Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы и организация исследования




Методы исследования

 

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

Анализ научно-методической и исследовательской литературы;

Анализ факторов, характеризующих возможности занятий тяжелой атлетикой;

Психолого-педагогическое наблюдение;

Контрольно-педагогические испытания;

Педагогический эксперимент;

Метод математической обработки результатов;

Методы сравнительного логического и графического анализов;

Врачебно-педагогический контроль.

Метод изучения и анализ научно-методической литературы был применен с целью получения сведений о состоянии вопроса в теории и практике физической культуры.

Метод изучения и анализ факторов был применен с целью получения сведений характеризующих возможности занятий тяжелой атлетикой подростков 11-12 лет.

Психолого-педагогические наблюдения проводились по специальным протоколам и были направлены на изучение показателей эффективности различных тренировочных методик.

 

Организация исследования

 

Исследования проводились в три этапа. На первом этапе изучалась научно-методическая литература, выбор методов исследования и постановка задач.

На втором этапе проводился педагогический эксперимент.

Третий этап включал в себя обработку полученных данных в педагогическом эксперименте.

Для систематической оценки физической подготовленности юных штангистов периодически проводились контрольно-педагогические испытания в начале, середине и конце учебного года. Они давали возможность выявить уровень показателей физической подготовленности, проследить динамику и определить сдвиг за экспериментальный период. За основу были взяты обще-развивающие упражнения из различных видов спорта: бег на 60 метров, прыжки в длину с места, подтягивание на перекладине, а из арсенала средств специальной подготовки - приседание.

Педагогический, естественный эксперимент предусматривал использование в экспериментальной группе средств и методов, способствующих развитию физической подготовленности, с акцентом на эффективность круговой тренировки и расширению теоретических сведений в области тяжелой атлетики.

В статистической обработке определялись следующие показатели:

. Средняя арифметическая

 

 

где X - средняя арифметическая;

-знак суммирования;

Х- отдельные значения;- число испытуемых

Среднее квадратическое отклонение

 


 

. Ошибка средней арифметической

= ;

 

. Коэффициент вариации

 

 

. Темп суммарного прироста по С.Броди

 

 

где, X1 и Х2 - соответственно исходные и конечные результаты показателей;

. Показатель достоверности различий Стьюдента

 

 

где, m1 и m2 - соответственно исходные и конечные ошибки средней арифметической.

Далее достоверность различия определялись по таблице вероятностей по распределению Стьюдента (Р), которое показывает вероятность разницы между X1 и Х2.

а) t = от 0,0 до 2,0 - число (Р) будет равняться от 1,000 до 1,0455 - это значит достоверности различий по таблице Стьюдента нет (Р > 0,05);

б) t = от 2,0 до 2,6 - это значит, что есть достоверности различий в малой степени (Р<0,05);

в) t = от 2,6 до 3,4 - достоверность средней степени (Р < 0,01);

г) t = от 3,4 до  - достоверность очень высокая (Р < 0,001).

Сравнительный анализ использовался для сравнения полученных показателей на начальном и конечном этапах, а также между группами. Дан их описательный характер, составлены графики, диаграммы.

Исследования по теме дипломной работы проводились в СДЮШОР по тяжелой атлетике города Красноярска, в течение учебного года (то есть в течение 6 месяцев). Группы составляли 20 подростков в возрасте 11-12 лет. Все они были физически и технически подготовлены и разделены на две группы по 10 человек в каждой. К эксперименту допускались лишь те юные атлеты, которые занимались не менее 6 месяцев.

Распределение юных штангистов по группам происходило с учетом желания каждого участника эксперимента. Однако, для уменьшения разброса данных при комплектовании учитывался собственный вес спортсмена. Так в обеих группах были подростки весом от 35 до 45 кг.

Учебно-тренировочные занятия проводились в тренировочном зале тяжелой атлетики, а контрольные испытания в беге, прыжке и подтягивании на перекладине проводились в легкоатлетическом манеже.

Врачебно-педагогический контроль является одним из главных условий эффективной организации занятий с подростками и юношами в секции тяжелой атлетики. Им предусматриваются наблюдения врача непосредственно в процессе тренировочных занятий, во время спортивных сборов и соревнований.

Врачебно-педагогический контроль включает:

оценку организации и методики проведения учебно-тренировочных занятий с учетом возраста, состояния здоровья, общей физической подготовленности и тренированности занимающихся;

оценку воздействия спортивных тренировок и соревнований на организм занимающихся;

проверку мер профилактики спортивного травматизма, выполнения правил безопасности;

консультацию по вопросам возрастных особенностей юных штангистов и влияния на организм занятий тяжелой атлетикой.

Подростки, занимающиеся по программе годичной начальной подготовки, проходят врачебное обследование в диспансере не реже 2 раз в год (в сентябре и марте). Кроме того, они проходят частичное обследование в условиях тренировки не реже 1 раза в 2 месяца.

