I. Нормативно-правовые акты 2 глава
Проблема коррупции может быть решена только при участии государства, его воздействием на разные сферы экономической, политической и социальной жизни и контролем над выполняемыми ими функциями, в связи с чем необходимо иметь четкую нормативно-законодательную базу, способную вовремя выявить и противостоять факту коррупции. Существует ПРОГРАММА № ПК-5-010-2009 повышения квалификации аудиторов «Противодействие коррупции в ходе аудиторской деятельности» (Утверждена приказом Минфина России от 10 марта 2009 г. № 21н). Однако, как показывает практика, нормативная база, связывающая вопросы аудита и коррупции, является мало разработанной, не отвечает в полной мере насущной проблеме борьбы с коррупцией и требует значительных доработок, особенно в практическом применении. Объективность и справедливость аудита укрепляет доверие и содействует развитию эффективных рынков. В связи с экономическим кризисом и существующими экономическими условиями аудиторам и заинтересованным лицам приходится преодолевать многочисленные трудности. Во всем мире экономика подрывается корпоративной коррупцией, поэтому важно переосмыслить будущее аудита и особенно понимание обществом его роли для экономики. Борьба с коррупцией не просто так превратилась в проблему международной важности. Установлено, что коррупция представляет собой серьёзную угрозу национальной безопасности стран и влечет за собой серьезные негативные экономические, социальные и политические последствия. Борьба с коррупцией может быть эффективной только в том случае, если начало этой борьбы будет предварено установлением первопричин самого явления коррупции. Коррупция - серьезное хроническое заболевание современного российского общества. Конечно, корни вопроса уходят, как уже отмечалось, глубоко в прошлое. Но именно на наши дни пришелся апогей проблемы борьбы с коррупцией не только в экономике, но и во всех сферах жизни общества.
Противодействие коррупции может быть эффективно, если оно осуществляется не только со стороны государственных правоохранительных органов, но и со стороны «жертв», в том числе корпоративного сектора экономики. На наш взгляд, сегодня для многих российских менеджеров коррупция стала базовым принципом собственного личного и даже (что самое неприятное) профессионального процветания. Многие, если не большинство, делают хорошую карьеру и обеспечивают себе будущее, являясь неотъемлемым звеном каких-либо коррупционных схем. В борьбе с коррупцией нужно учесть то обстоятельство, что аудиторская компания работает в условиях рыночной экономики, и стоит ей хотя бы один раз без согласования с клиентом сообщить о факторах угрозы коррупции в компетентные органы, как такая информация сразу станет известна везде и всюду, и аудиторская компания лишится своих клиентов. Не является секретом, что аудиторские компании зависят от своих клиентов, потому что они им платят деньги и могут выбирать того, кто будет проводить аудиторскую проверку. Собственно по этой причине и выдаются «чистые» аудиторские заключения, в которых отражена та информация, которая выгодна клиенту, поэтому клиент очень дорожит аудиторской фирмой, с которой он «сработался», иначе говоря, аудит превращается в фарс, и такое аудиторское заключение не что иное, как «липа». Можно выстраивать сколько угодно схем, придумывать методики контроля для аудиторских фирм, озадачивать составлением отчетов, но все эти разработки будут бесполезны до тех пор, пока в законодательстве не появится жесткая материальная ответственность за выдачу «липового» аудиторского заключения. Кроме того, по нашему мнению, должны быть пересмотрены сами методики проведения аудиторской проверки. Аудиторская проверка должна стать наиболее углубленной и инициативной. Понятие обязательного аудита должно исчезнуть, потому что сегодня обязательный аудит осуществляется чаще всего для «галочки» особенно в ГУПах и МУПах. Должно существовать одно понятие - аудиторская проверка бухгалтерской отчетности. Аудиторская компания при проведении аудита должна понимать, что, написав некорректное аудиторское заключение, неотвратимо понесет ответственность, причем кратную выданному «липовому» аудиторскому заключению, иными словами, некорректное проведение аудиторской проверки налоговой отчетности для аудитора должно быть невыгодно. Также необходимо помнить, что собственники аудиторских фирм - это чаще всего бизнесмены, и многие из них сами дают взятки чиновникам за выигранный, например, тендер.
