Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Риски предприятия оптовой торговли

 

Риски, сопровождающие финансовую деятельность, формируют обширный портфель рисков предприятия оптовой торговли, который определяется общим понятием – финансовый риск. Этот риск составляет наиболее значимую часть совокупных хозяйственных рисков предприятия. Его уровень возрастает с расширением объёма и диверсификацией торговой деятельности, со стремлением менеджеров повысить уровень доходности торговых операций, с освоением новых финансовых технологий и инструментов.

Финансовый риск предприятия оптовой торговли представляет собой результат выбора его собственниками или менеджерами альтернативного решения, направленного на достижение желаемого целевого результата хозяйственной деятельности при вероятности экономического ущерба (финансовых потерь) в силу неопределённости условий его реализации.

Финансовый риск оказывает серьёзное влияние на многие аспекты хозяйственной деятельности предприятия оптовой торговли, однако наиболее значимое его влияние проявляется в двух направлениях:

1) Уровень риска оказывает определяющее воздействие на формирование уровня доходности хозяйственных операций предприятия – эти два показателя находятся в тесной взаимосвязи и представляют собой единую систему "доходность-риск";

2) Финансовый риск является основной формой генерирования прямой угрозы банкротства предприятия, так как финансовые потери, связанные с этим риском, являются наиболее ощутимыми.

В условиях формирования рыночных отношений проблема эффективного управления финансовыми рисками приобретает всё большую актуальность.

Управление финансовыми рисками предприятия оптовой торговли представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации рисковых финансовых решений, обеспечивающих всестороннюю оценку различных видов финансовых рисков и нейтрализацию их возможных негативных финансовых последствий.

Финансовые риски предприятия оптовой торговли характеризуются большим многообразием и в целях подготовки и реализации эффективных управленческих решений требуют определённой классификации.

На современном этапе к числу основных финансовых рисков предприятия оптовой торговли относятся:

Риск снижения финансовой устойчивости предприятия. Он генерируется несовершенством структуры капитала (чрезмерной долей используемых заёмных средств), порождающим несбалансированность положительного и отрицательного денежных потоков торгового предприятия по объёмам. В составе финансовых рисков по степени опасности (генерирования угрозы банкротства предприятия) этот вид риска играет ведущую роль.

Риск неплатёжеспособности предприятия генерируется снижением уровня ликвидности оборотных активов, порождающим разбалансированность положительного и отрицательного денежных потоков торгового предприятия во времени. По своим финансовым последствиям этот вид риска также относится к числу наиболее опасных рисков.

Инвестиционный риск характеризует возможность возникновения финансовых потерь в процессе осуществления инвестиционной деятельности предприятия. В соответствии с видами этой деятельности разделяются и виды инвестиционного риска – риск реального инвестирования и риск финансового инвестирования. В составе риска реального инвестирования можно выделить риски несвоевременной подготовки инвестиционного проекта, несвоевременного завершения проектно-конструкторских и строительных работ; несвоевременного открытия финансирования по инвестиционному проекту; потери инвестиционной привлекательности проекта в связи с возможным снижением его эффективности и т.п. Инвестиционные риски включают следующие подвиды рисков:

Риск упущенной выгоды – это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль). В результате неосуществления какого-либо мероприятия, (например, страхования, инвестирования и т.п.);

Риск снижения доходности – связан с уменьшением размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам. Риск снижения доходности включает:

Процентный риск, возникающий в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых по привлечённым средствам, над ставками по предоставленным кредитам. К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, риски процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам.

"Кредитный риск - опасность неуплаты заёмщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. К кредитному риску также относится риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга." Кредитный риск имеет место в финансовой деятельности предприятия оптовой торговли, при предоставлении им товарного (коммерческого) или потребительского кредита покупателям. Формой его проявления является риск неплатежа или несвоевременного расчёта за отпущенные предприятием в кредит потребительские товары.

