Глава 3. Совершенствование управления рисками в деятельности ЗАО
3.1 Управление рисками в деятельности ЗАО "Александр"
Влияние рисков сказывается на всех сторонах работы предприятия, ухудшая его финансовое положение, сбытовые возможности, способность отвечать по своим обязательствам и другие аспекты. Из всего вышеперечисленного видна актуальность и необходимость наличия на этом предприятии эффективной системы управления риском. Эта система позволит, управляя рисками и снижая их влияние до минимального уровня, не допустить дальнейшее углубление кризиса большинства сфер деятельности и, в конечном итоге – стабилизировать положение. Управление рисками включает в себя следующие фазы: - Выбор стратегии и тактики управления риском; - Определение средств, приёмов и методов управления риском; - Разработку программы по снижению степени риска. "При управлении рисками необходимо использовать внутренние и внешние механизмы их нейтрализации. Основными объектами для внутренних механизмов нейтрализации рисков являются, как правило, все виды допустимых рисков, значительная часть рисков критической группы, а также не страхуемые катастрофические риски. Преимущество использования таких механизмов – высокая степень альтернативности принимаемых управленческих решений, не зависящих от других субъектов предпринимательства. Внешние механизмы нейтрализации рисков предусматривают различные виды страхования, представляющие по существу передачу определённых рисков, которыми очень сложно (если вообще возможно) управлять, от страховщика к страхователю. Как правило, эти виды связанны с действием внешних факторов риска, а вероятности их известны с высокой степенью точности".
Механизмы нейтрализации рисков включают в свой арсенал средства разрешения риска, приёмы и методы снижения уровня риска. Средства разрешения риска достаточно распространены в предпринимательской деятельности. Ими пользуются те предприниматели, которые предпочитают действовать наверняка, отказываясь от рискованных проектов, перенося риск на какое-нибудь третье лицо. Основой разрешения рисков являются качественные подходы к управлению рисками: - избежание риска, т. е. уклонение от мероприятия, связанного с риском; - удержание риска – оставление риска за субъектом предпринимательской деятельности, его ответственности; - передача риска кому-то другому, например, страховой компании; - поиск гарантов, которые заинтересованы в уникальных услугах. Из средств разрешения риска первоочередными для ЗАО "Александр" являются средства внутреннего характера, которые исключают конкретный вид предпринимательского риска. К числу этих средств, прежде всего, относятся уклонения от риска и его передача. Основными мерами уклонения от риска для ЗАО "Александр" являются: 1. Отказ от использования в больших объёмах заёмного капитала. Снижение доли заёмных финансовых средств позволяет избежать одного из наиболее существенных рисков – потери финансовой устойчивости предприятия. Однако такое избежание риска влечёт за собой снижение возможности получения дополнительной суммы прибыли на вложенный капитал. 2. Отказ от чрезмерного использования оборотных активов в низколиквидных формах. Повышение уровня ликвидности активов застраховывает от риска неплатёжеспособности предприятия в будущем периоде, но лишает дополнительных доходов от расширения объёма продажи продукции в кредит и частично порождает новые риски, связанные с нарушением ритмичности операционного процесса из-за снижения размера страховых запасов готовой продукции.
