Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Принципы в сфере защиты прав потребителей в торговом обслуживании





 

Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивает торговля, производители работ и услуг. Но в условиях нестабильной рыночной экономики они часто пытаются навязать потребителям выгодные для них условия приобретения товаров и услуг. Особую тревогу вызывает то, что значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда даже опасна для здоровья людей[8].

Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка. Государство законодательно отстаивает права потребителей, заставляя предприятия выпускать доброкачественную продукцию. Законодательство регулирует отношения с участием потребителей, определяя права потребителей и механизм их реализации. Гражданский кодекс закрепляет принцип свободы договора, определяя свободу в определении условии заключаемого договора.

Принцип договорности реализуется в Законе РФ “О защите прав потребителей", который устанавливает, что продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Таким образом, если стороны договорились о качестве товара, то нарушение этих договоренностей будет рассматриваться как нарушение договора[9].

Закон "О защите прав потребителей" содержит правило, определяющее качество товара и требования, предъявляемые к качеству товара. Если предметом договора является товар, качество которого должно соответствовать обязательным требованиям стандартов, то переданный потребителю товар должен соответствовать этим требованиям. Невозможность использования товара по назначению будет считаться недостатком товара.

Право потребителя на качественный товар предполагает после передачи качественного товара установление гарантий поддержания этого товара в работоспособном состоянии. Это правило возлагает на производителя определенные обязательства перед потребителем.

Срок использования любого товара ограничен определенными рамками. Ст.5 Закона РФ “О защите прав потребителей” определяет, что изготовитель имеет право установить гарантийный срок товара.



Гарантийный срок - срок, в течение которого при обнаружении в товаре недостатка, изготовитель обязан исключить недостаток или заменить товар.

Потребитель имеет право предъявлять претензии к изготовителю в течение 6 месяцев, если в товарах, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, обнаружены недостатки. В отношении недвижимого имущества - в течение двух лет со дня передачи его потребителю, если более длительные сроки не установлены законами или договором (п.1, ст. 19) [10].

Сегодня в Россию попадает огромное количество товаров зарубежного производства. Практика показывает, что зарубежные фирмы предпочитают устанавливать гарантию лишь на те товары, которые реализуются в России через дилеров фирмы. Так, фирма "Филипс" устанавливает всемирную гарантию на свои товары, т.е. обязательства перед потребителем, который приобрел товар этой фирмы, например, в Австрии, будут исполнены одинаково и в России, и в Болгарии[11].

Рынок диктует свои условия, и наряду с изготовителями в борьбу за потребителей включились торговые компании, которые пытаются привлечь клиентов, предоставляя им различного рода дополнительные услуги. И здесь гарантийное обслуживание приобрело довольно широкое распространение. Закон предоставляет продавцам право установления дополнительной гарантии. Такая гарантия может быть установлена только сверх гарантийного срока, определенного изготовителем. Если при покупке товара потребителю выданы два гарантийных талон (талон изготовителя, устанавливающий гарантию сроком на один год, и талон продавца на тот же срок), то потребитель может пользоваться своими правами в течение двух лет. При этом Закон оговаривает, что условия этой гарантии определяются договором между продавцом и потребителем, т.е. эти условия могут не соответствовать ст.18 Закона РФ "О защите прав потребителей". Продавец имеет право установить плату за возможность пользоваться дополнительной гарантией. Потребитель же вправе отказаться от дополнительной гарантии[12].

Так как не к каждому типу товаров можно применить нормы Закона о гарантийном сроке, Закон вводит понятие срока годности. Срок годности - период времени, исчисляемый со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию; либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию. Срок годности устанавливается на товары, которые полностью потребляются при использовании, потребительские свойства которых могут ухудшаться со временем. На товары, которые со временем могут становиться опасными для окружающей среды, а также жизни, здоровья, имущества потребителей[13].

К таким товарам относятся продукты питания, парфюмерно - косметические товары, медикаменты, изделия бытовой химии. Для этих товаров срок годности выполняет роль гарантийного срока и претензии по недостаткам изготовитель обязан исполнять, если они предъявлены в течение этого периода.

Помимо понятия гарантийного срока и срока годности Закон вводит понятие срока службы. Срок службы - период времени, в течение которого обеспечивается использование товара по назначению, и изготовитель несет ответственность за существенные недостатки, возникшие в товаре по его вине. По окончании срока службы товар может представлять опасность для жизни, здоровья или имущества потребителя, окружающей среды, либо его использование неэкономично. Срок службы устанавливается на товары длительного пользования. Этот срок определяется изготовителем исходя из видов используемых материалов, технологических возможностей и прочее, поэтому товары одного вида, произведенные разными изготовителями могут иметь разные сроки службы.

Если изготовитель по каким - либо причинам не считает нужным устанавливать срок службы на производимый товар, то в соответствии с установленными Законом требованиями, он будет нести ответственность за вред причиненный товаром в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю[14].

Исходя из интересов безопасности граждан, Закон устанавливает правило, по которому установление срока службы является обязательным требованием для изготовителя.

Глава II Закона РФ "О защите прав потребителей" устанавливает гарантии защиты прав потребителя при заключении договора купли-продажи[15]. Общие нормы о договорах купли-продажи содержатся в Гражданском кодексе РФ (гл.30). Кодекс определяет понятие договора купли-продажи, устанавливает права и обязанности сторон по договору и ответственность за нарушение его условий.