Биржевые риски – представляют собой опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относится риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т.п.

Селективные риски – возникают из-за неправильного формирования видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.

Риск банкротства – представляет собой опасность в результате неправильного выбора вида вложения капитала, полной потери предпринимателем собственных средств и его неспособность рассчитываться по взятым на себя обязательствам.

Инфляционный риск. В условиях инфляционной экономики он выделяется в самостоятельный вид финансовых рисков. Этот вид риска характеризуется возможностью обесценения реальной стоимости капитала (в форме финансовых активов предприятия), а также ожидаемых доходов от осуществления финансовых операций в условиях инфляции. Так как этот вид риска в современных условиях носит постоянный характер и сопровождает практически все финансовые операции предприятия оптовой торговли, ему уделяется постоянное внимание.

Процентный риск состоит в непредвиденном изменении процентной ставки на финансовом рынке (как депозитной, так и кредитной). Причиной возникновения данного вида финансового риска являются: изменение конъюнктуры финансового рынка под воздействием государственного регулирования; рост или снижение предложения свободных денежных ресурсов и другие факторы. Отрицательные финансовые последствия этого вида риска проявляются в эмиссионной деятельности предприятия (при эмиссии, как акций, так и облигаций), в его дивидендной политике, в краткосрочных финансовых вложениях и других финансовых операциях.

Валютный риск присущ предприятиям оптовой торговли, ведущим внешнеэкономическую деятельность (импортирующим и экспортирующим товары). Он проявляется в недополучении предусмотренных доходов, в результате непосредственного воздействия изменения обменного курса иностранной валюты, используемой во внешнеэкономических операциях предприятия, на ожидаемые денежные потоки от этих операций. Так, импортируя товары, предприятие проигрывает от повышения обменного курса соответствующей иностранной валюты по отношению к национальной. Снижение же этого курса определяет финансовые потери предприятия при экспорте товаров.

Депозитный риск отражает возможность не возврата депозитных вкладов (непогашения депозитных сертификатов). Он встречается относительно редко и связан с неправильной оценкой и неудачным выбором коммерческого банка для осуществления депозитных операций предприятия.

Налоговый риск имеет ряд проявлений: вероятность введения новых видов налогов и сборов на осуществление отдельных аспектов хозяйственной деятельности; возможность увеличения уровня ставок действующих налогов и сборов; изменение сроков и условий осуществления отдельных налоговых платежей; вероятность отмены действующих налоговых льгот в сфере хозяйственной деятельности предприятия. Являясь для предприятия непредсказуемым, он оказывает существенное воздействие на результаты его хозяйственной деятельности.

Инновационный финансовый риск связан с внедрением новых технологий, использованием новых финансовых инструментов и т.д.

Криминогенный риск. В сфере финансовой деятельности предприятий оптовой торговли, он проявляется в форме объявления его партнёрами фиктивного банкротства; подделки документов, обеспечивающих незаконное присвоение сторонними лицами денежных и других активов; хищения отдельных видов активов собственным персоналом и другие.

Прочие виды рисков. Группа прочих финансовых рисков довольно обширна, но по вероятности возникновения или уровню финансовых потерь она не столь значима для предприятий, как рассмотренные выше. К ним относятся риски стихийных бедствий и другие аналогичные "форс-мажорные риски", которые могут привести не только к потере предусматриваемого дохода, но и части активов предприятия оптовой торговли (основных средств, запасов товарно-материальных ценностей); риск несвоевременного осуществления расчётно-кассовых операций (связанный с неудачным выбором обслуживающего коммерческого банка) и другие.

 


Глава 2.Основные социально-экономические показатели деятельности ЗАО "Александр"

 

2.1 Характеристика деятельности ЗАО "Александр"

 

Для проведения качественного анализа воздействия фактора риска на работу предприятия, необходимо всесторонне оценить состояние ЗАО "Александр" в различных областях его деятельности: финансовой, сбытовой социально-экономической и других.