3. Отказ от услуг не очень надёжных партнёров, так как организация стремиться работать только с убедительно подтвердившими свою надёжность потребителями и поставщиками. 4. Отказ от инновационных и иных проектов, уверенность в выполнимости или эффективности которых вызывает хотя бы малейшие сомнения. Однако подобная мера может привести к риску потери конкурентоспособности. Содержание перечисленных мер уклонения от рисков показывает, что некоторые из них лишь лишают предприятие дополнительных источников получения дохода и формирования прибыли, а соответственно отрицательно влияют на темпы его экономического развития и эффективность использования собственного капитала. Основными мерами передачи риска партнёрам, для ЗАО "Александр" являются: 1. Передача рисков путём заключения договора факторинга. "Факторинг – это продажа дебиторской задолженности по сниженной цене специализированной компании-фактору с целью получения денежных средств". Предметом деятельности является кредитный риск предприятия, который в преимущественной его доле передаётся коммерческому банку или факторинговой компании. Это позволяет предприятию в существенной степени нейтрализовать негативные финансовые последствия кредитного риска и получить оборотный капитал. 2. Передача риска путём заключения договора поручительства. В силу договора поручитель обязывается перед кредитором третьего лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или частично. При неисполнении должником своего обязательства, поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно. Предприятие использует поручительства для привлечения заёмного капитала и при этом несёт ответственность перед поручителем за чёткое исполнение договора поручительства. Для данного средства риск – возможность невозврата кредита выданного фирме. Кредитор путём требования договора поручительства передаёт риск невозврата кредита и связанные с ним потери поручителю, и поручитель приобретает этот риск. При управлении рисками предприятия используются приёмы снижения степени рисков, которые представляют собой более гибкие инструменты управления для уменьшения вероятности потерь. Основными приёмами снижения степени риска ЗАО "Александр" являются:
1. "Диверсификация – рассеивание риска за счёт распределения капитала, активов между разнообразными объектами вложения или сочетание в пределах уставного каптала различных видов деятельности". Механизм диверсификации позволяет разделять риски и препятствует их концентрации, например: - диверсификация видов хозяйственной деятельности. Она предусматривает использование альтернативных возможностей получения дохода от различных хозяйственных операций – например расширение ассортимента продаваемых товаров или спектра предоставляемых услуг, это предполагает работу одновременно на нескольких товарных рынках, когда неудача на одном из них может быть компенсирована успехами на других - Ориентация на различные группы потребителей и на предприятия разных регионов. При этом предприятие должно стремиться к равномерному распределению долей каждого потребителя, чтобы отказ нескольких из них не сорвал реализационную программу в целом. - Увеличение числа поставщиков абразивных материалов, позволяя ослабить зависимость предприятия от ненадёжных поставщиков, так как при нарушении ими графика поставок по самым разным причинам, (аварии, банкротство, форс-мажорные обстоятельства) предприятие сможет относительно безболезненно переключиться на работу с другими поставщиками. - Использование возможностей получения дохода от различных финансовых операций, непосредственно не связанных друг с другом (например, краткосрочных финансовых вложений), формирование кредитного портфеля, осуществление реального инвестирования и т.д. - Диверсификация кредитного портфеля предусматривает расширение круга покупателей и направлена на уменьшение кредитного риска предприятия. Характеризуя механизм диверсификации в целом, следует отметить, что он действует по отношению к негативным последствиям отдельных рисков избирательно. Обеспечивая нейтрализацию одних рисков, он не даёт эффекта в нейтрализации других рисков. Поэтому использование механизма диверсификации носит ограниченный характер.
2. Лимитирование – установление норматива расходов. Лимитирование является одним из наиболее распространённых внутренних механизмов риск-менеджмента, не требующих высоких затрат. Данный механизм используется по тем видам рисков, которые не выходят за пределы допустимого их уровня, т.е. по финансовым операциям в зоне критического или катастрофического риска. Лимитирование реализуется путём установления на предприятии внутренних финансовых нормативов в процессе обработки политики предпринимательской деятельности. По содержанию лимитирование концентрации рисков ЗАО "Александр" включает в себя: - предельный размер заёмных средств, используемых в хозяйственной деятельности. Этот лимит устанавливается раздельно для отдельных хозяйственных операций. - минимальный размер активов в высоколиквидной форме. Этот лимит обеспечивает формирование так называемой ликвидной подушки, характеризующей размер резервирования высоколиквидных активов с целью предстоящего погашения неотложных финансовых обязательств предприятия. В качестве ликвидной подушки в первую очередь выступают краткосрочные финансовые вложения предприятия, а также краткосрочные формы его дебиторской задолженности. - максимальный размер кредита, предоставляемого одному покупателю, направленный на снижение кредитного риска. - максимальный размер депозитного вклада, размещаемого в одном банке. - максимальный период отвлечения средств в дебиторскую задолженность. За счёт этого финансового норматива обеспечивается лимитирование риска неплатёжеспособности, а также кредитного риска. 3. Наиболее опасные по своим последствиям финансовые риски подлежат нейтрализации путём страхования. "Страхование – это соглашение, согласно которому страховщик (например, какая-либо страховая компания) за определённое обусловленное вознаграждение (страховую премию) принимает на себя обязательство возместить убытки или их часть (страховую сумму) страхователю (тому, кто страхуется), произошедшие вследствие предусмотренных в страховом договоре опасностей или случайностей, которым подвергается застрахованное им имущество". Сущность страхования выражается в готовности инвестора отказаться от части доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля. Фактически если стоимость страховки равна возможному убытку (т.е. страховой полис с ожидаемым убытком 1 млн. руб. будет стоить 1 млн. руб.), то инвестор, не склонный к риску, захочет страховаться так, чтобы обеспечить полное возмещение любых финансовых потерь (капитала, доходов), которые он может понести.