Делая выводы из данного параграфа укажем, что для эффективной работы и выявления признаков коррупции государство должно самостоятельно выступать в роли «клиента» и нанимать аудиторские компании, давая аудиторам конкретные задания на выявление коррупции, только тогда работа аудиторских компаний будет эффективной. Роль аудиторов в антикоррупционной деятельности сегодня невысока. Громкие разоблачения коррупционеров, инициаторами которых были бы аудиторы, на практике достаточно редки. Антикоррупционная кампания в России не дает заметных результатов: лишь пятая часть российских респондентов заявила об ужесточении практики противодействия корпоративному мошенничеству.
§ 3. Работа органов по противодействию коррупции Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов прокуратуры. Исходя из того, что участие России в ратифицированных Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок, Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка утвердил новую стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.
С целью реализации положений статьи 36 Конвенции ООН против коррупции, а также с учетом того, что проявления коррупции могут наблюдаться в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, в августе 2007 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создано специализированное подразделение по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. К компетенции отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Нижегородской области отнесены вопросы борьбы с коррупцией в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности, руководителей области и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц. Основными задачами отдела являются: надзор за соблюдением федерального законодательства и надзор за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, обеспечение участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Основные направления деятельности отдела можно разбить на следующие группы: · выявление коррупционных проявлений и проведение по ним соответствующих проверок; · надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности по делам коррупционной направленности; · осуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции; · поддержание государственного обвинения в стадии судебного производства по таким уголовным делам; · мониторинг и анализ исполнения законодательства о борьбе с коррупцией и выработка предложений по его совершенствованию. Учитывая комплексный характер коррупции, проявления которой могут наблюдаться в сфере исполнения законодательства различных видов (бюджетного, антимонопольного, законодательства об использовании государственного имущества, о государственных закупках, о противодействии легализации преступных доходов и т.д.) отдел правомочен осуществлять необходимые мероприятия по противодействию коррупции в сфере исполнения соответствующего законодательства во взаимодействии с иными профильными надзорными подразделениями прокуратуры Республике Башкортостан.
Отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в оперативном отношении находится в подчинении прокурора Нижегородской области, но организационно его деятельность по указанным направлениям координируется специальным управлением центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Такое построение призвано обеспечить самостоятельную централизованную структуру в рамках единой прокуратуры Российской Федерации. Для повышения гарантий независимости при выполнении возложенных обязанностей и предупреждения фактов неправомерного служебного поведения работников отдела установлена не только особая процедура их назначения на должность и освобождения их от должности, но и специальный порядок привлечения таких прокурорских работников к дисциплинарной ответственности. Назначение на должности проводится только после тщательного изучения личности кандидата, который должен обладать безупречным послужным списком и соответствующей репутацией. Отбор кандидатур происходит на специальной комиссии. Состав комиссии в Генеральной прокуратуре Российской Федерации утвержден приказом Генерального прокурора России, возглавляет её Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации. На региональном уровне такие комиссии возглавляют прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур. Все отобранные прокурорские работники как на региональном, так и на федеральном уровне, назначаются на должность приказом Генерального прокурора Российской Федерации и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности только с его согласия. Тем самым в рамках общей схемы органов прокуратуры России создаётся вертикально интегрированная структура, которая призвана обеспечить системный подход к противодействию коррупции. Сотрудниками органов внутренних дел за 11 месяцев 2016 года выявлено более 2000 преступлений экономической направленности. Из них свыше 1300 тяжких и особо тяжких преступлений. Около 440 преступлений совершены в крупном и особо крупном размере или причинили крупный ущерб. По материалам подразделений экономической безопасности в суд направлено 950 уголовных дел. Сумма причиненного ущерба по оконченным уголовным делам составила свыше 1 миллиарда 200 миллионов рублей. Возмещено около 500 миллионов рублей.
