Документальное отражение движения материалов
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Тема 1. Учет МПЗ Понятие МПЗ и задачи их учета Оценка МПЗ (при их поступлении) Документальное оформление движения материалов Учет приобретения материалов (за плату) Учет прочего поступления материалов Учет и распределение транспортно-заготовительных расходов Учет и оценка материалов при их списании Организация учета материалов на складе и в бухгалтерии Синтетический и аналитический учет готовой продукции Учет товаров в оптовой и розничной торговле. Учет издержек обращения в торговле (см. лекции «Учет в торговле») Инвентаризация МПЗ
Понятие МПЗ и задачи их учета Основными документами, регламентирующими учет МПЗ, являются: 1) ПБУ 5/01 «Учет МПЗ», утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001г №44н 2) Методические указания по бухучету МПЗ, утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.2001г 3) Методические рекомендации по бухучету МПЗ в с/х организациях, утверждены приказом Минсельхоза РФ от 31.01.2003г № 26.
В соответствии с ПБУ 5/01 в бухучете в качестве МПЗ принимаются активы: a) Выполнение работ, оказание услуг b) Предназначенные для продажи (готовая продукция, товары) c) Используемые для управленческих нужд организации Производственные запасы используются в качестве предметов труда в производственном процессе и полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию Готовая продукция является конечным результатом производства и предназначена для продажи. Товары – часть МПЗ, приобретенных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи. В зависимости от роли МПЗ в производственном процессе их подразделяют на группы:
· Сырье и основные материалы · Вспомогательные материалы · Покупные полуфабрикаты · Топливо · Тара · Запасные части · Инвентарь и спецодежда и т.д. Эту классификацию используют для построения синтетического и аналитического учета. Для учета МПЗ применяются счета 10, 11, 15, 16, 41, 43. В случае отсутствия у организации права собственности на МПЗ они учитываются на забалансовых счетах 002, 003, 004. Задачи учета МПЗ: - Достоверное формирование фактической себестоимости запасов - Правильное и своевременное документальное оформление по движению МПЗ - Контроль за сохранностью МПЗ в местах их хранения и на всех этапах их движения - Контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов - Своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной реализации
Оценка МПЗ (при их поступлении)
Поступление материалов в организацию может осуществляться: ¨ По договорам купли-продажи ¨ Изготовление силами организации ¨ Внесение в качестве вклада в УК ¨ Получение безвозмездно В соответствии с ПБУ 5/01 МПЗ принимаются к бухучету по фактической себестоимости. 1) При приобретении за плату фактической стоимостью МПЗ является сумма фактических затрат, связанных с их приобретением без учета НДС и других возмещаемых налогов. К фактическим затратам относятся: а) Стоимость, уплаченная поставщику б) Информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ в) Таможенные пошлины г) Невозмещаемые налоги д) Вознаграждения посреднической организации е) Затраты по доставке МПЗ до места их использования (включая расходы по страхованию) ж) Затраты по доведению МПЗ, пригодного к их дальнейшему использованию з) Другие затраты, связанные с приобретением МПЗ Не включаются в фактические затраты общехозяйственные расходы, кроме случаев, когда они связаны с их приобретением.
2) При изготовлении в организации фактической стоимостью МПЗ является сумма фактических затрат, связанных с их производством 3) При получении в счет вклада в УК стоимость МПЗ определяется как согласованная с учредителями 4) Полученных организацией безвозмездно фактической стоимостью является рыночная стоимость на дату принятия к бухучету 5) МПЗ, полученные по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, оцениваются исходя из стоимости обмениваемого имущества Примечание. Стоимость МПЗ, указанная в п. 3,4,5, увеличивается на сумму транспортно-заготовительных расходов, связанных с их приобретением 6) Стоимость МПЗ, остающихся от выбытия ОС, определяется исходя из текущей рыночной стоимости на дату принятия их к бухгалтерскому учету 7) МПЗ, не принадлежащие организации, принимаются к бухучету на забалансовых счетах в оценке, предусмотренной в договоре 8) При приобретении МПЗ за инвалюту их оценка производится по курсу ЦБРФ на дату принятия запасов к бухучету 9) МПЗ, на которые текущая рыночная стоимость снизилась либо которые морально устарели или потеряли свое качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Снижение стоимости материальных ценностей отражается в бухгалтерском учете в виде начисления резерва на счете 14, образование которого отражается Д 91-2 К 14. В бухгалтерском балансе сумма резерва отдельно не отражается, а учитывается в стоимости МПЗ путем вычитания стоимости резерва из стоимости МПЗ.
Документальное отражение движения материалов Документы по поступлению материалов В зависимости от канала поступления материалов в организацию (от поставщиков, из собственного производства, от разборки основных средств) для их оприходования определенные первичные документы: а) Если организация получает материальные ценности у поставщика, то на имя экспедитора, который будет их получать в бухгалтерии выписывается доверенность (форма №М-2). Она выдается в одном экземпляре под расписку и регистрируется в Журнале учета выданных доверенностей. Работник подписывает выданную доверенность, после чего она заверяется печатью и подписывается главным бухгалтером и руководителем. Доверенность выписывается на 15 дней. В доверенности обязательно указывается дата ее составления, иначе она считается недействительной. Если работник не получил материальные ценности по доверенности, то он обязан возвратить ее в бухгалтерию, где она хранится до конца отчетного года.