Страхование финансовых рисков ЗАО "Александр" – это страхование, потерь доходов (дополнительных расходов), вызванных следующими событиями: банкротство, непредвиденные расходы, а также неисполнение договорных обязательств, кредитора по сделке. Например, предприятие, направляя товары покупателю с условием последующей их оплаты, может заключить договор страхования финансового риска, по условиям которого страховщик в случае неисполнения покупателем своих обязательств по договору купли-продажи товара, обязан возместить предприятию неполученные доходы. Иногда страхование финансовых рисков включается в договор страхования имущества предприятия. При этом страховая компания возмещает страхователю не только ущерб, нанесённый застрахованному имуществу, но и не полученную вследствие остановки хозяйственной деятельности прибыль. Страхование вероятных потерь служит не только надёжной защитой от неудачных решений, но и повышает ответственность руководителей предприятия, принуждая их серьёзнее относиться к разработке и принятию решений. 4. Самострахование (внутреннее страхование) как приём снижения уровня риска основано на резервировании ЗАО "Александр" части финансовых ресурсов, позволяющих преодолеть негативные последствия по финансовым операциям предприятия. Самострахование позволяет снизить уровень: - нестрахуемых видов рисков; - риски допустимого и критического уровня с невысокой вероятностью возникновения; - большинство финансовых рисков допустимого уровня, расчётная стоимость по которым не высока; Основные формы самострахования ЗАО "Александр": - Формирование резервного (страхового) фонда, куда направляется 10% процентов суммы прибыли, получаемой предприятием в отчётном периоде. - Формирование целевых резервных фондов: фонда страхования ценового риска (на период временного ухудшения конъюнктуры рынка), фонда погашения безнадёжной кредиторской задолженности. - Формирование системы страховых запасов материальных и финансовых ресурсов по отдельным элементам оборотных активов предприятия: денежным активам и готовой продукции. Размер страховых запасов устанавливается в процессе нормирования оборотных активов. - Нераспределённый остаток прибыли, полученной в отчётном периоде, также может рассматриваться как резерв финансовых ресурсов, направляемых на ликвидацию негативных последствий финансовых рисков. Однако используя самострахование как приём снижения уровня риска, следует помнить, что страховые резервы во всех формах хотя и позволяют быстро возместить финансовые потери предприятия, но "замораживают" достаточно ощутимую сумму финансовых средств, в результате чего снижается эффективность собственного капитала, и усиливается его зависимость от внешних источников финансирования. Предприятию необходима разработка стратегии финансового развития. Для этого необходимо провести распределение обязанностей среди сотрудников и преобразовать организационную структуру, чтобы в конечном итоге усовершенствовать механизм управления рисками. 3.2 Совершенствование риск-менеджмента в ЗАО "Александр"
Для выхода из сложившегося положения ЗАО "Александр" должно предпринять ряд мер, имеющих целью нейтрализовать риски и вывести предприятие из кризисной ситуации. Финансовая стабилизация предприятия в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по таким основным этапам. 1. Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени не оценивался по результатам диагностики банкротства масштаб кризисного состояния предприятия, наиболее неотложной задачей в системе мер финансовой его стабилизации является восстановление способности к осуществлению платежей по своим неотложным финансовым обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства. 2. Восстановление финансовой устойчивости (финансового равновесия). Хотя неплатежеспособность предприятия может быть устранена в течение короткого периода за счет осуществления ряда аварийных финансовых операций, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени. 3. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда предприятие обеспечило длительное финансовое равновесие в процессе своего предстоящего экономического развития, т.е. создало предпосылки стабильного снижения стоимости используемого капитала и постоянного роста своей рыночной стоимости. