Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ показателей характеризующих физическое развитие и подготовленность тяжелоатлетов




 

Анализ физического развития

При анализе физического развития особое внимание обращается на рост, вес и окружность грудной клетки. Для этого перед началом контрольных испытаний проводится измерение данных показателей у поступающих. В таблице 1 приведены результаты антропометрических измерений подростков 11-12лет. Наибольший разброс данных наблюдается при измерении роста, а наименьший - при измерении окружности грудной клетки.

Говоря о влиянии пропорций тела на способности подростков к занятиям тяжелой атлетикой, следует отметить, что среди современных сильнейших штангистов мира встречаются представители различных типов строения тела [7, 9].

Среднестатистические показатели физического развития детей 11-12 лет.

 

Таблица 1

Показатели физического развития Статистические показатели

Возраст, лет

    11 (n = 350) 12 (n = 318)
Рост, см М±m С,% 142,9 ±6,4 14,1 150,4 ±7,5 15,6
Вес, кг М±m С,% 35,7 ±5,9 53,0 42,4 + 7,8 60,2
Окружность грудной клетки, см М±m С,% 72,5 ± 2,3 10,2 72,5 ± 3,5 14,3

 

Примечание: С% - средний рост %.

При анализе физического развития важно учитывать степень полового созревания подростков [19, 22], которая определяется на основании развития вторичных половых признаков по так называемой «половой формуле» АР:

А - развитие волос в подмышечной впадине. Стадии развития: А0, А1,А2,А3, А4;

Р - развитие волос на лобке. Стадии развития: Р0, Р1, Р2, Р3, Р4-

Проведенные исследования показывают, что подростки одного и того же возраста значительно отличаются по биологической зрелости друг от друга. Из таблицы 2 видно, что из 60 подростков 12 лет лишь 21 достиг первой степени половой зрелости, три - второй степени. Через год, в 13 лет, первая и вторая степени полового созревания наблюдались уже у 50 подростков

Степени и стадии половой зрелости подростков 11-12 лет.

 


Таблица № 2

Возраст, лет А0 А1 А2 А3 Р0 р1 Р2 р3
11 60,0 35,0 5,0  - 60,0 35,0 5,0 -
12 31,5 38,0 30,5  - 30,0 38,0 32,0 -

 

Анализ антропометрических измерений со степенью полового созревания и показателями контрольных испытаний дает более полную характеристику физического развития подростка, позволяющую правильнее оценить его физические возможности в данный возрастной период [17].

Таким образом, первый этап спортивных тренировок направлен на ознакомление с физическим развитием и состоянием здоровья. Однако, этого еще далеко недостаточно, чтобы сделать окончательный отбор лучших подростков данного возраста.

Поэтому необходимы дополнительные педагогические наблюдения непосредственно в условиях тренировки и соревнований.

Анализ физической подготовленности

Перед началом тренировочных занятий проводились контрольные испытания, включающие бег на 60 метров, прыжки в длину с мета, тройной прыжок с места, определение ручной и становой динамометрии, отжимание в упоре лежа, подтягивание на перекладине, упражнения на координацию и гибкость [29].Для определения физической подготовленности была использована следующая формула:

 

,

 

где ИФП - индекс физической подготовленности в относительных единицах;

А - спортивный показатель в одном из упражнений;

В - возраст;

Р - вес школьника в кг;

С - рост в см.

Исследования результатов контрольных испытаний и физического развития 11-12-летних школьников позволили определить как средний показатель ИФП, так и его достоверный интервал при выполнении бега на 60 метров, прыжка в длину с места, определении ручной и становой динамометрии [20], а все показатели занесены в таблицу 3.

Величины ИФП по результатом контрольных тестов.