Закрытое акционерное общество "Александр", создано в июне 1996 года, в соответствии с действующим Законодательством Р.Ф. и по решению учредителей. ЗАО "Александр" обладает правами юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном порядке, имеет расчетный счет в банке, круглую печать со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), эмблему, штампы, бланки и другие реквизиты. Все товары имеют соответствующие сертификаты качества. На сегодняшний день ЗАО "Александр" представляет собой широко развитую коммерческую инфраструктуру, с широкой сбытовой сетью. Предприятие является одним из крупнейших поставщиков абразивного материала и инструмента на Северо-Западе России. На складе в Санкт-Петербурге постоянно поддерживается в ассортименте более 300 тонн различной абразивной продукции. ЗАО "Александр" - является официальным представителем заводов: ОАО "Волжский абразивный завод, ОАО "Ильич", ОАО "Белгородский абразивный завод". Приоритетом деятельности предприятия является продажа абразивного и шлифовального инструмента вышеуказанных производителей России по ценам завода-изготовителя, а также продажа металлорежущего инструмента. В предлагаемой предприятием номенклатуре товаров, продукция всех основных российских абразивных заводов: ОАО "Лужский абразивный завод"; ОАО "Абразивный завод "Ильич"; ОАО "Опытный абразивный завод"; ОАО "Белгородский абразивный завод"; ОАО "Запорожский абразивный комбинат"; ОАО "Златоустовский абразивный завод"; ОАО "Волжский абразивный завод"; ЗАО "Самарские абразивы"; ОАО "Косулинский абразивный завод".

ЗАО "Александр" предлагает со своего склада в Санкт-Петербурге продукцию следующего ассортимента:

1) Абразивный инструмент на керамической связке и бакелитовой связке: шлифовальные круги различных типоразмеров и профилей.

2) Абразивный инструмент на вулканитовой связке: Абразивные круги различных размеров.

3) Шлифовальный материал: шлифзерно различных фракций (зернистости); шлифзерно регенерированное, для пескоструйных работ.

4) Шлифовальная шкурка на ткани и бумаге; водостойкая и неводостойкая; в рулонах и листах; шлифовальные ленты, лепестковые круги. Алмазный (синтетический и природный) инструмент на органической, металлической и керамической связках; алмазная шлифовальная шкурка, паста.

5) Отрезные круги: армированные и неармированные. Инструмент из эльбора (кубического нитрида бора) на органической и керамической связках различных профилей.

6) Мерительный инструмент: угольник, рулетка, штангенциркуль.

7) Инструмент для зачистки и шлифовки: дисковая щётка (стальная проволока с бронзовым покрытием, дисковая щётка для дрели.

8) Инструмент бытового назначения: Брусок для заточки кос "Лодочка", мойка, паста "Санита".

9) Тигли для плавки цветных металлов: гранитовые тигли, тигли из карбида кремния; а также аксессуары: подставки, крышки, кольца, трубы, литейные желоба, черпаки, колокола для погружения в расплав, трубки дегазации.

10) Электроды, газовые баллоны и прочие товары для обработки древесных материалов.

11) Шлифовальные круги: специальные, трапециевидные, с запрессованными элементами, с двухсторонней выточкой, с конической выточкой, тарельчатые, с двухсторонней выточкой, чашечные цилиндрические и кольцевые.

На сегодняшний день абразивный инструмент находит свое применение во многих областях промышленности и является наиболее эффективным средством обработки материалов металлического, синтетического (пластики) и минерального происхождения (камень, мрамор, гранит и т.п.).

Абразивный инструмент обладает такими достоинствами, как высокая скорость, качество обработки материалов, безопасность и экологичность производимых работ. Эти качества определяют его широкое распространение среди профессиональных потребителей инструмента и среди "любителей".

Абразивный инструмент находит свое применение практически во всех отраслях промышленности: от машиностроения, металлообработки, камнеобработки, нефтедобывающей и горнодобывающей промышленности, строительной индустрии, до целлюлозно-бумажной отрасли и пищевой индустрии.