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив в отдельные параметры финансовой стратегии предприятия. Скорректированная с учетом неблагоприятных факторов финансовая стратегия предприятия должна обеспечивать высокие темпы устойчивого роста его операционной деятельности при одновременной нейтрализации угрозы его банкротства в предстоящем периоде. Работу по стабилизации положения необходимо начинать с управления рисками, то есть разрабатывать и внедрять экономически целесообразные для предприятия рекомендации и мероприятия, направленные на уменьшение финансовых потерь, связанных с риском. Одним из главных шагов должно быть совершенствование на предприятии риск-менеджмента. Организационная структура данного предприятия характеризуется чётким разграничение обязанностей среди её сотрудников, где каждый отвечает лишь за свой вид деятельности. При этом функцию управления риском берёт на себя высшее руководство (директор и заместитель директора), используя при этом личный опыт, а не помощь специалистов. Управление рисками в ЗАО "Александр" должно осуществляться через все возможные структуры, что при правильном руководстве повысит общую эффективность управления фирмой. Таким образом руководителю следует создать на предприятии службу интерактивного риск-менеджмента, способную управлять организацией в условиях кризиса и взаимодействовать со всеми её структурными подразделениями. Так как в фирме отсутствуют собственные эксперты по видам рисков, директору необходимо поддерживать постоянные отношения готовности к сотрудничеству с ними, на неформальных условиях, контракта по графику или готовности к вызову. Этих помощников следует держать на условиях абонентской или договорной оплаты, а также снабжать материалами о состоянии дел на предприятии, даже несли всё идёт нормально. Группа риск-менеджмента должна предоставлять руководству организации ежемесячный доклад о проделанной работе и выдавать следующую информацию: - стоимость рисков: страховые премии, административные расходы, потери; - историю изменения стоимости рисков; - прогнозы потерь на будущие периоды; - связь между расходами на риск-менеджмент и доходами фирмы; - бенчмаркинг, т.е. сопоставление рисков данной фирмы с аналогичными показателями её конкурентов и лучшими достижениями в данной отрасли; - процедуры, применяемые на предприятии для управления рисками; - сопоставление целей и результатов риск-менеджмента. Генеральной целью работы интерактивной службы риск-менеджмента является обеспечение достижения финансовой стратегии фирмы на долгосрочную перспективу. Основная роль риск-менеджмента в системе антикризисного управления предприятием отводится широкому использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное применение этих механизмов позволяет не только снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и в значительной мере избавить предприятие от зависимости использования заемного капитала, ускорить темпы его экономического развития. Ускоренная ликвидность оборотных активов, обеспечивающая рост положительного денежного потока в краткосрочном периоде, достигается за счет следующих основных мероприятий: - ликвидации портфеля краткосрочных финансовых вложений; - ускорения процесса выплаты дебиторской задолженности; - уменьшение размера ценовой скидки при осуществлении наличного расчета за реализуемую предприятием продукцию; - увеличение размера страховых финансовых запасов. Ускоренное сокращение размера краткосрочных финансовых обязательств, обеспечивающее снижение объема отрицательного денежного потока в краткосрочном периоде, достигается за счет следующих основных мероприятий: - реструктуризации портфеля краткосрочных финансовых кредитов с переводом отдельных из них в долгосрочные; - увеличения периода предоставляемого поставщиками товарного (коммерческого) кредита; - отсрочки расчетов по отдельным формам внутренней кредиторской задолженности предприятия. Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если устранена текущая неплатежеспособность предприятия, т.