 

Таблица 3

Упражнения

11 лет

12 лет

  М±m ИФП (доверительный интервал) М±m ИФП (доверительный интервал)
Бег на 60 м 10,2 ±0,3 4,86 (5,65-4,07) 10,0 ±0,2 4,58(4,94-4,19)
Прыжок в длину с места 165,0 ±2,7 6,92 (7,5-6,23) 173,0±2,5 6,8 (7,8-5,8)
Ручная динамометрия, кг 22,4 ± 0,9 8,9 (9,9-7,9) 23,9 + 0,7 8,8(10,3-7,3)
Становая динамометрия, кг 69,8 ±1,2 3,76(4,25-3,3) 73,5 ± 0,7 3,76 (3,96-3,6)

 

Анализ динамики прироста результатов в контрольных испытаниях в период годичного пребывания подростков в школьно-подготовительной группе

Основной формой оценки способностей юных спортсменов является исследование у них индивидуальных особенностей характера и психики, спортивных задатков, двигательных и функциональных возможностей организма при выполнении тренировочной нагрузки [38, 45, 46]. В целом второй этап направлен на более глубокое изучение одаренности подростков.

Информированность показателей прироста результатов в контрольных упражнениях должна оцениваться не столько по абсолютному результату, сколько по его приросту по отношению к исходному уровню.

Доверительный интервал суммы прироста результатов в течение года (по данным четырех испытаний через каждые три месяца) и рекомендуется для практики [29]:

в беге на 60 м - 1,95-2,42 сек.;

в прыжках в длину с места - 73,9-120,7 см;

в беге на 500 м - 14,7-16,0 сек.

Если сумма приростов в одном из упражнений выходит за верхнюю границу доверительного интервала, следовательно, прогресс подростка за год тренировок был значительным, если за нижнюю границу - то прирост был ниже среднего уровня.

Для оценки способностей юных тяжелоатлетов большое значение имеют качественные характеристики изменения силовых возможностей в специальной подготовке - в рывке и толчке штанги. Тренировки в течение года способствовали приросту результатов, как в рывке, так и в толчке штанги.

Таким образом, наблюдая за подростком на протяжении всего учебного года, можно составить весьма достоверное представление о способностях его как спортсмена, обладающего не только высокими физическими возможностями, но и необходимыми морально-волевыми и психологическими качествами [30, 38].

 

1.5 Отбор юных тяжелоатлетов с учётом их возрастных особенностей и возможностей заниматься по методу "круговой тренировки"

 

В спортивную секцию принят подросток. Работа с этим возрастным контингентом имеет специфические особенности. Важно иметь в виду, что подросток - не копия взрослого человека.

Многочисленные исследования ученых показали, что деятельность внутренних органов и систем у него в период полового созревания заметно отличается от таковой в зрелом возрасте. Подростковый период приходит на смену периоду детства, для которого характерен относительно спокойный и равномерный рост в развитии человека. В течение периода полового созревания происходит бурное развитие всего организма [7, 19]. Доказательством этого являются значительное увеличение роста, вес, окружности грудной клетки и мускулатуры, повышенная работа сердца, глубокие изменения в деятельности центральной нервной системы, и особенно в деятельности половых желез. Этот период длится в среднем с 12 до 16 лет. Подростковый возраст - один из основных этапов в жизни человека на пути к полному расцвету его сил, когда совершенствуются физические и функциональные возможности, происходит становление личности и характера.

Предусмотрена организация занятий в школьно-подготовительных группах. Как правило, в 11-12-летнем подростке весьма трудно определить способности к занятиям тяжелой атлетикой. Известно, что подростки-сверстники нередко значительно отличаются друг от друга по степени полового созревания и, следовательно, по физическому развитию. Поэтому при отборе важно учитывать не паспортный возраст, а биологический. Степень полового созревания определяется при первом же врачебно-педагогическом осмотре подростков [45].

Экспериментальные исследования показали, что наибольший эффект получается тогда, когда отбор производится в школе, а не в группах ДЮСШ. К тому же, желание попасть в центральную секцию юных штангистов являлось одним из значительных психологических стимулов, который способствовал проявлению их лучших физических и волевых возможностей.