ЗАО "Александр" контролирует полноту ассортимента и добивается постоянного наличия товаров на складе, участвует в рекламных мероприятиях. Организуя завоз товаров, ЗАО "Александр" контролирует, соблюдают ли заводы изготовители договорные обязательства по поставкам товаров соответствующего ассортимента и качества, строго в обусловленные сроки. На складе предприятия закупленные товары разбраковываются и уцениваются в случае их несоответствия запросам покупателей или снижения потребительских качеств. ЗАО "Александр" имеет право прекращать приёмку и возвращать заводам-изготовителям товары низкого качества, что заставляет промышленные предприятия улучшать их потребительские свойства.

Предприятие играет существенную роль в системе экономических связей, между отраслями производства, изготовителями товаров и оптовой торговлей. Например, закупая у заводов-изготовителей продукцию, а затем реализуя её в другие отрасли промышленности, ЗАО "Александр" становится связующим звеном между различными отраслями промышленности.

Высшей, основной целью деятельности предприятия в условиях рыночной экономики является максимизация прибыли. Однако на определённых этапах развития и функционирования организации существуют и промежуточные цели, например:

- обеспечить безубыточную работу;

- завоевать большую долю на рынке товаров и услуг;

- регулировать товарное предложение в соответствии со спросом;

- расширить рынок сбыта в странах СНГ;

- получить выход на мировой рынок;

- развивать связи с родственными западно-европейскими фирмами;

- обеспечить максимальный рост показателей;

Каждая из этих промежуточных целей всегда выступает средством для достижения основной (главной) цели.

ЗАО "Александр" выполняет различные рыночные функции:

- обеспечение взаимосвязи между партнёрами-производителями, продавцами и покупателями – по нахождению оптимальных каналов сбыта продукции;

- функция экономической интеграции территорий и преодоление

пространственного разрыва;

- функция формирования запасов для страхования от изменений спроса на товары;

- функция сглаживания цен;

- функция хранения и транспортировки товаров;

- функция доработки, доведения товаров до требуемого качества, фасовки и упаковки;

- функция кредитования своих клиентов, особенно мелких розничных

предприятий;

- функция маркетинговых исследований рынка и рекламы.

Для того, чтобы целенаправленно воздействовать на изменение торговой конъюнктуры, ЗАО "Александр" собирает информацию о состоянии и перспективных изменениях ситуаций на отраслевых и региональных рынках, о возможностях поставщиков, а также исследует и прогнозирует спрос на товары. Информацию для анализа рынка закупок организация получает из внутренних источников (поставщики, с которыми ведётся или велась работа), и из внешних источников (данные о статистике товарооборота и розничных или оптовых ценах, путеводители по закупкам, ярмаркам, каталоги и проспекты по продажам и т.п.). Для предприятия очень важно глубоко изучать вопросы поставок товаров. Нужно не только оценить долю каждого поставщика в общем объёме поставок, но и постоянно иметь информацию об объёмах и сроках поставок, о количестве товаров, учитывать политику и стратегию промышленных предприятий и других поставщиков в ценообразовании и использовать её в своих интересах. При анализе поставок и оценке их влияния на товарооборот ЗАО "Александр" учитывает целый ряд факторов, связанных с ценообразованием:

1) в какой степени действующие цены могут обеспечить реализацию товаров и услуг;

2) какой объём реализации товаров возможен при сложившихся ценах;

3) каковы средние затраты, которые соответствуют этим объёмам реализации;

4) каков уровень рентабельности.

Такая политика в области цен успешна, так как позволяет улучшить позицию предприятия на конкурентных рынках товаров и услуг и увеличить чистую прибыль предприятия. ЗАО "Александр" имеет возможность выбирать одно из трёх типовых ценовых стратегий:

1) установление цен на отдельные товары выше, чем у конкурентов;

2) установление цен на уровне конкурентов;

3) установление цен несколько ниже, чем у конкурентов.