е. объем поступления денежных средств, превысил объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочном периоде. Это означает, что угроза риска потери платёжеспособности предприятия в текущем отрезке времени ликвидирована, хотя и носит, как правило, отложенный характер. Какие бы меры не принимались в процессе использования тактического механизма финансовой стабилизации предприятия, все они должны быть направлены на сокращение объема потребления собственных финансовых ресурсов. Такое сокращение связано с уменьшением объема инвестиционной деятельности предприятия и поэтому характеризуется термином "сжатие предприятия".Сжатие предприятия должно сопровождаться мерами по обеспечению прироста собственных финансовых ресурсов. Увеличение объема генерирования собственных финансовых ресурсов, достигается за счет следующих основных мероприятий: - оптимизации ценовой политики предприятия, обеспечивающей дополнительный размер операционного дохода; - сокращения суммы постоянных издержек (включая сокращение управленческого персонала, расходов на текущий ремонт и т.п.); - снижения уровня переменных издержек (включая сокращение вспомогательных подразделений; повышение производительности труда и т.п.); - своевременной реализации неиспользуемого имущества. Совершенствование мероприятий по работе с дебиторами: - систематически определять срок просроченных остатков на счетах дебиторов и сопоставлять этот срок нормативными данными прошлых периодов; - при возникновении проблем с получением денег необходимо получить залог на сумму, не меньшую, чем сумма на счёте дебитора; - предложить скидку на реализуемый товар финансово надёжным покупателям за краткосрочную оплату продукции. - взыскание долгов в судебном. Совершенствование диверсификации видов хозяйственной деятельности ЗАО "Александр" и услуг предлагаемых другим организациям: - Осуществление автотранспортных перевозок; - Оказание услуг по складскому хранению; - Предоставление разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам. Консалтинг – это консультирование производителей, продавцов, покупателей в сфере технологической, технической, экспертной деятельности. Такими услугами могут быть: - Услуги по исследованию и прогнозированию рынка абразивных материалов; - Поиск оптимальных поставщиков товаров и услуг; - Проведение переговоров с поставщиками товаров и услуг; - Подбор оптимальных транспортных схем поставки товаров; - Поиск инвесторов. Рассмотренные методы антикризисного управления свидетельствуют о широком диапазоне возможностей финансовой стабилизации предприятия за счет использования ее внутренних механизмов. Одним из главных шагов совершенствования финансовой стратегии предприятия должен быть пересмотр ассортимента, выявление наиболее ходовых позиций и необходимых для закупки товаров. Не менее важным является пересмотр цен на товары. Что касается закупок товаров, то в данном случае необходимо ужесточить закупочную политику. Определить наиболее ходовые позиции в ассортименте можно путем анализа объемов продаж в денежном и натуральном выражении. Другой, более эффективный показатель – частота заказов данного товара, т.е. процент заказов, где этот товар присутствует. Для более точного анализа следует выделить наиболее крупных покупателей провести анализ их заказов на предмет выявления наиболее ходовых позиций. Именно их потребности в наибольшей степени должны влиять на формируемый ассортимент. Также можно использовать информацию агентов о запросах покупателей. Прежде всего, необходимо провести анализ издержек и выявить нижний предел цен на товары. Этот нижний предел цен включает в себя затраты на транспортировку, хранение, складирование, фасовку, т.е. все, что непосредственно касается движения товара. Таким образом, мы формируем минимальную цену на товары. Вторым шагом будет определение конкурентных цен на товар. Выявление в ассортименте ходовых товаров позволяет установить цены ниже конкурентных. В результате чего появляется инструмент привлечения покупателей. Цены на менее ходовые товары формируются исходя из общей рентабельности предприятия, т.е. цены устанавливаются так, чтобы скомпенсировать низкий уровень прибыли от товаров основного ассортимента. Принцип такой политики в том, что покупатель, заказывая ходовые товары ориентируется на низкие цены, а цена остальных товаров в меньшей степени влияет на спрос. Комплекс разработанных мероприятий для ЗАО "Александр" позволит решить проблемы напрямую связанные с осуществлением антикризисного менеджмента предприятия.
