Глава 1 Исполнительная власть в Российской Федерации
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание
Введение. 3 Глава 1 Исполнительная власть в Российской Федерации. 5 Глава 2 Система и функции федеральных органов исполнительной власти. 12 Глава 3 Структура федеральных органов исполнительной власти. 22 Заключение. 27 Библиографический список……………………………...……………………...30
Введение
Система органов исполнительной власти в современной России не является окончательно сложившейся и устоявшейся. Проводимая в стране на протяжении нескольких лет административная реформа связана с изменением количества органов исполнительной власти, изменением их полномочий, совершенствованием системы взаимосвязи между этими органами. Вместе с этим, преобразования нередко вызывают закономерные вопросы с точки зрения их соответствия конституционным нормам. Они требуют правового обоснования, причем до начала реформирования, а не после него. В связи с этим, основываясь на закономерностях развития системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, необходимо определить основные тенденции и направления совершенствования регулирования данной сферы. Исполнительная власть определена в Конституции РФ как самостоятельная ветвь государственной власти, но вместе с тем сужена сфера деятельности исполнительной власти в области государственного управления. Кроме того, из сферы государственной власти выведено местное самоуправление. Это вызвало немало сложностей в реализации полномочий исполнительной власти и создало комплекс проблем, требующих решения как в нормативном, так и организационном плане. Объектом данного исследования является административно-правовой аспект системы органов исполнительной власти в России.
Предметом исследования являются нормы административного законодательства, регулирующие правоотношения, связанные с функционированием системы федеральных органов исполнительной власти. Цель работы – рассмотреть систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.
Задачи: - рассмотреть особенности исполнительной власти в Российской Федерации; - изучить систему и функции федеральных органов исполнительной власти; - проанализировать структуру федеральных органов исполнительной власти.
Глава 1 Исполнительная власть в Российской Федерации
На современном этапе развития науки административного права сущность органов исполнительной власти обусловлена раскрытием содержания исполнительной власти. В литературе существует множество определений исполнительной власти. Так, В.Ф. Халипов называет исполнительную власть «системой органов государственного управления, действующей на основе Конституции и принципов разделения властей»[1]; И.В. Аксенов называет исполнительную власть «одним из видов государственной власти, функцией которой является исполнение законов»[2]. В то же время, К.С. Бельский дает определение исполнительной власти, исходя из узкого и широкого аспектов. Соответственно, в широком аспекте исполнительная власть понимается как система органов государственного управления с иерархической структурой, наделенных властными полномочиями. В узком смысле исполнительная власть – это право и возможность должностного лица принимать решение[3]. Вместе с тем, Д.Н. Бахрах так же рассматривает исполнительную власть в двух аспектах. В политологическом аспекте, как политологическую категорию, это подсистема, образующая наряду с судебной и законодательной властью единый государственный механизм и вырабатывающая управленческие решения с участием последних. В юридическом аспекте исполнительная власть – это право и возможность субъектов управлять кем-либо, подчинять своей воле других людей, вести организаторскую работу и т.д.[4]. В свою очередь, исполнительная власть в своей деятельности опирается на исходные начала, принципы. С точки зрения Ю.Н. Старилова, принципы организации и функционирования исполнительной власти по своему содержанию практически не отличаются от принципов государственного управления, а также от принципов организации и деятельности органов государственного управления, поскольку главным признаком исполнительной власти является наличие системы органов исполнительной власти (или органов государственного управления)[5]. Несмотря на вышеуказанную позицию, рассмотрим соотношение принципов государственного управления с принципами организации и деятельности органов исполнительной власти. Для начала необходимо остановиться на типологии органов государственного управления, их отличии от федеральных органов исполнительной власти. С нашей точки зрения, принципиальным отличием органов государственного управления от органов исполнительной власти является их независимость от иных ветвей государственной власти (в частности, исполнительной) и централизованность. Например, в качестве одного из принципов деятельности Следственного комитета Российской Федерации устанавливается независимость осуществления полномочий от федеральных органов государственной власти. На аналогичном принципе основывается деятельность и органов прокуратуры России. Таким образом, в качестве одного из отличительных принципов организации и деятельности органов государственного управления является принцип независимости осуществления полномочий от федеральных органов государственной власти, в том числе от федеральных органов исполнительной власти. Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению. В системе управленческой, исполнительной деятельности выделяются общие (социально-правовые) и организационные принципы. К общим (социально-правовым) принципам относятся те, которые имеют общесоциальный характер и реализуются в управленческой деятельности независимо от уровня и места того или иного органа, от должности, занимаемой работником, осуществляющим управленческую деятельность. Общими принципами являются: объективность, конкретность, эффективность, сочетание централизации и децентрализации, законность и дисциплина. Организационные принципы: плановость и прогнозирование, объективность, дифференциация и фиксация функций, научность, рациональность, ответственность, сочетание единоначалия с коллегиальностью, линейный принцип, двойного подчинения, единства и централизации. Также выделяют специальные принципы организации деятельности органов управления, которые отражают специфику организации и деятельности отдельных государственных органов управления, например, сочетание гласных и негласных форм деятельности, в борьбе с преступностью и другими особо опасными преступлениями. Однако на современном этапе в административно-правовой науке нередко высказывается мысль, что понятие государственного управления более широкое, чем исполнительная власть, и, следовательно, органы исполнительной власти[6]. В связи с изложенным стоит рассмотреть саму систему принципов организации (построения) и деятельности органов исполнительной власти, которая дана в юридической науке. Так, А.