Оценка кредитоспособности.
Термин “кредит” происходит от латинского “creditum” - ссуда, долг (иногда толкуют как “верую” или “доверяю”). Кредит возник из потребностей развития товарно-денежных отношений. Его объективной основой является движение стоимости в сфере обмена. Следовательно, кредит имеет денежную природу. Потребность в кредите вызвана неравномерностью кругооборота индивидуальных капиталов. Он выступает в качестве формы разрешения противоречия между накоплением временно свободных денежных средств у одних экономических субъектов и потребностью в них - у других. Банк как посредник аккумулирует временно свободные средства, формируя ссудный капитал, и предоставляет его во временное распоряжение тем лицам, которые испытывают потребность в привлечении дополнительных финансовых ресурсов на определенных условиях. В основе условий кредитования лежат следующие принципы: срочность; возвратность; платность; обеспеченность кредита; целевое использование. Принцип срочности предполагает наличие в кредитных отношениях временного аспекта, т.е. между моментом выдачи ссуды и моментом ее погашения всегда существует определенный промежуток времени, фиксируемый в кредитном договоре. Принцип возвратности исходит из того, что ссуда предоставляется на срок и должна быть возвращена заемщиком кредитору, а кредитором - банком своему вкладчику, поскольку банки в большей степени ссужают привлеченные средства - средства своих клиентов. Платность кредитования обусловлена его целью - извлечением дохода. Кредитор надеется получить процент на ссуженный капитал с учетом степени риска, а заемщик предполагает использовать заемный капитал так, чтобы извлечь доход, достаточный для выплаты процентов по ссуде и получения собственной прибыли.
Принцип обеспечения ссуды возник как способ снижения кредитного риска. Чтобы обеспечить возврат ссуд банки, как правило, требуют от своих клиентов материальных гарантий возврата ссуд. Если заемщик нарушает свои обязательства, банк имеет гарантийные права для возмещения своих убытков. Этот принцип имеет очень большое значение для российской практики кредитования в современных условиях. Принцип целевого использования кредитных средств вытекает из той роли, которую кредит играет в экономической жизни. Роль кредита измеряется активностью его воздействия на хозяйственную жизнь страны, способностью стимулировать достижения высоких конечных результатов всех звеньев экономики. Предоставляя ссуду, банк должен быть уверен, что кредитный ресурс будет использован эффективно и возвращен в срок. Учет цели использования ссуды позволяет точнее просчитать риск и доходность по ссуде. Роль кредита выражена в его функциях. Функции кредита: распределительная - распределение ссудного фонда страны на возвратной основе; эмиссионная - создание кредитных средств обращения и замещение наличных денег; контрольная - контроль за эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов, ускорение технического прогресса. Реализуется путем контроля за состоянием заемщика, соблюдением принципов кредитования. Кредитоспособность заемщика – это его способность полностью и в срок рассчитаться по ссудам. Понятие кредитоспособности неоднозначно трактуется в разных источниках. Некоторые авторы смешивают понятия кредитоспособности и платежеспособности. В пособии «Анализ экономической деятельности клиентов банка» платежеспособность и кредитоспособность рассматриваются с двух точек зрения. В одном случае по сравнению с кредитоспособностью платежеспособность рассматривается как более широкое понятие, обозначающее способность предприятия отвечать по всем своим обязательствам. В другом случае, кредитоспособность сводится «к ликвидности баланса, которая является одной из характеристик кредитоспособности ». [5]
Куштуев А.А. в статье «Использование показателей финансовой устойчивости при анализе кредитоспособности клиентов банка» пишет, что платежеспособность – это способность предприятия погашать все виды обязательств и задолженности, а кредитоспособность характеризуется возможностью предприятия погашать кредитную задолженность. Реально характеристика кредитоспособности должна быть несколько иной по сравнению с платежеспособностью, так как погашение ссуд возможно за счет выручки от реализации имущества, принятого банком в залог по ссуде, за счет средств Гаранта (Поручителя) или страхового возмещения в случае страхования риска не возврата ссуды. Но в любом случае изучение кредитоспособности предполагает качественную оценку потенциального заемщика, проводимую до принятия решения вопроса о возможностях и условиях кредитования, и позволяет предвидеть вероятность своевременного возврата ссуд и их эффективное использование. При оценке кредитоспособности банки принимают во внимание следующие факторы: 1.1. дееспособность заемщика – изучение сведений об учредителях,. руководстве компании, оценка общей информации о компании (дата учреждения, организационно – правовая форма, уставный капитал, основные виды деятельности); 1.2. репутацию заемщика (данные об участии анализируемой компании в судебных процессах, арбитражах, наложенных штрафах); 1.3..конъюнктуру рынка (условия сбыта, конкуренция в отрасли, где работает фирма, то есть анализ внешних факторов); 1.4..способность компании получать доход – одно из главных условий кредитной сделки, ведь именно выручка от реализации является главным источником погашения ссудной задолженности. Оценка способности компании к получению дохода проводится по следующим направлениям: анализ производственно – сбытовой деятельности (обеспеченность основными средствами, ресурсами, ценовая политика, методы сбыта, перспективы);
анализ финансового аспекта деятельности (анализ затрат, прибыли и рентабельности); Именно оценка способности компании к получению дохода и является основным способом минимизации кредитного риска и представляет практический интерес. При анализе кредитоспособности банки использует различные источники информации. Во-первых, это информация, получаемая непосредственно от клиента. Речь идет о балансах и других финансовых отчетах, предоставляемых клиентами по запросу коммерческого банка – выписки по счетам, открытым компанией в других банках, данные о работе по паспортам сделок (в случае кредитования внешнеэкономической деятельности), товарные ведомости об остатках товаров на складах, оборотные ведомости по движению товарных остатков, расшифровка таких статей баланса, как «Дебиторская задолженность» и «Кредиторская задолженность».