Заключение
Дипломный проект посвящен изучению вопроса, который актуален сегодня для многих предприятий – вопросу совершенствования управления финансовыми рисками. Риски могут возникнуть и оказывать свое воздействие на любое предприятие, независимо от степени его устойчивости на рынке. Это воздействие, как правило, носит негативный характер и может довести предприятие до кризиса. В связи с этим видна актуальность данного дипломного проекта, связанная с решением проблемы (на основе анализа финансово-экономического состояния на конкретном предприятии) поиска, разработки и внедрения таких методов управления, которые позволили бы снизить воздействие рисков до минимально возможного уровня и не допустить углубления кризиса на предприятии. Первая часть проекта посвящена всесторонней теоретической проработке вопроса, касающегося основ управления рисками на предприятии оптовой торговли. Приведена классификация финансовых рисков, раскрыта сущность риск-менеджмента на предприятии. Анализ поводился на примере ЗАО "Александр". Уже на предварительном этапе, при составлении характеристики объекта исследования, выявилась сложная обстановка на данном предприятии, касающаяся важнейших сфер деятельности – финансовой и сбытовой. Продолжая свою трудовую деятельность в условиях рыночных отношений ЗАО "Александр" переживает нелегкий период в своей хозяйственной деятельности, связанный с рядом проблем и трудностей, присущих современному этапу развития экономики. В настоящее время в деятельности предприятия имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объёму, ассортименту и качеству поставляемых товаров. Кроме того, у предприятия значительно сократился товарооборот, это является следствием огромной конкуренции присущей данному сегменту рынка. Непрерывный мониторинг конкурентной среды - необходимое условие для аналитической оценки рыночной ситуации и ориентации производства на удовлетворение потребностей рынка наиболее эффективным способом. Для обеспечения качественного управления на предприятии должны быть разработаны перспективные стратегии в области конкурентоспособности, а также предусмотрены необходимые организационные меры по всем аспектам хозяйственного управления. Эти выводы были, в последствии, подтверждены анализом, с привлечением специальных методов оценки риска, на основе детерминированных моделей: 1. Абсолютные показатели оценки риска. 2. Относительные показатели оценки риска. Данные модели позволили оценить риск последствий результатов деятельности предприятия. На их основе были проведены следующие оценки: - Оценка рисков структуры активов предприятия по степени их ликвидности. - Оценка риска потери платёжеспособности предприятия. - Оценка риска потери финансовой устойчивости предприятия. - Оценка риска потери финансовой независимости предприятия. Результаты аналитического раздела дипломного проекта можно свести к следующему: ЗАО "Александр" особенно подвержено риску потери финансовой устойчивости, и находится в кризисном финансовом положении, т.е. в зоне катастрофического риска, что может привнести к банкротству предприятия. Структура предприятия "собственный капитал – заемные средства" имеет значительный перекос в сторону долгов, предприятие может обанкротиться, если несколько кредиторов одновременно потребуют свои деньги обратно в "неудобное" время. Следует обратить внимание на низкие коэффициенты срочной и абсолютной ликвидности. Это указывает на большую дебиторскую задолженность и снижение платежеспособности ЗАО "Александр". На основании полученных данных можно сделать следующие выводы: Основными причинами снижения хозяйственной деятельности ЗАО "Александр" являются: 1) Резкое падение спроса на продукцию ЗАО, что связано со снижением платёжеспособности основных потребителей, так как финансовое состояние предприятия в значительной степени зависит от объема продаж. 2) Рост цен на реализуемую продукцию, требующий дополнительного увеличения оборотных средств, которого так и не произошло. 3) Задолженность перед поставщиками, персоналом организации и государственными внебюджетными фондами, а так же перед учредителями. 4) Уменьшение всех имеющихся запасов готовой продукции на складах, размера дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и денежных средств. 5) Неэффективное использование основных фондов. 6) Неэффективное использование собственного капитала. 7) Несвоевременные поставки абразивных материалов. 8) Уменьшение основного и оборотного капитала. Однако в хозяйственной деятельности предприятия также наблюдаются и положительные тенденции, например: 1) Рост собственного капитала. 2) Уменьшение величины заёмного капитала. 3) Излишек оборотных средств. 4) Рост валовой прибыли. 