С. Чесноков указывает, что систему принципов построения и детальности органов исполнительной власти в Российской Федерации формируют принципы системности; федерализма; взаимодействия и согласованного функционирования органов исполнительной власти вместе с органами законодательной и судебной власти; законности; централизации и децентрализации функций; иерархии, подчинения нижестоящих органов власти вышестоящим; принцип дифференциации (разделения) и определения функций и полномочий; профессионализм и компетентность; гласность; принцип наделения функциями и полномочиями путем делегирования одной подсистемой органов исполнительной власти другой ее подсистеме части ее полномочий; участие граждан в формировании органов исполнительной власти; контроль в процессе организации и функционирования органов исполнительной власти[7]. Принцип системности означает, что в соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации[8]. Данный принцип позволяет сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществлять надлежащее межведомственное взаимодействие. Принцип федерализма имеет принципиальное значение для организации исполнительной власти в Российской Федерации, т.к. в силу ч. 1. ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается самостоятельно субъектами федерации. Так, существуют соглашения между исполнительной властью Российской Федерации и ее субъектов. В настоящее время такие соглашения заключены только отдельными органами исполнительной власти (МЧС России, Минздрав России и др.). Доказать, что те или иные полномочия не могут относиться ко всем субъектам РФ, иногда довольно трудно, поэтому легче вообще отказаться от заключения соглашений, даже когда они представляются выгодными для обеих сторон. Принцип взаимодействия и согласованного функционирования органов исполнительной власти вместе с органами законодательной и судебной власти: органы исполнительной власти для надлежащего обеспечения собственного функционирования взаимодействуют по ключевым вопросам с иными ветвями власти (например, в законодательном процессе, участие сотрудников органов исполнительной власти в судебном процессе и т.д.). Принцип законности предусматривает неукоснительное соблюдение органами исполнительной власти государственных норм. С нашей точки зрения, такими «площадками» соблюдения законодательных норм могут выступать издание правовых актов, а также иных актов, введенных в целях обеспечения законности, реализации законов. Интересной представляется точка зрения Д.Н. Бахраха, согласно которой уровень законности в государстве, прежде всего, зависит от ее состояния в исполнительно-распорядительной деятельности[9]. В числе действующих принципов называются также: народовластие; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; ответственность. Сущность этих принципов, равно как и социально-юридическая значимость, очевидны. Таким образом, в целом принципы государственного управления совпадают с принципами организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти. Вместе с тем, органы государственного управления руководствуются в своей деятельности принципом независимости от федеральных органов исполнительной власти. На основании изложенного выше, попробуем дать типологию принципов организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти, исходя из направленности. С нашей точки зрения принципы организации и деятельности условно можно классифицировать на три группы: общие, организационные (принципы организации структуры) и функциональные (принципы деятельности). К общим принципам относятся все принципы, закрепленные Конституцией РФ и федеральным законодательством. К таковым, например, относятся принципы законности и гласности. Организационные принципы – основополагающие начала, необходимые требования к созданию федеральных органов исполнительной власти. К данным принципам можно отнести в частности, иерархичность, сочетание единства и централизации. Принципы деятельности (функциональные принципы) федеральных органов исполнительной власти исходят из компетенционной природы того или иного федерального органа исполнительной власти. Например, Министерство внутренних дел Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципом программно-целевого подхода к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения[10]. Рассмотрев понятие и виды принципов деятельности органов исполнительной власти, можно сделать следующие выводы: 1) понятие исполнительной власти используется в двух аспектах. В широком аспекте под исполнительной властью понимается система действующих органов исполнительной власти, в узком аспекте – волеизъявление должностного лица; 2) в науке административного права нет четкого разграничения принципов организации и деятельности (функционирования) органов государственного управления и органов исполнительной власти в РФ. Также следует отметить, что зачастую они фактически полностью совпадают друг с другом; 3) несмотря на схожую юридическую природу, принципы организации и деятельности органов государственного управления имеют отличие от принципов организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти. Например, органы государственного управления в процессе своей деятельности независимы от федеральных органов исполнительной власти. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод об открытом перечне принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в РФ. Вместе с тем, имеется классификация принципов на социально-правовые (характерные для всех федеральных органов исполнительной власти), организационные и специальные. Однако, в настоящее время в науке административного права они нередко переплетаются друг с другом, поэтому данная классификация представляется весьма условной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|