В отчетном периоде зарегистрировано 775 преступлений коррупционной направленности, в том числе около 650 фактов коррупции связанных с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности, из них 68 коррупционных преступлений, совершенных в крупном размере либо причинивших крупный ущерб. Выявлено около 300 фактов взяточничеств. Средний размер взятки составил 17 тыс. рублей, по ст. 290 УК РФ («Получение взятки») – 24 тыс. рублей, по ст. 291 УК РФ («Дача взятки») – 8 тыс. рублей. Задокументировано около 80 преступлений в коммерческих организациях, в том числе 65 фактов коммерческого подкупа. Средний размер коммерческого подкупа составил – 79 тыс. рублей. В суды направлены уголовные дела почти по 590 коррупционным преступлениям. Сумма причиненного ущерба по оконченным уголовным делам коррупционной направленности составила 89,4 миллионов рублей, обеспечено его возмещение на сумму около 40 миллионов рублей. К уголовной ответственности привлечено 233 лица, том числе около 200 за совершение тяжких, особо тяжких составов. Так, в апреле 2016 года по материалам УЭБ и ПК МВД по Республике Башкортостан направлено в суд уголовное дело, возбужденное по ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий») (4 эпизода) в отношении бывшего начальника Управления МЧС России по РБ, который заведомо зная, что работы по государственному контракту по строительству базы Приволжского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России в полном объеме не выполнены, подписал акты выполненных работ и справки о стоимости работ. На основании этих документов коммерческой организации, которая работала на объекте, были необоснованно перечислены бюджетные денежные средства в сумме 16,6 миллионов рублей. В настоящее время уголовное дело находится на рассмотрении в суде. По материалам УЭБ и ПК МВД по Республике Башкортостан в суд направлено уголовное дело в отношении заместителя главы администрации Илишевского района по жилищно-коммунальному хозяйству, который через посредника – директора одного из местных муниципальных унитарных предприятий, вымогал у индивидуального предпринимателя незаконное денежное вознаграждение в сумме 100 000 рублей за выдачу разрешения на строительство магазина в с. Верхнеяркеево. В последние годы наблюдается рост активности структур осуществляющих свою деятельность по принципу финансовой пирамиды. География распространения таких преступлений обширная. Сотрудниками органов внутренних дел пресечена деятельность организаций, занимавшихся хищением путем привлечения займов от граждан под проценты, в городах Уфа, Стерлитамак, Нефтекамск, Салават, Бирск, Октябрьский, Дюртюли, Белорецк, от действий которых пострадало более 1,5 тысяч человек. Так, в г. Нефтекамске выявлены факты мошенничества со стороны должностных лиц кредитного потребительского кооператива «Русфинанс», которые путем обмана под предлогом возврата займов с процентами завладел денежными средствами 450 граждан в сумме 43,5 млн рублей. Возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ. В целом в кредитно-финансовой сфере сотрудниками ОВД за 11 месяцев 2016 года выявлено 730 преступлений. Окончены расследованием уголовные дела по 231 преступлению. Министерством внутренних дел по Республике Башкортостан в результате принятых мер за 11 месяцев 2016 года в указанной сфере выявлено 71 преступление, в т.ч.: 29 фактов производства, хранения, перевозки либо сбыта товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ); 5 – связанных с производством, приобретением, хранением, перевозкой или сбытом товаров и продукции без маркировки (ст. 171.1 УК РФ); 3 факта изготовления, сбыта поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использования (ч. 2 ст. 327.1 УК РФ); 14 фактов нарушений авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ). 1 факт поставки контрафактной продукции (ст. 159 УК РФ), 1 факт осуществления незаконной предпринимательской деятельности (ст. 171 УК РФ), 11 фактов распространения вредоносных программ (ст. 273 УК РФ). Из незаконного оборота изъято более 37 тыс. единиц контрафактной и фальсифицированной продукции на общую сумму более 18 миллионов. руб., в т.