Общественная защита прав потребителей
Общественная защита прав потребителей осуществляется организациями потребителей, которые создаются как по территориальному признаку (районные, городские, областные, республиканские и др.), так и в зависимости от конкретного интереса группы потребителей (например, Общество потребителей автомобильной техники России; клуб потребителей "Привереда" и др.). Общества потребителей могут объединяться в союзы, конфедерации (например, Московский союз потребителей). Общественные организации потребителей, созданные на территории России, объединились в Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), а в СНГ - в Международную конфедерацию обществ потребителей (КОНФОП). Таким образом, Закон о защите прав потребителей устанавливает важнейшие гарантии в правовом обеспечении защиты прав потребителей, определяя, что граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: 1) участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; 2) проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг), информации о них, представленной продавцами (изготовителями, исполнителями);
3) проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; 4) распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой; 5) вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям; 6) вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 7) обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
8) обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей). Предусмотренные Законом о защите прав потребителей права общественных объединений потребителей могут осуществляться ими, если они отражены в уставе организации. Названным Законом также предусмотрены широкие права общественных объединений потребителей по оказанию влияния на определение требований к качеству товаров (работ, услуг), повышение их качества, а также снятие с производства и изъятие из оборота опасных товаров. Право общественных организаций потребителей на участие в разработке стандартов обеспечивается указанием в соответствующих нормативных документах Госстандарта РФ о согласовании с ними соответствующих показателей товаров (работ, услуг) по безопасности. Весьма нужными для потребителей являются полномочия по проведению экспертиз. Результаты экспертизы, проводимой общественными объединениями, в случае рассмотрения спора в суде оцениваются последним наряду с другими доказательствами. Предусмотренное ст.45 Закона о защите прав потребителей право общественных объединений потребителей на проведение проверок Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. № 211-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации"[68] подкреплено правом составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти. Заключение
Оценивая изменения, внесенные в Закон о защите прав потребителей и ГК РФ, можно говорить о том, что законодатель ужесточает требования к розничным продавцам, вступающим в отношения с гражданами-потребителями. Наиболее значимыми представляются изменения, касающиеся возможности обмена технически сложных товаров и санкций для продавца в случае предварительной оплаты товара. Теперь розничным продавцам необходимо будет учитывать данные требования Закона о защите прав потребителей в своих договорах с поставщиками (производителями), чтобы иметь возможность своевременного обмена (возврата) товара с недостатками и своевременного выполнения требований по поставке (изготовлению) предоплаченных товаров.
При нарушении прав потребителей законодательством предусматриваются не только средства, направленные на восстановление нарушенных прав, а также средства на их компенсацию. В связи с этим, предложено иное определение защиты прав потребителей, чем ранее высказывалось в литературе. Защита прав потребителей - совокупность правовых средств, направленных на восстановление и (или) компенсацию нарушенных прав потребителей. Защита прав потребителей осуществляется, в том числе гражданско-правовыми средствами, однако не всеми, которые предусмотрены гражданским законодательством, а только некоторыми. Такие средства предложено именовать гражданско-правовыми средствами защиты прав потребителей, под которыми следует понимать комплекс действий юридического характера, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей и направленных на восстановление и (или) компенсацию нарушенных прав потребителей. Исследование позволило сделать также выводы, направленные на совершенствование действующего законодательства о защите прав потребителей, основными из которых являются: 1. Необходимо усовершенствовать некоторые конструкции понятийной базы законодательства о защите прав потребителей, внеся изменения в преамбулу рассматриваемого Закона: а) Расширить понятие "потребитель", включив в число потребителей юридических лиц, ограничив возможности применения в отношении них данного Закона также сферой личного потребления, б) Сузить понятия "продавец", "изготовитель" и "исполнитель", уточнив, что таковыми являются не просто лица, изготавливающие или реализующие товары, оказывающие услуги и выполняющие работы для потребителей, а лишь те, которые делают это систематически, в отношении широкого круга потребителей.
