Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С задержкой психического развития




У детей

Методическое пособие



 


 

 

Москва 2006

 

 

Введение

В настоящее время в связи с развитием в России педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в обучении и адаптации к школе, особого внимания заслу­живает организация помощи таким детям на этапе подготовки к школь­ному обучению. Ввиду этого становится актуальным тщательное пси­холого-педагогическое изучение данной категории детей. Психолого-педагогическое изучение, анализ психических особенностей детей с задержкой психического развития (ЗПР) является необходимым ус­ловием для разработки адекватных, научно обоснованных методов коррекционно-воспитательной работы.

Любой психический процесс в своем развитии обусловлен как на­следственными предпосылками, так и влиянием среды. В процессе раз­вития ребенка формируются психические функции, а также сложные связи и взаимоотношения между ними. Каждый возрастной этап в развитии тесно связан с предыдущим. Нарушение в каком-либо от­дельном звене этой цепи закономерно вызывает общее психическое недоразвитие. Социальная среда, в которой живет и воспитывается ребенок, играет важную роль в развитии психики и становлении личности ребенка. Большое значение имеет стимуляция процессов восприятия, памяти, речи, моторики на определенных возрастных этапах, юг да происходит наиболее интенсивное развитие определенных мозговыхсистем. В эти периоды развивающиеся системы наиболее чув­ствительны как к стимуляции, так и к ее отсутствию. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным в отношении обучения и развития.

Рядом исследований установлено, что дети с ЗПР характеризуются недостаточной сформированностью навыков интеллектуальной деятельности, снижением познавательной активности, ограниченностью речевого развития, недоразвитием эмоционально-волевой сферы им. Нарушение в каком-либо от­дельном звене этой цепи закономерно вызывает общее психическое недоразвитие. Социальная среда, в которой живет и воспитывается ребенок, играет важную роль в развитии психики и становлении личности ребенка. Большое значение имеет стимуляция процессов вослриятия, памяти, речи, моторики на определенных возрастных этапах, юг да происходит наиболее интенсивное развитие определенных мозговыхсистем. В эти периоды развивающиеся системы наиболее чув­ствительны как к стимуляции, так и к ее отсутствию. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным в отношении обучения и развития.

Рядом исследований установлено, что дети с ЗПР характеризуются недостаточной сформированностью навыков интеллектуальной деятельности, снижением познавательной активности, ограниченностью речевогоразвития, недоразвитием эмоционально-волевой сферы и личности в целом. В большинстве случаев ЗПР является следствием церебральной органической или функциональной недостаточности центральной нервной системы различного характера и разной степени выраженности (Т.А. Власова, А.О. Дробинская, Т.В. Егорова, К.С. Ле­бединская, В. И. Лубовский, Н.А. Менчинская, Н.А. Никашина, М.С. Певзнер и др.).

Эти дети с первых дней обучения в массовой школе испытывают трудности при овладении навыками чтения, письма и счета, что в зна­чительной степени может быть обусловлено неполноценностью зри­тельно-пространственной, вербально-пространственной ориентировки и конструктивной деятельности. О существенном недоразвитии про­странственной функции у детей с ЗПР свидетельствуют данные клинико-нейропсихологических исследований (Ю. Дауленскене, Ю.Г. Демьянов, А.О. Дробинская, И.Ф. Марковская, В.И. Насонова, М.Н. Фишман и др.).

Формирование пространственных представлений имеет большое значение для полноценного усвоения школьных знаний и навыков, так как переход к школьному обучению требует от ребенка свободной ори­ентировки в пространстве и владения основными пространственными понятиями.

От уровня развития пространственных представлений и понятий во многом зависит успешность овладения детьми счетом, чтением, письмом, рисованием, ручным трудом, физкультурой и т.д. (Б.Г. Ана­ньев, Л.А. Венгер, О.И. Галкина, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, И.С. Якиманская, Л.В. Яссман и др.).

Изучение характера недоразвития пространственных представле­ний у детей с ЗПР, разработка путей их формирования и коррекции в дошкольном и младшем школьном возрасте является актуальной про­блемой. Своевременное, возможно более раннее проведение коррекционной работы, направленной на формирование пространственных представлений и понятий, будет способствовать успешному овладе­нию школьными навыками и позволит избежать педагогической запу­щенности.

Глава I. Постановка проблемы.

Задачи и методы исследования.

Характеристика материала

Постановка проблемы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...