом" (Abbe-de-peu-de-sens). Чтобы избежать пыток, он пытался отрезать себе язык, но лишь расцарапал рот, и, как человек умеющий писать, был вынужден дать письменные показания.

 

В чем состояло зло, совершенное аррасскими ведьмами?

 

Мужчины и женщины были неожиданно перенесены к месту встречи, где они нашли дьявола в человеческом облике с закрытым лицом, который прочитал или передал им свои приказания и распоряжения, объяснив, каким образом следует служить. Затем он заставил их всех поцеловать себя в зад и дал им по нескольку монет. Наконец он возглавил пышный банкет, в котором участвовали все присутствующие. Потом мгновенно погас свет, и каждый взял себе партнера и познал его плотски. После этого все были неожиданно возвращены туда, где они были первоначально.

 

Здесь уместно вспомнить, что некий латинский трактат, написанный в мае 1460г. с целью узаконить массовые аресты и явно принадлежавший перу инквизиторов, включал в себя аналогичные подробности так называемых оргий (Сексуальные сношения с дьяволом).

 

…Согласно обычаю, отчеты об этих процессах представлялись на рассмотрение экспертам-богословам. Доктор богословия Жиль Картье и каноник Григорий Николаи (оба из Камбрэ) рекомендовали суду проявить снисхождение, поскольку осужденные не обвинялись (не были замечены) ни в убийстве, ни в святотатстве.

 

Инквизитор Пьер ле Брусcap проигнорировал эту рекомендацию и организовал аутодафе. 9 мая 1460г. Даниэль Гренье и четверо названных ею сообщника (пятый покончил с собой в тюрьме) были приведены на помост перед епископским дворцом. Они были облачены в одежду еретиков и митры с изображениями пляшущих дьяволов. Сам инквизитор произнес проповедь, объявив их вальденсами и еретиками. Описывая их преступления, он опустил лишь упоминание о совокуплении с дьяволом, "ибо невинный слух будет оскорблен этими мерзостными, ужасными и бесстыдными вещами". Пятерых подсудимых обвинили в полетах на метлах (или палках, baguettes), поклонении Дьяволу и в топтании креста, после передачи в руки светских властей все четверо были заживо сожжены, несмотря на их пронзительные крики о невиновности.

 

Через месяц, в июне 1460г., инквизитор возобновил свою деятельность, основываясь на именах, добытых у сожженных под пытками.

 

Было брошено в тюрьму много людей совершенно разного социального положения. Их так страшно пытали и ужасно мучили, что они были вынуждены сознаться в предъявленных обвинениях. Они признавались в том, что видели и узнали на ночных собраниях многих благородных господ, прелатов, лордов и других руководителей провинции и города. Их пытали "так долго и часто", что они старались во всем сознаться, чтобы угодить судьям.

 

Наиболее влиятельные и богатые люди покупали себе освобождение от пыток и унижений. Неимущих сжигали. Инквизиторы соблазняли наиболее важных обвиняемых, обещая сохранить им жизнь и собственность. Обещания не выполнялись. Имения конфисковывались феодальными властями, а движимое имущество - епископством. Лишь немногие отрицали обвинения и отказывались давать взятки судьям.

 

Прока продолжался этот судебный разгул, некоторые священнослужители потребовали амнистировать заключенных. Конечно, их требование было отклонено. К концу года купцы уже опасались заключать контракты, и торговый оборот в Аррасе стал уменьшаться. В замешательстве инквизитор обратился за поддержкой к Филиппу Доброму, герцогу Бургундскому; его замешательство усилилось, когда архиепископ Рейнский и епископы Парижа и Амьена объявили шабаш наваждением и сняли выдвинутые трибуналом обвинения в колдовстве.

 

В 1461г. парижский парламент настоял на освобождении некоторых заключенных, а аррасский епископ Жан Жоффруа, находившийся во время охоты на ведьм в Риме, возвратившись домой, отпустил остальных.

 

Наконец, 10 июля 1491г. парижский парламент объявил, что инквизитор действовал "ошибочно и против порядка и правосудия - процесс недействителен, поскольку проводился без соблюдения должных формальностей". В дальнейшем он осудил "нечеловеческие допросы и пытки инквизиции, такие, как сдавливание конечностей, прижигание ступней и вливание в обвиняемых масла и уксуса". Он призвал молиться за тех, кого предали смерти.