2. Необходимо предусмотреть в ГК, наряду с денежной формой компенсации морального вреда, натуральную форму компенсации с согласия потерпевшего, путем предоставления ему определенных товаров (работ, услуг), так как не исключена ситуация на практике, когда нарушитель, в силу тех или иных причин (например, наложен арест на денежные средства, находящиеся на его счетах в банках или иных кредитных учреждениях), не в состоянии компенсировать вред в денежной форме, однако может это сделать в натуральной форме, а потерпевший против этого не возражает. 3. При обмене товара предложено расширить поле деятельности потребителя в случае отсутствия аналогичного товара в продаже на день обращения к продавцу, а именно: предусмотреть право для потребителя обменять товар на любой другой, имеющийся в ассортименте, с соответствующим перерасчетом его стоимости. Кроме того, при отсутствии в продаже аналогичного товара и расторжении договора потребителем следует предусмотреть срок возврата потребителю уплаченной им за товар денежной суммы и ответственность продавца за нарушение этого срока. 4. Предлагается внести дополнение в Закон РФ "О защите прав потребителей", устанавливающее запрет на доставку товаров (работ, услуг) потребителю без их заказа последним, если при этом требуется их оплата. При получении не заказанных товаров (работ, услуг) потребителю предоставляется право на возмещение убытков в полном объеме. 5. Бремя доказывания момента и причин возникновения недостатков товаров (работ, услуг) должен нести контрагент потребителя независимо от того, установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок или нет. 6. Предусмотреть в Законе РФ "О защите прав потребителей" право потребителя на отказ от договора, заключаемого вне мест обычного ведения торговли (на дому, на улице, на работе и т.п.). Под указанным договором предлагается понимать договор, при котором продавец или исполнитель (представитель продавца или исполнителя, действующий на основании доверенности) реализует товары (работы, услуги) в месте нахождения потребителя, минуя торговую сеть. 7. Необходимо дать органам местного самоуправления больше прав и возможностей. Например, необходимо на законодательном уровне закрепить за ними право на проведение экспертиз, что в значительной степени облегчит работу по защите прав потребителей. Дать им право на привлечение к административной ответственности нерадивых продавцов и изготовителей. То есть следует внести дополнения в ст.44 Закона "О защите прав потребителей", дополнить права органов местного самоуправления правом на проведение экспертиз и правом на привлечение к административной ответственности продавцов и изготовителей, нарушивших законодательство по защите прав потребителей.
8. Предлагается для решения проблем, существующих в современном российском законодательстве, путем создания информационной системы оперативного обмена данными о поступающей на рынок опасной продукции; путем внесения изменений в Закон РФ "О защите прав потребителей", касающихся введения обязательного порядка сообщения виновной организации о нарушенных ею правах и требованиях потребителя, и о необходимости изъятия из оборота товаров (работ, услуг), представляющих опасность для окружающей среды. Библиографический список
Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. // Российская газета. -1993. - № 237. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [Федеральный закон № 51-ФЗ, принят 30.11.1994 г. по состоянию на 06.12.2007] // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст.3301. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: [Федеральный закон № 14-ФЗ, принят 26.10.1996 г. по состоянию на 06.12.2007] // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст.410. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [Текст]: [Федеральный закон № 146-ФЗ, принят 26.11.2001 г. по состоянию на 29.11.2007] // СЗ РФ. -2001. - № 49. - Ст.4552. 5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 138-ФЗ., принят 14.11.2002 г. по состоянию на 04.12.2007] // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст.4532. 