Система внутреннего контроля
Поскольку управление рисками является частью практического менеджмента, оно требует постоянной оценки и переоценки принятых решений. В противном случае могут сложиться статистические, бюрократические и технологические иллюзии, которым не суждено осуществиться на практике. При всех существующих различиях и деталях принятые в банках англосаксонских стран модели управления рисками являются образцом для организации такого управления. Важнейшими элементами систем управления рисками являются: - четкие и документированные принципы, правила и директивы по вопросам торговой политики банка, управления рисками, организации трудового процесса и используемой терминологии; - создание специальных групп управления рисками, не зависимых от коммерческих подразделений банка; руководитель подразделения, ведающего рыночными рисками, отчитывается перед исполнительным директором банка ("Chief Executive Officer"), руководитель подразделения кредитных рисков - перед директором по кредитам ("Cief Credit Officer"), т.е. перед членами высшего руководства банка; - установление лимитов рыночных и кредитных рисков и контроль за их соблюдением, а также агрегирование (объединение) рисков по отдельным банковским продуктам, контрагентам и регионам; - определение периодичности информирования руководства банка о рисках. Как правило, такая информация представляется ежедневно, особенно по рыночным рискам; - для всех типов рисков создаются специальные немногочисленные группы по управлению, не зависимые от коммерческих подразделений банка; - все элементы системы контроля и управления рисками регулярно проверяются аудиторами, не зависящими от коммерческих служб банка.
Коммерческий банк имеет два комитета по управлению рисками: кредитный комитет и комитет по управлению активами и пассивами банка. Ответственность за реализацию политики, разрабатываемой кредитным комитетом, несет кредитный отдел. Операционный отдел, отделы ценных бумаг, международных кредитов и расчетов, анализа банковской деятельности, маркетинговый несут ответственность за реализацию политики, разрабатываемой комитетом по управлению рисками, связанными с активами и пассивами. В состав первого комитета обычно входят: руководитель банка (председатель комитета), руководители кредитного и операционного отделов бухгалтерии, главный экономист или руководитель аналитического отдела, два или более других руководителей банка высшего уровня. ФУНКЦИЯМИ ДАННОГО КОМИТЕТА ЯВЛЯЮТСЯ: -разработка и мониторинг состояния политики кредитов; -разработка политики рейтинга кредитов; -разработка критериев для получения новых кредитов; -делегирование полномочий по выдаче кредитов; -установление ограничений на ссуды; -регулярная оценка риска всего портфеля кредитов, в т.ч.риска убытков по ссудам, перегруженности одного сектора, ликвидности портфеля; -разработка политики списания невозвращенных ссуд; -разработка политики отслеживания всех ссуд; -разработка политики возврата ненадежных ссуд; -разработка политики замораживания кредитов; -разработка стандартов кредитной документации; -пересмотр политики определения стоимости кредитов; -пересмотр внутрибанковских инструкций в соответствии с юридическими нормами; -разработка критериев оценки работы ссудной администрации. В состав второго комитета включаются: руководитель банка (председатель комитета), руководители операционного и кредитного отделов, главный экономист или руководитель аналитического отдела, руководители службы финансового контроля и бухгалтерии, еще несколько руководителей высшего уровня.
ФУНКЦИЯМИ ДАННОГО КОМИТЕТА МОГУТ БЫТЬ: -разработка ограничений по финансовым рискам; -разработка процентной политики; -разработка ограничений по валютным рискам; -разработка ограничений и политики по рискам забалансовых операций; -разработка политики рисков, связанных с ценными бумагами; -определение основных источников финансирования банка; -определение основных источников финансирования банка; -управление рисками структуры капитала банка; -контроль, за соблюдением банком законодательства в отношении рисков. КОМИТЕТЫ ДОЛЖНЫ: создавать внутрибанковские инструкции по управлению рисками: определять цели политики управления рисками и доводить их до сведения коллектива банка; при необходимости делегировать полномочия по реализации этой политики и контролю подразделениям и отдельным работникам банка; разрабатывать ограничения и стандарты на объемы, зоны, виды риcков, методы их оценки и регулирования. Говоря о кредитных рисках нельзя не остановиться на обеспечении кредита. Обеспечение - это материальный актив, на который банк имеет право залога. Использование залога в поддержку кредита дает банку возможность контролировать активы в случае нарушения заемщиком условий кредита. Обеспечение становится потенциальным вторичным источником погашения кредита. Качество залога в настоящее время играет практически решающую роль в решении вопроса о предоставлении кредита. Нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране не дает адекватно оценить кредитоспособность заемщика с помощью набора экономических и других показателей. Поэтому вопросу оценки качества залога банк уделяет особое внимание. Договор залога представлен в приложении 2. В определении качества залога принимает участие кроме работника банковских операций кредитного отдела два работника отдела правового обеспечения, эксперт и юрист. Для решения этого вопроса эти три человека выезжают на место нахождения залога, будущего заемщика, для осмотра. После этого делается заключение о качестве залога. В таблице 4 дается примерная разбивка по качеству залога в процентах.
Таблица 4 Анализ качества залога
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|