Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современное понятие «руководитель» и его типы




Руководителем считается лицо, направляющее и координи­рующее деятельность исполнителей, которые обязаны ему подчи­няться и в установленных рамках выполнять все его требования. Сам руководитель берет на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы. Основная же его за­дача состоит в том, чтобы организовать ее выполнение силами под­чиненных, контролировать, оценивать, вознаграждать их труд.

В соответствии с современными представлениями работа руко­водителя сводится к выполнению ряда функций, среди которых:

1) стратегическая - заключается в постановке целей, разработ­ке стратегии и планировании и в обычных условиях считается главной;

2) экспертно-инновационная - в процессе се реализации руководитель знакомится с последними достижениями НТР, организует работу над созданием и внедрением новых видов про­дукции и услуг, консультирует подчиненных;

3) административная, объединяющая целый ряд подфункций: — контрольную (оценка результатов деятельности, проведе­ние необходимой корректировки);

- организационную (распределение среди исполнителей пол­номочий, задач, ресурсов, инструктирование и пр.);

- координационную (организация взаимодействия работни­ков);

- кадровую (подбор, ориентация, обучение, развитие персонала);

- стимулирующую, (воздействиена поведение исполнителей, их поощрение и наказание).

4) коммуникационная (проведение совещаний и переговоров, прием посетителей, распространение информации и т. п.);

5) социальная (создание благоприятного морально-психоло­гического климата, поддержание традиций и норм поведения, ока­зание помощи подчиненным и пр.).

Официальные права и обязанности руководителей регламенти­руются уставом организации, положениями о ней или о структур­ных подразделениях.

Помимо официальных обязанностей, закрепленных в этих до­кументах, руководители имеют по отношению к своим подчинен­ным и неофициальные.

Они состоят в справедливом и уважительном отношении к ра­ботникам, заботе об их личных проблемах, здоровье, успехах, взаи­моотношениях в коллективе; оказании им при необходимости все­сторонней помощи, вплоть до взятия иногда на себя их вины.

Все это очень важно, поскольку на практике не только подчи­ненные зависят от руководителя, но сам он во многом зависит от них, их знаний, умения работать, готовности исполнять его распо­ряжения и неофициальные просьбы.

Кроме того, руководитель зависит также от своих коллег, на­чальников, деловых партнеров, без содействия которых он не в со­стоянии надлежащим образом выполнить возложенные на него обязанности.

В зависимости от уровня в управленческой иерархии условно выделяют руководителей высшего, среднего и низового звена. Они отличаются друг от друга набором функций и возможностей.

К высшему звену относятся руководители организации и их за­местители (председатель и члены совета директоров, президенты, вице-президенты и некоторые другие категории менеджеров). Они определяют миссию, цели и политику и основные стандарты дея­тельности фирмы, ее структуру и систему управления, представи­тельствуют на переговорах с государственными органами и глав­ными контрагентами.

Их обязанности чрезвычайно сложны, разноплановы, требуют глубоких и всесторонних знаний, аналитических способностей, за­датков политика, дипломата, которые в одном лице практически никогда не совмещаются.

Поэтому в крупной организации первые руководители едино­лично уже не могут принимать все решения и, отвечая за все, пере­ходят к руководству процессом их выработки в составе команды.

Первый руководитель (главный администратор) занимает свою должность на основании контракта с собственником (госу­дарством, акционерами, пайщиками), является его доверенным лицом и несет перед ним полную ответственность.

В его обязанности входит организация работы в рамках, определяемых законом.

Руководители среднего звена (основных подразделений) на­значаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность вверенного им имущества.

Низовой уровень управления - технический, обеспечивающий нормальное осуществление технологических процессов и стабиль­ную работу персонала.

Низовые руководители распределяют задания, разрабатывают графики работы, организуют и координируют труд подчиненных; обеспечивают условия выполнения ими производственных заданий; контролируют соблюдение их сроков, рациональность использования оборудования, материальных ресурсов, производственную дисциплину, технику безопасности; содействуют рационализаторству, изобретательству, внедрению передовых методов работы.

Руководители низового звена имеют право в установленном порядке премировать подчиненных, налагать на них дисциплинарные взыскания, делать соответствующие представления руководству подразделений и организаций.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...