Определение допускаемых напряжений
2.1. Выбор твердости, термообработки и материала колес. Сталь в настоящее время – основной материал для изготовления зубчатых колес. В мало- и средненагруженных передачах, а также в открытых передачах с большими колесами применяют зубчатые колеса с твердостью материала Н ≤350 НВ. При этом обеспечивается чистовое нарезание зубьев после термообработки, высокая точность изготовления и хорошая обрабатываемость зубьев. Для равномерного изнашивания зубьев и лучшей их прирабатываемости твердость шестерни НВ1 назначается больше твердости колеса НВ2. Разность средних твердостей рабочих поверхностей зубьев шестерни и колеса при твердости материала Н ≤350 НВ в передачах с прямыми и непрямыми зубьями составляет НВ1ср - НВ2ср=20…50. Соотношение твердостей в единицах НВ и HRCэ приведено на рисунке 2.1. Рис. 2.1. – График соотношения твердостей в единицах НВ и HRCэ Материал и его характеристики для изготовления зубчатых колес выбираются в зависимости от расположения зубьев на ободе колеса пары (прямые или непрямые) и номинальной мощности электродвигателя в следующем порядке: а) выбрать материал для зубчатой пары колес, одинаковый для шестерни и колеса (табл. 2.1), но с разными твердостями, т.к. твердость зубьев шестерни должна быть больше твердости зубьев колеса (табл. 2.2); Таблица 2.1 Выбор материала, термообработки и твердости
Таблица 2.2 Рекомендуемые сочетания материалов
б) выбрать термообработку для зубьев шестерни и колеса по табл. 2.1 и табл. 2.2; в) выбрать интервал твердости зубьев шестерни НВ1 и колеса НВ2 по табл. 2.3; г) определить среднюю твердость зубьев шестерни НВ1ср и колеса НВ2ср по формуле, при этом надо соблюсти необходимую разность средних твердостей зубьев шестерни и колеса: , (2.1) где НВmin и НВmax – минимальное и максимальное значение диапазона твердости выбранного материала; д) из табл. 2.3 определить механические характеристики сталей для шестерни и колеса.
2.2. Определение допускаемых контактных напряжений. Допускаемые контактные напряжения при расчетах на прочность определяются отдельно для зубьев шестерни [ σ ]Н1 и колеса [ σ ]Н2. Определить срок службы привода (ресурс), ч: , (2.2) где t с – средняя продолжительность работы, ч. Из полученного значения L h следует вычесть 10…25 % часов на профилактику, текущий ремонт, нерабочие дни. Определить коэффициент долговечности для зубьев шестерни и колеса: , (2.3) где N H0 – число циклов перемены напряжений, соответствующий пределу выносливости (табл. 2.4); N – число циклов перемены напряжений за весь срок службы (наработка), . (2.4) Таблица 2.3 Механические характеристики некоторых марок сталей для изготовления зубчатых колес и других деталей
Таблица 2.4 Значение числа циклов N H0
Для нормализованных или улучшенных колес , для колес с поверхностной закалкой . Если N > N H0 , то принять . По табл. 2.1 определить допускаемое контактное напряжение [ σ ]Н0, соответствующее пределу контактной выносливости при числе циклов перемены напряжений N H0. . (2.5) Определяем допускаемые контактные напряжения [ σ Н] для зубьев шестерни и колеса: . (2.6) Цилиндрические и конические зубчатые передачи с прямыми и непрямыми зубьями при НВ1ср - НВ2ср=20…50 рассчитывают по наименьшему значению [ σ Н] из полученных для шестерни [ σ Н1] и колеса [ σ Н2], т.е. по менее прочным зубьям. Зубчатые передачи с непрямыми зубьями при разности средних твердостей рабочих поверхностям зубьев шестерни и колеса НВ1ср - НВ2ср≥70 и твердости зубьев колеса Н ≤350 НВ рассчитывают по среднему допускаемому контактному напряжению:
. (2.7) При этом [ σ Н] не должно превышать 1,23[ σ Н2] для цилиндрических косозубых колес и 1,15[ σ Н2] для конических колес с непрямыми зубьями.
2.3. Определение допускаемых напряжений изгиба. Определим коэффициент долговечности для зубьев шестерни и колеса: , (2.8) где N F0 =4·106 – число циклов перемены напряжений для всех сталей, соответствующее пределу выносливости. При твердости Н ≤350 НВ принимают , при твердости Н>350 НВ . Если N > N F0 , то принимают . Определим допускаемое напряжение изгиба [ σ F0], соответствующее пределу изгибной выносливости при числе циклов перемены напряжений N F0 по табл. 2.1: . (2.9) Определяем допускаемые напряжения изгиба [ σ F] для зубьев шестерни и колеса: . (2.10) Расчет модуля зацепления для цилиндрических и конических зубчатых передач с прямыми и непрямыми зубьями выполняют по наименьшему значению [ σ F] из полученных для шестерни [ σ F1] и колеса [ σ F2], т.е. по менее прочным зубьям.