б) Принятые грузы экспедитор доставляет на склад и сдает заведующему складом или кладовщику. Завскладом принимает материалы и проверяет соответствие количества и качества материалов данным счета поставщика. Основанием для приемки служат сопроводительные документы (товарно-транспортные накладные, сопроводительные листы, описи и т.д. если данные сопроводительных документов совпадает с данными поставщика, то организация оформляет Приходный ордер (форма №М-4). Приходный ордер оформляют в одном экземпляре в день поступления материалов на склад организации и передают в бухгалтерию вместе с товарно-сопроводительными документами поставщика. Методические рекомендации по учету МПЗ предусматривают упрощенный вариант оформления поступивших материалов. При этом приходный ордер можно не оформлять. Вместо этого на документе поставщика ставят штамп с реквизитами приходного ордера. Выбранный способ оформления документов закрепляют в учетной политике организации в) В случае, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствует данным счета поставщика, а также при отсутствии сопроводительных документов составляется Акт о приемке материалов (форма №Ф-7). Акт оформляет специальная комиссия, назначенная приказом руководителя, в состав которой должно входить не менее 3-х человек. Комиссия должна оформить акт в день поступления материалов на склад. Если это возможно, в составе комиссии должен принимать участие представитель поставщика. Акт составляют в 2-х экземплярах. Один экземпляр вместе с товаросопроводительными документами передается в бухгалтерию, второй экземпляр служит основанием для предъявления претензии поставщику.
г) Если при доставке материальных ценностей транспортной организацией при приемке груза была обнаружена недостача, то составляется Коммерческий акт. Коммерческий акт является основанием для предъявления претензии поставщику или транспортной организации (в зависимости от того, по чьей вине образовалась недостача). Коммерческий акт составляют и подписывают представители организации-получателя и транспортной организацией в 3-х экземплярах. Первый экземпляр остается у организации-получателя, второй и третий экземпляры передаются транспортной организации для урегулирования претензии д) Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма №М-35). Применяется для оприходования пригодных для дальнейшего использования материалов, полученных от ликвидации основных средств. Составляется в 3-х экземплярах комиссией, состоящей из представителей заказчика и подрядчика (в том случае, если демонтаж осуществляется подрядной организацией). Первый и второй экземпляры остаются у заказчика, третий экземпляр – у подрядчика. Если демонтаж основных средств осуществляется собственными силами, то акт составляется в одном экземпляре. Документы по списанию материалов Ø Лимитно-заборная карта (форма №М-8) – применяется при списании материалов, систематически потребляемых в пределах установленного лимита. Лимитно-заборные карты выписываются в 2-х экземплярах сроком на 1 месяц (при небольших объемах списания – на квартал). Один экземпляр передается потребителю материалов, второй передается на склад. Все лимитно-заборные карты регистрируются в специальном реестре, копия которого направляется в бухгалтерию для контроля за своевременной сдачей лимитно-заборных карт. При отпуске материалов кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных запасов, и выводит остаток лимита по каждому номенклатурному номеру материалов. В лимитно-заборной карте подразделения расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада – представитель подразделения получателя. Сверхлимитный отпуск материалов допускается только с разрешения руководителя организации или уполномоченного на то лица. Сдача складом лимитно-заборных карт в бухгалтерию производится после использования лимита или окончания месяца. Ø Для учета движения материалов внутри организации между структурными подразделениями или МОЛ используется Требование-накладная (форма №М-11). Накладная в 2-х экземплярах составляется МОЛ, сдающим материальные ценности. Один экземпляр служит основанием сдающему складу для списания, а второй экземпляр – принимающему складу для их оприходования. Накладную подписывают оба МОЛ, получатель и сдатчик, после чего она сдается в бухгалтерию для учета движения материалов внутри организации.
Ø Накладная на отпуск материалов на сторону (форма №М-15). Выписывается для отпуска материалов сторонним организациям или структурным подразделениям своей организации, расположенными за ее пределами. Накладную выписывают в 2-х экземплярах на основании договоров и доверенности, предъявленной получателем. Первый экземпляр остается на складе и служит основанием для списанием материалов, второй экземпляр передается получателю. Ø Акт расхода семян и посадочного материала (форма №СП-13) – применяется для учета списания семян и посадочного материала. Составляется агрономом по окончании сева (посадки) на отдельных участках и по каждой культуре. Утверждается руководителем и передается в бухгалтерию. Ø Ведомость учета расхода кормов (форма №СП-20) – применяется для учета выдачи кормов на животноводческие фермы. Ведомость выписывается в 2-х экземплярах на основании плана кормления животных в соответствии с утвержденным рационом. Первый экземпляр подписывается получателем кормов и служит основанием для списания отпущенных кормов с МОЛ. Второй экземпляр с подписью заведующего складом об отпуске кормов находится у заведующего фермой или бригадира. Ø Списание минеральных удобрений производится на основании Акта об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений (форма №420-АПК). Составляется агрономом и утверждается руководителем. Утвержденный акт передается в бухгалтерию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|