Для этого предприятие должно привести доказательства обоснованности ценовой стратегии и провести расчёт её влияния на конечные результаты – объёмы товарооборота и прибыли. Под товарооборотом понимается сумма продажи товаров за определённый период времени. ЗАО "Александр" имеет преимущества на Российском рынке и является конкурентоспособным, т.к. качество и широкий ассортимент продукции, продаваемой предприятием, может удовлетворить запросы любого потребителя абразивных инструментов и материалов.

В условиях развития рыночных отношений особое внимание ЗАО "Александр" уделяет оперативному и практически повседневному анализу различных сторон маркетинговой деятельности предприятия. Одним из основных его направлений считается анализ спроса на выпускаемую продукцию, так как падение спроса может свидетельствовать об изменении тенденции в потреблении продукции, появлении на рынке более дешевых и качественных изделий, недостаточно эффективной рекламе.

Конкурентными преимуществами ЗАО "Александр" являются:

- свободный выход на северо-западный рынок.

- подготовленный квалифицированный персонал;

- известность предприятия и контроль над значительной долей регионального отраслевого рынка.

- система управления запасами с фиксированным количеством, при этом постоянно контролируется уровень запасов абразивных материалов, когда количество падает ниже установленного уровня, выдается заказ на восполнение запасов.

- большое количество надёжных источников поставок, что позволяет лучше формировать предложение и наращивать объёмы торговой деятельности.

Слабыми сторонами фирмы являются:

-Отсутствие выхода на западно-европейский рынок;

-Отсутствие опыта работы по международным стандартам;

-Фирма уязвима в случае болезни или ухода незаменимых сотрудников;

-Утечка информации из фирмы;

В программу деятельности предприятия, направленную на достижение коммерческого успеха, включены следующие меры:

1. рекламирование товара, его промышленных и экологических свойств;

2. проведение пропаганды товара, заключающейся в популяризации его отличительных свойств;

3. участие в специализированных выставках товаров;

На рис. 1. видна занимаемая доля ЗАО "Александр" на рынке абразивных материалов, а также доля занимаемая его основными конкурентами.

 

 

Рис. 1. распределение долей рынка

 

ЗАО "Александр" работает на рынке абразивных материалов около 10 лет. За это время фирма завоевала некоторую часть рынка, а точнее 6%, имеет свой сложившийся образ и репутацию на данном рынке.

Основными конкурентами предприятия являются: ООО "Северо-Западный торговый дом", ЗАО "Интершлиф", ЗАО "Санкорекс", ОАО Лужский Абразивный завод, ООО "Торговый дом Абразив".

ООО "Северо-Западный торговый дом" основан в 1997 году и уже несколько лет занимает лидирующие позиции на рынке абразивного инструмента в Северо-Западном регионе. Фирма является официальным дистрибьютором крупных отечественных и зарубежных предприятий, и занимается продажей абразивных инструментов.

ЗАО "Интершлиф" основан в 1992 году. Приоритетом деятельности предприятия является производство и реализация шлифовальных инструментов.

ЗАО "Санкорекс" успешно работает на российском промышленном рынке в области комплексного снабжения предприятий шлифовальным и металлорежущим инструментом, более 12 лет. В 1999 предприятием основано собственное современное производство шлифовального инструмента.

ООО "Торговый дом Абразив" осуществляет оптовые поставки абразивного инструмента, для стройиндустрии, металлообработки и камнеобработки. От лучших мировых производителей для металлообрабатывающей, машиностроительной, нефтедобывающей и горнодобывающей отраслей промышленности.

Усиление конкуренции при одновременном расширении рынка абразивных материалов создает дополнительные требования к обновлению ассортимента и повышению качества продукции. Преимущества конкурентов могут привести, к потере клиентов как существующих, так и потенциальных; а также приводят к потере занимаемой доли рынка. Чтобы этого не произошло, предприятие должно найти и устранить причины отставания от конкурентов, а так же постараться "обойти" конкурента другими преимуществами.