 

* * *

До введения Статута Секретности подобные случаи «прекращения дел» или освобождение местной знатью арестованных «колдунов» происходили по понятной причине: континентальная и островная знать из самых высших аристократических слоев общества сама принадлежала к кругам волшебников. Конечно, никакой помощи инквизиции, истребляющей часть ее народа, она оказывать бы не стала. С ростом влияния церкви и истощением волшебных семейств наряду с упадком королевских домов положение постепенно изменилось к худшему.

 

 

Авторитетнейший источник

 

Одной из насмешек истории является оправдание преследований за колдовство с помощью библейских текстов, изначально предназначенных для религиозной системы, где не было веры в Дьявола.

 

Католики и протестанты обычно цитируют книгу Исход:

"Ворожеи не оставляй в живых" (22,18). Но еврейское слово kaskagh (употреблено в Ветхом Завете 12 раз в разных значениях) здесь означает "отравитель", как показал Реджинальд Скотт еще в 1584г., и, конечно, не имеет ничего общего с изощренной христианской концепцией ведьмы.

 

Однако авторитет Священного Писания был столь силен, что неправильный перевод порождал заблуждения. После казни Гуди Кнапп в Ферфилде (Кент) в 1653г. ее соседка сказала: "Я долго не могла поверить, что эта бедная женщина - ведьма и что вообще есть ведьмы, пока слово Божье не убедило меня: "Ворожеи не оставляй в живых".

 

Другой случай замены еврейского слова "волшебница" на "прорицательница" - содержится в 1 книге Царств (история об Аэндорской волшебнице).

 

Авторы, которые пытались разоблачить колдовские суеверия, например, Скотт Реджинальд или Эйди Томас, вынуждены были разъяснять две основные ошибки:

 

1. Многочисленные еврейские слова, обычно переводимые как "отравитель", "колдун" и "ведьма", обозначают разнообразных практиков оккультизма, от фокусников до астрологов. Обозначение их всех одним словом "ведьма" является неподходящим и ошибочным.

 

2. Понятие "ведьма", включающее договор с Сатаной, перемещения, превращения, шабаш и чародейство, не подразумевается и не встречается нигде в Библии. То, что Ветхий Завет не упоминает о таких ведьмах, не случайно, ибо само это понятие исходит из христианской демонологии.

 

Так, сэр Вальтер Скотт заметил:

"Нельзя сказать, что где-либо в Священном Писании говорится о системе колдовства, нарушавшей закон Израилев в том же смысле, в каком европейское колдовство нарушало законы европейских народов, довольно поздно отменивших наказание за него... В Четвероевангелии также не сказано ни слова в этом смысле" ("Письма о демонологии и колдовстве").

 

Фактически в Библии обсуждаются лишь проявления магии и оккультных обрядов, но ничего не говорится о колдовстве как ереси. Приведенные ниже цитаты из канонического текста Библии показывают, как ошибочный перевод и тенденциозное толкование способствовали росту преследований и догматизма.

 

Ворожеи не оставляй в живых (Исход, 22, 18).

 

Не ешьте с кровью, не ворожите и не гадайте (Левит, 19, 26).

 

Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам, не ходите и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь Бог ваш (Левит, 19, 31).

 

И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то я обращу лицо мое на ту душу и истреблю ее из народа ее (Левит, 20, 6).

 

Мужчина или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них (Левит, 20, 27).

 

Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник, вопрошающий мертвых, ибо мерзок перед Господом всякий, делающий это, и за эти-то мерзости Господь изгоняет их от лица твоего (Второзаконие, 18, 10-12).

 

Пророка, который дерзнет говорить моим именем то, что я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти (Второзаконие, 18, 20).

 

Ибо непокорность есть такой же грех, что и волшебство и противление то же, что и идолопоклонство (1 книга Царств, 15, 23).

 

Какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей и при волхвованиях ее? (4 книга Царств, 9, 22).

 

И провел сына своего через огонь и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов, и волшебников, много сделал неугодного в глазах Господа, чтобы прогневать его (4 книга Царств, 21, 6).

 

И вызывателей мертвых, и волшебников, и терафимов и идолов и все мерзости... истребил Иосия (4 книга Царств, 23, 24).

 

И, когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, шептунам, чревовещателям, тогда отвечайте, не должен ли народ обращаться к своему Богу? (Исайя, 8, 19).

 

Одной из широко обсуждавшихся ссылок на Авторитетнейшай Источник была история о так называемой Аэндорской волшебнице в I книге Царств.

 

Царь Саул, встревоженный нападением филистимлян, искал совета у прорицательницы. Хотя некромантия считалась уголовным преступлением, женщина согласилась вызвать дух его предшественника, Самуила, который мог дать ему совет:

 

"И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли.

