Новый курс» Ф.Д. Рузвельта
Начиная с 1933 года, с целью выхода из Великой Депрессии администрация Ф.Д. Рузвельта проводила политику, получившую название «Нового курса». Данная политика предполагала ряд социально-экономических преобразований, которым даже на сегодняшний день не дано однозначной оценки. С одной стороны, многие меры, предпринятые Рузвельтом, были прогрессивными в сложившейся на тот момент ситуации: · был принят закон о социальном обеспечении, который предполагал: ü создание Управления по социальному страхованию, ü формирование пенсионного фонда и выплату пенсий гражданам США, достигшим 65-летнего возраста, отвечавшим определенным требованиям; ü введение нового ежегодного налога на индивидуальные доходы работающих по найму; ü создание системы страхования для рабочих. ! Закон о социальном обеспечении считается значительным шагом в истории развития социальной системы в США. · принят закон о справедливом найме, устанавливал фиксированную минимальную продолжительность рабочего дня и минимум зарплаты; кроме того, был сокращен рабочий день, а детский труд был запрещен; · произошла стабилизация денежной системы: запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система; · создана Федеральная корпорация по страхованию депозитов и Комиссия по ценным бумагам и биржам; · предпринимались значительные меры по борьбе с безработицей: создавались специальные «трудовые лагеря», куда направлялись безработные, организовывались работы для молодежи, женщин-одиночек нанимали на швейные работы для нужд госпиталей и благотворительных организаций; · 1935 г. - закон Вагнера - легализовалась деятельность профсоюзов, признавалось право на забастовки;
· предпринимались меры в области промышленности: к 1935 году в США произошел значительный рост объема производства; · предпринимались меры для стимулирования жилищного строительства; · боролся с дискриминацией по расовому признаку. Однако, неслучайно политика «Нового курса» имеет неоднозначную оценку: · чрезвычайно непопулярными были реформы в сельском хозяйстве: Администрации восстановления промышленности была запрещена, так как, согласно мнениям экономистов, могла превратить американскую экономическую систему в плановую.; · в 1937 года произошла рецессия: резко упали уровни производства, прибыли, приостановился рост занятости населения, подскочил уровень безработицы. Однако даже после этих событий Ф. Рузвельт не раз переизбирался на пост главы государства граждане США доверяли свое будущее этому выдающемуся политику. Революция 1870 года и Парижская Коммуна В 70-е годы XIX века империя Наполеона III переживала острый кризис. Нужна была победоносная война, чтобы решить внутри- и внешнеполитические проблемы Франции (спасти империю и династию, поднять международный престиж, отвлечь внимание от внутренних проблем). С такими целями начинали Франко-прусскую войну 1870-71 гг., однако закончилась она трагически: 2 сентября 1870 года французская армия была окружена и капитулировала под Седаном («седанская катастрофа»). 4 сентября 1870 года волнения в Париже вылились в новую революцию, которая произошла быстро и бескровно, в один день. Франция была провозглашена Третьей республикой. Было сформулировано правительство «национальной обороны» из республиканцев и монархистов. Революция изменила характер войны – приобрела оборонительный, справедливый характер. Была образована парижская национальная гвардия: все граждане, изъявившие на то желание, были вооружены и несли службу под начальством офицеров, ими же избранных (достигла 300 тысяч человек).
Правительство склонялось к идее перемирия с Пруссией из-за слабости Франции, разгрома армии. В январе 1871 года начались переговоры с канцлером Германии О. фон Бисмарком. Тяжелые условия заключенного мирного договора, осада Парижа, попытки правительства разоружить гвардию - все это вызвало восстание в Париже 18 марта. Итог: бегство правительства в Версаль, установление на основе всеобщих демократических выборов Парижской коммуны, которая просуществовала 72 дня. По мнению Карла Маркса и его последователей, Парижская Коммуна была первая попытка диктатуры пролетариата. В реальности, Парижская коммуна была стихийным восстанием парижан, никем не подготовленным, не имевшим программы, четкого осознания своих целей и задач. Оно явилось актом отчаяния в условиях проигранной войны, по сути, это городское восстание. Парижане хотели лучше организовать жизнь в городе - на основе демократических принципов: выборность, гласность и т.д. Последствия ПК: 1) способствовала утверждению республиканского строя во Франции, сделав невозможным реставрацию монархии; 2) оказала влияние на политику правящих кругов, осознавших необходимость более гибкой внутренней (в первую очередь – социальной) политики с целью не допустить подобных социальных взрывов; 3) стала уроком для рабочего движения Ленина, европейских рабочих партий. Последними боями защитников Парижской Коммуны была Майская «кровавая неделя».
38. Государственное устройство Третьей республики во Франции, особенности партийно-политической системы 4 сентября 1870 г. волнения в Париже вылились в новую революцию, произошла быстро, бескровно, в один день, Франция была провозглашена республикой – Третья республика (которая просуществовала 70 лет). После падения Парижской Коммуны основным содержанием внутриполитической жизни Франции была борьба за упрочение республики и ее демократизацию. Только в 1875 г. была принята Конституция Третьей республики. Ее особенности: компромиссность, краткость, отсутствие декларации о принципе государственного устройства, возможность изменения, отсутствие гарантий демократических прав и свобод.
Франция – парламентская республика. Глава государства – президент, избирается на 7 лет парламентом, зависит от парламента. Законодательная власть – парламент: выборная на 4 года палата депутатов и Сенат, избираемый на 9 лет, 1/3 пожизненно. Утверждал законопроекты нижней палаты, считался высшей судебной инстанцией (нарушение принципа разделения властей), не мог быть распущен. Правительство назначается президентом, но ответственно перед парламентом. Особенности Третьей республики: 1) сильно централизованная унитарная республика с бюрократической централизацией управления и полным бессилием местного самоуправления; 2) «министерская чехарда», (сменилось 34 министерства за 23 года, 15 кабинетов за 15 лет). Это было связано с не сложившейся еще партийно-политической системой и давало возможность для коррупции, закулисной игры, сговоров. 3) политическая нестабильность (борьба монархистов и республиканцев, отсутствие единства внутри республиканской партии, несовершенство Конституции) Как проявления нестабильности – частые политические скандалы, принимавшие общенациональный характер: «дело Буланже», «панамский скандал», «дело Дрейфуса». В такой острой борьбе происходила демократизация республиканского строя: 1) поправки в конституции (не может быть предметом пересмотра), отмена пожизненного сенаторства, свобода печати, собраний, амнистия коммунаров («Марсельеза» - национальный гимн, 14 июля, взятие Бастилии – национальный праздник); 2) борьба с клерикализмом законом об отделении церкви от государства; 3) социальная политика: защита женского и детского труда, страхование от несчастных случаев, кассы взаимопомощи безработным, пенсии рабочим и крестьянам с 65 лет, помощь многодетным семьям, 10-часовой рабочий день, создание министерства труда и гигиены, еженедельный отдых. В целом, в ХХ век Франция вступила с вполне упрочившимся республиканским строем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|