Основными заказчиками предприятия являются: ОАО "ЗИК", ОАО "Арсенал", ОАО "Электромашина", ОАО "СТАНКОМАШ", ОАО "Зингер".

ЗАО "Александр" принимает всевозможные меры для удержания клиента: скидки, рассрочки платежа, дополнительные услуги, заключение договора на длительный срок, различного рода стимулирования для заключения сделки. Так как потеря клиента может привести к таким последствиям, как финансовые потери, уменьшение заработной платы сотрудников или сокращение штата, а также падение репутации фирмы. Тогда, как появление клиента может привести к таким последствиям, как дополнительный рынок сбыт и, дополнительный источник поступления финансовых средств.

Сотрудничество с ЗАО "Александр" предоставляет другим предприятиям возможность:

- приобретать требуемую абразивную продукцию со скидкой до 20 %;

- при долговременной совместной работе, получить возможность отсрочки платежа до 45 календарных дней;

- узнавать о новинках ассортимента и быть в курсе всех ценовых изменений заводов-изготовителей;

- получать продукцию автотранспортом предприятия или по железной дороге в любой точке России.

ЗАО "Александр" принимает представителей предприятия-заказчика или отправляет своих представителей к нему, с целью согласования цен, условий поставки товара, заключения контракта и решения иных сопутствующих вопросов.

Ценовая политика ЗАО "Александр" строится на установлении цен на 10% ниже, чем у конкурентов. Цены на продукцию определяются исходя из требований рыночного спроса и складывающейся структуры затрат.

Особое значение придается поставкам продукции по договорам. Предприятие реализует свою продукцию крупным заводам других отраслей промышленности. Для этого заключены договоры с ОАО "ЗИК" и ОАО "Арсенал". Поставки данным заводам осуществляются на основе сложившейся системы долговременных хозяйственных связей.

Мелкие партии продукции реализуются предприятиям малого и среднего бизнеса. С крупными производителями ЗАО "Александр" заключает долгосрочные договора по сложившимся хозяйственным связям. Например, договор по поставке товаров ОАО "Электромашина" и совместной деятельности.

При подписании договора оговаривалось, что стороны по взаимному соглашению могут взаимно кредитовать друг друга в порядке оказания финансового содействия в целях совместной и собственной деятельности и оказания услуг, предусмотренных данным договором; взаимно передавать материальные и денежные ресурсы, в том числе средства образованных фондов друг другу, а также третьим лицам, выполняющим работы или услуги для сторон с письменного согласия обоих сторон; приобретать, обменивать, арендовать, брать взаймы у юридических и физических лиц оборотные средства с письменного согласия обеих сторон.

Сумма договора на момент заключения составляет 56 тыс. 969 руб., без учёта налога на добавленную стоимость, железнодорожного тарифа, дополнительных услуг.

Договор оговаривает, что при выявлении покупателем недостачи или не качественности вызов представителя поставщика является обязательным. Приемка товара по количеству и качеству осуществляется с участием представителя незаинтересованной организации, имеющей государственную лицензию на право приемки товаров. Товар оплачивается по цене, действующей на момент отгрузки. Расходы по транспортировке, по оборудованию и подготовке вагонов, контейнеров, амортизационные расходы при отгрузке в собственном подвижном составе, страховые расходы в стоимость не входят и оплачиваются покупателем дополнительно. Расчеты по поставкам производятся в порядке полной предварительной оплаты.

Краткосрочные договора ЗАО "Александр" заключает с коммерческими предприятиями на срок менее года. ЗАО "Александр" заключает договоры на поставку товаров и как покупатель. Однако предприятию, не всегда гарантируется оплата счетов за отгруженную продукцию из-за отсутствия средств у плательщика или по другим причинам.