ч. более 5 тысяч единиц носителей аудиовизуальной информации, 15 тысяч единиц продовольственных товаров, более 7 тысяч. – промышленных, из них 6 тысяч единиц товаров легкой промышленности и более 557 единиц лекарственных средств и биологически активных добавок к пище, более 92 тысяч литров алкогольной и спиртосодержащей продукции Ликвидирована деятельность 7 крупных «подпольных цехов» по производству и реализации суррогатного алкоголя в городах Бирск, Белебей, Ишимбай, Кумертау, Стерлитамак, Сибай и Мелеузовском районе. В указанной сфере пресечено около 1200 административных правонарушений, в том числе: 204 – за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (ст. 14.1 КоАП РФ); 400 – за незаконную продажу товаров, свободная реализация которых запрещена (ст. 14.2 КоАП РФ); 581 нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст. 14.16 КоАП РФ). Сумма наложенных штрафов за данные административные правонарушения составила более 7,1 миллионов рублей, взыскано свыше 5 миллионов рублей. В ходе профилактической операции по пресечению незаконного оборота контрафактной продукции с 1 по 10 декабря 2016 года на территории республики сотрудниками органов внутренних дел выявлено 653 правонарушения, из них 15 уголовно-наказуемых факта. Составлено 503 административных протокола изъято 22830 единиц продукции, из них: продовольственных товаров – 1050, легкой промышленности – 3621, лекарственных средств – 146, алкогольной и спиртосодержащей продукции – 20710, на общую сумму более 6,5 миллионов рублей. В Аургазинском районе РБ сотрудниками ОЭБиПК в ходе ОРМ «проверочная закупка» выявлен факт сбыта немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками водки в количестве 12 бутылок, объемом 0,5 литра, производства Республики Казахстан. В ходе осмотра места жительства лица, реализующего суррогат, обнаружено и изъято 508 бутылок, объемом 0,5 л. и 11 баллонов, объемом 5 л. с алкогольной продукцией. Стоимость изъятой продукции составила 115625 рублей. Возбуждено уголовное дело по ч. 5 ст. 171.1 УК РФ. В ходе реализации оперативной информации в Сипайлово задержан житель г. Оренбурга, у которого в ходе осмотра автомашины обнаружено и изъято 185 бутылок алкогольной продукции. Установлено, что данный гражданин организовал перевозку, хранение и реализацию без разрешительных документов (лицензии), немаркированной алкогольной продукции производства Республики Казахстан в 3 торговых точках микрорайона Сипайлово. Всего в ходе проведенных мероприятий изъято более 1,5 тыс. бутылок (752 л) немаркированной алкогольной продукции. Проводится проверка, в совершенном деянии усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 171.1 УК РФ. Противодействие коррупции в Республике Башкортостан осуществляется путем применения следующих мер: - антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Республики Башкортостан и их проектов; антикоррупционный мониторинг; - разработка и реализация антикоррупционных программ и мероприятий; антикоррупционное образование; - антикоррупционная пропаганда; применение антикоррупционных стандартов. Однако на уровень коррупции продолжают существенно влиять незавершенность структурной перестройки экономики и административной реформы. Значительная часть совершаемых коррупционных правонарушений связана с незаконным присвоением общественных ресурсов и бюджетных средств, особенно в ходе осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Коррупция продолжает оставаться дестабилизирующим фактором для развития предпринимательства, существенно снижает инвестиционную привлекательность Республики Башкортостан. С учетом сложившегося уровня коррупции, при котором она нарушает принципы равенства и социальной справедливости, затрудняет экономическое развитие страны и препятствует повышению эффективности государственного управления, необходимы осуществление программных мер по совершенствованию правовых и организационно-управленческих антикоррупционных механизмов, разработка комплексов антикоррупционных мероприятий в отдельных отраслях экономики. В рамках проверки реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», прокуратурой Караидельского района Республики Башкортостан проведена антикоррупционная экспертиза решения Совета муниципального района Караидельский район «Об утверждении Порядка предоставления в 2011 году субсидий из бюджета муниципального района Караидельский район РБ на дизельное топливо, использованное на проведение сезонных сельскохозяйственных работ, на приобретение семян зерновых и бобовых культур, средств химизации».Установлено, что данное решение не обеспечивает равный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к средствам муниципальной поддержки [14]. Нормативным правовым актом не определен порядок принятия решения о предоставлении субсидии, что в свою очередь создает условия для проявления коррупции, а также создает условия для разрешения вопроса об очередности получения субсидии в зависимости от субъективного усмотрения ответственных должностных лиц. В связи с этим, прокуратурой района в Совет муниципального района Караидельский район внесено требование об устранении данного коррупциогенного фактора, которое будет рассмотрено на ближайшем заседании В Башкортостане возбуждено первое уголовное дело в отношении мирового судьи. Служитель Фемиды оказался не чист на руку. В 2016 году мировой судья по г. Туймазы и Туймазинскому району Республики Башкортостан обещал автолюбителю-нарушителю вынести положительное решение. Правда, услуга оказалась не из дешевых. 