Динамика науки. Философские модели развития науки.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
1. КУМУЛЯТИВИСТСКАЯ МОДЕЛЬ. Динамика сводится к расширению круга научных истин как развитие уже накопленных предшествующих истин. Теории предшествует процесс. Поддерживают: логический позитивизм (верификация), Гегель (снятие), марксистская. Предположение о существовании окончательных истин. Неадекватность заблуждений и науки. Накопление истин. Материализм: соответствие, расширение, снятие. Лишь намек на разные философии. 2. ПОППЕРОВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ. Научная теория — необоснованная догадка, либо их совокупность. Фальсификация как основная оценка. Возможная несвязанность новых догадок. Отсутствие строгого развития и накопления. Увеличение числа и сложности проблем. Развитие — в проявлении и углублении проблем. Требования к новой теории: она должна решать все проблемы, поставленные новой проблемой, а так же объяснять и предвидеть всё, что могла предыдущая теория. Элементы развития всё же есть. Содержание теории по Попперу есть совокупность вытекающих из неё следствий. Следствия, вытекающие и выдерживающие проверку, составляют истинное содержание теории. Превосходство истинного содержания над ложным (неподкрепляемым) есть правдоподобие. Развитие в этом случае - есть увеличение правдоподобности знания. 3. КОНЦЕПЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ ЛАКАТОСА. Критика позитивизма и функции верификации. Критика попперовской теории фальсификации. Предложение совместного способа верификации — фальсификации как некоторого улучшения первоначального содержания научной теории. Это помогает выявлению основного содержания теории. Исследовательская программа как последовательность гипотез. Предохранительный пояс. Центральное ядро. Исследовательская программа – это последовательность научных теорий, которые отличаются друг от друга предохранительным поясом, выдерживающим удары эмпирических данных. На всём протяжении существует одно – центральное единственное ядро, но происходит добавление новых гипотез.
Стадии программы. Локатос предлагает пользоваться двумя понятиями - отрицательная и положительная эвристика. Отрицательная предполагает, что модус коэнс обращается только против предохранительного пояса – происходит отбрасывание его элементов. Положительная – работа по уточнению предохранительного пояса. Пока положительная эвристика выполняет положительную роль в научном процессе, подстёгивая процесс выдвижения расширяющих нашу теорию гипотез — идёт прогрессивная стадия насыщения программы. Но, по мнению Лакатоса, на какой–то стадии происходит насыщение (отсутствие содержательных, интересных гипотез, включённых в ядро). На этой стадии нередко прибегают к уловкам, которые состоят в искусственной привязке гипотезы к эмпирическому материалу. На пути исследовательской программы есть одна существенная опасность – подсоединение к теории несвязанных гипотез – которая всегда создаёт эффект прогрессивного развития. Но ведь должны привязываться лишь связанные теории! Борьба с этим явлением — положительная эвристика, которая не сводится к простому конъюнктивному сложению. Всё развитие науки есть исследовательская программа. По мнению Лакатоса, исследовательская программа исчерпывает себя, переставая адекватно отвечать развитию – тогда она уступает место другой. Исчерпание возможностей предполагает неспособность к увеличению нового верифицируемого содержания (развитие классической механики в точности шло как программа, но оно длилось очень долго и никто не формулировал её как исследовательскую программу).
4.ЭВОЛЮЦИОННО -- БИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТУЛМИНА. Наука как сложная эволюционирующая теория. Дарвиновская модель. Способы рассуждения и доказательства - историчны. Стандарты рассуждения и доказательств зависят от конкретных областей применения, но учёные верят, что существуют стабильные законы и механизмы, которые могут удостоверить. Объяснение рождает понимание. Понимание — оправдание ожидания в терминах. Основа ожидания - рациональные концепции регулярностей предметной области — основа ожидания. То, что оказывается неоправданным ожиданием, Тулмин называет аномалией. Устранение аномалий - важнейший стимул научной эволюции. Цель эволюции — понимание, у которого нет единых стандартов, ибо они постоянно изменяются. Идеи науки постоянно эволюционируют в изменчивой социальной среде, но это изменение не ведёт к разрыву традиции. Отказ от понимания науки как согласованной логической системы. Наука как концептуальная популяция, агрегат понятий, внутри которого имеются локализованные пакеты логической систематичности. Понятия и высказывания. Понятия в отличии от высказываний обладают большой автономией по отношению к популяции: могут входить и выходить. Изменение научного знания — эволюция научного понятия. Изменение содержания научного понятия ведёт к изменению целей и методов научной деятельности. У истоков изменения популяции лежит мутация понятий – изменение содержания. Результат отбора — выживание концептуальных популяций в результате борьбы за существование. Формы приспособления популяций к среде: новшества терминологии, процедурные новшества, ассимиляция идей. Условия выживания — установление соответствия между объяснением данного явления и идеалом объяснения научного сообщества. Отбор осуществляет научное сообщество. Субъективные факторы: авторитеты, референтные группы, ценностные ориентации. Объективные факторы: научная политика государства, инвесткорпораций, степень общности теории до и после мутации. Решающими факторами Тулмин предлагает считать интеллектуальные. 5. ИСТОРИЦИЗМ. Кун не согласен с кумулятивистской моделью. Нормальная наука развивается всегда в рамках выбранной парадигмы, где парадигма — особое видение предметной области (в параллели с психологическим понятием гештальта – формы). Видение характеризуется четырьмя главными моментами: первичные сущности, взаимодействие их, взаимодействие с исследованием, постановка проблем. Две парадигмы несоизмеримы друг с другом в силу их содержательной несводимости парадигм. Применение стандартов исследования к еще не решённым задачам. Любая парадигма не решает всех проблем. Любая наука приводит к открытию аномалий. Кризис парадигмы приводит к кризису науки. Аномалия – это проблема, поставленная в рамках парадигмы, решить которую не в состоянии самые способные в рамках данной парадигмы. Исследование, использующее парадигму, является особенно эффективным. Чем более точна и развита парадигма, тем более чувствительным индикатором она выступает и тем больше изменений происходит в парадигме. Движение начинается с осознания аномалий. Парадигма порождает определённые ожидания, аномалии же нарушают ожидания, навеянные парадигмой.
Реакция парадигмы. Возникший кризис парадигмы расшатывает стереотипы научного исследования и увеличивает количество данных, необходимых переходу от одной парадигмы к другой. Период нетрадиционных исследований – это революция. Когда специалист не может избежать аномалий, начинаются нетрадиционные исследования, которые, в конце концов, приводят всю отрасль науки к новому базису научных исследований. Последовательный переход от парадигмы к парадигме через революцию является обычной моделью развития зрелой науки. Новая парадигма возникает по крайней мере в зародыше, когда кризис зашёл далеко. Парадигмы как первые объекты преобразований. Научные революции начинаются с возрастания осознания, что парадигма перестала функционировать в исследовании того аспекта природы, к которому она проложила путь. Парадигмы первыми идут в бой и становятся объектами преобразований: есть надежды на перестройку старой парадигмы; указание проблем, не решаемых новой парадигмой. Аргументы в пользу новой парадигмы: разрешены аномалии старой; повышенная количественная точность; предсказание явлений, не предсказуемых старой; удобство и эстетичность новой. Споры вокруг парадигм в действительности не касаются способности к решению проблем. В споре парадигм речь идёт о перспективах на будущее: несёт ли новая парадигма выход в будущее? Решающая аргументация в пользу новой парадигмы возникает после её победы. Смены парадигм – это не только смены видения, но и методов, проблем, и стандартов исследования. После революции учёные имеют дело с иным миром: “что раньше казалось уткой – стало кроликом”.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|