Большое значение имеют наблюдения врача в ходе учебно-тренировочных занятий непосредственно в спортивном зале. Результаты его наблюдений во время тренировки могут помочь выявить признаки переутомления и своевременно предупредить его вредные последствия.

Один из факторов, находящихся под наблюдением врача - моторная плотность занятий.

Установив наблюдение над 1-3 спортсменами на протяжении всего урока, врач при помощи секундомера отмечает время, затраченное на выполнение различных упражнений. Отдельно отмечает время затраченное на отдых, объяснение тренера, ожидание подхода к штанге и т.д.

Моторную плотность занятий обычно вычисляют по формуле:

 

Время, потраченное на выполнение

упражнений

Моторная плотностъ(%)=-------------------------------------------------- х100%

Длительность всей тренировки

 


Например, если тренировочное занятие продолжалось 90 минут, а выполнение различных упражнений заняло 54 минуты, то моторная плотность тренировки составит: 54 мин./90 мин.* 100% - 60%

Для тяжелоатлетов 12-16 лет считается хорошей моторная плотность занятий равная 50-60 %, для атлетов более старшего возраста - 60-70 %.

Полезно участие врача в планировании тренировочной нагрузки (как для всей группы юных спортсменов, так и для отдельных лиц) с учетом результатов врачебно-педагогического контроля.

Анализируя и обобщая свои наблюдения за юными спортсменами, врач может помочь тренеру полнее раскрыть функциональные возможности спортсменов, подсказать наиболее верные пути и средства для их повышения. Для этого спортивному врачу необходимо:

проводить тщательный анализ данных медицинского обследования в условиях врачебно-физкультурного диспансера и данных врачебно-педагогических наблюдений (ВПН) на тренировке и соревнованиях;

ежемесячно вместе с тренером анализировать правильность избранных методов и средств тренировок;

вместе с тренером обсуждать результаты выступлений юных штангистов на соревнованиях;

вместе с тренером обсуждать и уточнять индивидуальные планы тренировки юных спортсменов;

изучать условия, в которых проводится спортивная тренировка, добиваться при необходимости ее оздоровления в соответствии с задачами учебно-тренировочных занятий;

вести пропагандистскую работу среди тренеров по повышению специальных знаний в области медицины, анатомии, физиологии и гигиены.

Только при условии постоянного контроля со стороны врача и тренера занятия с юными спортсменами в секции тяжелой атлетики дают положительный результат. Очень важно, чтобы работа с подростками проводилась квалифицированными тренерами, знакомыми с возрастными особенностями развития человека и хорошо знающими методику тренировки юных тяжелоатлетов.

 


3. Разработка методики повышения эффективности учебно-тренировочных занятий методом "круговой тренировки"

 

В тяжелоатлетическом спорте менее всего исследована методика тренировки штангистов на этапе начальной подготовки. Поэтому для определения эффективности различных методик тренировочного процесса большое значение имеет проведение педагогического эксперимента. При этом необходимо придерживаться следующего:

Эксперимент не должен отрицательно влиять на здоровье юных атлетов и на рост результатов;

Исследуемые тренировочные нагрузки должны отвечать возрастным особенностям подростков и быть по возможности оптимальными;

Нельзя использовать в эксперименте заведомо трудновыполнимую на- грузку или упражнение;

Все подростки, участвующие в эксперименте, должны верить в успех избранной методики тренировки и находиться в одинаковых условиях;

Эксперимент должен проводиться под постоянным наблюдением со стороны врача, к тренировкам нельзя допускать подростков после болезни, с плохим самочувствием, повышенной температурой и т. п.;

Через каждые 2-3 месяца необходимо проводить контрольные прикидки, фиксируя их результаты в специальном дневнике;

Полученные результаты следует объективно проанализировать, затем провести их статистическую обработку. Выполнение этих условий эксперимента позволит найти оптимальный путь подготовки спортсменов в юном возрасте.

Перед началом работы были определены возможные двигательные режимы юных атлетов. Исходя из конкретных возможностей занимающихся, планировался общий объем нагрузки с его подъемами и спадами. В соответствии с современными требованиями педагогической науки в методической работе было взято направление на активизацию познавательной, двигательной и мыслительной деятельности юных штангистов.

Экспериментальная группа тренировалась по методу круговой тренировки. В этой группе мы делаем больший акцент на дозирование нагрузки, подбор фаз нагрузки и отдыха, которые обеспечивают благоприятный тренировочный эффект. Контрольная группа тренировалась по методике разработанной СДЮШОР по тяжелой атлетике.

Примерный комплекс тренировки для первых трех месяцев:

станция. Разминка: бег 10 минут.

станция. Подтягивание на перекладине.