34 - летний житель села Кандры допустил серьезное нарушение. Полицейскими был составлен административный протокол за вождение в состоянии алкогольного опьянения. По закону ему, бесспорно, грозило лишение прав. Однако мужчина не стал мириться с таким положением. Как только документы пришли на рассмотрение, он пошел на переговоры с представителем судебной власти. Они завершились успешно, обе стороны сошлись на сумме в 20 тысяч рублей. Но после этого правонарушитель, подумав, сообщил о взятке в полицию. Сотрудники подразделения по экономической безопасности и противодействию коррупции МВД по РБ по коллегиальному решению судей Верховного суда республики провели оперативные мероприятия. В своем служебном кабинете служитель Фемиды задержан с поличным при получении денег. По результатам рассмотрения дела и проверок председателем следственного комитета РФ в адрес квалификационной коллегии судей РБ направлено представление. Башкирские специалисты вынесли заключение о наличии в действиях судьи признаков состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 290-й УК РФ «Получение должностным лицом взятки». На основании решения квалификационной коллегии председателем следственного комитета РФ возбуждено уголовное дело по вышеуказанным признакам. Столь долгий срок возбуждения уголовного дела объясняется специальным порядком. Судьи обладают особым статусом неприкосновенности. В настоящее время проводятся следственные действия по сбору, закреплению доказательств. Кроме того, в ходе следствия проверяются версии о причастности данного судьи к совершению аналогичных преступлений. По закону максимальный срок за преступление предусматривает до 12 лет лишения свободы [15]. Прокуратура города Агидель РБ проверила соблюдение законодательства об охране здоровья граждан. В ходе, которой выявлен факт служебного подлога врача городской больницы. Участковый терапевт для увеличения показателей по посещаемости пациентов, внесла в амбулаторные карты умерших граждан заведомо ложные сведения об оказании им медицинских услуг. Следовательно, страховая организация произвела оплату за «оказанную» медицинскую помощь. Возбуждено уголовное дело статье служебный подлог и злоупотребление должностными полномочиями. По результатам рассмотрения представления прокурора к дисциплинарной ответственности привлечено четыре должностных лица[16]. Сотрудники УФСБ по Республике Башкортостан задержали двух госинспекторов Приуральского управления Ростехнадзора. Чиновники вымогали взятку у строительной фирмы «Стройтрейдинг» за выдачу разрешения на допуск в эксплуатацию электрооборудования жилого дома. Понуждая строителей к даче взятки, инспекторы умышленно тянули время, и срок сдачи дома постоянно откладывался. Кроме того, один из чиновников, не ставя в известность подельника, повысил свою «ставку». Оперативники службы безопасности организовали «эксперимент», и во время передачи сотруднику надзорного органа 20 тысяч рублей задержали его. В Следственном комитете возбуждены уголовные дела по статье «Получение взятки».
Выводы по первой главе Подводя итоги главы, укажем, что противодействие коррупции - сложная, многоаспектная и ответственная функция современного российского государства и гражданского общества. По мнению отечественных специалистов, к ее исполнению для достижения основных целей привлечено значительное количество материальных, кадровых, информационных и иных ресурсов не только государства, но и всего общества. На наш взгляд, антикоррупционный аудит - это профессиональная деятельность уполномоченных на то лиц, осуществляемая в целях проверки соблюдения требований антикоррупционного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и учреждениями (юридическими лицами), а также их сотрудниками (физическими лицами) с использованием различных средств, предусмотренных законодательством о государственном (муниципальном) и общественном контроле. Основные усилия государственных органов Республики Башкортостан должны быть направлены на устранение причин и условий, порождающих коррупцию, и тем самым на повышение эффективности государственного управления. Борьба с коррупцией не может сводиться к привлечению к ответственности лиц, виновных в коррупционных преступлениях, и к кратковременным кампаниям по решению частных вопросов, она должна включать хорошо продуманную и просчитанную систему разноплановых усилий, осуществляемых множеством субъектов. Все это обуславливает острую необходимость решения проблемы программными методами, что позволит обеспечить должную целеустремленность и организованность, тесное взаимодействие субъектов, противостоящих коррупции, наступательность и последовательность антикоррупционных мер, адекватную оценку их эффективности и контроль за результатами.
|