Основной показатель хозяйственной деятельности ЗАО "Александр" – оптовый товарооборот. Он отражает переход товаров из сферы производства в сферу обращения и их движение внутри сферы обращения.

"Одно из основных условий успешного выполнения плана и высоких

темпов роста оптового товарооборота – правильная организация оперативного анализа его развития."

На предприятии ведётся оперативный контроль, как за отгрузкой, так и за реализацией товаров. Для склада устанавливаются планы и графики поставки товаров отдельным покупателям на месяц, по декадам, а нередко и отдельным дням.

Товарооборот ЗАО "Александр" по отгрузке представлен в табл. 2.1.

 

Табл. 2.1 Товарооборот ЗАО "Александр" по отгрузке

период 2003 год 2004 год изменение ±
Квартал 1 12868431 руб. 14347943 руб. + 1479512 руб.
Квартал 2 19640755 руб. 14487912 руб. - 5152843 руб.
Квартал 3 13337606 руб. 9043345 руб. - 4294261 руб.
Квартал 4 14060498 руб. 15404305 руб. + 1343807 руб.
итого 59907290 руб. 53319505 руб. - 6587785 руб.

 

На основании данных товарно-транспортных накладных и других документов в специальных таблицах определяют фактические объёмы отгрузки товаров за день (пятидневку, неделю или декаду) и нарастающим итогом с начала месяца.

По этим данным можно установить отклонения от плана по поставке товаров и принять оперативные меры по улучшению товароснабжения. На основании данных выписок из счетов в банке и приложенных к ним документов ЗАО "Александр" оперативно контролирует ход поступления денежных средств за реализованные товары, выполнение плана и динамику товарооборота. Эта информация используется при оперативном анализе издержек обращения, финансовых результатов, платёжеспособности предприятия и разработке мер по улучшению его хозяйственной и другой деятельности.

Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические отношения друг с другом.

"Организационная структура — это схематическое отображение структурных подразделений".

В этом документе отражаются все подразделения организации, схематически прорисовывается порядок их подчиненности. Чёткое разграничение компетенций, определяют высокую эффективность этой организационной структуры.

Организационная структура ЗАО "Александр" выглядит следующим образом и представлена на рис. 2.

 

Рис. 2. Организационная структура ЗАО "Александр"

 

Директор - Управляет фирмой, контролирует деятельность и взаимодействие структурных подразделений, занимается ведением переговоров с крупными поставщиками и клиентами. Управляет маркетинговой деятельностью на предприятии и развитием внешнеэкономических связей предприятия.

Заместитель директора - Н аряду с директором определяет политику и стратегию развития предприятия. Участвует в составлении заказов и договоров на поставку товаров, контролирует их исполнение. Проводит анализ структуры товарных запасов, динамики товарооборота по отдельным группам товаров. Отвечает за рекламу изготовляемой продукции, налаживание сбыта, связь с другими предприятиями, ведёт контроль и анализ финансового состояния фирмы. Отвечает за управление процессами снабжения и сбыта. В его подчинении находится транспортное управление, занимающееся организацией и осуществлением перевозок, ему подчиняются склады предприятия.

Бухгалтерия - Ведёт учёт хозяйственных средств и анализирует финансовое состояние предприятия, следит за точными и своевременными выплатами налогов и денежных обязательств. Обеспечивает строгое соблюдение кассовой и расчётной дисциплины, не допускает нецелевого использования средств и обеспечивает порядок хранения бухгалтерских документов.

Офис-менеджер (секретарь) - выполняет функции помощника генерального директора в полном объеме, следит за контролем документопотоков, решает организационные вопросы с партнерами компании, выполняет хозяйственно-административные функции. Выполняет работу с банковскими выписками, ведёт учет основных средств компании, занимается ведением кассовой книги и начислением заработной платы. Осуществляет подбор кадров, проводит собеседования с нанимающимися на работу. Составляет и оформляет трудовые договоры и контракты, ведет личные дела работников и другую кадровую документацию.