Какой он видом? - спросил у нее Саул.

Она сказала: Выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду.

Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицом на землю и поклонился" (I книга Царств, 28).

 

Затем Саул, очевидно, услышал "голос Самуила", имитировавшийся медиумом с помощью чревовещания, как это делается на современных спиритических сеансах. Известные богословы спорили, услышал ли Саул "дух" Самуила, или это был голос вселившегося в него дьявола.

 

В латинской Вульгате женщина названа пифией (pythonissa), т.е. предсказательницей судеб, вдохновляемой духом Пифона. Греческая Септуагинта переводит еврейское obh как heggastramythos (чревовещатель). В "Деяниях" упоминается встреча апостола Павла с "одной служанкой, одержимой духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим (XVI, 16)".

 

Саул не смог получить совета у своих профессиональных пророков. Стремясь сохранить монополию на предсказание будущего, они объявили всех остальных прорицателей вне закона:

 

"Не должен находиться среди вас... прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, вызывающий духов и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это" (Второзаконие, 18, 10). К упомянутым лицам принадлежала и Аэндорская волшебница.

 

Канон англиканской церкви рассматривает прорицательницу как "женщину, имеющую домашнего духа", но не в смысле средства для материализации духов умерших, а в духе "новомодных" представлений XVII в. о христианской колдунье, которая пользуется услугами личного демона, принявшего вид мелкого домашнего животного (фамилиара).

 

Тем не менее Скотт Реджинальд еще в 1584г. показал, что разночтение между еврейским и греческим текстами не подразумевает колдовства, тем самым перечеркнув будущие богословские споры:

 

"Самуил не воскресал из мертвых, это была лишь иллюзия, обман, практикуемый колдунами. Я знаю, что Августин и прочие авторитеты, отрицающие воскресение Самуила, подразумевают, что дьявол вселился в его подобие. Но при всем уважении к их мнению, я не могу с ними согласиться".

 

Однако уже в 1611г. переводчики Библии для короля Якова I озаглавили рассказ об Аэндорской волшебнице "Саул получает совет у ведьмы", подкрепив закон 1604г. совершенно произвольным толкованием Священного Писания.

 

 

К главе 5

 

Белая ведьма

или

парадокс Хогвартского Диплома

 

 

Как отмечал известный юрист Пауль Гриландус (около 1525г.), гражданский закон не должен наказывать за колдовство, если оно принесло пользу, например, в таких случаях, как излечение болезни или отведение бури.

 

Несколько демонологов соглашались с подобной позицией. Так, например, Гваццо (1608) отличал природную магию - дар, посланный Господом, от искусственной, рожденной благодаря помощи Дьявола. Природная магия "была не более, чем точным знанием секретов природы". И Гваццо указывал на библейский пример Товии, излечившего слепоту своего отца с помощью желчного пузыря рыбы. Однако Гваццо признавал, что белая магия может причинить зло и стать противозаконной, когда ее используют с порочными целями с помощью демонов, и она угрожает телу и душе.

 

С другой стороны, гражданские законодательства, принятые после 900г., карали знахарство или белую магию отлучением от церкви с последующей передачей для казни в руки светских властей. И эта церковная точка зрения постепенно стала превалировать. Жан Винсент (около 1475г.) писал, что те, кто использовал травы для лечения заболеваний, поступали так, потому что имели тайный или явный сговор с дьяволом.

 

Так, Джилли Дункан из Норт-Бервика в 1590г. была заподозрена в колдовстве, потому что лечила "всех, кого беспокоили или причиняли боли различные недуги или немощи". Фактически теологи стали смотреть на "добрую ведьму" как на "чудовище еще более отвратительное и ужасное", чем злая ведьма.

 

Теркине писал в 1608г.:

"Хотя во многих отношениях ведьмы были полезны и не причиняли вреда, а, напротив, вылечили многих, однако, поскольку они отреклись от Господа нашего и связали себя службой с врагами Господа и Его церкви, - смерть их удел, справедливо назначенный Богом: они не должны жить".

 

Все английские авторитеты, верившие в существование "добрых" ведьм и обычно консультировавшиеся с ними, если врач оказывался бессилен, все равно выступали с их непримиримым осуждением. Фуллер в "Holy ana Profane State" писал: "Белые и черные [ведьмы] в равной степени виновны, поскольку одинаково вступают в соглашения с Дьяволом"; и Гиффорд в "Dialogue" (1593) утверждал, что белые ведьмы &qu

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...