6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 131-ФЗ, принят 06.10.2003 г., по состоянию на 08.11.2007] // СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст.3822. 7. Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 211-ФЗ, принят 17.12.1999 г., по состоянию на 08.12.2003] // СЗ РФ. - 1999. - № 51. - Ст.6286. 8. О защите прав потребителей [Текст]: [Закон РФ № 2300-1, принят 07.02.1992 г., по состоянию на 25.10.2007] // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст.140. 9. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [Текст]: [Указ Президента РФ № 314, от 09.03.2004 г., по состоянию на 24.09.2007] // СЗ РФ. - 2004. - № 11. - Ст.945. 10. Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 322, от 30.06.2004 г., по состоянию на 14.12.2006] // СЗ РФ. - 2004. - № 28. - Ст.2899. 11. Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 154, от 06.04.2004 г., по состоянию на 16.12.2004] // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 15. - Ст.1446. 12. Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 55, от 19.01.1998 г., по состоянию на 27.03.2007] // СЗ РФ. - 1998. - № 4. - Ст.482. 13. Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 575, от 13.05.1997 г.] // СЗ РФ. - 1997. - № 20. - Ст.2303. Специальная и учебная литература 14. Артемов В. Иной взгляд на защиту [Текст] // ЭЖ-Юрист. - 2005. - № 11. - С.5. 15. Ашиткова Т., Маматов М. Защита прав потребителей [Текст] // Законность. - 2005. - № 9. - С.23. 16. Басин Ю.Г. Основы гражданского законодательства о защите субъективных гражданских прав [Текст] // Проблемы применения Основ гражданского законодательства и Основ гражданского судопроизводства СССР и союзных республик. - Саратов., СЮИ. 1971. - 436 с. 17. Богдан В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг [Текст] // Юрист. - 2003. - № 7. - С.15. 18. Большаков А. Проверка качества товара [Текст] // ЭЖ-Юрист. - 2006. - № 38. - С.5. 19. Вавилин Е.В. Понятие и механизм осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей // Журнал российского права. - 2004. - № 5. - С.21. 20. Васильчикова Н.В. Как потребителю защитить свои интересы: рекомендации и примеры [Текст] - М., Омега-Л. 2007. - 318 с. 21. Володин П.Е. Моральный вред: особенности правового применения. [Текст] // Российская юстиция. - 2008. - № 2. - С.23. 22. Горина И.Е. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов: сам себе адвокат, № 4 - М., Юрайт-Издат. 2006. - 326 с. 23. Гражданское право. Т.1 [Текст] / Под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П. - М., Проспект. 1996. - 672 с. 24. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. [Текст] - М., Статут. 2002. - 516 с. 25. Гуляева И.Н. Защита прав потребителей в вопросах и ответах: типовые ситуации и примеры [Текст] - М., Омега-Л. 2007. - 568 с. 26. Гутников О. Комментарии к изменением в законодательстве о защите прав потребителей. [Текст] // Хозяйство и право. - 2000. - № 10. - С.56. 27. Дедиков С. Моральный вред подлежит компенсации [Текст] // Бизнес-адвокат. - 2008. - № 3. - С.11. 28. Дулкарнаев М. Применение ст.238 УК [Текст] // Законность. - 2007. - № 9. - С.21. 29. Еналеева И.Д. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов [Текст] - М., Издательско-торговая корпорация "Дашков и К". 2007. - 318 с. 30. Журбин Б. Потребитель в законе [Текст] // ЭЖ-Юрист. - 2005. - № 7. - С.6. 31. Карташова Т.Е. Правовое обеспечение и организация работы органов местного самоуправления по защите прав потребителей на территории муниципального образования [Текст] // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - № 8. - С.18. 32. Клетченкова М.М. Конвенционное регулирование отношений с участием потребителей [Текст] // Журнал российского права. - 2007. - № 8. - С.21. 33. Комментарий к Закону "О защите прав потребителей". [Текст] / Под ред. Долбилина А.С. - М., Юрайт. 2004. - 312 с. 34. Корнилов Э.Г. Гражданско-процессуальные проблемы защиты прав потребителей [Текст] // Хозяйство и право. - 2007. - № 11. - С.21. 35. Корнилов Э.Г. Закон О защите прав потребителей в развитии [Текст] // Право и экономика. - 2008. - № 1. - С.18. 