Скоростно-силовые возможности выявились с помощью прыжков в длину и высоту толчком двумя ногами, бега на 60 метров с максимальной скоростью; гибкость и координация - с помощью акробатических упражнений (кувырок вперед через препятствие, выполнение моста наклоном назад и через стойку на руках); ловкость - во время борцовских поединков, спортивных игр. Особое внимание на тренировочных занятиях уделялось таким качествам, как смелость, решительность, хладнокровие, целеустремленность, настойчивость и т. д.

Разнообразные средства из различных видов спорта создавали необходимый эмоциональный климат, что играет немаловажную роль при занятиях с подростками [7].

В специальную подготовку входило ознакомление с техникой выполнения рывка и толчка штанги, а также использование специально-вспомогательных упражнений для развития силы, скоростно-силовых качеств и специальной выносливости: приседаний, наклонов, подъема штанги на грудь и рывка в полу присед, толчка от груди, жима лежа, приседаний в рывковом хвате.

Исследования показали, что для подростков 11-12-летнего возраста оптимальным считается вес, уверенно поднимаемый в рывке или толчке не менее 5-6 раз подряд.

Объем тренировочной нагрузки за урок составил, без учета упражнений общей физической подготовки (ОФП), в среднем 40-50 подъемов штанги (КПШ) оптимального веса (без учета веса штанги, поднятой на разминке). На одно упражнение отводилось 5-6 подходов и 3-4 подъема за один подход [17, 29].

Итак, занятия в школьно-подготовительной группе по своему содержанию направлены на приобщение подростков с 11-12 лет к регулярным занятиям тяжелой атлетикой, на укрепление здоровья, воспитание любви к этому виду спорта, развитие уверенности в своих силах и раскрытие способностей.

Как уже отмечалось, всесторонние наблюдения за подростками в течение года позволяют объективнее оценить способности каждого, в какой-то мере уже в этом возрасте определить задатки к занятиям тяжелой атлетикой, физические и функциональные возможности. В этом состоит главная и весьма ответственная задача тренера по выявлению одаренных спортсменов.

Есть все основания полагать, что некоторые признаки спортивной одаренности тяжелоатлетов 11-12 лет могут быть выявлены уже в первый год занятий спортом. Для этого тренировочный процесс условно разбивается на три этапа:

Вступительные контрольные испытания, антропометрические измерения, анализ физического развития, первоначальное определение физической активности поступающего.

Глубокое и всестороннее изучение характера и личности новичка, его психики, физических возможностей, способностей к прогрессу результатов, спортивного мышления, отношения подростка к товарищам его дисциплины и, учебы в школе.

) Контрольно-педагогические испытания после окончания занятий в школьно-подготовительной группе, определение способностей по итогам педагогических наблюдений [17].

Итак, после окончания занятий в школьно-подготовительной группе выявились подростки и юноши, которые могут заниматься тяжелой атлетикой в ДЮСШ или СДЮШОР. После этого они проходят комплексный отбор.

Согласно положению, набор в ДЮСШ и СДЮШОР осуществляется в сентябре. Предлагаются следующие контрольные испытания:

бег на 30 и 60 метров;

прыжки в длину с места, тройной прыжок;

отжимание в упоре лежа (на брусьях);

определение силы мышц брюшного пресса;

гибкость в плечевых суставах (приседание со штангой вверху, хват широкий, средний, узкий);

наклоны вперед стоя на прямых ногах и другие упражнения.

Исходные показатели заносятся в специальную тетрадь, где в последствии (в ходе текущего отбора) регулярно отмечают изменения тестовых показателей. Во время отбора проводят спортивные игры, в процессе которых изучается лов-кость, координация, гибкость, выносливость, сообразительность.