Во-вторых, материалы о клиенте, имеющиеся в архиве коммерческого банка (в случае, если ранее между банком и заемщиком существовали кредитные отношения). В-третьих, большую роль играют сведения, сообщаемые теми, кто имел деловые контакты с потенциальным заемщиком (его поставщиками, кредиторами, банками), хотя такую информацию получить, как правило, непросто. В современной российской банковской практике основным источником информации при анализе кредитоспособности является информация в архивах банка, сведения, представляемые клиентом, и данные по результатам посещения офисных и складских помещений заемщика. Кредитный договор представлен в приложении 3. Кратко рассмотрим организацию кредитной сделки в коммерческом банке на примере ООО «Материал плюс» и ООО «Фуд групп». Попробуем провести анализ деятельности двух торговых фирм. Обе фирмы имеют расчетный и текущий счета в данном банке. ООО «Материал плюс» занимается оптово-розничной куплей-продажей стройматериалов. ООО «Фуд групп» занимается закупкой продуктов питания за рубежом и в России и их оптовой реализацией на территории России.
На первом этапе целесообразно провести оценку работы компании по счетам, открытым в коммерческом банке. Полученная информация позволит получить реальную картину деятельности заемщика (в динамике), а также поможет оценить достоверность сведений, содержащихся в предоставленных фирмой балансе и другой финансовой отчетности. Диаграмма 1 иллюстрирует динамику безналичных поступлений на расчетный счет ООО «Материал плюс», безналичных списаний с расчетного счета, а также показывает динамику остатков на расчетном счете. Диаграмма 1 располагается в приложении 4. Из диаграммы видно, что целом за исследуемый период произошло сокращение кредитовых оборотов по расчетному счету на 62%. Такое сокращение объясняется падением спроса на реализуемый товар в зимние месяцы. Анализ платежных документов показал, что доля постоянных контрагентов – покупателей невелика – в среднем за исследуемый период она составляла 20% от общего объема безналичных поступлений на расчетный счет анализируемой компании. Причем периодичность таких поступлений – один платеж в 1 – 1,5 недели. В целом количество контрагентов – плательщиков достаточно велико, причем в последние периоды состав их изменился: появились новые покупатели, безналичным путем оплачивающие полученную продукцию. Наличные поступления на расчетный счет имеют устойчивую тенденцию к росту. В целом за исследуемый период они выросли на 189%. Сдача торговой выручки связана с деятельностью собственных торговых точек, реализующих строительные материалы в розницу, а также с продажей товара непосредственно со склада. Динамика безналичных списаний не имеет четкого характера. По данным платежных документов основной объем кредитовых оборотов по расчетному счету приходится на оплату поставщикам за товар. ООО «Материал плюс» имеет постоянных поставщиков, доля которых в общем объеме безналичных списаний составляет в среднем 60%. Оплата товара производится по выставляемым поставщиком счетам – фактурам. По открытым в банке паспортам сделок ООО «Материал плюс» закупает за рубежом отделочные материалы. Условием оплаты является 100%-ая предоплата. Доля продукции, получаемой по импортным контрактам невелика и составляет примерно 15%-20% от общего поступления товаров. Cредневзвешенные остатки по расчетному счету ООО «Материал плюс» колебались. Рост остатков в отдельные месяцы связан с ростом кредитовых оборотов по расчетному счету. Диаграмма 2 характеризует деятельность ООО «Фуд групп». Диаграмма 2 представлена в приложении 5. Из диаграммы следует, что безналичные поступления имеют устойчивую тенденцию к росту. В целом за исследуемый период безналичные поступления выросли на 117%. Анализ платежных документов показывает, что ООО «Фуд групп» имеет постоянных контрагентов – покупателей, оплачивающих товар по мере его реализации. Это крупные магазины, доля которых в общем объеме безналичных поступлений на расчетный счет ООО «Фуд групп» составляет в среднем за исследуемый период 40%, причем платежи от них поступают с периодичностью один раз в 3 – 4 дня. За последние периоды появились новые покупатели, с чем связан рост безналичных поступлений. В периоды падения спроса на продукцию фирмы, компания в предшествующие месяцы старается реализовать товар с отсрочкой платежа, подтверждением чему является рост дебиторской задолженности по данным баланса и оплата новыми покупателями полученного товара по данным платежных документов. Так, в январе по сравнению с декабрем дебиторская задолженность выросла на 117%, а в феврале по сравнению с январем - на 46%. (по данным Приложения 1).
Торговую выручку ООО «Фуд групп» получает, продавая товар со склада оптовым покупателям за наличный расчет. Динамика безналичных списаний свидетельствует о том, что компания расширяет свою деятельность, подтверждением чему также является аренда дополнительной холодильной камеры, предназначенной для хранения закупленного товара, расширение ассортимента продаваемой продукции (свежемороженые фрукты, пицца), заключение импортных контрактов с новыми поставщиками. Распределение платежей за исследуемые месяцы (ноябь-декабрь 2003.и январь-февраль2004.) представлено в таблице 5.
Таблица 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|