36. Куклев В. Ответственность за преступления в сфере торговли [Текст] // Российская юстиция. - 2001. - № 6. - С.17. 37. Куликов А. Законодательство о защите прав потребителей [Текст] // ЭЖ-Юрист. - 2008. - № 3. - С.7. 38. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник.3-е изд., перераб. и доп. [Текст] - М., ТК Велби. 2006. - 654 с. 39. Михайлов М., Милько Ю. Уголовная ответственность за выпуск недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции // Советская Юстиция. - 1966. - № 6. - С. 19. 40. Михайлов М. Ответственность торговых организаций за ненадлежащее качество продаваемых товаров [Текст] // Советское государство и право. - 1965. - № 9. - С.138-140. 41. Мошкович М. Улучшение потребления [Текст] // ЭЖ-Юрист. - 2007. - № 43. - С.8. 42. Нефёдова А.П. Защита прав потребителей: комментарии. [Текст] - М., Норма. 2002. - 462 с. 43. Новикова Т.В. Механизмы реализации прав потребителей. [Текст] - Ростов-на-Дону., Феникс. 2003. - 342 с. 44. Парций Я.И. Комментарий к Закону "О защите прав потребителей". [Текст] - М., Юнити. 2007. - 316 с. 45. Попова М. Потребитель волеизъявляет, продавец исполняет [Текст] // Бизнес-адвокат. - 2008. - № 1. - С.11. 46. Прокш М. Ответственность за нарушение прав потребителей [Текст] // Законность. - 2003. - № 10. - С.21. 47. Свердлык Г., Страунинг Э. Способы самозащиты гражданских прав и их классификация [Текст] // Хозяйство и право. - 2008. - № 1. - С.15. 48. Свит Ю.П. Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг [Текст] // Законы России: опыт, анализ, практика - 2007. - № 2. - С.17. 49. Семенихин В.В. Договор розничной купли-продажи [Текст] // Юрист. - 2007. - № 8. - С.13. 50. Серёгин Ю.Б. Понятие гарантийного срока в сфере законодательства о защите прав потребителей. [Текст] - СПб., Питер. 2002. - 326 с. 51. Сметанников А.Е. Последствия передачи товара ненадлежащего качества [Текст] // Законодательство. - 2007. - № 4. - С.16. 52. Сметанников А.Е. Проблема доказывания убытков при передаче товара ненадлежащего качества [Текст] // Российская юстиция. - 2007. - № 5. - С.22. 53. Сорк Д. Как получить возмещение материального или морального вреда. [Текст] // Закон. - 2007. - № 4. - С.62. 54. Хвощинский А. Публичный договор: защита частного интереса? [Текст] // Бизнес - адвокат. - 2000. - №9. - С.23. 55. Хряк Я. Меры гражданско-правовой ответственности [Текст] // Законность. - 2008. - № 2. - С.6. 56. Чапкевич Л.Е. Качество и безопасность потребительских товаров: эволюция правового регулирования [Текст] // Адвокат. - 2005. - № 7. - С.21. 57. Четкина О. Вопросы судебного толкования правовых норм на примере дел о защите прав потребителей [Текст] // Арбитражный и гражданский процесс. - 2007. - № 6. - С. 19. 58. Чикин И.Е. Потребительский рынок Российской Федерации: значение и понятие [Текст] // Юрист. - 2005. - № 12. - С.18. 59. Швалева О.В. Правовое регулирование экспертизы качества товара [Текст] // Юрист. - 2006. - № 11. - С.16. 60. Шерстобитов А.Е. Комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" [Текст] - М., Омега-Л. 2006. - 298 с. Материалы юридической практики 61. О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей [Текст]: [Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 7, от 29.09.1994 г., по состоянию на 11.05.2007] // Российская газета. - 1994. - № 230. - С.13. 62. Извлечение из кассационного определения Судебной коллегии по гражданским делам от 10.05.2006 года [Текст] // Судебная практика. Самара. - 2007. - № 3. - С.3. 63. Извлечение из кассационного определения Судебной коллегии по гражданским делам от 03.05.2006 года [Текст] // Судебная практика. Самара. - 2007. - № 3. - С.5. 64. Извлечение из кассационного определения Судебной коллегии по гражданским делам от 29.05.2006 года [Текст] // судебная практика. Самара. - 2007. - № 4. - С.11. 65. Извлечение из кассационного определения Судебной коллегии по гражданским делам от 22.03.2006года [Текст] // Судебная практика. Самара. - 2007. - № 1. - С.3. 66. Извлечение из определения судебной коллеги по гражданским делам от 10.11.2004 года [Текст] // Судебная практика. Самара. - 2005. - № 4. - С.13.