Расчет зубчатой передачи 3.1. Определение межосевого расстояния. , (3.1) где – вспомогательный коэффициент, К а=43 – для косозубых передач, К а=49,5 – для прямозубых передач; – коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба (табл. 3.1); – коэффициент ширины венца, М – вращающий момент на валу, Н·м. Табл. 3.1 Ориентировочные значения коэффициента для зубчатых передач редукторов, работающих при переменной нагрузке
Коэффициент ширины венца рекомендуется выбирать из ряда по ГОСТ 2185-66: 0,10; 0,125; 0,16; 0,25; 0,315; 0,40; 0,50; 0,63; 0,80; 1,00; 1,25. Для прямозубых передач рекомендуется ограничивать ≤0,25; для косозубых предпочтительно принимать =0,25…0,63. Полученное значение округляют до ближайшего стандартного значения по ГОСТ 2185-66 (в мм) для одноступенчатых редукторов: 1-й ряд: 40, 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 315, 400, 500, 630, 800, 1000, 1250, 1600, 2000, 2500. 2-й ряд: 71, 90, 112, 140, 180, 224, 280, 355, 450, 560, 710, 900, 1120, 1400, 1800, 2240.
Первый ряд следует предпочитать второму.
Таблица 3.2 Рекомендуемые значения межосевых расстояний двухступенчатых редукторов ГОСТ 2185-66
Таблица 3.3 Рекомендуемые значения межосевых расстояний трехступенчатых редукторов ГОСТ 2185-66
3.2. Определение модуля зацепления. Определим модуль зацепления по формуле: (3.2) Округляем полученное значение модуля зацепления до стандартного по ГОСТ 9563-60 (в мм): 1-й ряд: 1; 1,25; 2; 2,5; 3; 4; 6; 8; 10; 12; 16; 20. 2-й ряд: 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 7; 9; 11; 14; 18; 22. Первый ряд следует предпочитать второму.
3.3. Определяем угол наклона зубьев косозубой передачи Угол наклона зубьев для косозубой передачи выбирают равным β =8…16°, угол наклона зубьев для прямозубой передачи β =0°.
3.4. Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса , (3.3) Округляем полученный результат до целого значения, числа зубьев не могут быть дробными.
3.5. Определяем число зубьев шестерни и колеса Для шестерни: ; (3.4) для колеса: , (3.5) Округляем полученные результаты до целого значения, числа зубьев не могут быть дробными. Проверяем расчет: , (3.6) Уточняем передаточное число: ; (3.7) Разница между выбранным стандартным значением передаточного числа и полученным не должна быть больше 5 %.
3.6. Уточняем действительную величину угла наклона зубьев косозубой передачи: , (3.8)
3.7. Определяем торцевой модуль зацепления: ; (3.9)
3.8. Определим ширину венца шестерни и колеса. Для колеса: ; (3.10) для шестерни: . (3.11)
3.9. Определяем диаметры делительных окружностей шестерни и колеса с точностью до сотых долей мм: ; (3.12) ; (3.13) При расчете прямозубой передачи вместо торцевого модуля зацепления mt используют нормальный модуль зацепления mn.
3.10. Определяем фактическое межосевое расстояние. После расчета делительных окружностей шестерни и колеса делают проверочный расчет межосевого расстояния: . (3.14)
3.11. Расчет фактических основных геометрических параметров передачи для шестерни и зубчатого колеса. Диаметр окружности вершин зубьев шестерни: ; (3.15) для колеса: . (3.16) Диаметр окружности впадин зубьев шестерни:
; (3.17) для колеса: . (3.18)
3.12. Определим окружную скорость шестерни: . (3.19) колеса: . (3.20)
3.13. Проверочный расчет. Определим коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку и неравномерность распределения нагрузки между зубьями по ширине венца: . (3.21) где – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями; – динамический коэффициент. Для прямозубых колес принимают =1,0; для косозубых колес в зависимости от окружной скорости ϑ: при ϑ = 10…20 м/с и 7-й степени точности =1,0…1,1, при ϑ < 10 м/с и 8-й степени точности =1,05…1,15. Динамический коэффициент определяют в зависимости от окружной скорости колес ϑ и степени точности их изготовления. Для прямозубых колес при ϑ < 5 м/с следует назначать 8-ю степень точности по ГОСТ 1643-81; при этом =1,05…1,10. При ϑ = 10…20 м/с и 7-й степени точности =1,05…1,1. Меньшие из указанных значений относятся к колесам с твердостью поверхностей зубьев НВ≤350, большие – при твердости НВ>350. Определим контактные напряжения: для цилиндрических прямозубых передач: ; (3.22) для цилиндрических косозубых передач: ; (3.23) для конических передач: , (3.24) где R – внешнее конусное расстояние, мм; , (3.25) где δ – угол делительного конуса; , . (3.26)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|