5) Повышение эффективности использования имущества организации. Тяжёлое финансовое положение организации осложняется воздействием многих видов рисков – риском банкротства, финансовым, сбытовым и кредитным рисками. Результаты анализа выявили влияние фактора риска на работу рассматриваемого предприятия, находящегося в кризисе, при практически полном отсутствии какой-либо целостной системы управления риском и показали необходимость совершенствования системы управления рисками. Заключительный раздел дипломного проекта посвящен вопросу совершенствования риск-менеджмента на предприятии. Организационная структура данного предприятия характеризуется чётким разграничением обязанностей среди её сотрудников, где каждый отвечает лишь за свой вид деятельности. При этом функцию управления риском берёт на себя высшее руководство (директор и заместитель директора), используя при этом личный опыт, а не помощь специалистов. Управление рисками в ЗАО "Александр" должно осуществляться через все возможные структуры, что при правильном руководстве повысит общую эффективность управления фирмой. Таким образом руководителю следует создать на предприятии службу интерактивного риск-менеджмента, способную управлять организацией в условиях кризиса и взаимодействовать со всеми её структурными подразделениями. Так как в фирме отсутствуют собственные эксперты по видам рисков, директору необходимо поддерживать постоянные отношения готовности к сотрудничеству с привлечёнными специалистами, на неформальных условиях, контракта по графику или готовности к вызову. Этих помощников следует держать на условиях абонентской или договорной оплаты, а также снабжать материалами о состоянии дел на предприятии, даже несли всё идёт нормально. Финансовая стабилизация предприятия в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по таким основным этапам. 1. Устранение неплатежеспособности. 2. Восстановление финансовой устойчивости. 3. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. В заключительном разделе проекта предложены методы управления рисками в ЗАО "Александр", которые достигаются за счёт: -Отказа от использования в больших объёмах заёмного капитала -Отказа от услуг не очень надёжных партнёров -Отказа от инновационных и иных проектов, уверенность в выполнимости или эффективности которых вызывает хотя бы малейшие сомнения. -Продажи дебиторской задолженности по сниженной цене специализированной компании-фактору с целью получения денежных средств -Диверсификации видов хозяйственной деятельности -Лимитирования, т.е. установления норматива расходов -Страхования и самострахования -ликвидации портфеля краткосрочных финансовых вложений - предложить скидку на реализуемый товар финансово надёжным покупателям за краткосрочную оплату продукции - Предоставление разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам и т.п. Такова сущность предложенного вашему вниманию дипломного проекта. Таким образом, стабилизация положения на предприятии, а также возможность дальнейшего его развития представляются вполне реальными и выполнимыми.
Список литературы
1) Бакит К.А. Построение отдела продаж – с "нуля" до максимальных результатов. – СПб.: Питер, 2006. – 192 с. 2) Бланк И.А. Торговый менеджмент. – Киев: Ника-Центр, 2006. – 780 с. 3) Бланк И.А. Антикризисное финансовое управление предприятием. - Киев: Ника-Центр, 2006. – 672 с. 4) Бочаров В.В. Современный финансовый менеджмент. - СПб.: Питер, 2006. – 464 с. 5) Вахтеров С. В. Риск должен быть оправдан // Управление компанией, 2004. - №8. – 80 с. 6) Воробьёв С.Н., Балдин К.В. Управление рисками в предпринимательстве. – М.: Дашков и Кº, 2006. – 772 с. 7) Вяткин В.Н., Газма В.А., Екатеринославский Ю.Ю., Иванушко П.Н. Управление рисками фирмы: программы интерактивного риск-менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 400 с. 8) Гальмина П.В. Практикум по экономике организации (предприятия). М: - Финансы и статистика, 2006. - 478 с. 9) Захаров В.Я., Блинов Л.О., Хавин Д.В. Антикризисное управление. Теория и практика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 287 с. 10) Ковалёв В.В., Ковалёв Вит.В. Учёт, анализ и финансовый менеджмент. М.: - Финансы и статистика, 2006. – 688 с. 11)Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю., Скамай А.Г., финансы организаций (предприятий), М.: ИНФРА-М, 2007. – 572 с. 12)Минат Н.В. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски. - М.: Экзамен, 2006. – 189 с. 13) Памбухчиянц О.В., организация и технология коммерческой деятельности, М.: Дашков и Кº, 2006. – 648 с. 14) Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. - М.: Дашков и Кº, 2007. – 594 с. 15) Савенюк В.С. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости. - СПб.: Питер, 2007. – 160с. 16) Ступаков В.С., Токаренко Г.С. Риск-менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 288 с. 17) Сухова Л.Ф., Глаз В.Н., Чернова Н.А. Анализ финансового состояния и бизнес-план торговой организации потребительской кооперации. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 288 с. 18) Трубочкина М.И., Скамай А.Т. Экономический анализ деятельности предприятия. М: ИНФРА – М, 2006. – 295 с. 19) Филатов О.К. Экономика предприятий (организаций). - М: Финансы и статистика, 2006. - 509 с. 20) Черняк В.З. Финансовый анализ. - М.: Экзамен, 2005. – 416с. Шапкин А.С., Шапкин В.А. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций. – М: Дашков и Кº, 2007. – 880 с. 21) Шеремет А.Д, Ионова А.Ф., Финансы предприятий: менеджмент и анализ, М.: ИНФРА-М, 2007. – 479с.
Приложение
|
|
|