Граждане, как правило, приобретают товары в розничной торговле. Поэтому к отношениям с участием граждан применимы положения ст.492-505 ГК РФ. Розничная купля-продажа впервые подверглась самостоятельному регулированию. Договор розничной купли-продажи является основной гражданско-правовой формы торгового обслуживания граждан. Однако он имеет большое значение и для предпринимательской деятельности. Будучи своеобразным барометром конкурентоспособности товаров, он позволяет судить о спросе по улучшению технологий и разработке новых товаров, изменять объемы производства и закупок товаров, их цену, улучшать качество и т.д. таким образом, договор розничной купли-продажи является инструментом развития цивилизованного рынка потребительских товаров и удовлетворение потребностей в них[16].

Розничная купля-продажа опосредует отношения профессионального продавца с гражданами и организациями, направленные на удовлетворение их личных, бытовых и иных потребностей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Этим обусловлены, во-первых, выделение договора купли-продажи в самостоятельный вид и, во-вторых, особенности правового регулирования, которое в основном носит императивный характер и обеспечивает защиту более слабой стороны, покупателя-непрофессионала путем возложения на продавца дополнительных обязанностей и предоставления покупателю дополнительных прав по сравнению с общими положениями о розничной купле-продаже.

Таким образом, нормы розничной купли-продажи товаров тесно переплетаются с положениями Закона РФ "О защите прав потребителей", которые также регулируют отношения, возникающие при приобретении товаров для нужд, не связанных с извлечением прибыли. Закон закрепляет механизмы реализации прав потребителя при нарушении условий договора купли-продажи (о качестве, информации и т.д.) [17].

Вступая во взаимоотношения с продавцом (изготовителем, исполнителем), потребитель зачастую находится в менее выгодном положении. Особенно это проявляется в ситуациях, когда потребитель пользуется услугами организаций, занимающих доминирующее положение на рынке и навязывающих потребителям невыгодные для них условия договора.

Решением Самарского районного суда г. Самары от 26.02.2006 удовлетворены исковые требования К. к ООО "Новый курс" в части взыскания убытков, причиненных неисполнением договора, неустойки за нарушение сроков окончания работ и несвоевременное исполнение договора, а также компенсации морального вреда, всего на сумму 8 132 410 рублей.

Судебная коллегия по гражданским делам решение отменила как постановленное с нарушением норм материального права.

Удовлетворяя исковые требования К., суд исходил из того, что спорные правоотношения регулируются Законом РФ "О защите прав потребителей". При этом суд сослался на статьи 13, 15, 28, 31 данного Закона, которыми предусмотрены последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг), сроков удовлетворения отдельных требований потребителя, ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей, в том числе право потребителя на возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсации морального вреда.

Между тем суд применил закон, не подлежащий применению.

Преамбулой Закона РФ "О защите прав потребителей" предусмотрено, что он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами товаров.

Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товар (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Из договора долевого участия в строительстве, заключенного между сторонами, следует, что истица приняла на себя обязательство инвестировать строительство 1 секции 2 очереди жилого дома. Согласно договору после окончания строительства в собственность истцы должно перейти 50% общей площади 9-этажного жилого дома, в котором два этажа предназначены под офисные помещения, с паркингом на 50 автомобилей, чердачными, подвальными помещениями, местами общего пользования.

При решении вопроса о возможности применения к правоотношениям сторон Закона РФ "О защите прав потребителей" суду следовало определить характер договора, цель, преследуемую К. при его заключении, имея в виду, что законодательство о защите прав потребителей регулирует лишь отношения между изготовителем, продавцом, исполнителем и потребителем, заказывающим, приобретающим товары (работы, услуг) с исключительно личной (бытовой) целью.

При таких обстоятельствах решение суда отменено с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд[18].

Для того чтобы обеспечить охрану интересов потребителей, ст.16 Закона о защите прав потребителей содержит правило, в соответствии, с которым условия договора, ущемляющие интересы потребителей по сравнению с действующим законодательством, признаются недействительными. На практике самостоятельные иски о признании условий договора недействительными встречаются довольно редко. Это вполне объяснимо, поскольку при отсутствии реального нарушения права вряд ли человек станет обращаться в суд. Однако при возникновении конфликтных ситуаций, когда фирма ссылается на условия договора, в исковое заявление включаются пункты о признании этих условий недействительными. По мнению авторов юридического комментария к Закону "О защите прав потребителей" под редакцией А.С. Долбилина[19], анализирующих положение Закона о признании недействительными пунктов договора, нарушающих права потребителей, ГК РФ содержит норму, позволяющую признать недействительными не только условия, прямо противоречащие требованиям законодательства, но и условия, которые не нарушают закон, но не соответствуют экономическим интересам потребителей. Речь идет о ст.428 ГК РФ, предусматривающей право гражданина в судебном порядке оспаривать условия договора, которые ущемляют его интересы, если заключить этот договор потребитель не мог иначе, чем, согласившись со всеми его условиями. В законодательстве такой договор называется договором присоединения. Практика применения этой статьи еще только складывается, в судах находятся первые иски. И пройдет довольно много времени, прежде чем у судов выработается единый подход к рассмотрению дел этой категории.

Закон обязывает организацию, виновную во включении в договор условий, ущемляющих права потребителей, возместить убытки причиненные исполнением такого рода договора.

Кроме общего правила, ст.16 Закона прямо указывает на два условия договора с потребителями, которые заведомо являются противоправными.

Во-первых, продавцу (изготовителю, исполнителю) запрещается обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением других. Согласно ст.478 ГК РФ комплектность товара определяется условиями договора либо обычно предъявляемыми требованиями к данному товару. В соответствии с требованиями Закона убытки, причиненные потребителю нарушением этого правила, подлежат возмещению в полном объеме. Однако в некоторых ситуациях у продавца есть право продавать товар в комплекте.

В этом случае требование потребителя о разукомплектовании набора будет неправомерным.

Во-вторых, запрещается навязывать потребителю дополнительные услуги, предоставляемые за плату.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.