станция. Выпрыгивание на высоту(конь, козел).

станция. Отжимание от пола.

станция. Приседание со штангой на плечах.

станция. Упражнение с пружинным эспандером.

станция. Прыжки с отягощением на спине из положения приседа.

Примерный комплекс тренировки для следующих трех месяцев:

станция. Разминка: бег 15 минут.

станция. Подъем штанги до подбородка узким хватом.

станция. Протяжка рывковым хватом.

станция. Приседание со штангой на плечах.

станция. Из виса на перекладине поднимание прямых ног до положения угла и выше.

станция. Прыжки из положения приседа.

станция. Сгибание - разгибание туловища лежа бедрами на гимнастическом козле, лицом вниз, ноги закреплены с отягощением или без.

Определение наилучшей методики тренировки. Этот эксперимент длился 6 месяцев. Контрольно-педагогические испытания выполнялись через 3 месяца после начала эксперимента.

Для контроля за деятельностью сердечно-сосудистой системой регистрировалась при помощи пульсотахометра частота пульса за 2 минуты до начала приседания, во время его выполнения и в восстановительном периоде.

Частота пульса подсчитывалась через 10 секундные отрезки времени, записывалось и время восстановительного периода. Физиологическая регистрация проводилась в начале и конце эксперимента.

Определение нагрузки в приседании со штангой на плечах в контрольно педагогическом испытании. Перед началом данного эксперимента распределение подростков по группам осуществлялось по тому же принципу.

Результаты тренировок оценивались на контрольных испытаниях.

Регистрация за деятельностью сердечно-сосудистой системы проводилась по тому же принципу.

Особое внимание обращалось на создание мотивационной установки к занятиям. Общеизвестно, что мотивы являются внутренними побудительными силами, они могут побуждать либо опосредованно, через сознательно поставленную цель, либо через принятое решение. Существенно, для деятельности является то, какие мотивы станут ведущими. Совокупность мотивов заключает в себе понятие мотивации. Она является не только стержнем характеристики личности, но и влияет на характер всех процессов физкультурно-спортивной деятельности. Активность юных штангистов во многом будет зависеть от понимания ими общественной ценности физической культуры и спорта. В зависимости от этого у юных штангистов будут формироваться те или иные мотивы. В связи с этим перед началом, во время и по окончании занятий создавалась и сохранялась положительная мотивация.

При разработке мотивационной структуры за основу был взят закон стимулирующих воздействий мотивации Джеркса - Додсона.

Анкетный опрос тренеров показал, что в их практической деятельности создание мотивационной установки у подростков осуществляется чаще всего эпизодически. В программах обязательных и учебно-тренировочных занятий отсутствует система специальных мероприятий, направленная на повышение мотивации и устойчивого интереса к ним.

В этой связи, нами были выбраны следующие средства, направленные на повышение активности подростков:

подбор специальных упражнений. Очень важно разнообразить состав упражнений на каждом занятии, чтобы они оказывали разностороннее воздействие на организм.

использование соревновательного, контрольного и игрового методов;

включение средств, способствующих созданию положительного эмоционального фона (музыка, игры, эстафеты, соревновательные приемы), а для повышения эмоциональности в основную часть занятия рекомендуется вводить элементы соревнований: кто лучше выполнит упражнение;

влияние семьи (беседы с родителями, семейные традиции);

классные часы, беседы, рассказы, вербальные воздействия;

результативность (самооценка и коллективная оценка своих действий);

формирование положительных психических состояний, уверенности в своих силах, проявление волевых усилий и качеств;

создание необходимого уровня психологической защиты к воздействию физических нагрузок.

Следует указать, что вышеперечисленные средства использовались неодинаково в тех или иных занятиях.

Дополнительно в экспериментальной группе проводился просмотр и методический разбор учебных кинофильмов, кинограмм и др. Кроме того, юные спортсмены обязаны были ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, а также задания тренера-преподавателя по отработке отдельных элементов техники упражнений и развитию физических качеств, давая их на определенный срок и периодически проверяя правильность выполнения.

Для лучшего наблюдения за спортсменами в педагогическом эксперименте, в обеих группах вели дневники тренировок, для анализа выполнения тренировочной нагрузки и самоконтроля за функциональным состоянием организма.

Медицинский контроль за состоянием здоровья определялся во время тренировочного процесса и контрольно-педагогических испытаниях в легкоатлетическом манеже и в зале тяжелой атлетики специалистом - врачом. Михайленко Е.Н. Для оценки оздоровительно-тренировочного эффекта правильности построения занятий, качества приспособительных реакций организма, использовались методы визуальных наблюдений, бесед, проведение функциональных проб для определения тренированности и реакции организма на нагрузку, в том числе пульсометрию давали возможность следить за состоянием и уровнем физической подготовленности юных тяжелоатлетов.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...