Для практики представляет интерес опыт работы по комплексному отбору Н. Ипалитова. Автор рекомендует проводить отбор в течение первых двух лет обучения в три этапа.

Первый этап - начальный (длительность - 1,5-2 месяца). В этот период определяется исходный уровень развития специфических двигательных качеств у желающих заниматься тяжелой атлетикой. После медицинского осмотра кандидаты проходят в соревновательных испытания по тестам: прыжок в длину с места (210 см, 220 см, 235 см - соответственно оценкам 3, 4, 5 баллов), выпрыгивания вверх с места с взмахом руками(48 см, 52 см, 55см), приседания с грифом над головой (хват рывковый, средний, толчковый), метание набивного мяча (5 кг) за спину, становая сила, приседание со штангой на плечах.

Второй этап - основной (до конца первого года). Определяется степень освоения техники рывка и толчка, учитываются активность, трудолюбие, смелость и другие психологические особенности. Продолжаются испытания по предыдущим тестам в динамике. В конце года, например, прыжки снова оцениваются по бальной системе (225 см, 235 см, 250 см - в длину, 53 см, 56 см и 58 см - выпрыгивание вверх), осуществляется выполнение юношеских разрядов и III взрослого разряда.

Третий этап - заключительный (в течение второго года). Исследуются в динамике все предыдущие показатели. В конце этапа оценки следующие:

прыжки в длину - 240 см, 253 см, 265 см;

выпрыгивание вверх - 58 см, 64 см, 68 см;

выполняются III разряд + 5 кг, II разряд.

Контрольные испытания проводятся через каждые 1,5-2 месяца [23].

Нормативные требования

Завершающая работа по отбору юных спортсменов должна состоять в приеме нормативных требований по общей физической подготовке и специальной физической подготовке для поступающих в секцию юных штангистов. Проходной балл по общей физической подготовке для 12-14-летних подростков составляет 40-45 и по специальной физической подготовке 14-18, а нормативные требования по общей и специальной физической подготовке представлены в таблице 4 и 5 [29].

При отборе подростков важно учитывать и функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервно-мышечной систем. Для этого целесообразно применять контрольные нормативы, оценивающие выносливость спортсмена.

Например, для оценки выносливости подростков 12-14 лет - бег на 500 метров в максимальном темпе до начала годичной тренировки и в конце ее. Регистрируется не только спортивный результат, но и частота пульса непосредственно перед бегом (ИФ - исходный фон) и после него на 1, 3, 5 и 10-й минутах. Затем определяется разность в частоте пульса по отношению к ИФ в каждом отрезке времени. Разность складывается и получается сумма прироста частоты пульса. Снижение указанного параметра через год говорит о повышении функциональной подготовленности сердечно-сосудистой системы [7, 17].

Это позволит более эффективно осуществлять отбор подростков и юношей в тяжелую атлетику и даст возможность быстрого развития лучших спортсменов в тяжелой атлетике при таком тщательном отборе.

Таким образом, согласно существующих рекомендаций теоретиков и практиков физической культуры и спорта по отбору для занятий тяжелой атлетикой перед началом исследования были проведены контрольные испытания по тестам, представленным в таблице 4.

Контрольные тесты для отбора в секцию штанги подростков 11-12 лет.

 

Таблица 4

Упражнения

Результаты, оцениваемые в баллах

  Три Четыре Пять
Отжимание в упоре лежа (количество повторений) 15 20 25
Отжимание в упоре на брусьях (количество повторений) 6 8 12
Лазание по канату (4 м) без помощи ног, сек 22 20 18
Наклоны вперед (ноги прямые) Пальцами коснуться пола Ладонями коснуться пола Ладонями коснуться пола, а лицом - коленей
Кросс 500 м, сек. 100,0 92,0 85,0
Прыжки в длину с места, см 160 175 190
Толкание ядра 4 кг, м 7 8 9

круговой тренировка тяжелоатлет подросток


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...