Отдел снабжения и сбыта - Целью отдела является поиск недорогих, но высококачественных основных и второстепенных материалов. Отдел занимается процессом отгрузки товара, управляет товарными запасами, выбирает оптимальные каналы сбыта товаров, организует складские операции.

Менеджеры по продажам - Занимаются поиском новой и развитием существующей клиентской базы, ведением переговоров, составлением и заключением контрактов с клиентами. Осуществляют работы по анализу рынка.

Менеджеры по закупкам - Занимаются обработкой и размещением заказов, контролируют своевременные поставки продукции. Занимаются сбором информации о специальных предложениях и акциях поставщиков и производителей-партнеров. Занимаются согласованием оптимальных цен по конкретным сделкам. Работают с поставщиками, контролируют ценообразование.

Штат ЗАО "Александр" составляет 26 человек. Из них 12 человек – рабочие (грузчики, водители, кладовщики), привлеченные на постоянной основе, и обслуживающий персонал. Остальные – это руководство предприятия, менеджеры и прочие специалисты. "Штат - это состав работников организации, определяемый руководством на определенный период"

Все предприятие подчиняется общему режиму внутреннего распорядка: Пятидневная рабочая неделя; Рабочий день с 8 часов до 19 часов; Обеденный перерыв с 12 часов до 13 часов. Ежегодно в соответствии с трудовым законодательством всем работающим предоставляется отпуск. В период падения спроса на продукцию, работникам ЗАО "Александр" предоставляется отпуск за свой счет, такого рода отпуска сопровождаются приказами руководителя предприятия.

На предприятии производятся следующие выплаты: оплата по должностным окладам, установленным приказом генерального директора; выплата доплат за совмещение должностей (до 30%); за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (до 30%); ежемесячное премирование; материальная помощь. ЗАО "Александр" проводит регулярные отчисления на социальные нужды во внебюджетные социальные фонды. В пенсионный фонд отчисляется 28% от начисленной суммы оплаты труда, в фонд социального страхования – 5,4%, в фонд обязательного медицинского страхования – 3,6%, в фонд занятости - 1,5%. Основным налогом, выплачиваемым ЗАО "Александр" является налог на прибыль. Выплаты производятся в федеральный бюджет, в бюджет субъекта Российской федерации и в местный бюджет. Продолжая свою трудовую деятельность в условиях рыночных отношений ЗАО "Александр" переживает нелегкий период в своей хозяйственной деятельности, связанный с рядом проблем и трудностей, присущих современному этапу развития экономики.

В настоящее время в деятельности предприятия имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объёму, ассортименту и качеству поставляемых товаров. Кроме того, у предприятия значительно сократился товарооборот, это является следствием огромной конкуренции присущей данному сегменту рынка. Непрерывный мониторинг конкурентной среды - необходимое условие для аналитической оценки рыночной ситуации и ориентации производства на удовлетворение потребностей рынка наиболее эффективным способом.

Для обеспечения качественного управления на предприятии должны быть разработаны перспективные стратегии в области конкурентоспособности, а также предусмотрены необходимые организационные меры по всем аспектам хозяйственного управления. По существу, любое превосходство над конкурентами достигается за счет инноваций, и поэтому способность к внедрению новых технических и технологических элементов в деятельности предприятия, обеспечивающих рыночные преимущества, является необходимой составляющей конкурентоспособности предприятия. В условиях жесткой конкуренции превосходство по качеству, цене и сферам сбыта является сегодня жизнеобеспечивающим фактором успеха на рынке страны.

На основании всего вышеизложенного видно, что предприятие подвергается воздействию различных видов рисков. Отсюда видна актуальность дальнейшего выявления, анализа и оценки различных рисков.

В процессе анализа, необходимо изучить причины недостатков в торгово-коммерческой деятельности предприятия и разработать меры по их устранению и предупреждению. Применительно <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...