[1] Гражданское право. Т. 1 [Текст] / Под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П. – М., Проспект. 1996. – С. 52. [2] Гражданское право. Т. 1 [Текст] / Под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П. – М., Проспект. 1996. – С. 53. [3] Михайлов М. Ответственность торговых организаций за ненадлежащее качество продаваемых товаров [Текст] // Советское государство и право. - 1965. - № 9. - С. 138. [4] СУ РСФСР. – 1918. – № 95. – Ст. 3. [5] Михайлов М. Ответственность торговых организаций за ненадлежащее качество продаваемых товаров [Текст] // Советское государство и право. – 1965. – № 9. – С. 139-140. [6] Михайлов М., Милько Ю. Уголовная ответственность за выпуск недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции // Советская Юстиция. – 1966. – № 6. – С. 19. [7] Куклев В. Ответственность за преступления в сфере торговли [Текст] // Российская юстиция. – 2001. – № 6. – С. 17. [8] Клетченкова М.М. Конвенционное регулирование отношений с участием потребителей [Текст] // Журнал российского права. – 2007. – № 8. – С. 21. [9] Хвощинский А. Публичный договор: защита частного интереса? [Текст] // Бизнес – адвокат. – 2000. – №9. – С.23. [10] Журбин Б. Потребитель в законе [Текст] // ЭЖ-Юрист. – 2005. – № 7. – С. 6. [11] Серёгин Ю.Б. Понятие гарантийного срока в сфере законодательства о защите прав потребителей. [Текст] – СПб., Питер. 2002. – С. 57. [12] Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. [Текст] – М., Статут. 2002. – С.312. [13] Мошкович М. Улучшение потребления [Текст] // ЭЖ-Юрист. – 2007. – № 43. – С. 8. [14] Гутников О. Комментарии к изменением в законодательстве о защите прав потребителей. [Текст] // Хозяйство и право. – 2000. – № 10. – С. 56. [15] Корнилов Э.Г. Закон О защите прав потребителей в развитии [Текст] // Право и экономика. – 2008. – № 1. – С.18. [16] Семенихин В.В. Договор розничной купли-продажи [Текст] // Юрист. – 2007. – № 8. – С. 13. [17] Новикова Т.В. Механизмы реализации прав потребителей. [Текст] – Ростов-на-Дону., Феникс. 2003. – С. 98. [18] Извлечение из кассационного определения Судебной коллегии по гражданским делам от 29.05.2006 года [Текст] // судебная практика. Самара.- 2007.-№ 4.-С.11. [19] Комментарий к Закону «О защите прав потребителей». [Текст] / Под ред. Долбилина А.С. – М., Юрайт. 2004. – С. 207. [20] Четкина О. Вопросы судебного толкования правовых норм на примере дел о защите прав потребителей [Текст] // Арбитражный и гражданский процесс. – 2007. – № 6. – С. 19. [21] Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. [Текст] – М., Статут. 2002. – С. 117, 132. [22] Басин Ю.Г. Основы гражданского законодательства о защите субъективных гражданских прав [Текст] // Проблемы применения Основ гражданского законодательства и Основ гражданского судопроизводства СССР и союзных республик. – Саратов., СЮИ. 1971. – С. 36; Свердлык Г., Страунинг Э. Способы самозащиты гражданских прав и их классификация [Текст] // Хозяйство и право. – 2008. – № 1. – С. 15. [23] Свердлык Г., Страунинг Э. Способы самозащиты гражданских прав и их классификация [Текст] // Хозяйство и право. – 2008. – № 1. – С. 15. [24] Еналеева И.Д. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов [Текст] – М., Издательско-торговая корпорация "Дашков и К". 2007. – С. 78. [25] Богдан В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг [Текст] // Юрист. – 2003. – № 7. – С. 15. [26] Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 575, от 13.05.1997 г.] // СЗ РФ. – 1997. – № 20. – Ст. 2303. [27] Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 55, от 19.01.1998 г., по состоянию на 27.03.2007] // СЗ РФ. – 1998. – № 4. – Ст.482. [28] Вавилин Е.В. Понятие и механизм осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей // Журнал российского права. – 2004. – № 5. – С. 21. [29] Парций Я.И. Комментарий к Закону "О защите прав потребителей". [Текст] – М., Юнити. 2007. – С. 78. [30] Васильчикова Н.В. Как потребителю защитить свои интересы: рекомендации и примеры [Текст] – М., Омега-Л. 2007. – С. 89. [31] Горина И.Е. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов: сам себе адвокат, № 4 – М., Юрайт-Издат. 2006. – С. 114. [32] Попова М. Потребитель волеизъявляет, продавец исполняет [Текст] // Бизнес-адвокат. – 2008. – № 1. – С. 11. [33] Дедиков С. Моральный вред подлежит компенсации [Текст] // Бизнес-адвокат. – 2008. – № 3. – С. 11. [34] Российская газета. – 1994. – № 230. – С. 13. [35] Корнилов Э.Г. Гражданско-процессуальные проблемы защиты прав потребителей [Текст] // Хозяйство и право. – 2007. – № 11. – С. 21. [36] Извлечение из кассационного определения Судебной коллегии по гражданским делам от 03.05.2006 года [Текст]// Судебная практика. Самара.- 2007.-№ 3.-С.5. [37] Сметанников А.Е. Последствия передачи товара ненадлежащего качества [Текст] // Законодательство. – 2007. – № 4. – С. 16. [38] Комментарий к Закону «О защите прав потребителей». [Текст] / Под ред. Долбилина А.С. – М., Юрайт. 2004. – С.27. [39] Извлечение из кассационного определения Судебной коллегии по гражданским делам от 10.05.2006 года [Текст]// Судебная практика. Самара.- 2007. -№ 3.-С.3. [40] Прокш М. Ответственность за нарушение прав потребителей [Текст] // Законность. – 2003. – № 10. – С. 21. [41] Свит Ю.П. Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг [Текст] // Законы России: опыт, анализ, практика – 2007. – № 2. – С. 17. [42] Нефёдова А.П. Защита прав потребителей: комментарии. [Текст] – М., Норма. 2002. – С. 85. [43] Гуляева И.Н. Защита прав потребителей в вопросах и ответах: типовые ситуации и примеры [Текст] – М., Омега-Л. 2007. – С.87 [44] Ашиткова Т., Маматов М. Защита прав потребителей [Текст] // Законность. – 2005. – № 9. – С. 23. [45] Володин П.Е. Моральный вред: особенности правового применения. [Текст] // Российская юстиция. – 2008. – № 2. – С. 23. [46] Извлечение из кассационного определения Судебной коллегии по гражданским делам от 22.03.2006года [Текст] // Судебная практика. Самара.- 2007.- № 1.-С.3. [47] Артемов В. Иной взгляд на защиту [Текст] // ЭЖ-Юрист. – 2005. – № 11. – С. 5. [48] Сорк Д. Как получить возмещение материального или морального вреда. [Текст] // Закон. - 2007. - № 4. - С. 62. [49] Извлечение из определения судебной коллеги по гражданским делам от 10.11.2004 года [Текст] // Судебная практика. Самара.-2005.- № 4.-С.13. [50] Сметанников А.Е. Проблема доказывания убытков при передаче товара ненадлежащего качества [Текст] // Российская юстиция. – 2007. – № 5. – С. 22. [51] Шерстобитов А.Е. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» [Текст] – М., Омега–Л. 2006. – С. 98. [52] Большаков А. Проверка качества товара [Текст] // ЭЖ-Юрист. – 2006. – № 38. – С. 5. [53] Швалева О.В. Правовое регулирование экспертизы качества товара [Текст] // Юрист. – 2006. – № 11. – С. 16. [54] Хряк Я. Меры гражданско-правовой ответственности [Текст] // Законность. – 2008. – № 2. – С. 6. [55] Куликов А. Законодательство о защите прав потребителей [Текст] // ЭЖ-Юрист. – 2008. – № 3. – С. 7. [56] Дулкарнаев М. Применение ст. 238 УК [Текст] // Законность. – 2007. – № 9. – С. 21. [57] Чапкевич Л.Е. Качество и безопасность потребительских товаров: эволюция правового регулирования [Текст] // Адвокат. – 2005. – № 7. – С. 21. [58] СЗ РФ. – 2004. – № 11. – Ст. 945. [59] СЗ РФ. – 2004. – № 28. – Ст. 2899. [60] Чикин И.Е. Потребительский рынок Российской Федерации: значение и понятие [Текст] // Юрист. – 2005. – № 12. – С. 18. [61] СЗ РФ. – 2004. – № 15. – Ст. 1446. [62] СЗ РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822. [63] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] – М., ТК Велби. 2006. – С. 672. [64] Карташова Т.Е. Правовое обеспечение и организация работы органов местного самоуправления по защите прав потребителей на территории муниципального образования [Текст] // Государственная власть и местное самоуправление. – 2007. – № 8. – С. 18. [65] О защите прав потребителей [Текст]: [Закон РФ № 2300-1, принят 07.02.1992 г., по состоянию на 25.10.2007] // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140. [66] О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [Текст]: [Указ Президента РФ № 314, от 09.03.2004 г., по состоянию на 24.09.2007] // СЗ РФ. – 2004. – № 11. – Ст. 945. [67] Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 322, от 30.06.2004 г., по состоянию на 14.12.2006] // СЗ РФ. – 2004. – № 28. – Ст.2899. [68] СЗ РФ. – 1999. – № 51. – Ст. 6286.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|